Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»
рабочая программа по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_kruzhok.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №1
Рабочая программа
экологического кружка
«Юный эколог»
Учитель Берлизова Юлия Викторовна,
высшая квалификационная категория
Г. Гуково Ростовской области
2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка
«Юный эколог»
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Цель: воспитание гармоничной личности посредством воспитания экологической культуры.
Задачи:
- расширение экологических представлений детей, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- познакомить детей с мировыми экологическими проблемами;
- воспитание бережного отношения к природе;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности по изучению и охране окружающей среды;
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать внимание, прививать навыки работы в группе.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю).
Предполагаемые результаты реализации программы
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний:
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;
- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей.
Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества:
- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
- понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм.
Личностные:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
- признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
- развитие мотивации к получению новых знаний;
- ответственного отношения к учению, труду;
- целостного мировоззрения;
- осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;
- коммуникативной компетенции в общении;
- основ экологической культуры
Метапредметные:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы,
теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с
людьми иных позиций.
Предметные:
- Понимать смысл биологических терминов;
- Знать сущность биологических процессов:;
- Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
- выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека,
- анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте книг, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса внеурочной деятельности
I. Введение - 2ч.
Понятие об экологи, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологические науки.
- Природные комплексы нашей местности. – 10 ч.
Природные комплексы. Искусственные сообщества растений и животных. Природа и человек. Экологические проблемы человеческой деятельности. Охрана природных комплексов. Человек, ты в ответе за жизнь!
Практические работы:
1.Экологическое исследование школьной территории.
- Где живут эти организмы?
- Игра «Угроза живому на Земле»
- Среда обитания человека .-4ч.
Воздух, которым мы дышим. Вода, которую мы пьем. Игра « Круговорот воды в природе» Экологические термины.
IV. Пища, которую мы едим.-2ч.
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Изучение состава питания продуктов (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм.
- Дом, в котором мы живем.-3ч.
Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Вопросы экологии в современных квартирах.
VI .Здоровье человека- основа жизни.-6ч.
Достаточно ли знаю о курении и алкоголе (анкетирование). Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!». Неожиданные встречи с ядами. Оказание первой помощи при отравлениях. Компьютер и здоровье.
VII. Отходы , как источник загрязнения окружающей среды.-8 ч.
Что ты знаешь о бытовых отходах? Куда девать мусор? Игра «Свалка» Конкурс сочинений «Жалобы старых вещей». Выставка поделок «Творчество из отходов» Экскурсия « Репортаж со свалки». Трудовой десант. Фотовыставка «Моя малая Родина»
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Наименование разделов и тем | Всего | Теория | Практические |
часов | Занятия | ||||
Введение | 2 | ||||
1 | 03.09 | Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах. | 1 | Лекция | Презентации |
2 | 10.09 | Экологические науки | 1 | Беседа | Презентации |
Природные комплексы | 10 | ||||
нашей местности. | |||||
3 | 17.09 | Природный комплекс - степь. (Задания для проектов | 1 | Компьютерные презентации | Экскурсия |
4 | 24.09 | Природный комплекс- лес. ( Задания для проектов) | 1 | Практическая работа | Эксперимент 1 |
5 | 01.10 | Искусственные сообщества растений и животных | Беседа. Практическая работа | Проращивание семян растений | |
6 | 08.10 | Экологическое исследование школьной территории | 1 | Практическая | Выпуск газет. |
работа | Защита проектов | ||||
