Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологической тропой» Для детей от 11 до 15 лет.
рабочая программа
Объединение учащихся «Экологической тропой» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_-ekologicheskoy_tropoy.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №16с.Гыршелун
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО Директор
Протокол №1 МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун _______________________ __________ Г.А.Водова
«10» августа 2022 г. «31» августа 2022г.№39 ОД
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Экологической тропой»
Для детей от 11 до 15 лет.
Срок реализации – 1 год
Составитель: учитель биологии
Фальгот Любовь Викторовна
с.Гыршелун, 2022г.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.11.2015 г.
- Программа интегрированного учебного курса для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края «Забайкаловедение» - Программа интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края. - Чита : ИРО Забайкальского края, 2018. – 126 с.;
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка (общая характеристика программы):
Объединение учащихся «Экологической тропой» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
Конференция научно-исследовательских работ учащихся, «Фестиваль» проектно-исследовательских работ является отчетом о результатах деятельности, проводится в 1 раз в год в марте -апреле.
Направленность программы – естественнонаучная. Направлена на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, развитие исследовательской активности, на экологическое воспитание, приобретение практических умений и навыков в области охраны природы и природопользования. Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими знаний основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности по изучению и сбережению природы своего края, своей местности.
Актуальность программы –
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Исследовательская деятельность предполагает решение проблемы, которую ставит перед собой ученик.
Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. Изучение учащимися экологических понятий, законов по прежнему актуально, т.к. способствует расширению кругозора, воспитанию научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе.
Отличительные особенности программы, новизна образовательной программы: Признание необходимости включения учащихся в научную деятельность через возможность выбора содержания и вида деятельности, приобретение необходимых знаний в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений. Программа предусматривает активное проявление знаний, умений учащихся, осознание значимости экологических знаний, их ценности. Благодаря данной программе у учеников развивается познавательный интерес к экологии, чувство сопричастности к общему делу каждого из них.
Участники
Учащиеся 6-7 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе общества. Работа осуществляется поэтапно:
I. Начальный этап (4 классы)
Цель: выявление одаренных детей; формирование у школьников познавательного интереса к различным областям знаний.
II. Подготовительный этап (5-6 классы)
Цель: выявление наиболее способных к творчеству школьников; развитие навыков научной деятельности.
III. Собственно исследовательский этап (7-9 классы)
В процессе работы у детей происходит осмысливание научно-исследовательской деятельности через выполнение исследовательских работ как индивидуальных, так и групповых.
Запись в данное объединение осуществляется на основании желания школьников участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников.
-Объем программы, срок освоения– 1 год
Количество обучающихся в группе в текущем учебном году: 17
Количество часов в неделю: 1
Общее количество часов в год: 36
-Формы обучения -очная. Занятия индивидуальные, групповые.
-Уровень программы - стартовый (ознакомительный).
- Особенности организации образовательного процесса:
формы реализации образовательной программы –традиционная, с использованием электронного обучения;
1.2. Цель и задачи программы:
Создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей, содействие воспитанию экологической культуры учащихся - юных забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина России и жителя Забайкальского края, сохраняющего красоту забайкальской природы, уважающего людей, живущих рядом, имеющего сведения о природе.
Задачи:
- овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; анализировать возможности рационального использования флоры и фауны Забайкальского края; работать со справочниками и определителями; проводить наблюдения за растениями и животными;
- формировать умение характеризовать и распознавать растения и животных своего региона; формировать представление о целостности растительного и животного мира и необходимости его охраны;
- овладеть умениями выявлять пути решения экологических проблем;
- формировать целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и человека;
- формировать личную сопричастность к экологическим проблемам своей местности и ответственность за свои поступки в природной и социальной среде.
- развивать умения определять приспособления растений и животных к природно- климатическим условиям Забайкальского края;
- развивать умения анализировать, сравнивать, пользоваться определителями, пользоваться дополнительными источниками информации; развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами и работы с различными источниками информации;
- воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе;
воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к малой Родине.
