Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Моя экологическая грамотность»
рабочая программа по экологии
Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни. Программа построена по модульному принципу.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся.
В основу программы положены общенациональные ценности российского общества, такие, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Рассмотрено на пед. совете протокол №____ «29» августа 2018г. | Утверждаю Директор школы __________И.А. Самаркина «___»____________2018г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Моя экологическая грамотность»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 11–13 лет
(5-6 класс)
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Немирович Наталия Николаевна,
учитель биологии,
высшей квалификационной категории,
руководитель НОУ «Друзья Земли»
г. Сергиев Посад
2018 год
Пояснительная записка.
Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни. Программа построена по модульному принципу. Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
В основу программы положены общенациональные ценности российского общества, такие, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время формирование экологической культуры - часть общей культуры личности ребёнка. Экологический кризис в современном мире обусловлен, прежде всего, социально-экологическими факторами. В связи с чем, его решение не может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания - образования и информирования школьников. Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природе появляется достаточно рано, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес подростков к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе в школьные годы.
Основными целями экологического образования являются формирование научного знания:
- об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля;
- об этических и правовых нормах экологической безопасности;
- об историческом опыте экологической культуры разных народов;
- о правилах экологически сообразного здорового образа жизни;
- об экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.
Задачи:
- формирование экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны,
- формирование гражданской и нравственной позиции, готовности к социальному партнёрству, законопослушанию;
- развитие исследовательских и практических действий по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.
Данная программа рассчитана на учащихся 12-14 лет.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часу. Расписание занятий составляется с учётом требований СанПин 2.4.4. 1251-03. В ходе проведения экскурсий, акций, туристических походов и др. форм, более затратных по времени, в режим работы кружка вносятся необходимые коррективы.
Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:
- Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.
- Экологическая грамотность: уроки прошлого.
- Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.
- Экономное потребление: учусь быть взрослым.
- Экологическая безопасность в природной среде.
- Мой вклад в экологическое просвещение.
Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них
- экологического мышления,
- рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности;
- способов экологически ориентированной проектной деятельности;
- готовности к общественной деятельности экологической направленности.
Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.
Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционально-ценностного переживания.
Формируемые ценности:
- природа, здоровье,
- экологическая культура, экологически безопасное поведение, гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность;
- устойчивое развитие страны;
- экологическая этика;
- здоровье как личная и общественная категория;
- социальное партнёрство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения;
- экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;
- экологическая культура;
- гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны;
- эколого-культурные традиции многонационального народа России.
Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи.
Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное — коллективное, мораль — право, наука — традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания — наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей.
Основное педагогическое средство организации работы факультатива: развивающие ситуации учебно-проектного типа.
Программа направлена
- на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить;
- освоение экосистемной познавательной модели и её применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях;
- формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами;
- регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведения эколого-просветительской деятельности;
- субъект-субъектного непрагматического отношения к природе; ценности принципа предосторожности.
Виды деятельности: научно-исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика, а также трудовая и профильная ориентация.
Формы деятельности: исследовательская работа в библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии «ЭКОкрай», пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного стенда, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссии, ролевые ситуационные игры; просветительские проекты.
Ожидаемые результаты.
Личностные:
1) формирование бережного отношения к природе;
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов познавательной деятельности и формирование личностного смысла изучении экологии Подмосковья;
3) формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и знаний экологической культуры;
4) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
5) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной на занятии задачей и условиями ее реализации;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора информации в соответствии познавательными задачами кружка.
Предметные:
1) знание основных понятий, законов, принципов, методологии общей экологии,
истории становления экологии как науки, основных методов и подходов, понятий в области охраны природы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе Подмосковья и Сергиево Посадского района;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;
4) освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
6) приобретение навыков использования полевого оборудования и измерительных приборов;
7) сформированность умения правильно организовать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности.
8) развитие умений создавать экологические плакаты и листовки, видеоролики, составлять экологические маршруты, разрабатывать и организовывать социальные проекты и экологические акции среди сверстников и взрослого населения.
