Проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Комнатные растения в нашей жизни"
проект по экологии

Решетникова Людмила Алексеевна

Реализация проекта  "Комнатные растения в нашей жизни" поможет повысить познавательную активность детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе эмоционально-чувственного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_p_gr_komnatnye_rasteniya_v_nashey_zhizni.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»

структурное подразделение детский сад №5

Паспорт проекта по познавательному развитию на тему:

«Комнатные растения в нашей жизни»

для детей подготовительной к школе группы

                          Подготовила педагог дополнительного  образования

Решетникова Л.А.

 2016 год

Проблема: для чего нужны комнатные растения и что в них интересного?

Полное наименование проекта: «Комнатные растения в нашей жизни».

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Цель проекта: повышение познавательной активности детей, их самостоятельной поисковой деятельности на базе эмоционально-чувственного опыта.

Задачи: - развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, мышление); мыслительные операции (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т.п.); коммуникативные способности (готовность к совместной деятельности со  сверстниками, развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание);

               - систематизировать знания дошкольников о комнатных растениях: их значении в жизни людей,  видовом разнообразии, потребностях в условиях нормальной жизнедеятельности;

                - воспитывать в детях ответственность за порученное дело, бережное и ответственное отношение к комнатным растениям как объектам живой природы;

                - обогащать предметно-пространственную среду по теме;

                - привлекать родителей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Паутинка по проекту.

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Непосредственно-образовательная деятельность.

«Комнатные растения в нашей жизни».

«Почва-это «живая» земля».

Экспериментирование:

«Что есть в почве?», «Как загрязняется почва».

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Викторина:

«Чем отличаются и чем похожи».

Экспериментирование:

«Для чего корешки?».

Практикум:

«Размножение комнатных растений».

Наблюдение в уголке природы:

«Что любят комнатные растения?».

Дежурство в уголке природы.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

1.Беседы:

«Могут ли комнатные растения быть опасны для здоровья?»

«Где можно узнать о жизни комнатных растений?»

2.Дидактические игры:

«Раздели комнатные растения на группы»,

«Найди общее», «Кто больше запомнит»,

«Угадай правило», «Чем отличаются, чем похожи?», «Найди, что опишу»,

«Загадай, мы отгадаем»,

«Подбери ласковое слово».

3.Трудовые операции в уголке природы.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Различные виды деятельности.

1.Составление связных рассказов о любимом комнатном растении.

2.Активизация словаря по теме.

3.Составление предложений различной сложности по изучаемой теме.

4.Совершенствование монологической и диалогической речи.

5.Передача в увлекательной форме информации о комнатных растениях.

Непосредственно-образовательная деятельность.

Физкультминутки.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Подвижные игры:

«К названному растению беги»,

«Мяч лови - растение назови»,

«Найди такое же и назови его».

Художественно-эстетическое развитие.

Чтение стихотворений о комнатных растениях.

Рисование на тему  «Мое любимое комнатное растение»

Отгадывание загадок.

Составление рассказов о комнатных растениях.

                 

Период: средней продолжительности (август – сентябрь).

1этап – подготовительный.

Задачи.

Мероприятия.

Сроки.

Организация совместной деятельности с детьми и родителями.

1.Формирование с детьми проблемы и задач, определение конечного продукта, распределение ролей.

2.Выявление запросов родителей, проведение бесед о выбранной теме, определение уровня участия в совместной деятельности.

3-я неделя августа.

    Повышение собственной

профессиональной компетентности.

1.Подбор и изучение методической литературы по теме.

2. Просмотр Интернет-ресурсов.

3.Составление моделей:

«Описание комнатных растений», «Живое»,  «Как помочь растению», «Что нам делать, как нам быть».

3-я неделя августа.

Повышение квалификации педагогических работников.

1.Индивидуальные консультации: «Оформление уголков природы».

2.Подготовка смотра уголков природы на соответствие их возрастным группам.

3.Консультация «Комнатные растения – важная составляющая часть развивающей предметно- пространственной среды детского сада».

3-я неделя августа.

Педагогическое просвещение родителей.

1.Подготовка информации: «Оздоровление воздуха с помощью комнатных растений»,

«Наблюдаем дома вместе с ребенком за комнатными растениями».

2.Индивидуальные консультации: «Как вырастить с детьми подарок для детского сада».