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Экологической тропой» включает в себя:
-формирование активной жизненной позиции;
- понимание основных факторов, определяющих взаимодействие человека и природы;
- умение реализовать теоретические познания на практике;
- воспитание в учащихся любви к природе; чувство уважения к учёным, изучающим растительный и животный мир Забайкалья, эстетические чувства от общения с живыми организмами;
- соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы включает в себя:
- умение самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
-умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
- саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-формирование умение давать самооценку результату своего труда.
Познавательные УУД –формирование умений:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений; выявлять причинно-следственные связи принадлежности растений и животных к различным категориям в Красной книге;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; давать характеристику растениям и видам животных Забайкалья;
- Применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
- Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовании;
- Обобщать и делать выводы по изученному материалу;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- Презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ
Предметные результаты обучения
Школьники должны знать:
- многообразие растений и животных своей местности, среды обитания, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека;
- основные природные сообщества своей местности;
- возможности рационального использования растительного и животного мира Забайкальского края;
- исчезающие, редкие и охраняемые виды растений и животных своей местности;
- ученых, проводивших изучение растений и животных, природных сообществ на территории Забайкальского края;
- характеризовать роль экологии в системе наук и жизни современного общества, в решении глобальных, региональных и локальных (местных) проблем, связанных с взаимоотношениями природы и общества;
- характеризовать особенности экологических факторов, свойственных своей местности;
- характеризовать взаимоотношения в системе «организм - среда» (на примере видов, встречающихся в Забайкальском крае);
- строить пищевые цепи, на примере представителей водных и наземных экосистем Забайкальского края;
- характеризовать особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных);
- выявлять причинно-следственные связи между природно- климатическими условиями и уязвимостью экосистем Забайкальского края;
- характеризовать роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы;
- выявлять специфику агроэкосистем, городских и промышленных экосистем Забайкалья;
- приводить примеры, демонстрирующие региональные и местные разрушения природных сообществ в Забайкальском крае (вырубки и лесные пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов и др.);
- характеризовать процессы эвтрофикациии зарастания водоёмов (в своей местности);
- приводить примеры влияния антропогенных факторов (горнорудные разработки, вырубки, весенние палы, загрязнение и др.) на организмы в своей местности;
- выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды в Забайкальском крае, своей местности;
- характеризовать роль сохранения биологического разнообразия на всех уровнях;
- выявлять причины утраты биологического разнообразия родного края;
- приводить примеры редких и охраняемых видов флоры и фауны Забайкальского края, своей местности;
- характеризовать необходимые меры по сохранению редких и охраняемых видов родного края.
Школьники должны уметь:
- отличать изученные растения;
- распознавать изученных животных; давать характеристику видам животных Забайкалья, своей местности;
- по доминантным видам называть природные сообщества;
- понимать взаимосвязи, сложившиеся в природных сообществах;
- определять особенности приспособления растений и животных к природным условиям Забайкальского края, своей местности;
- узнавать редкие и охраняемые растения и животные своей местности, способствовать сохранению их мест обитания;
- объяснять значение растений и животных в природе и жизни человека;
- пользоваться Красной книгой, определителями растений; выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к различным категориям в Красной книге;
- проводить экологическое исследование социоприродного окружения школы;
- разрабатывать социально-ориентированные проекты по улучшению социоприродного окружения школы;
- оценивать на практике состояние экосистем Забайкалья и прогнозировать перспективы их развития.
