Проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Комнатные растения в нашей жизни"
проект по экологии
Реализация проекта "Комнатные растения в нашей жизни" поможет повысить познавательную активность детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе эмоционально-чувственного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_p_gr_komnatnye_rasteniya_v_nashey_zhizni.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»
структурное подразделение детский сад №5
Паспорт проекта по познавательному развитию на тему:
«Комнатные растения в нашей жизни»
для детей подготовительной к школе группы
Подготовила педагог дополнительного образования
Решетникова Л.А.
2016 год
Проблема: для чего нужны комнатные растения и что в них интересного?
Полное наименование проекта: «Комнатные растения в нашей жизни».
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Цель проекта: повышение познавательной активности детей, их самостоятельной поисковой деятельности на базе эмоционально-чувственного опыта.
Задачи: - развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, мышление); мыслительные операции (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т.п.); коммуникативные способности (готовность к совместной деятельности со сверстниками, развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание);
- систематизировать знания дошкольников о комнатных растениях: их значении в жизни людей, видовом разнообразии, потребностях в условиях нормальной жизнедеятельности;
- воспитывать в детях ответственность за порученное дело, бережное и ответственное отношение к комнатным растениям как объектам живой природы;
- обогащать предметно-пространственную среду по теме;
- привлекать родителей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
Паутинка по проекту.
Познавательное развитие. | Социально-коммуникативное развитие. |
Непосредственно-образовательная деятельность. «Комнатные растения в нашей жизни». «Почва-это «живая» земля». Экспериментирование: «Что есть в почве?», «Как загрязняется почва». Образовательная деятельность в режимных моментах. Викторина: «Чем отличаются и чем похожи». Экспериментирование: «Для чего корешки?». Практикум: «Размножение комнатных растений». Наблюдение в уголке природы: «Что любят комнатные растения?». Дежурство в уголке природы. | Образовательная деятельность в режимных моментах. 1.Беседы: «Могут ли комнатные растения быть опасны для здоровья?» «Где можно узнать о жизни комнатных растений?» 2.Дидактические игры: «Раздели комнатные растения на группы», «Найди общее», «Кто больше запомнит», «Угадай правило», «Чем отличаются, чем похожи?», «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем», «Подбери ласковое слово». 3.Трудовые операции в уголке природы. |
Речевое развитие. | Физическое развитие. |
Различные виды деятельности. 1.Составление связных рассказов о любимом комнатном растении. 2.Активизация словаря по теме. 3.Составление предложений различной сложности по изучаемой теме. 4.Совершенствование монологической и диалогической речи. 5.Передача в увлекательной форме информации о комнатных растениях. | Непосредственно-образовательная деятельность. Физкультминутки. Образовательная деятельность в режимных моментах. Подвижные игры: «К названному растению беги», «Мяч лови - растение назови», «Найди такое же и назови его». |
Художественно-эстетическое развитие. | |
Чтение стихотворений о комнатных растениях. Рисование на тему «Мое любимое комнатное растение» Отгадывание загадок. Составление рассказов о комнатных растениях. |
Период: средней продолжительности (август – сентябрь).
1этап – подготовительный.
Задачи. | Мероприятия. | Сроки. |
Организация совместной деятельности с детьми и родителями. | 1.Формирование с детьми проблемы и задач, определение конечного продукта, распределение ролей. 2.Выявление запросов родителей, проведение бесед о выбранной теме, определение уровня участия в совместной деятельности. | 3-я неделя августа. |
Повышение собственной профессиональной компетентности. | 1.Подбор и изучение методической литературы по теме. 2. Просмотр Интернет-ресурсов. 3.Составление моделей: «Описание комнатных растений», «Живое», «Как помочь растению», «Что нам делать, как нам быть». | 3-я неделя августа. |
Повышение квалификации педагогических работников. | 1.Индивидуальные консультации: «Оформление уголков природы». 2.Подготовка смотра уголков природы на соответствие их возрастным группам. 3.Консультация «Комнатные растения – важная составляющая часть развивающей предметно- пространственной среды детского сада». | 3-я неделя августа. |
Педагогическое просвещение родителей. | 1.Подготовка информации: «Оздоровление воздуха с помощью комнатных растений», «Наблюдаем дома вместе с ребенком за комнатными растениями». 2.Индивидуальные консультации: «Как вырастить с детьми подарок для детского сада». | 4-я неделя августа. |
Пополнение предметно-развивающей среды. | 1.Приобретение наборов инструментов для ухода за комнатными растениями. 2.Пополнение видового состава комнатных растений в соответствии возрастной группе. 3.Оформление паспортов комнатных растений с учетом современных технологий. | 4-я неделя августа. |
2 этап – реализация проекта.