4-я неделя августа.

Пополнение предметно-развивающей среды.

1.Приобретение наборов инструментов для ухода за комнатными растениями.

2.Пополнение видового состава комнатных растений в соответствии возрастной группе.

3.Оформление паспортов комнатных растений с учетом  современных технологий.

4-я неделя августа.

2 этап – реализация проекта.

Первая неделя сентября.

Непосредственно-образовательная деятельность.

«Комнатные растения в нашей жизни».

Цель: расширять и систематизировать знания детей о делении комнатных растениях на группы (светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые). Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядно-практического метода  - моделирования; умения доказательности своих суждений. Закреплять знания о строении растений, о взаимосвязи хорошего или болезненного состояния растений и недостающих условий, о способах ухода за ними. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Викторина: «Чем отличаются и чем похожи?» (Сравнение комнатных растений).

Цель: развивать умения выстраивать связный рассказ о комнатных растениях, используя модели и схемы; формировать готовность к совместной деятельности в команде сверстников и уважительное отношение к мнению соперников.

Экспериментирование.

«Для чего корешки?».

Цель: формирование исследовательских умений и навыков; развитие интереса к проведению опытнической работы; подвести детей к доказательству того, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней, установить взаимосвязь строения и функции частей растения.

Организация дежурства в уголке природы.

Цель: развитие наблюдательности, ответственности за порученное дело, способностей договариваться и самостоятельно принимать решения, эмоциональной отзывчивости ко всему живому, трудовых навыков.

Для родителей: 1. В групповых уголках разместить информацию «Оздоровление воздуха с помощью растений», «Наблюдаем дома вместе с ребенком за растениями».

                             2. Индивидуальные консультации: «Как вырастить вместе с детьми подарок для детского сада?».

Работа с педагогами. Консультация: «Комнатные растения – важная составляющая часть предметно-пространственной развивающей среды».

Вторая неделя сентября.

Непосредственно-образовательная деятельность

«Почва – это «живая» земля».

Цель: развивать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности; закрепить знания детей о том, что почва-это верхний, плодородный слой земли, ее составе, значении для растений, животных и человека, причинах загрязнения почвы.

Экспериментирование: «Что входит в состав почвы?», «Как происходит загрязнение почвы?».

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Практикум. «Размножение комнатных растений».

Цель: развивать любознательность, трудовые навыки; обобщить представления о способах размножения комнатных растений (семенами, черенками, усами, делением куста, листьями); отрабатывать практические навыки посадки комнатных растений; закрепить  знания о значении света, тепла, воды, почвы для растений.

Экспериментирование.

«Для чего нужны корешки?» (Продолжение).

Цель: развивать умения делать выводы на основании проведенных наблюдений.

Беседа. «Могут ли комнатные растения быть опасными для здоровья?»

Цель: развивать у детей чувство осторожности при обращении с природными объектами;

на примере комнатных растений показать, что каждое живое существо имеет право на жизнь и нужно природе; воспитывать терпимость к внешне непривлекательным растениям.

Наблюдение в уголках природы «Что любят растения?».

Цель: формировать позитивную установку к различным видам труда, развивать эмоциональную отзывчивость, желание прийти на помощь живому существу, предвидеть необходимость этой помощи; закреплять знания о необходимости воды, воздуха, тепла, света, плодородной почвы для успешного роста и развития комнатных растений.

Беседа «Где можно узнать о жизни комнатных растениях?»

Цель: в процессе разговора подвести детей к выводу, что интересную и нужную информацию можно получить:1) спросив у родителей и других взрослых, которым ребенок доверяет; 2) просматривая энциклопедии и другу специальную литературу; 3) через Интернет и телевидение.

Самостоятельная работа.

Дома вместе с родителями дети готовят фотографии, рисунки и рассказы о любимом комнатном растении.

Работа с педагогами. Смотр уголков природы.

Ожидаемые конечные результаты.

Для детей.

Развитие познавательных процессов, эмоциональной отзывчивости, желания прийти на помощь нуждающимся живым существам, готовности к совместной деятельности со сверстниками. Сформированность стремления к исследованию объектов природы. Систематизация знаний о комнатных растениях, их значении для людей, потребностях для нормальной жизнедеятельности. Воспитание чувства ответственности за порученное дело, приобретение трудовых навыков по уходу за комнатными растениями, гуманного отношения к объектам природы.

