Рабочая программа экологического кружка "Юный эколог"
календарно-тематическое планирование по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Содержание программы ориентировано на добровольное, разновозрастное звено 5 – 10 классов. Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий, с использованием современных образовательных
Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, участие в организации экологических праздников.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания, обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка «Юный эколог» составлена в соответствии с:
- Закон «Об образовании РФ»
- Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114)
- Федеральный закон об охране окружающей среды (от 2002г.)
- Федеральный закон о животном мире (ст.35)
- Федеральный закон об охране атмосферного воздуха (ст.14)
Цель курса «Юный эколог»: формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе.
Задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в школе;
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
- воспитание технологий.
Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, презентации.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания, обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экологических знаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой.
Содержание программы ориентировано на добровольное, разновозрастное звено 5 – 10 классов. Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий, с использованием современных образовательных
Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, участие в организации экологических праздников.
Планируемые результаты освоения программы курса «Юный эколог» в 5-10 классах:
Личностными результатами изучения предмета «Юный эколог » являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса « Юный эколог» является (УУД).
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Учащиеся должны уметь:
ОПИСЫВАТЬ:
- грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
- владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
- определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
- уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем.
ОБЪЯСНЯТЬ:
- экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
- изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
- необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
- зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
- анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
- сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
- прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
- планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
- оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
Основные составляющие природы.
Содержание программы
1. Организационное занятие
Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
2. Экологические факторы и их влияние на организмы
Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.
3. Природа - наш общий дом
Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
4. Основные составляющие природы.
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.
5. Пищевые связи
Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?
6. Мир полон хищников.
Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.
7. Конкуренция и соперничество
Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?
8. Дружба в природе
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.
9. Воздух, значение его чистоты для живых организмов
Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.
10. Царство почвы - уникальный мир природы
Почва - источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы.
11. Вода - чудо природы
Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?
12. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"
Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.
13. Пресные воды - наше богатство.
Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.
14. Экология в нашем доме
Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.
15. Экомир моей семьи
Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.
16. Экология человека.
Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?
17. Экология насекомых
Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках". "Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?
18. Бионика - наука о подражании живым существам
Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?
19. Растения лечат людей
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.
20. Природа моей страны.
Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга
21. Красная книга Республики Тыва.
Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.
22. Экологический марафон.
Обобщающие занятия в конце учебного года. Вопросы и ответы.
Тематическое планирование
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов |
1. | Организационное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Экологические факторы и их влияние на организмы | 1 | 1 | 2 |
3. | Природа - наш общий дом. | 1 | 1 | |
4. | Основные составляющие природы. | 1 | 1 | |
5. | Пищевые связи. | 1 | 1 | 2 |
6. | Мир полон хищников. | 1 | 1 | |
7. | Конкуренция и соперничество. | 1 | 1 | |
8. | Дружба в природе. | 1 | 1 | |
9. | Воздух, значение его чистоты для живых организмов. | 1 | 1 | 2 |
10. | Царство почвы - уникальный мир природы. | 1 | 1 | 2 |
11. | Вода - чудо природы. | 1 | 1 | 2 |
12. | Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема". | 1 | 1 | |
13. | Пресные воды - наше богатство. | 1 | 1 | |
14. | Экология в нашем доме. | 1 | 1 | 2 |
15. | Экомир моей семьи | 1 | 1 | |
16. | Экология человека. | 1 | 1 | 2 |
17. | Экология насекомых. | 1 | 1 | 2 |
18. | Бионика - наука о подражании живым | 1 | 1 | |
19. | Растения лечат людей. | 1 | 1 | 2 |
20. | Природа моей страны. | 1 | 1 | 2 |
21. | Красная книга Республики Тыва | 1 | 1 | 2 |
22. | Экологический марафон. | 1 | 1 | 2 |
Всего: | 34 часа |
Предполагаемая результативность курса
- Развитие внимания, наблюдательности, эстетического восприятия.
- повышение уровня экологической грамотности, творческих способностей;
- обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение принимать экологически целесообразные решения и приобретение новых знаний.