Содержание.
.
Раздел 1. «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению» направлен на развитие важного метода познания — экологического мышления. В данном разделе закладываются основы экосистемной познавательной модели, позволяющей мысленно выделять в окружающем мире систему «живое — окружающая его среда»; анализировать её; описывать потребности живого в экологических условиях жизни; факторы окружающей среды, дающие возможность удовлетворения этих потребностей или несущие в себе опасность для жизни. Рассматриваются модели поведения по избеганию экологической опасности, приспособлению к ней или активному её устранению. Формируется опыт обнаружения экологических рисков в повседневной жизни.
Практикум: Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Практические работы:
- Влияние света на рост и развитие проростков гороха
- Рассматривание под микроскопом листьев светолюбивых и тенелюбивых растений
- Рассматривание листьев растений разных мест обитания
Реферативные:
- Природные источники экологической опасности.
- Растения – индикаторы состояния окружающей среды
Раздел 2. «Экологическая грамотность: уроки прошлого» обобщается историко-культурный опыт экологически безопасной жизнедеятельности местного населения, даётся оценка возможности его использования в современной жизни. Развиваются общеучебные умения целенаправленного поиска необходимой информации в разных источниках (музеи, библиотеки, Интернет), её анализа, обобщения, фиксации. Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выполнению исследовательских проектов.
Практикум: Работа со справочной литературой. Просмотр видеофрагментов. Проведение наблюдений и лабораторных работ.
Темы работ:
Исследовательские: Выявление источников экологической опасности в своей местности
Реферативные Экологическая культура народов России
Творческие Оформление выставки рисунков «Природа глазами детей»
Раздел 3. «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности» предусматривает освоение основного принципа экологически безопасного поведения — принципа предосторожности («не навреди»). Развиваются познавательные и коммуникативные умения по сбору и проверке на достоверность современной экологической информации. Например, по вопросам качества питьевой воды, воздуха, продуктов питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов; публичного устного и письменного представления информации.
Практикум: Проведение наблюдений и лабораторных работ.
Исследовательские работы
- Изучение состава и свойств воды разных источников
- Изучение температурного режима школьных помещений
- О чем рассказала упаковка
- Фиксация информации. Читаем состав используемых товаров
Реферативные работы
- Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека.
- Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле
- Парниковый эффект – что ждет население Земли?
- Теплокровные и холоднокровные животные
Творческие Выпуск плакатов-листовок «Наши полезные советы»
Раздел 4. «Экономное потребление: учусь быть взрослым» направлен на развитие регулятивного умения осознанного самоограничения в целях экономного потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всём
меру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского ресурсосбережения в повседневной жизни.
Практикум: Проведение наблюдений и лабораторных работ.
Исследовательские работы
- Расчет потребляемой воды моей семьей
- Расчет потребляемой электроэнергии семьи
- Разделяй с нами (Сокращаем количество мусора в каждой семье)
Проектная работа Потребительское ресурсосбережение в повседневной жизни.
Реферативные работы
- Вода - есть жизнь!
- Нетрадиционные источник энергии
- Вторая жизнь старых вещей.
Творческие Выпуск плакатов-листовок «Учимся жить экономно»
Раздел 5. «Экологическая безопасность в природной среде» направлен на формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, её познании. В рамках раздела развиваются коммуникативные и личностные умения непрагматического, субъект-субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.).
Практикум: Проведение наблюдений и лабораторных работ.
Исследовательские работы
- Отбор проб воды (дождя, снега) и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха и т.п.).
- Установление пригодности природной воды для питья, для орошения сельскохозяйственных полей, для аквариума.
- Измерение выпадения загрязняющих веществ из воздуха
- Измерение количества пыли в разных помещениях школы и дома
- Описание несанкционированной свалки (описание загрязнений почв мусором).
- Нанесение на план местности основных загрязнителей окружающей среды и прогнозируемых путей распространения загрязнений.
