Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологический мониторинг»
рабочая программа по географии (5, 6, 7 класс)
В настоящее время экологическим проблемам уделяется большое внимание, с развитием человеческих цивилизаций усугубляется взаимодействие человека и природы, особое внимание необходимо проблеме утилизации отходов, в том числе и ТБО. Поэтому необходимо экологическое просвещение детей и подростков, культивирование экологической грамотности. Настоящая программа представляет собой своеобразный курс по изучению школьниками экологии своего города, ознакомление с методами, путями решения экологических проблем в мегаполисах нашей страны и высокоразвитых стран мира. Содержание программы включает в себя серию виртуальных путешествий в разные города страны, мира, во время которых учащиеся знакомятся с яркими особенностями природы, её способами охраны, предприятиями по переработке отходов и т.д. Программа предполагает интеграцию разных областей знания – комплексное развитие естественнонаучных и страноведческих представлений школьников, которые получают возможность расширить кругозор и упрочить знания одновременно в области биологии, географии и истории, а также систематизировать знания в области экологии.
Таким образом, педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения школьников к лучшим традициям мировой и отечественной экологической культуры через занимательные и познавательные в том числе и интерактивные формы учебной и творческой деятельности.
В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Необходимость разработки настоящей программы продиктована концептуальными положениями Программы деятельности ГБОУ Школа №1748 «Вертикаль» связанными с задачами совершенствования естественнонаучного образования. Отличительные особенности программы обусловлены тем, что экология, как школьный предмет, не введена в образовательной организации, но для детей организуется много олимпиад и конкурсов по данному направлению, а также есть возможность углубления знаний и практической части по данному учебному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_goroda_kruzhok.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 1748 «Вертикаль»
УТВЕРЖДАЮ Директор Т.А.Банчукова _____________________ Приказ № __________от «___»_____________________2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 10-18 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Грищенко Сергей Анатольевич,
педагог дополнительного образования
Согласовано
методическим советом
протокол № 1 от 31.08.21
Москва – 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время экологическим проблемам уделяется большое внимание, с развитием человеческих цивилизаций усугубляется взаимодействие человека и природы, особое внимание необходимо проблеме утилизации отходов, в том числе и ТБО. Поэтому необходимо экологическое просвещение детей и подростков, культивирование экологической грамотности. Настоящая программа представляет собой своеобразный курс по изучению школьниками экологии своего города, ознакомление с методами, путями решения экологических проблем в мегаполисах нашей страны и высокоразвитых стран мира. Содержание программы включает в себя серию виртуальных путешествий в разные города страны, мира, во время которых учащиеся знакомятся с яркими особенностями природы, её способами охраны, предприятиями по переработке отходов и т.д. Программа предполагает интеграцию разных областей знания – комплексное развитие естественнонаучных и страноведческих представлений школьников, которые получают возможность расширить кругозор и упрочить знания одновременно в области биологии, географии и истории, а также систематизировать знания в области экологии.
Таким образом, педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения школьников к лучшим традициям мировой и отечественной экологической культуры через занимательные и познавательные в том числе и интерактивные формы учебной и творческой деятельности.
В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Необходимость разработки настоящей программы продиктована концептуальными положениями Программы деятельности ГБОУ Школа №1748 «Вертикаль» связанными с задачами совершенствования естественнонаучного образования. Отличительные особенности программы обусловлены тем, что экология, как школьный предмет, не введена в образовательной организации, но для детей организуется много олимпиад и конкурсов по данному направлению, а также есть возможность углубления знаний и практической части по данному учебному направлению.
Название программы: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ, 72 часа.
Цель: развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся школьного возраста в процессе естественнонаучного и экологического воспитания и формирования системных знаний о возможностях природоохраны в нашей стране и в передовых странах мира.
Задачи:
Учебные:
- формировании системы биологических, экологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, представления научно-обоснованных аргументов своих действий путѐм применения межпредметного анализа учебных задач.
Развивающие:
- развитие творческого потенциала обучающихся в экологическом направлении знаний;
- комплексное развитие страноведческих и экологических представлений обучающихся;
- развитие у детей эмоциональной отзывчивости на экологические проблемы;
- развитие у обучающихся воображения и образного мышления в процессе творческого претворения знаний из области экологической культуры.
Воспитательные:
- формирование у младших школьников опыта экологических переживаний;
- формирование у детей полноценного восприятия природоохранных и экологических проблем города, страны, мира;
- воспитание интереса, любви к природе своей малой родины и страны в целом;
- воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к продолжению самостоятельного изучения национальных экологических и природоохранных традиций.
Программа разработана для учащихся 10–18 лет. Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению его родителей (законных представителей). Программа будет реализована в течение одного 2021-2022 учебного года.
Занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы – не менее 15 человек. Программа рассчитана на год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого 45 минут, с установленными перерывами в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14.Предполагается использование индивидуальной и групповой форм образовательной деятельности. Предусматривается значительное расширение образовательного пространства, которое включает не только школу, но и микрорайон города.