- Формирование бережного отношения и правильного поведения в природе;
- Повышение уровня нравственного экологического воспитания;
- Формирование экологической ответственности.
Исследовательские умения:
− Приобретение учащимися практических экологических и природоохранительных навыков;
− Выполнение простейших экологических исследований.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||
1. | Организационное занятие. | 1 | 1 | ||||
2. | Экологические факторы и их влияние на организмы | 1 | 1 | 2 | |||
3. | Природа - наш общий дом. | 1 | 1 | ||||
4. | Основные составляющие природы. | 1 | 1 | ||||
5. | Пищевые связи. | 1 | 1 | 2 | |||
6. | Мир полон хищников. | 1 | 1 | ||||
7. | Конкуренция и соперничество. | 1 | 1 | ||||
8. | Дружба в природе. | 1 | 1 | ||||
9. | Воздух, значение его чистоты для живых организмов. | 1 | 1 | 2 | |||
10. | Царство почвы - уникальный мир природы. | 1 | 1 | 2 | |||
11. | Вода - чудо природы. | 1 | 1 | 2 | |||
12. | Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема". | 1 | 1 | ||||
13. | Пресные воды - наше богатство. | 1 | 1 | ||||
14. | Экология в нашем доме. | 1 | 1 | 2 | |||
15. | Экомир моей семьи | 1 | 1 | ||||
16. | Экология человека. | 1 | 1 | 2 | |||
17. | Экология насекомых. | 1 | 1 | 2 | |||
18. | Бионика - наука о подражании живым | 1 | 1 | ||||
19. | Растения лечат людей. | 1 | 1 | 2 | |||
20. | Природа моей страны. | 1 | 1 | 2 | |||
21. | Красная книга Республики Тыва | 1 | 1 | 2 | |||
22. | Экологический марафон. | 1 | 1 | 2 | |||
Всего: | 34 часа |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
- Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
- Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
- Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровй и безопасный образ жизни. Основная школа - М. : Просвещение, 2013.
- Григорьев Л.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011.
- Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы / Н. А. Криволапова. – М. : Просвещение, 2013.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
- Интернет-ресурсы:
- http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
- http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).
- ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).
- http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).
- http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).
- http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Мяунджа»
Программа экологического кружка «ЮНЭКО»
Руководитель учитель биологии и химии: Кужугет Н.Ч.
с.Мяунджа, 2021г.
Пояснительная записка
Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Ребенок еще в детстве должен понять сложность взаимоотношений природы и человеческого общества, чтобы в будущем грамотно строить свою деятельность по отношению к природе. Одной из форм экологического воспитания и образования является организация экологического кружка.
Необходимость разработки данной программы определяется тем, что при переходе к ФГОС второго поколения большое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся, вовлечению их в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Программа представляет собой развернутое изложение алгоритма организации занятий по естествознанию (биологии, экологии, географии и химии) для учащихся 5 - 8 классов общеобразовательных школ, предусмотрены работы, при которых дети получают новые знания от преподавателя, а сами полевые занятия носят ознакомительный характер. Учащиеся привлекаются к выполнению доступных и интересных для их возраста проектов. Большое внимание уделяется развитию творческого потенциала школьников в ходе подготовки и проведения экологических акций.
Программой экологического кружка предусматривают теоретические и практические виды занятий. Школьники учатся самостоятельно исследовать, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы, а также оформлять результаты опытов в виде схем, диаграмм, таблиц. Полученные результаты исследования могут стать важной составной частью школьного экологического мониторинга и использоваться в составлении экологического паспорта школы.
Цель: знакомство с единством и взаимосвязями природных явлений, а так же ознакомление с исследовательскими методами и приемами изучения объектов. целостного восприятия и представления природы.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить с основными методами мониторинга окружающей среды: физическими, химическими и биологическими.
- Расширить, дополнить и углубить знания о природе, природных явлениях, живых организмах, а также методах исследования живой природы.
- Закрепить теоретические знания учащихся через выполнения разнообразных практических работ.
- Формировать умения проводить исследовательскую работу и оформлять результаты исследований.
2. Развивающие:
- Развивать познавательные интересы и интеллектуальные возможности учащихся в процессе проведения школьного экологического мониторинга.
3. Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к живой природе.
- Воспитывать уважение друг к другу через коллективную и групповую формы работы.
Формами контроля теоретических знаний, практических навыков и умений учащихся являются игры, конкурсы, КВН, экскурсии, а также проведение и оформление исследовательских работ.
На занятиях возможна не только индивидуальная форма работы, но и групповая и коллективная. Кроме занятий по экологическому мониторингу, программа включает возможные экскурсии, спортивные игры, развлекательные мероприятия.
На проведение занятий отведено 140 часов.
Планируемые результаты обучения
В результате работы экологического кружка предполагается овладение следующими умениями и знаниями.
Учащиеся должны знать:
1) Правила техники безопасности:
- поведения на водоеме, в лесу, на природе,
- при выполнении химического эксперимента. Основные приемы обращения с лабораторным оборудованием. Меры оказания первой помощи при химических ожогах кислотами, щелочами.
2) Основные понятия:
Экомониторинг. Атмосфера, воздушная масса, воздух. Составные части атмосферы: постоянные, переменные, случайные. Факторы загрязнения атмосферы: антропогенный. Охрана воздушной среды.
Виды воды: очищенная, питьевая, промышленная, техническая, пресная, минеральная, соленая. Растворы, растворение, растворимость. Органолептические свойства воды, цветность, жесткость, окисляемость.
Твердая фаза почвы. Почвенный раствор. Почвенный воздух. Структура почвенного покрова. Водопрочность. Окраска. Плотность. Кислотность. Плодородие.
Физико-химические методы оценки состояния загрязненности воды, воздуха, почвы.
Основные источники загрязнения окружающей среды.
Меры по охране и защите природных ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно вести себя на улице, на водоеме, в общественных местах и на природе
- Оказывать первую помощь при тепловом ударе, химических ожогах кислотами, щелочами.
- Правильно работать с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
- Визуально оценивать состояние воздушной среды в п.Мяунджа, выделять факторы, неблагоприятно влияющие на изменение состава воздуха.
- Определять степень загрязненности воздуха в лабораторных условиях по анализу снежного покрова.
- Проводить экспресс-метод определения углекислого газа в помещениях,
- Проводить доступными в школьных лабораторных условиях методами мониторинга водных объектов.
- Определять качество воды по органолептическим показателям.
- Готовить водную и солевую почвенные вытяжки.
- Проводить качественные реакции на обнаружение хлоридов, сульфатов и других ионов в исследуемых образцах почвы.
- Оформлять результаты исследований в виде схем, таблиц.
- Сравнивать различные данные и делать выводы.
Основные направления деятельности кружка
- Расширение и дополнение знаний учащихся по естественным дисциплинам (биологии, экологии, химии и географии).
- Проведение научно – исследовательской деятельности по изучению природы родного края.
- Организация и проведение экологических мероприятий, природоохранной деятельности.
- Организация исследовательской и опытнической работы.
- Участие школьников в олимпиадах, конкурсах и конференциях муниципального, республиканского и Всероссийского уровня.
Документация кружка
- Программа кружка.
- Журнал посещаемости.
- Инструктажи по технике безопасности.
- Журнал по технике безопасности.
Ожидаемый результат:
- Овладение основами методики исследовательской деятельности. Усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности.
- Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области экологии.
- Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач.
- Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.
- Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды своей местности.
- Участие в муниципальных, республиканских, региональных, Всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.
Оценка эффективности деятельности учащихся
В рамках программы преобладают практические формы организации кружковой деятельности. Критериями эффективности проводимой кружковой работы являются:
- посещаемость кружка учащимися;
- активность учащихся при проведении комплексных исследований природных комплексов родного края;
- результативность выступления учащихся на предметных олимпиадах и конференциях различного уровня;
- практическая природоохранная деятельность.
Основные направления деятельности
Осенний сезон:
- Спортивное ориентирование в лесу.
- Описание и анализ геологического обнажения.
- Построение профиля склона речной долины.
- Подготовка и описание почвенного разреза.
- Оценка жизненного состояния леса по сосне.