Результаты освоения курса
Учащиеся научатся:
- распознавать и характеризовать особенности морфологического строения, процессов жизнедеятельности и приспособлений растений и животных к природным условиям Забайкальского края, своей местности;
- оценивать последствия вмешательства человека в живую природу;
- самостоятельно получать и анализировать информацию из различных источников о природных сообществах;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- общества, в решении глобальных, региональных и локальных (местных) проблем, связанных с взаимоотношениями природы и общества;
- характеризовать особенности экологических факторов, свойственных Забайкальскому краю;
- характеризовать взаимоотношения в системе «организм - среда» (на примере видов, встречающихся в Забайкальском крае, в своей местности);
- строить пищевые цепи, на примере представителей водных и наземных экосистем Забайкальского края;
- характеризовать особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных);
- характеризовать роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы;
- выявлять специфику агроэкосистем, городских и промышленных экосистем родного края;
- анализировать влияние природных, техногенных и социальных факторов среды на здоровье человека;
- приводить примеры влияния антропогенных факторов (горнорудные разработки, вырубки, весенние палы, загрязнение и др.) на организмы в Забайкальском крае, в своей местности;
- выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды в Забайкальском крае;
- решать прогностические задачи по региональной экологии;
- применять правила поведения человека в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пользоваться определителями растений и Красной книгой Забайкальского края;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, при укусах животных.
- работать в группе, уважительно относиться к иной точке зрения при решении спорных вопросов;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- осознанно соблюдать основные правила поведения в живой природе;
- выделять эстетические качества растительных объектов;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных родного края в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- проводить экологическое исследование социоприродного окружения школы;
- разрабатывать социально-ориентированные проекты по улучшению социоприродного окружения школы;
- оценивать на практике состояние экосистем родного края и прогнозировать перспективы их развития.
1.3.Содержание программы
Тема 1. Введение 1 ч
Тема 2. Организация экологической тропы. 2 ч
.
Что такое экология, экологическая тропа. Цели и задачи учебной тропы. Прокладка маршрута экологической тропы. Составление карто-схемы экологической тропы Работа на местности. (Составление плана пришкольной территории.)
Тема 3 Фенологический практикум.
Сезонные явления в живой и неживой природе
Тема 4. Лекарственные растения 4 часа
Место обитания, нормы и правила сбора, хранения и применения лекарственных растений.
Определение (лес, луг) лекарственных растений (травяных, древесных и кустарниковых)
Сбор, обработка и хранение лекарственных растений нашей местности (оформление гербария).
Работа с определителями
Тема 5. Редкие и охраняемые растения края 3 часа
«Красная книга» Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.
Ядовитые растения, несъедобные грибы округа, нашей местности. Определение видов ядовитых растений, грибов в лесу с помощью определителей* Оформление рисунков, плакатов, выставок «Лекарственные растения края», «Несъедобные грибы нашей местности», «Растения Красной книги Забайкальского края»
Тема 6. Особо охраняемые природные территории 1 час
Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.
Тема 7 Дендрология 2 часа
Дендрология – наука, изучающая строение древесных пород, их свойство
и географическое размещение. Изучение (важных) основных древесных пород: хвойные и лиственные. Географическое распространение древесных пород. Типы лесных насаждений: чистые (сосняки, ельники, березняки, кедровники) и смешанные. Определение породного состава насаждений в с Гыршелун. Кустарниковые породы, биологические особенности и хозяйственное значение. Определение кустарников по внешним признакам, по строению и по семенам. Ярусность леса. Лес (гл. порода), подлесок, подрост, покров (подстилка), почва (гумус).
Тема 8. Охрана леса 2 часа Основные документы по охране лесов,лесных ресурсов РФ. Лес и его значение в жизни человека,
района, края, страны и земного шара вцелом. Лес, как компонент биосферы. Лесные пожары и борьба с ними. Ущерб,наносимый мелкими пожарами. Соблюдение мер пожарной безопасности в лесу. Защита леса от вредителей и насекомых. Вред и польза насекомых. Насекомые-Вредители леса. Вредители: хвое - и листогрызущие, ствольные и корневые, их развитие и размножение. Наносимый ими вред.
Тема 9. Возобновление леса 1 час
Естественное и искусственное возобновление леса. Содействие естественному возобновлению леса.