Для педагогов.

Повышение профессионального уровня в области экологически ориентированной деятельности (деятельности, организованной так, чтобы в ней приобретался опыт гуманного взаимодействия с природой).

Пополнение предметно-развивающей среды: комнатные растения подобраны соответственно возрасту детей, в наличии инвентарь по уходу за ними, паспорта комнатных растений оформлены в соответствии с современными требованиями.

Для родителей.

Появление заинтересованности к жизни детей в детском саду, желания помочь в приобретении необходимого для уголков природы.

Повышение уровня информированности и экологической грамотности.

Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители.

Система оценивания.

Задачи

(что оценивается?).

Формы и методы

(с помощью чего оценивается?).

Развитие познавательных процессов, мыслительных операций, коммуникативных способностей.

1. Совместная деятельность педагога и детей при проведении опытов.

2. Дежурство в уголке природы.

3. Работа детей в подгруппах при проведении викторины.

Систематизация знаний о комнатных растениях.

1.Беседа.

2.Дидактические игры:

«Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем»,

«Чем отличаются, чем похожи?», «Угадай правило»,

«Кто больше запомнит», «Найди общее»,

«Раздели комнатные растения на группы»,

«Подбери ласковое слово».

Гуманное отношение детей к комнатным растениям.

1.Наблюдения за детьми во время дежурства в уголке природы.

2.Рассказы детей о комнатных растениях.

Обогащение предметно-развивающей среды.

1.Оформлены паспорта комнатных растений в группах.

2.Приобретен инвентарь по уходу за растениями.

3.Проведена инвентаризация видового состава комнатных растений.

4.Составлены модели, отражающие потребности комнатных растений в свете и воде.

Привлечение родителей к разнообразным видам деятельности.

1.Помощь  родителей своим детям в выращивании комнатных растений для детского сада.

2.Совместная деятельность с ребенком в домашних условиях по наблюдению, рисованию и составлению рассказов о любимом комнатном растении.

3 этап – заключительный.  Вторая неделя сентября.

Конкурс проектов «Мой любимый цветок», выполненных  совместно детьми и родителями.

                                        Методическое обеспечение.

Литература.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».

С-П. «Детство-пресс», 2006 год.

Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ».

Волгоград, «Учитель», 2007 год.

Журкова Е.Н. «Комнатные растения».

М. «Просвещение», 1968 год.

Клевенская Т.И. «Цветы в интерьере».

Минеральные воды, «Кавказская здравница», 1989 год.

Киреева Л.Г. «Формирование экологической культуры дошкольников».

Волгоград. «Учитель», 2008 год.

Рыжова Н.А. «Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа». М. «Линка-пресс», 1998 год.

Хессайон Д.Г. «Все о комнатных растениях».

М. «Кладезь», 1995 год.

Интернет – ресурсы.

pandia.ru>Изучение комнатных растений.

doshvozrast.ru>Загадки для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Птицы вокруг нас"

Птицы рядом с нами в любое время года. У детей накапливаются разнообразные знания о них. Но, зачастую, они поверхностные, разрозненные и не систематизированные....

Экологический проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Комнатные растения в нашей жизни"

Реализация проекта позволит повысить познавательную активность детей, развивать самостоятельную поисковую деятельность на базе эмоционально-чувственного опыта....

Проект по познавательному развитию для детей старшей группы "Вода"

Исследовательско-творческий проект, развивающий познавательский интерес дошкольников к воде, как важнейшему объекту неживой природы...

Проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Редкие и исчезающие обитатели нашей планеты"

Исследовательско - творческий проект, целью которого является формирование экологической культуры у дошкольников....

Проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Земля - наш общий дом"

Работа над проектом помогает формировать у детей и родителей понимание важности проблемы взаимодействия человека с природой....

Проект по познавательному развитию для детей старшей группы "Живая и неживая природа"

В проекте раскрывается ответ на вопрос, как работать с дошкольниками над проблемой: "Что такое природа? Какая бывает природа? Мы - это природа?"...

Проект по познавательному развитию "Эколята-дошколята" для детей старшей группы

Исследовательско-творческий проект, позволяющий формировать у дошкольников систему ценностных отношений к природе....