- Изучение видового состава и численности грибов.
- Изучение численности птиц методом маршрутного учета.
- Комплексные исследования на ландшафтном профиле.
- Комплексная оценка антропогенной нагрузки на местность.
- Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации.
Зимний сезон:
- Глазомерная съемка местности.
- Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам.
- Картографирование лесных фитоценозов.
- Зеленые растения под снегом.
- Изучение территориального поведения птичьих стай.
- Зимний маршрутный учет численности млекопитающих.
- Изучение экологии млекопитающих по следам.
- Изучение физико-химических свойств природных вод.
- Изучение снегового покрова на профиле.
Весенний сезон:
- Поможем птицам!
- Изучение экологии первоцветов.
- Фенология цветения растений.
- Оценка жизненного состояния хвойного подроста.
- Изучение лесных беспозвоночных.
- Изучение горных пород и минералов своей местности.
- Изучение суточной активности пения птиц.
- Изучение численности птиц различными методами.
- Фауна временных водоемов.
Летний сезон:
- Составление учебного гербария.
- Описание флоры своей местности.
- Изучение вертикальной структуры леса.
- Изучение гнездовой жизни птиц.
- Сравнительные комплексные описания малых рек и ручьев.
- Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.
- Изучение планктона в прибрежной части водоема.
- Оценка экологического состояния лугов.
- Оценка экологического состояния лесов по асимметрии листьев.
Ландшафтоведение (география)
- Спортивное ориентирование в лесу.
- Глазомерная съемка местности.
- Описание и анализ геологического обнажения.
- Изучение горных пород и минералов своей местности.
- Программа организации и проведения геоморфологических исследований.
- Построение профиля склона речной долины.
- Подготовка и описание почвенного разреза.
- Составление почвенной карты (методы почвенного картографирования).
- Изучение снегового покрова на профиле.
- Комплексные исследования на ландшафтном профиле.
- Методы метеорологических наблюдений.
Ботаника
- Изучение видового состава и численности грибов.
- Методика описаний лишайниковых сообществ.
- Составление учебного гербария.
- Описание флоры своей местности.
- Введение в морфологию высших растений (пособие для начинающих работать с определителем растений).
- Картографирование лесных фитоценозов.
- Изучение вертикальной структуры леса.
- Зеленые растения под снегом.
- Изучение экологии первоцветов.
- Фенология цветения растений.
- Комплексные геоботанические исследования фитоценозов.
- Оценка жизненного состояния хвойного подроста.
- Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам.
Зоология
- Изучение лесных беспозвоночных (часть 1: подстилка и древесина).
- Изучение лесных беспозвоночных (часть 2: трава, кроны, летающие).
- Изучение видового состава и численности амфибий.
- "Поможем птицам!" (изготовление кормушек и гнездовий).
- Изучение видового состава и численности птиц методом маршрутного учета.
- Изучение численности птиц различными методами.
- Изучение суточной активности пения птиц.
- Изучение гнездовой жизни птиц.
- Исследовательский проект "Фенология птиц"
- Зимний маршрутный учет численности млекопитающих.
- Изучение экологии млекопитающих по следам.
- Изучение следов жизнедеятельности позвоночных животных.
- Методы учета численности мелких млекопитающих.
- Методы этологических наблюдений за млекопитающими в неволе.
Водная экология
- Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек.
- Изучение физико-химических свойств природных вод.
- Сравнительное изучение макрозообентоса окрестных водоемов.
- Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.
- Изучение планктона в прибрежной части водоема.
- Фауна временных водоемов.
Мониторинг и биоиндикация
- Программа комплексного исследования загрязнений наземных экосистем (введение в проблему мониторинга природной среды).
- Оценка загрязнения методом лихеноиндикации.
- Оценка жизненного состояния леса по сосне.
- Оценка экологического состояния лугов.
- Оценка экологического состояния лесов по асимметрии листьев.
- Комплексная оценка антропогенной нагрузки на местность.
Комплексные программы и общие вопросы организации
полевых исследований
- Программа проведения комплексного экологического обследования территории.
- Программа организации и ведения фенологических наблюдений.