Тема 10. Зоология 6 час
Беспозвоночные животные. Знакомство с наиболее распространенными представителями классов ракообразных, паукообразных и насекомых. Позвоночные животные. Холоднокровные животные. Рыбы. Земноводные. Рептилии.
Птицы нашего округа. Перелетные птицы. Зимующие птицы нашего края. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе. Млекопитающие нашего округа. Живые барометры природы. Беседа «О поведении диких и домашних животных. Сбор материала для папки «Живые барометры»
Тема 11 Ориентирование 3 часа
Ориентирование в лесу.
Компас. Ориентирование по местным признакам. Азимут. Хождение по азимуту. Топографическая карта. Условие обозначения. Маршрутный лист. Подготовка перед выходом в лес. Передвижение по лесу при пеших переходах. Ночлег в лесу. Бивак. Костровое хозяйство. Меры противопожарной безопасности. Приготовление пищи и хранение продуктов питания (гигиена и правила поведения) Экстремальные ситуации в лесу. Заблудившиеся в лесу. Поиск заблудившихся в лесу. Медицинская аптечка. Оказание первой помощи пострадавшим
Тема 12 Подготовка к соревнованию 2 час
Первый этап: « Ориентирование в лесу»
Второй этап: «Установка палатки»
Третий этап: Дендрология «Определение
видов растений».
Четвертый этап: Ботаника. Зоология.
Пятый этап: «Разжигание костра»
Учебный план
Тема | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
соревнованию/ проектно-исследовательских работ
| 1 2 1 4 3 1 2 3 2 1 6 2 2 3 2 1 | 1 1 2 1 1 1 1 3 2 | 2 1 3 1
1 3 1 3 2 2 1 2 1 +практикум по изучению природы |
Итого: | 36 | 13 | 23 |
Календарно- тематическое планирование | |||||||||||
№ | месяц | число | Время проведения | Место проведения | Разделы программы/ Тема занятия | Содержание занятий | Кол-во занятий Кол-во часов | В т.ч. практ. | Формы работы | Формы контроля | |
Аудит-ые | Внеауд-ые | ||||||||||
1 | сентябрь | 7 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Введение | 1 | Беседа лекция | ||||
2 | сентябрь | 14 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Осень Организация экологической тропы.- 2 час | Что такое экология, экологическая тропа Цели и задачи учебной тропы. Прокладка маршрута экологической тропы | 1 | 1 | практикум | Составление и работа с карто-схемой | |
3 | сентябрь | 21 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Составление карто-схемы экологической тропы. Работа на местности. (Составление плана пришкольной территории.) | 1 | 1 | ||||
4 | сентябрь | 28 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Фенологический практикум. Сезонные явления в живой и неживой природе 1 ч | 1 | практикум | презентация | |||
5 6 7 8 | октябрь | 4 11 18 25 | 15.00 15.00 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Лекарственные растения -4 час | Место обитания, нормы и правила сбора, хранения и применения лекарственных растений. Определение (лес, луг) лекарственных растений (травяных, древесных и кустарниковых) Сбор, обработка и хранение лекарственных растений нашей местности (оформление гербария). Работа с определителями | 1 | 3 | 1 Работа с определителями | Практическая работа | |
9 10 11 | ноябрь | 1 8 15 | 15.00 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Редкие и охраняемые растения края -3 часа | «Красная книга» Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Ядовитые растения, несъедобные грибы округа, нашей местности. Определение видов ядовитых растений, грибов в лесу с помощью определителей* Оформление рисунков, плакатов, выставок «Лекарственные растения края», «Несъедобные грибы нашей местности», «Растения Красной книги Забайкальского края» | 2 | 1 | 1 | Лекция, семинар, практикум | викторина |
12 | ноябрь | 22 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Особо охраняемые природные территории -1 час | Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. | 1 | Лекционный материал с презентацией, видеофайлы | Блиц-опрос | ||
13 14 | Ноябрь-декабрь | 29 6 | 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Дендрология 2 час | Дендрология – наука, изучающая строение древесных пород, их свойство и географическое размещение. Изучение (важных) основных древесных пород: хвойные и лиственные. Географическое распространение древесных пород. Типы лесных насаждений: чистые (сосняки, ельники, березняки, кедровники) и смешанные. Определение породного состава насаждений в с Гыршелун. Кустарниковые породы, биологические особенности и хозяйственное значение. Определение кустарников по внешним признакам, по строению и по семенам. Ярусность леса. Лес (гл. порода), подлесок, подрост, покров (подстилка), почва (гумус) | 1 | 1 | 1 | Лекция, практикум | Экологическая игра, тестирование |