Реферативные работы
- Экологическая безопасность в природной среде
- Этнокультурные традициями духовного общения с природой у разных народов
Раздел 6. «Мой вклад в экологическое просвещение» является итоговым. В нём реализуются индивидуальные просветительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.
Презентация проектов Научно-практическая конференция
Выпуск плакатов-листовок «Учимся жить правилам экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде»
Учебный план.
№ | Раздел программы | Количество часов (теория) | Количество часов (практика) | Всего |
1 | Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению. | 3 | 4 | 7 |
2 | Экологическая грамотность: уроки прошлого | 1 | 3 | 4 |
3 | Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности | 2 | 5 | 7 |
4 | Экономное потребление: учусь быть взрослым | 3 | 4 | 7 |
5 | Экологическая безопасность в природной среде | 1 | 7 | 8 |
6 | Мой вклад в экологическое просвещение | 2 | 2 | 4 |
Итого | 12 | 24 | 36 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Виды деятельности | Количество часов | |
теория | практика | |||
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению (10 ч) | ||||
1 | Развиваем экологическую зоркость Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем. | Определяют понятия «экологический риск», «экологическая безопасность». Объясняют смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. | 1 | |
2 | Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. | Ролевая игра « Экологическая зоркость, найди экологическую опасность» | 1 | |
3 | Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. | Ролевая игра « Экологическая зоркость, найди экологическую опасность» | 1 | |
4 | Экологический риск как вероятность опасности. Выявление экологических рисков в повседневной жизни. | Приводят доказательства экологического риска. | 1 | |
5 | Экологическая безопасность. Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение | 1 | ||
6 | Нахождение необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, правильного её использования в целях экологической безопасности | Анализируют личный опыт поиска необходимой информации, её понимания, правильного использования. | 1 | |
7 | Предупреждение населения об экологической опасности Роль СМИ, выпуск листовок. Конкурс листовок и плакатов | Называть источники информации из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности | 1 | |
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (4 ч) | ||||
8 | Полезная информация из прошлого Источники информации об экологической культуре разных народов: традиции, музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. | Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов. | 1 | |
9 | Сбор, фиксация информации, её обобщение и преобразование в популярный текст | Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. | 1 | |
10 | Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. | Интеллектуальная игра «Экологическая культура народов России» | 1 | |
11 | Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма. | 1 | ||
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (6 ч) | ||||
12 | Достоверная и ложная экологическая информация Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»). | Называть способы проверки экологической информации на достоверность | 1 | |
13 | Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха. | Практическая работа Отбор проб воды (дождя, снега) и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха и т.п.). | 1 | |
14 | Информация о качестве потребляемых продуктов питания. | Практическая работа «О чем рассказала упаковка» | 1 | |
15 | Информация о качестве используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др. | Практическая работа «Фиксация информации. Читаем состав используемых товаров» | 1 | |
16 | Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой. | 1 | ||
Способы снижения экологического риска. (качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов), | Выпуск плакатов-листовок «Наши полезные советы» | 1 | ||
17 | Конференция «Наши полезные советы» | Представляют достоверные знания (факты) в виде презентации | 1 | |
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым (8 часов) | ||||
18 | Ограниченность природных ресурсов на планете. | 1 | ||
19 | Ценность экономности, бережного отношения к природным ресурсам в верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. | 1 | ||
20 | Ценность экономности, не расточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях. | Ролевая игра | 1 | |
21 | Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия | 1 | ||
22 | Бережное расходование пресной воды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева | 1 | ||
22 | Составление и написание текста листовки для родителей на тему «Учимся жить экономно» | Составление и написание текста листовки | 1 | |
23 | Разработка группового проекта по ресурсосбережению. | Экологический практикум. Этапы проведения экологического исследования | 1 | |
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среды (8 часов) | ||||
25 | Экологическая безопасность человека в условиях местной природы: кровососущие насекомые, ядовитые змеи. | 1 | ||
26 | Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (состояние питьевых источников и др.) Родники Подмосковья | Практическая работа 1.