- Фотографическая съемка биологических объектов.
- Правила ведения дневниковых записей.
- Простейшие методы статистической обработки результатов экологических исследований.
- Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии.
- Правила поведения в природе.
- Организация быта и досуга детей на полевом экологическом практикуме.
- Разведение костра.
Направления самостоятельной работы учащихся в течение года:
- Подготовка и проведение массовых экологических акций по экологическому календарю.
- Практическая природоохранная деятельность (изготовление и вывешивание кормушек и скворечников, огораживание муравейников, озеленение территории населённого пункта и учебного заведения, разбивка клумб на школьной территории.
- Разработка и проведение школьных конкурсов рисунков, плакатов, стенгазет, сочинений, поделок из природного материала, фотоконкурсов, экологических часов, игр.
- Подготовка и участие в предметных олимпиадах по предметам естественно – научного цикла (биологии, экологии, географии, химии).
- Участие в научно – практических конференциях.
- Проведение исследовательской и проектной работы.
- Организация и проведение встреч с интересными людьми.
- Посещение предприятий на территории поселка.
Материально – техническое обеспечение
№ | Наименование | Количество |
1 | Компьютер | 1 |
3 | Интерактивная доска | 1 |
4 | Мультимедиапроектор | 1 |
7 | Микроскоп ученический. XS 90 | 10 |
8 | Микроскоп монокулярный | 1 |
9 | Бинокль | 5 |
10 | Весы | 2 |
11 | Колбы | 5 |
12 | Спиртовка | 4 |
13 | Набор химической посуды | 2 |
14 | Набор химических реактивов | 3 |
15 | Набор микропрепаратов по ботанике | 1 |
16 | Набор микропрепаратов по зоологии беспозвоночных | 1 |
17 | Набор микропрепаратов по зоологии позвоночных | 1 |
18 | Набор микропрепаратов по анатомии | 1 |
19 | Набор микропрепаратов по общей биологии | 1 |
20 | Гербарий растений | 1 |
21 | Набор влажных препаратов по зоологии | 1 |
23 | Набор дисков с лабораторным практикумом по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии и экологии. | 1 |
Учебно-методическая литература
- Неделя экологии в школе / авт.-сост. Фадеева Г.А. – Волгоград: Учитель, 2007. – 66 с.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс. – М.: Просвещение, 1993. - 204 с.
- Школьный экологический мониторинг. Под редакцией Ашихминой Т.Я. – М.: АГАР, 2000. - 468 с.
- Экологическое воспитание в школе. 5-9 классы: игры, праздники, конкурсные программы, тематические вечера, беседы. – Вып. 2 / авт.-сост. Е.М. Вавилина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 109 с.
- Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: Сборник программ. – М.6 Вентана-Граф, 2005. – 71 с.
- Электронные издания: Биология 5 класс. Биология 6 класс. Биология 7 класс.
- СД-диск: Методические пособия по полевой экологии. Ассоциация «Экосистема». Московский полевой учебный Центр «Экосистема».
Литература для учащихся
- Большая энциклопедия России. Животный и растительный мир России: электронная энциклопедия. – ИДДК, 2008.
- Груздева Н.В., Лаврова В.Н., Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас. Иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию. - издание 2-е, перераб. и доп. - СПб: Крисмас+, 2006. - 120с.
- Карты-инструкции к практическим работам по экологической оценке состояния окружающей среды. Экологический практикум: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений с комплектом карт-инструкций. - Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. Изд. 2-е, перераб. и дополн. – СПб: Крисмас+, 2002 – 72 с.
- Ласуков Р.Ю. Звери и их следы: Карманный определитель. – М.: Рольф, 1999. – 128 с., с илл. – (Мир родной природы).
- Лишайники: удивительные организмы и индикаторы состояния окружающей среды. Пособие для учителей и старшеклассников. И.А. Шапиро - СПб.: Крисмас+, 2003. – 108 c., ил.
- Растения и животные: Руководство для натуралиста: Пер. с нем. / К. Нидон, И. Петерман, П. Шеффель, Б. Шайба. – М.: Мир, 1991. – 263 с., ил.