15 | декабрь | 13 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Зима Экскурсия «Зимующие птицы» | Знакомство с видовым составом зимующих птиц, оказание практической помощи: организация кормушек. Оформление отчета | 1 | практикум | Отчет по работе | ||
16 | декабрь | 20 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Зимний практикум «На белой тропе» | Изучение следов животных, оформление отчета. Экологическая игра «Отгадай, чьи следы» | 1 | практикум | Экологическая игра | ||
17 | декабрь | 27 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Экскурсия «Природа зимой» | Познакомиться с адаптацией растений и животных зимой. Оформление отчета | 1 | практикум | Отчет по работе | ||
18 19 | январь | 10 17 | 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Охрана леса 2 часа | Основные документы по охране лесов, лесных ресурсов РФ. Лес и его значение в жизни человека, района, края, страны и земного шара в целом. Лес, как компонент биосферы. Лесные пожары и борьба с ними. Ущерб, наносимый мелкими пожарами. Соблюдение мер пожарной безопасности в лесу. Защита леса от вредителей и насекомых. Вред и польза насекомых. Насекомые- Вредители леса. Вредители: хвое - и листогрызущие, ствольные и корневые, их развитие и размножение. Наносимый ими вред. | 1 | 1 | Лекция с презентацией | викторина | |
20 | январь | 24 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Возобновление леса 1 час | Естественное и искусственное возобновление леса. Содействие естественному возобновлению леса. | 1 | Лекция видеофильм | тест | ||
21 22 23 24 25 26 | Январь-февраль март | 31 7 14 21 28 7 | 15.00 15.00 15.00 15.00 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Зоология -6 час | Беспозвоночные животные. Знакомство с наиболее распространенными представителями классов ракообразных, паукообразных и насекомых. Позвоночные животные. Холоднокровные животные. Рыбы. Земноводные. Рептилии. Птицы нашего округа. Перелетные птицы. Зимующие птицы нашего края. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе. Млекопитающие нашего округа Живые барометры природы. Беседа «О поведении диких и домашних животных. Сбор материала для папки «Живые барометры» | 3 | 3 | Лекция, практическая работа | Тест, викторина | |
27 28 | март | 14 21 | 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Работа над экологической стенгазетой 2 часа | 2 | 2 | Практическая работа | Выпуск экологической стенгазеты | ||
29 | март | 28 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Фенологический практикум. Весна. Сезонные явления в живой и неживой природе | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Оформление отчета | 1 | 1 | практикум | Отчет по работе | |
30 | апрель | 4 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Весна практикум Фенологические наблюдения за птицами: первая встреча и первая песня | Практикум по изучению весеннего прилета птиц, наблюдения за птицами. Оформление отчета | 1 | 1 | практикум | отчет | |
+ | апрель | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Практикум по изучению течения реки | Изучения течения реки, уровня воды, береговой линии, состояния воды, химического состава воды, биологических ресурсов. Оформление отчета | 1 | 1 | практикум | Отчет по работе | |||
+ | май | 2 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Практикум. Многообразие растений. Зеленая аптека | Знакомство с видовым многообразием растений на экологической тропе. Знакомство с лекарственными растениями на экологической тропе. Оформление гербария | 1 | 1 | практикум | отчет | ||
31 32 33 | апрель | 11 18 25 | 15.00 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Ориентирование-3часа | Ориентирование в лесу. Компас. Ориентирование по местным признакам. Азимут. Хождение по азимуту. Топографическая карта. Условие обозначения. Маршрутный лист. Подготовка перед выходом в лес. Передвижение по лесу при пеших переходах. Ночлег в лесу. Бивак. Костровое хозяйство. Меры противопожарной безопасности. Приготовление пищи и хранение продуктов питания (гигиена и правила поведения) Экстремальные ситуации в лесу.Заблудившиеся в лесу. Поиск заблудившихся в лесу. Медицинская аптечка. Оказание первой помощи пострадавшим | 2 | 1 | Лекция, практикум | тест | |