Первая неделя сентября.
Непосредственно-образовательная деятельность.
«Комнатные растения в нашей жизни».
Цель: расширять и систематизировать знания детей о делении комнатных растениях на группы (светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые). Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядно-практического метода - моделирования; умения доказательности своих суждений. Закреплять знания о строении растений, о взаимосвязи хорошего или болезненного состояния растений и недостающих условий, о способах ухода за ними. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Викторина: «Чем отличаются и чем похожи?» (Сравнение комнатных растений).
Цель: развивать умения выстраивать связный рассказ о комнатных растениях, используя модели и схемы; формировать готовность к совместной деятельности в команде сверстников и уважительное отношение к мнению соперников.
Экспериментирование.
«Для чего корешки?».
Цель: формирование исследовательских умений и навыков; развитие интереса к проведению опытнической работы; подвести детей к доказательству того, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней, установить взаимосвязь строения и функции частей растения.
Организация дежурства в уголке природы.
Цель: развитие наблюдательности, ответственности за порученное дело, способностей договариваться и самостоятельно принимать решения, эмоциональной отзывчивости ко всему живому, трудовых навыков.
Для родителей: 1. В групповых уголках разместить информацию «Оздоровление воздуха с помощью растений», «Наблюдаем дома вместе с ребенком за растениями».
2. Индивидуальные консультации: «Как вырастить вместе с детьми подарок для детского сада?».
Работа с педагогами. Консультация: «Комнатные растения – важная составляющая часть предметно-пространственной развивающей среды».
Вторая неделя сентября.
Непосредственно-образовательная деятельность
«Почва – это «живая» земля».
Цель: развивать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности; закрепить знания детей о том, что почва-это верхний, плодородный слой земли, ее составе, значении для растений, животных и человека, причинах загрязнения почвы.
Экспериментирование: «Что входит в состав почвы?», «Как происходит загрязнение почвы?».
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Практикум. «Размножение комнатных растений».
Цель: развивать любознательность, трудовые навыки; обобщить представления о способах размножения комнатных растений (семенами, черенками, усами, делением куста, листьями); отрабатывать практические навыки посадки комнатных растений; закрепить знания о значении света, тепла, воды, почвы для растений.
Экспериментирование.
«Для чего нужны корешки?» (Продолжение).
Цель: развивать умения делать выводы на основании проведенных наблюдений.
Беседа. «Могут ли комнатные растения быть опасными для здоровья?»
Цель: развивать у детей чувство осторожности при обращении с природными объектами;
на примере комнатных растений показать, что каждое живое существо имеет право на жизнь и нужно природе; воспитывать терпимость к внешне непривлекательным растениям.
Наблюдение в уголках природы «Что любят растения?».
Цель: формировать позитивную установку к различным видам труда, развивать эмоциональную отзывчивость, желание прийти на помощь живому существу, предвидеть необходимость этой помощи; закреплять знания о необходимости воды, воздуха, тепла, света, плодородной почвы для успешного роста и развития комнатных растений.
Беседа «Где можно узнать о жизни комнатных растениях?»
Цель: в процессе разговора подвести детей к выводу, что интересную и нужную информацию можно получить:1) спросив у родителей и других взрослых, которым ребенок доверяет; 2) просматривая энциклопедии и другу специальную литературу; 3) через Интернет и телевидение.
Самостоятельная работа.
Дома вместе с родителями дети готовят фотографии, рисунки и рассказы о любимом комнатном растении.
Работа с педагогами. Смотр уголков природы.
Ожидаемые конечные результаты.
Для детей.
Развитие познавательных процессов, эмоциональной отзывчивости, желания прийти на помощь нуждающимся живым существам, готовности к совместной деятельности со сверстниками. Сформированность стремления к исследованию объектов природы. Систематизация знаний о комнатных растениях, их значении для людей, потребностях для нормальной жизнедеятельности. Воспитание чувства ответственности за порученное дело, приобретение трудовых навыков по уходу за комнатными растениями, гуманного отношения к объектам природы.