7 | 15.10 | Где живут эти организмы? | 1 | Беседа | Презентации |
Луга. болота, реки | |||||
8 | 22.10 | Природа и человек | 1 | Викторина | Презентации |
9 | 29.10 | Экологические проблемы человеческой деятельности | 1 | Беседа | Видеофрагмент |
10 | 12.11 | Влияние загрязнённости воды на семена и растения | 1 | Практическая работа | Лабораторная работа |
11 | 19.11 | Охрана природных комплексов | 1 | Выступления уч-ся | Пресс-конференция |
12 | 26.11 | Проращивание различных семян | 1 | Практическая работа | Эксперимент 3 |
Среда обитания человека | 4 | ||||
13 | 03.12 | Воздух, которым мы дышим «Определение загрязнённости воздуха школьных помещений | 1 | Лекция Практическая | Практическая работа раб. работа |
14 | 10.12 | Вода, которую мы пьём. Лабораторное занятие с применением Цифровой лаборатории Архимеда | 1 | Беседа | Работа в лаборатории. Эксперимент 3 |
15 | 17.12 | Круговорот воды в природе | 1 | Выступления уч-ся | Игра |
16 | 24.12 | Значение воды | 1 | Выступления уч-ся | Презентации |
17 | 14.01 | Ток воды в побегах и листьях наземных растений. Определение скорости всасывания растениями воды из колбы | 1 | Практическое занятие | Подготовка эксперимента, знакомство с схемой экспериментальной установки |
Пища. которую мы едим | 2 | ||||
18 | 21.01 | Что нужно знать, когда покупать продукты и готовишь пищу | 1 | Устный журнал | Презентации |
19 | 28.01 | Изучение состава питания продуктов (по этикетам) | 1 | Беседа | Презентации |
Дом, в котором мы живем | 3 | ||||
20 | 04.02 | Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия | 1 | Лекция с элементами беседы | Проект» «Экологическое состояние домов» |
21 | 11.02 | Вопросы экологии в современных квартирах | 1 | Беседы | Проект «Экологическое |
состояние квартир» | |||||
22 | 18.02 | Наблюдение фототропизма | 1 | Практическое занятие | Эксперимент |
растений | |||||
Здоровье человека основа жизни | 6 | ||||
25.02 | Достаточно ли знаю о | 1 | Выступления уч-ся | Анкетирование | |
23 | курение и алкоголе | выпуск бюллетеней | |||
04.03 | Конкурс рисунков «Вредным | 1 | Фото отчёт | Выставка рисунков | |
24 | привычкам – нет!» | ||||
11.03 | Суд над наркотиками | 1 | Беседа - рассуждение | Выступления уч-ся презентации | |
25 | |||||
18.03 | Неожиданные встречи с | 1 | Беседа | Презентации | |
26 | ядами | ||||
27 | 25.03 | Оказание первой помощи при отравлениях. | 1 | Выступления уч-ся | Практическая работа |
28 | 01.04 | Компьютер и здоровье. | 1 | Беседа - рассуждение | Презентации |
Отходы, как источник | 8 | ||||
08.04 | Что ты знаешь о бытовых отходах? | 1 | Практическое занятие | Анкетирование результаты | |
29 | |||||
30 | 15.04 | Куда девать мусор | 1 | Выступления уч-ся | Групповые проекты |
31 | 22.04 | «Свалка» | 1 | Конкурс | Игра |
32 | 29.04 | «Жалобы старых вещей» | 1 | Сочинение | Конкурс |
33 | 06.05 | «Творчество из отходов» | 1 | Выступления | Выставка поделок |
34 | 13.05 | Репортаж со свалки | 1 | Фото отчёт | Экскурсия |
35 | 20.05 | Очистим мир от мусора | 1 | Экологический Десант | Трудовой десант |
36 | 27.05 | Фотовыставка «Моя малая Родина» | 1 | Фото отчёт | Выступления уч-ся |
Итого 36 часа |
Формы и виды контроля.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Список используемой литературы:
1.Бытовая экология: курс лекций/ Волгоградское отделение Росийской экологической академии. Центр экологического обучения.
2. Григорьев Л.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2015.
3. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы / Н. А. Криволапова. – М. : Просвещение, 2018.
4. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников» М.: 2017г.
5. Справочник классного руководителя №1-2018 ООО «МЦФЭР» Москва, 2018
6. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя / Н.С. Дежникова, И.В. Снитко, Д.Л. Теплов, И.В. Цветкова; Под ред. Н.С. Дежниковой. – М.: Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Рабочая программма кружка "Юный эколог"....
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Рабочая программа кружка "Юный эколог"...
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности для детей 11-14 лет...
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Программа кружка рассчитана на группу учащихся 5-9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практичес...
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Материал предназначен для проведения внеурочной деятельности...
Рабочая программа кружка Юный эколог
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и живот...
Рабочая программа кружка "Юный Эколог"
Программа экологического кружка направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой. Настоящая програ...