| 1 | |
27 | Работа над проектом. «Экологическая безопасность в природной среде» |
| 1 | |
28 | Приоритетные загрязнители воздушной среды и их источники (стационарные и передвижные). Кислотные загрязнители атмосферы и кислотные дожди (их свойства, экологическая опасность). | Измерение выпадения загрязняющих веществ из воздуха | 1 | |
29 | Распознавание загрязнений почв, возникающих при авариях (разлив нефтепродуктов, химикатов, солей неизвестного происхождения и др.) доступными методами (визуальные наблюдения, экстракция, тестирование). | Практическая работа «Описание несанкционированной свалки (описание загрязнений почв мусором). | 1 | |
30 | Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры | Экскурсия в парк «Скитские пруды» | 1 | |
31 | Нанесение на план местности основных загрязнителей окружающей среды и прогнозируемых путей распространения загрязнений. | Практическая работа | 1 | |
32 | Презентация проектов учащихся на тему: «Экологическая безопасность в природной среде | 1 | ||
Мой вклад в экологическое просвещение (4 часа) | ||||
33 | Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека | 1 | ||
34 | Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). | 1 | ||
35 | Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде | 1 | ||
36 | Проектная деятельность. Презентация проекта учащихся | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
Глазачев С. И. Экологическая культура: пробное учеб. пособие / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. — М., 1997.
Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь общаться» /
М.: Образование и экология, 2009.
Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.
Зыкова М. Н. Фольклоротерапия: учеб. пособие / М. Н. Зыкова. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.
Кавтарадзе Д. Н. Экологические игры / Д. Н. Кавтарадзе. - М., 1998.
Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся: методика. Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. — М., 2005.
Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. — М.: Языки русской культуры, 2000.
Новиков А. М. Постиндустриальное образование: публицистическая полемическая монография / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2008.
Новолодская Е. Н. Экологический тренинг для учащихся и учителей / Е. Н. Новолодская // Начальная школа плюс до и после. — 2005. — № 12. — С. 3—9.
Панкратов В. Н. Зашита от психологического манипулирования: практическое руководство / В. Н. Панкратов. — М: Психотерапия, 2007.
Практическая экология для школьников: сборник практических деловых экологических игр: в помощь преподавателям учебных заведений / под ред. Л. А. Коробейниковой. — Иваново, 1995.
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просвещение, 1992.
Сизанов А. Н. Модульный курс профилактики курения: 5—11 кл. / А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. — М.: ВАКО, 2008.
Суравегина И. Т. Экология и мир: метод, пособие для учителей / И. Т. Суравегина, В. М. Енкевич; под общ. ред. И. Т. Суравегиной. — М.: Новая школа, 1994.
Для учащихся
Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОС-информ, 1995.
Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 6—7 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.
Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прошлых лет / Д. С. Лихачёв. — М.: Прогресс, 1997.
Психология: учеб. пособие: 6 кл. / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Изд-во МПСИ, 2007.
Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.
Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14.
Селевко Г. К. Управляй собой / Г. К.. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 6—14.
Хартия Земли — http://earthcharter.ru
Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.
Экологический атлас для школьников / под ред. А. Т. Зверева. - М.: АСТ-Пресс, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" стартовый уровень Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования
Дополнительная общеразвывающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", стартовый уровень. Возраст обучающихся 13-14 лет. Срок реализации 1 год. Автор-составит...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" базовый уровень. Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", базовый уровень. Возраст обучающихся 15-17 лет. Срок реализации 2 года. Автор-составитель Май...
Дополнительная общеобразовательная программа естественно научной направленности "Избранные вопросы математики".
Программа направлена на подготовку учащихся десятого класса к итоговой аттестации. На обобщение и систематизацию знаний учащихся. на развитие умений применять знания , на развитие навыков учащихся....
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экологическая культура и здоровье человека»
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Зкологическая культура и здоровье человека", 5-7 классы...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Основы финансовой грамотности»
Освоение финансовой грамотности имеет большое значение в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"
Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...
Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности «Юный биолог»
Направленность Рабочая программа биологического кружка «Юный биолог»разработана на основе рабочей программы по предмету «биология» для средней школы программа рассчитана...