- Экология для школьников: атлас / под ред. А.Т.Зверева. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Календарно-тематическое планирование кружка
№ | Тема | Форма занятия | Кол-во часов | Изучаемый материал | Сроки проведения | |
1 | Что такое экология? Экологические факторы. Правила поведения на природе. Основные черты флоры и растительности родного края. Основные понятия о жизненных формах растений и методах описания растительных сообществ. *Игра «Экологическая ярмарка». *Эрудит-игра «Растения в мире человека». | Теоретические занятия. Игра -викторина | 5 | Инструктаж по охране труда. Цели, задачи, значение кружка. Экология как наука Флора и растительность. Основные группы растений родного края. Высшие и низшие растения. Классификация жизненных форм растений . Классификация растений по отношению к свету, теплу, влаге, солёности почв. | 3 неделя октября | |
2 | Осенние явления в жизни растений. Экскурсия «Осень – славная пора!» Игра-викторина «Звуки леса». Основные туристические навыки. Карта и план местности Ориентирование на местности. | Теоретические и практические занятия. Экскурсия. 27 сентября – Международный день туризма | 5 | Погода. Климат Жизнь растений и животных в осенний период. Подготовка к зиме Ориентирование на местности по природным объектам, карте и компасу. Правила безопасности во время похода. Место устройства туристического лагеря. Обустройство лагеря. Установка палаток, разведение костра. Карта местности. План местности. Составление схемы лесного участка. | 4 неделя октября | |
3 | Основные черты флоры и растительности родного края. Основные понятия о жизненных формах растений и методах описания растительных сообществ. *Игра «Экологическая ярмарка». *Эрудит-игра «Растения в мире человека». | Теоретические занятия. Экологическая игра | 5 | Флора и растительность. Основные группы растений родного края. Высшие и низшие растения. Классификация жизненных форм растений . Классификация растений по отношению к свету, теплу, влаге, солёности почв. | 1 неделя ноября | |
4 | Строение растения. Голосеменные растения родного края. Цветковые растения родного края. «Экологический календарь»: Круглый стол «Цветы в легендах и поэзии». * «Жизнь наших лесов». * «Что в лесу растет». *«Все о растениях». | Теоретические занятия Круглый стол. Беседы | 5 | Морфологическое описание споровых и цветковых растений. Хвойные и смешанные леса. Основные виды голосеменных растений, их отличительные признаки и использование человеком. Основные семейства и наиболее распространённые цветковые растения родного края. | 2 неделя ноября | |
5 | Что такое ландшафтоведение? Почва своей местности. Плодородие почвы. Горные породы своей местности. Определение горных пород и минералов своей местности по определителям и коллекциям. | Теоретические занятия. Практическая работа. | 5 | Рельеф. Ландшафт. Географические условия родного края. Почва. Физико – химические свойства почвы. Типы почв. Почвы родного края. Плодородие почвы. Горная порода и минералы. Наиболее распространённые горные породы. Определение горных пород по определителям и коллекциям. | 3 неделя ноября | |
6 | Влияние комнатных растений на здоровье человека. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление). Электробытовая техника и её безопасная эксплуатация. | Практическое занятие. | 5 | Развивающие задачи. Влияние комнатных растений на здоровье человека. Проблема здорового образа жизни | 4 неделя ноября | |
7 | Проблема твердых отходов, их утилизация. *Интеллектуальная игра в форме брейн-ринга «Мы за чистый город». *«Жизнь без мусора» (выставка поделок из твердых бытовых отходов, вторичного сырья). *Конкурс эскизов изделий, альтернативных пластиковым пакетам «Пластиковой сумке – нет!» | Теоретическое и практические занятия. Акция «Час Земли». | 5 | Проблема твердых отходов, их утилизация. | 1 неделя декабря | |
8 | Животный мир родного края. Беспозвоночные животные родного края Жизнь беспозвоночных животных осенью. | Теоретические и практические занятия. | 5 | Изучение животного мира. Классификация животных по отношению к температуре. Условия, необходимые для жизни животных. | 3 неделя декабря | |