34 35 | май | 16 23 30 | 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Подготовка к соревнованию -2 час | Первый этап: « Ориентирование в лесу» Второй этап: «Установка палатки» Третий этап: Дендрология «Определение видов растений». Четвертый этап: Ботаника. Зоология. Пятый этап: «Разжигание костра» | практикум | Подготовка к участию в соревнованиях | |||
36 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Итоговое занятие 1 час | Участие в соревнованиях. Подведение итогов работы кружка. Составление плана работы кружка на 2021-2023 уч.год | 1 | Участие в соревнованиях | |||||
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Условия реализации программы
Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи").
2.3 . Оценочные материалы
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников.
Этап работы над проектом | Критерии, соответствующие этапам | Кол-во баллов | Характеристика критерия |
Подготовительный этап | Актуальность | Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по заданной тематике противоречий | |
Планирование работы | Осведомленность | Комплексное использование имеющихся источников по заданной тематике и свободное владение материалом | |
Исследовательская деятельность | Научность | Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими | |
Самостоятельность | Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия | ||
Результаты или выводы | Значимость | Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения | |
Системность | Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы | ||
Структурирован-ность | Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта | ||
Интегративность | Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы | ||
Креативность (творчество) | Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности | ||
Представление готового продукта | Презентабельность (публичное представление) | Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта | |
Коммуникативность | Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности | ||
Апробация | Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта | ||
Оценка процесса и результатов работы | Рефлексивность | Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? |
1 балл – критерий выражен слабо.
2 балла – критерии отслеживается с небольшими недочетами.
3 балла – критерий ярко выражен.
Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов.
Количество набранных баллов | Уровень проекта |
до 20 баллов | Низкий уровень |
20 - 29 | Средний уровень |
30 - 38 | Выше среднего уровня |
39 | Высокий уровень |
2.4. Воспитательная работа
Цель: воспитание всесторонне развитой гармонической личности обучающихся в ходе образовательного процесса в условиях дополнительного образования.
Воспитательный процесс в объединении осуществляется как на учебных занятиях, так и во внеурочное время.
Воспитательная работа предполагает проведение бесед и мероприятий по разным аспектам воспитания: экологическому, гражданско-патриотическому, духовно- нравственному, обеспечению безопасности жизнедеятельности и т.д. Воспитательная работа в рамках объединения позволяет решать целый ряд педагогических задач:
- помогает ребенку адаптироваться в коллективе, занять в нем достойное место;
- выявляет и развивает потенциальные возможности и способности обучающихся;
- формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
- способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
- развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
- формирует адекватность в оценке чужого творчества, а также собственной самооценке;
создает условия для развития творческих способностей обучающихся
Литература.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
24.07.2015).
2.Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
3.Устав МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун.
4..Борздун В.Н., Овчинникова Е.Г., « Исследовательская деятельность как
объект целенаправленного педагогического руководства»,2011 год
5.Кларин М.В., « Характерные черты исследовательского подхода»,2011г.
6.Леонтович А.В., «Исследовательская деятельность учащихся»,2012 г.
7.Рождественская И.В., «Система работы по интеллектуально-творческому
развитию учащихся», 2010г.