Программа предусматривает активную деятельность учащихся по охране окружающей среды не только поискового, исследовательского характера, но и практического, созидательного.
Планируемые результаты освоения программы.
Предметные результаты:
- усвоение системы научных знаний о микромире,
- формирование первоначальных систематизированных представлений о микроорганизмах; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения микроорганизмов;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
- умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;
Программа курса построена в соответствии с последовательностью изучения групп организмов в школьном курсе: бактерии, водоросли, грибы, простейшие и вирусы. Данная программа реализуется в ходе проведения «экспедиций» по названным темам. «Экспедиция» предполагает теоретическую подготовку и практическое исследование. Большой объем занятий представлен в виде практических и лабораторных работ.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье - сберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать
выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- освоение социальных норм и правил поведения,
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика (интерактивные занятия) | |||
1 | Введение | 2 | 2 | - | Выступления учащихся |
2 | Природные факторы. | 38 | 19 | 19 | Составление проекта |
3 | Человек и социальная среда. | 12 | 6 | 6 | Составление проекта |
4 | Изучение окружающей среды. | 20 | 10 | 10 | Зачёт |
ИТОГО ЧАСОВ | 72 | 37 | 35 |
Содержание учебного плана
Общее количество часов – 72
1. Введение – 4 ч.
Экология, экологические факторы, природная среда, социальная среда. Влияние факторов среды на человека. Экология города, характерные особенности. Географическое положение, климат и т.д.
2. Природные факторы - 38 ч.
Воздух: состав, характерные примеси, предельно допустимые концентрации (ПДК), влияние на здоровье человека. Шум, его источники, влияние на организм человека. Вода: состав, температура, агрегатное состояние, примеси, их влияние на организм человека. Почва: состав, структура; загрязнение: причины и последствия загрязнений. Растения и животные в городе. Видовой состав, количество, качество. Подъезд, двор – продолжение квартиры, дома.
3. Человек и социальная среда - 12 ч.
Факторы, их положительные и отрицательные характеристики, влияние на человека. Условия труда, быта, отдыха, привычки, общение с другими людьми.
4. Улучшение окружающей среды - 20 ч.
Выбор и реализация творческого проекта по улучшению качества окружающей среды: оборудование детских площадок; благоустройство территорий (в том числе пришкольной); очистка родников, берегов рек, ручьёв, прудов; посадка растений; улучшение газонов; организация досуга ребят дошкольного возраста, учащихся младшего возраста, родителей; организация курса по охране окружающей среды, создание видеофильма о созидательной деятельности участников курса.
КАЛЕНДАРНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 16:00-18:00 | Просмотр фильма, обсуждение | 1 | Экология, экологические факторы, их влияние на организм человека. Природная и социальная среда. | 304 | Участие в «круглом столе» | ||
2 | 16:00-18:00 | Беседа | 1 | Направления развития экологии. Экология города; характерные особенности. | 304 | Составление схемы | ||
3 | 16:00-18:00 | Практическая работа | 2 | Воздух: состав, загрязнение. | 304 | Практическая работа | ||
4 | 16:00-18:00 | Практическая работа | 2 | Влияние состава воздуха на организм человека. | 304 | Практическая работа | ||
5 | 16:00-18:00 | Лекция | 2 | Шум, его причины, влияние на человека. | 304 | Плакат | ||
6 | 16:00-18:00 | Круглый стол | 2 | Приёмы уменьшения шумового воздействия. | 304 | Информационный плакат | ||
7 | 16:00-18:00 | Лекция | 2 | Вода, экология воды. | 304 | Составление таблицы | ||
8 | 16:00-18:00 | Практикум | 2 | Вода, экология воды. | 304 | Мини-проект | ||
9 | 16:00-18:00 | Лекция | 2 | Почвы: типы, состояние. | 304 | Устный контроль | ||
10 | 16:00-18:00 | Практикум | 2 | Способы анализа качества почвы. | 304 | Мини-проект | ||
11 | 16:00-18:00 | Лекция | 2 | Растения в городе. | 304 | Листовка | ||
12 | 16:00-18:00 | Круглый стол | 2 | Газоны, скверы, сады и парки. | 304 | Защита мини-проекта | ||
13 | 16:00-18:00 | Практикум | 2 | Исследование экологического состояния растительности города. | 304 | Исследовательская работа | ||
14 | 16:00-18:00 | Экскурсия | 2 | Экскурсия в городской парк, сквер. | 304 | Плакат | ||
15 | 16:00-18:00 | Экскурсия | 2 | Экскурсия в городской парк, сквер. | 304 | Плакат | ||
16 | 16:00-18:00 | Фотовыставка. | 2 | Дикие животные в городе. | 304 | Фотоотчет | ||
17 | 16:00-18:00 | Круглый стол | 2 | Охрана диких животных города. | 304 | Фотоотчет | ||
18 | 16:00-18:00 | Лекция | 2 | Домашние животные в городе. | 304 | Фотоотчет | ||
19 | 16:00-18:00 | Круглый стол | 2 | Роль домашних животных в роли города и для человека. | 304 | Защита мини-проекта | ||
20-21 | 16:00-18:00 | Экскурсия | 2 | Экскурсия в Московский зоопарк. | 304 | Фотоочёт | ||
22-23 | 16:00-18:00 | Круглый стол | 2 | Защита проектов по разделу «Природные факторы». | 304 | Защита мини-проекта | ||