9 | Жизненные формы и экологические группы позвоночных животных. Рыбы родного края. Птицы родного края. Изучение экологии птиц в зимний период. | Теоретические и практические занятия. | 5 | Жизненные формы позвоночных животных. Основные виды рыб родного края. Изучение наиболее распространённых видов рыб и птиц по атласам и определителям. | 4 неделя декабря | |
10 | Млекопитающие родного края. Изучение экологии млекопитающих в зимний период. *Экологический турнир «Что? Где? Когда?» *Турнир знатоков житейской премудрости (народное творчество о животных). | Теоретические и практические занятия. Экологический турнир | 5 | Основные виды млекопитающих родного края. Изучение наиболее распространённых видов млекопитающих по атласам и определителям. Работа с определителями. | 5 неделя декабря | |
11 | Особоохраняемые территории России и родного края. Красная книга Магаданской области. *Экскурсия «Следы на снегу». | Теоретические и практические занятия. Экскурсия | 3 | Виды особоохраняемых территорий. Красная книга. Виды, занесённые в Красную книгу и обитающие на территории родного края. | 2 неделя января | |
12 | Изучение экологии птиц и млекопитающих в зимний период. | Экскурсия. | 2 | Изучение видового состава животных леса и птиц маршрутным методом и методом тропления. | 3 неделя января | |
13 | Домашние животные. Охрана животных. *Конкурс стенгазет в защиту бездомных животных. *Устный журнал «Живая газета»: животные нашей области». *Конкурс плакатов «Экологические знаки». *Информационный стенд «Береги природу». | Теоретические и практические занятия. Просветительские мероприятия:. | 5 | Условия содержания домашних животных и их охрана. Основные виды домашних животных. Использование домашних животных человеком. | 4 неделя января | |
14 | Природоохранные акции: Акция «Птицы в поселке». Изготовление кормушек, их развешивание. Подкормка птиц. Раздача листовок «Покормите птиц зимой». Конкурс рисунков «Птицы леса». | Экологическая акция | 5 | Сбор корма, подкормка птиц | 1 неделя февраля | |
15 | Выставка рисунков и плакатов «Экология и Я». Раздача листовок «Природа просит помощи!» Конкурс аншлагов «Знаки против мусора!» | Просветительские мероприятия | 5 | Экологические мероприятия | 2 неделя февраля | |
16 | Проект «Цветочный калейдоскоп», «Остров детства» -Покупка семян цветочных культур; -Подготовка ящиков для рассады. - высаживание и наблюдение за ростом и развитием семян. | Экологические проекты | 5 | Реализация экологического проекта | 3 неделя февраля | |
17 | «Экологический календарь»: 20 марта – День земли. *Конкурс экологических плакатов «Земля – наш дом». | Теоретическое и практическое занятие | 5 | Ознакомление с работой школьного экологического мониторинга. | 4 неделя февраля | |
18 | Правила оформления экологического паспорта. Практическая часть: «Инвентаризация зеленых насаждений» | Теоретическое и практическое занятие | 5 | Выбор объектов мониторинга. Выбор ключевых участков. | 1 неделя марта | |
19 | Представление о растениях – индикаторах. Практическая часть: «Определение плодородия, водного режима, залегания грунтовых вод по растениям – индикаторам». Определение кислотности почвы биологическими и физико-химическими методами». | Теоретические и практические занятия. | 5 | Методы мониторинга почв. Представление о растениях – индикаторах. Работа на клумбах, на участке, сбор растений для гербария. | 2 неделя марта | |
20 | Состояния окружающей среды по встречаемости лишайников. Практическая часть: «Оценка чистоты воздуха по лишайникам» | Теоретические и практические занятия Экскурсия. | 5 | Изучения состояния окружающей среды по встречаемости лишайников Общий вывод по исследованию состояния почвы. | 3 неделя марта | |
21 | Методы мониторинга воздушной среды. Практическая часть: «Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны». Анализ воды из разных источников. Практическая часть: «Органолептические показатели воды». Экскурсия «Мяунджа – главная река поселка». * Дискуссия «Вода – незнакомое, загадочное, необъяснимое». | Теоретические и практические занятия. 21 марта – Международный день леса. 22 марта – Всемирный день водных ресурсов. | 5 | Анализ воды из разных источников. Практические исследования Факторы, влияющие на экологическую обстановку в поселке. Промышленные предприятия. Транспорт. Озеленение. | 4 неделя марта | |