ЛИТЕРАТУРА для учащихся
- Атлас Забайкальского края / под ред. В.С. Кулакова. - Чита : Экспресс- издательство, 2010. - 48 с.
- Гилева, М.В. и др. Зеленый мир Забайкальского края: учебное пособие / М.В. Гилева, О.А. Попова, Н.В. Уманская, В.Г. Филиппов, Е.П. Якимова, Е.Б. Якушевская. - Чита: Экспресс-издательство,2012. - 188 с., ил. .
- Горлачев, В.В., Горлачева Е.П. Рыбы Забайкальского края: учебное пособие / В.П. Горлачев, Е.П. Горлачева. - Чита : Экспресс-издательство, 2010. - 128 с., ил.
- Горлачёв, В.П. и др. Региональная экология: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений Забайкальского края / В.П. Горлачёв, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.Н. Золотарёва. - Чита : Экспресс-издательство, 2011. - 212 с.
- Игумнова, Е.А., Корсун, О.В. Региональная экология: практикум для организации самостоятельной работы учащихся общеобразовательных учебных заведений / Е.А. Игумнова, О.В. Корсун. - Чита : Экспресс-издательство, 2011. - 64 с.
- Корсун, О.В. Полевой атлас видового разнообразия Забайкалья: каталог / О.В. Корсун. - Чита: Экспресс-издательство,2006. - 272с., ил.
- Корсун, О.В. и др. Животный мир Забайкалья: книга для чтения по биологии животных / О.В. Корсун. - Чита : Экспресс-издательство, 2005. - 224 с., ил.
- Сивоглазов, В.И., Козлова, Т.А. Растения из Красной книги России / В.И. Сивоглазов., Т.А. Козлова. - М.: Дрофа, 2010. - 158 с., ил.
ЛИТЕРАТУРА для учителя
- Гилева, М.В. и др. Декоративные растения Забайкалья: атлас / М.В. Гилева, О.А. Попова, Н.А. Першина, Е.Б. Просянникова, Н.В. Уманская, В.Н. Рыбкина, Е.П. Якимова, Н.А. Иванова, В.И. Власова. - Чита, 2008. - 92 с., ил.
- Гилева, М.В. и др. Лекарственные растения Забайкалья: атлас / М.В. Гилева, О.А. Попова, Н.А. Першина, Н.В. Уманская, Е.П. Якимова. - Чита: ООО «Тайфун», 2008. - 88 с., ил.
- Корсун, О.В. Природа Забайкалья: грибы и лишайники / О.В. Корсун. - Чита : Экспресс-издательство, 2010. - 176 с.
- Корсун, О.В. Природа Забайкалья: растения / О.В. Корсун. - Чита : Экспресс-издательство, 2009. - 512 с.
- Бассейн реки Амур в Забайкалье в вопросах и ответах / под ред. Н.В. Помазковой. - Чита: Экспресс-издательство,2011. - 208 с.
- Красная книга Читинской области Агинского Бурятского автономного округа. Растения / редколл. А.П.Островский и др. - Чита: Стиль, 2002. - 280с., ил.
- Малая энциклопедия Забайкалья: Природное наследие /гл. ред. Р.Ф Гениатулин. -Новосибирск : Наука, 2009. - 698
Интернет-ресурсы
- Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.
- Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html
- Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
- Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7
- Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
- Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
- «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Такая разная биология"
Работа учащихся с декоративными растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Основы медицинской грамотности"
Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися 13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской грамотности, воспитанию медицинской и ...
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...
Реализация дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности в рамках работы летнего лагеря дневного пребывания «Непоседы» «Опытно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста "
Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Потребность...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир химии» Для детей от 12 до 15 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир химии» Для детей от 12 до 15 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»
Дополнительная общеобразовательная программаестественнонаучной направленности«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»...
Программа кружка естественнонаучной направленности "Экологический мониторинг" для учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями"
Цель: создание условий для максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в формировании знаний, умений и навыков самостоятельной исследовательской деяте...