24 | 16:00-18:00 | Лекция | 2 | Человек и социальная среда. | 304 | Составление схемы | ||
25 | 16:00-18:00 | Лекция | 2 | Общение, взаимопомощь, времяпровождение, труд, привычки, быт. | 304 | Эссе | ||
26 | 16:00-18:00 | Практикум | 2 | Экскурсия в городской парк, сквер. | 304 | Фотоотчёт | ||
27 | 16:00-18:00 | Исследование | 2 | Общение, взаимопомощь, времяпровождение, труд, привычки, быт. | 304 | Составление анкеты | ||
28 | 16:00-18:00 | Лекция | 2 | Типы темпераментов человека. | 304 | Анкетирование | ||
29 | 16:00-18:00 | Практикум | 2 | Человек и социум. | 304 | Деловая игра | ||
30 | 16:00-18:00 | Лекция | 2 | Улучшение окружающей среды | 304 | Плакат | ||
31 | 16:00-18:00 | Практикум | 2 | Создание агитационного материала «Сбережём лес». | 304 | Плакат | ||
32 | 16:00-18:00 | Практикум | 2 | Создание агитационного материала «Защитим водоёмы». | 304 | Фотоотчёт | ||
33 | 16:00-18:00 | Практикум | 2 | Создание «экологического мультфильма». | 304 | Мультфильм | ||
34 | 16:00-18:00 | Практикум | 2 | Создание «экологического мультфильма». | 304 | Мультфильм | ||
35 | 16:00-18:00 | Практикум | 2 | Проведение экологической акции в школе. | 304 | Фотоотчёт | ||
36 | 16:00-18:00 | Практикум | 2 | Проведение экологической акции в микрорайоне школы. | 304 | Фотоотчёт | ||
37 | 16:00-18:00 | Круглый стол | 2 | Защита проектов | 304 | Защита мини-проекта | ||
38 | 16:00-18:00 | Круглый стол | 2 | Защита проектов | 304 | Защита мини-проекта | ||
39 | 16:00-18:00 | Круглый стол | 2 | Итоговое занятие. | 304 | Защита мини-проекта |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды контроля:
• Предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы). Проводится в начале года в виде входного тестирования с элементами экологической викторины.
• Текущий контроль (отслеживание активности обучающихся в выполнении ими творческих работ – домашних заданий).
• Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков на последнем занятии) – фронтальный опрос, тестирование, включающее экологическую викторину.
Презентация подготовленных учащимися в ходе реализации программы творческих работ.
Формы и содержание итоговой аттестации:
– беседа;
– опрос;
– тестирование, включающее викторину;
– презентация творческой работы.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Электронная версия газеты "Биология", выпускаемой издательским домом "Первое сентября". Педагогическое издание включает разделы: Ботаника; Зоология; Я иду на урок; Человек и его здоровье; Общая биология; Экология; Копилка опыта; Новости науки; История науки; Дидактические материалы; Живой уголок; Олимпиады, викторины, конкурсы, кроссворды; Детские работы; Учебники и учебные пособия; Курсы повышения квалификации; Абитуриенту. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания. Представлен архив номеров с 2000 года. Экспозиции Государственного Дарвиновского музея, Палеонтологического музея, музеи им. К.А. Тимирязева в городе Москве.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения (средства ИКТ)
- Компьютер
- Интерактивная доска
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Микроскоп школьный
- Набор хим. посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ
- Набор хим. посуды и принадлежностей для лаб. работ по биологии
- Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
Список используемой литературы
1. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 6-е изд, стреотип. – М.: Дрофа, 2013.
2. Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 5-е изд, стреотип. – М.: Дрофа, 2011.
3. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/, Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – 2-е изд, стреотип. – М.: Дрофа, 2009.
4. Биология. Общие закономерности. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 4-е изд, стреотип. – М.: Дрофа, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг образовательных результатов и индивидуального развития учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Радость танца» возраст детей 7-10 лет 3 года обучения
Представленные материалы являются обобщением опыта практического использования диагностики результатов образовательной деятельности, физического, творческого, личностного развития учащих...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическая безопасность» естественнонаучной направленности
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения...
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Позитив» (живопись, декоративное рисование)
Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Позитив» (живопись, декоративное рисование)...
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Вязание»
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Вязание»...
Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности "Природа и мы"
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по экологии "Природа и мы", разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами.Данная программа имеет экологическую нап...
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Актуальность Программы состоит в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные...
- Мне нравится (3)