22 | Изготовление поделок из природного материала, подготовка рисунков и плакатов по охране окружающей среды. *Праздник птиц. *Развлечение «Птичий двор». *Мастер-класс «Маски птиц». «Птицы» (оригами). *Экологическое путешествие «В гостях у птиц». | Практические занятия. 1 апреля – Международный день птиц. Экологические игры | 5 | Решение развивающих задач. Беседы: *«Берегите птиц». *«Птицы – наши друзья». *«Наука орнитология». | 1 неделя апреля | |
23 | 7 апреля – Всемирный день охраны здоровья. *День здоровья. Конкурсная программа «Здоровым будешь – все добудешь». Работа на клумбах: - Разбивка цветников; - Оформление цветников; - Посадка цветочных культур; - Полив, прополка, рыхление цветов. | Экологический календарь Практические занятия. | 5 | Решение развивающих задач Описание пробной площадки Исследование почвы данного участка. | 2 неделя апреля | |
24 | Игра «Найди клад». Конкурс поделок из природного материала, выставка плакатов, сочинений и рисунков по защите природы. | Практические занятия. | 5 | Развивающие игры | 3 неделя апреля | |
25 | Прогулка в лес: наблюдение за птицами. *Викторина «Загадки Земли». * Викторина « Знаешь ли ты землю Колымскую?» * Раздача листовок «Берегите Землю!» Конкурс презентаций «Наш вклад в экологию родного поселка» | Экскурсия 22 апреля – Всемирный день Земли. Просветительские мероприятия | 5 | Эколого-просветительские мероприятия | 4 неделя апреля | |
26 | Выполнения проекта по группам. *Акция «Птичья столовая» (сбор корма, подкормка птиц). * Акция «Птичьи домики» (изготовление скворечников). *Акция «Чистые берега» (благоустройство берега реки Мяунджа). *Акция «Родному городу – тимуровскую заботу» (благоустройство поселковой территории, детского парка). *Акция «Чистый двор» (благоустройство школьной территории). | Природоохранные акции. . | 5 | Выполнение индивидуального или группового проекта. Оформление проектов и исследовательской работы. Подготовка доклада и презентации. | 1 неделя мая | |
27 | Выполнение и оформление проекта. | Работа над проектами. | 5 | Подготовка доклада и презентации. | 2 неделя мая | |
28 | Защита проекта. | Школьная НПК. | 5 | Школьная НПК для учащихся средних классов. | 3 неделя мая | |
29 | Подведение итогов проектов. КВН « В царстве флоры и фауны » Подведение итогов работы кружка. Игры на свежем воздухе. | Практические занятия | 5 | Работа творческих групп. Подведение итогов работы кружка за год. | 4 неделя мая | |
ИТОГО: | 140 ч |
Примерная тематика проектов
Составление плана лесного участка
Оборудование туристического лагеря
Правила поведения в лесу
Ведение дневника наблюдения за погодой
Почва школьного участка
Ориентирование в лесу по природным объектам
Факторы, влияющие на здоровье человека.
Составление пищевого рациона школьника.
Влияние одежды на самочувствие человека.
Вредные привычки.
Влияние куренья на здоровье человека.
Комнатные растения и его влияние . на человека
Изучение влияние шума на работоспособность ученика.
Твёрдые бытовые отходы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс
В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...
Рабочая программа дополнительного образования «Экология и экологическая культура».
Дополнительное образование по программе «Экология и экологическая культура».Образовательная программа экологической направленности является средством развития творческих способностей, ума ,души и серд...
Программа экологического кружка "Экология. Природа и мы"
Программа и 2 варианта планирования....
рабочая программа экологического кружка "Экология.Творчесво.дети"
рабочая программа экологического кружка "Экология.Творчесво.дети"...
Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»
Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...
Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю). ...