Для педагогов.
Повышение профессионального уровня в области экологически ориентированной деятельности (деятельности, организованной так, чтобы в ней приобретался опыт гуманного взаимодействия с природой).
Пополнение предметно-развивающей среды: комнатные растения подобраны соответственно возрасту детей, в наличии инвентарь по уходу за ними, паспорта комнатных растений оформлены в соответствии с современными требованиями.
Для родителей.
Появление заинтересованности к жизни детей в детском саду, желания помочь в приобретении необходимого для уголков природы.
Повышение уровня информированности и экологической грамотности.
Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители.
Система оценивания.
Задачи (что оценивается?). | Формы и методы (с помощью чего оценивается?). |
Развитие познавательных процессов, мыслительных операций, коммуникативных способностей. | 1. Совместная деятельность педагога и детей при проведении опытов. 2. Дежурство в уголке природы. 3. Работа детей в подгруппах при проведении викторины. |
Систематизация знаний о комнатных растениях. | 1.Беседа. 2.Дидактические игры: «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем», «Чем отличаются, чем похожи?», «Угадай правило», «Кто больше запомнит», «Найди общее», «Раздели комнатные растения на группы», «Подбери ласковое слово». |
Гуманное отношение детей к комнатным растениям. | 1.Наблюдения за детьми во время дежурства в уголке природы. 2.Рассказы детей о комнатных растениях. |
Обогащение предметно-развивающей среды. | 1.Оформлены паспорта комнатных растений в группах. 2.Приобретен инвентарь по уходу за растениями. 3.Проведена инвентаризация видового состава комнатных растений. 4.Составлены модели, отражающие потребности комнатных растений в свете и воде. |
Привлечение родителей к разнообразным видам деятельности. | 1.Помощь родителей своим детям в выращивании комнатных растений для детского сада. 2.Совместная деятельность с ребенком в домашних условиях по наблюдению, рисованию и составлению рассказов о любимом комнатном растении. |
3 этап – заключительный. Вторая неделя сентября.
Конкурс проектов «Мой любимый цветок», выполненных совместно детьми и родителями.
Методическое обеспечение.
Литература.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».
С-П. «Детство-пресс», 2006 год.
Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ».
Волгоград, «Учитель», 2007 год.
Журкова Е.Н. «Комнатные растения».
М. «Просвещение», 1968 год.
Клевенская Т.И. «Цветы в интерьере».
Минеральные воды, «Кавказская здравница», 1989 год.
Киреева Л.Г. «Формирование экологической культуры дошкольников».
Волгоград. «Учитель», 2008 год.
Рыжова Н.А. «Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа». М. «Линка-пресс», 1998 год.
Хессайон Д.Г. «Все о комнатных растениях».
М. «Кладезь», 1995 год.
Интернет – ресурсы.
pandia.ru>Изучение комнатных растений.
doshvozrast.ru>Загадки для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Птицы вокруг нас"
Птицы рядом с нами в любое время года. У детей накапливаются разнообразные знания о них. Но, зачастую, они поверхностные, разрозненные и не систематизированные....
Экологический проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Комнатные растения в нашей жизни"
Реализация проекта позволит повысить познавательную активность детей, развивать самостоятельную поисковую деятельность на базе эмоционально-чувственного опыта....
Проект по познавательному развитию для детей старшей группы "Вода"
Исследовательско-творческий проект, развивающий познавательский интерес дошкольников к воде, как важнейшему объекту неживой природы...
Проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Редкие и исчезающие обитатели нашей планеты"
Исследовательско - творческий проект, целью которого является формирование экологической культуры у дошкольников....
Проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Земля - наш общий дом"
Работа над проектом помогает формировать у детей и родителей понимание важности проблемы взаимодействия человека с природой....
Проект по познавательному развитию для детей старшей группы "Живая и неживая природа"
В проекте раскрывается ответ на вопрос, как работать с дошкольниками над проблемой: "Что такое природа? Какая бывает природа? Мы - это природа?"...
Проект по познавательному развитию "Эколята-дошколята" для детей старшей группы
Исследовательско-творческий проект, позволяющий формировать у дошкольников систему ценностных отношений к природе....