Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»
рабочая программа по экологии

Берлизова Юлия Викторовна
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kruzhok.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №1

Рабочая программа

экологического кружка

«Юный эколог»

Учитель Берлизова Юлия Викторовна,

высшая квалификационная категория

Г. Гуково Ростовской области

2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка

«Юный эколог»

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Цель: воспитание гармоничной личности посредством воспитания экологической культуры.

   

 Задачи:

  • расширение экологических представлений детей, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
  • познакомить детей с мировыми экологическими проблемами;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности по изучению и охране окружающей среды;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • воспитывать внимание, прививать навыки работы в группе.

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю).

Предполагаемые результаты реализации программы

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;
  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей.

Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества:

  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм.

Личностные:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
  • признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
  • развитие мотивации к получению новых знаний;
  • ответственного отношения к учению, труду;
  • целостного мировоззрения;
  • осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;
  • коммуникативной компетенции в общении;
  • основ экологической культуры

Метапредметные:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

           исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление

          причинно-следственных связей;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
  • Определять возможные источники необходимых сведений,

          производить поиск информации, анализировать и оценивать ее

          достоверность.

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством

          признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку

    зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы,        

    теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с

    людьми иных позиций.

Предметные:

  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Знать сущность биологических процессов:;
  • Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека,
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте книг, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание курса внеурочной деятельности

I. Введение - 2ч.

Понятие об экологи, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологические науки.

  1. Природные комплексы нашей местности. – 10 ч.

Природные комплексы. Искусственные сообщества растений и животных. Природа и человек. Экологические проблемы человеческой деятельности. Охрана природных комплексов. Человек, ты в ответе за жизнь!

Практические работы:

1.Экологическое исследование школьной территории.

  1. Где живут эти организмы?
  2. Игра «Угроза живому на Земле»

  1. Среда обитания человека .-4ч.

Воздух, которым мы дышим. Вода, которую мы пьем. Игра « Круговорот воды в природе» Экологические термины.

IV. Пища, которую мы едим.-2ч.

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Изучение состава питания продуктов (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм.

  1. Дом, в котором мы живем.-3ч.

Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Вопросы экологии в современных квартирах.

VI .Здоровье человека- основа жизни.-6ч.

Достаточно ли знаю о курении и алкоголе (анкетирование). Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!». Неожиданные встречи с ядами. Оказание первой помощи при отравлениях. Компьютер и здоровье.

VII. Отходы , как источник загрязнения окружающей среды.-8 ч.

Что ты знаешь о бытовых отходах? Куда девать мусор? Игра «Свалка» Конкурс сочинений «Жалобы старых вещей». Выставка поделок «Творчество из отходов» Экскурсия « Репортаж со свалки». Трудовой десант. Фотовыставка «Моя малая Родина»

Календарно-тематическое планирование

Дата

Наименование разделов и тем

Всего

Теория

Практические

часов

Занятия

Введение

2

1

03.09

Понятие об экологии, как

науки о взаимосвязанных

живых организмах.

1

Лекция

Презентации

2

10.09

Экологические науки

1

Беседа

Презентации

Природные комплексы

10

нашей местности.

3

17.09

Природный комплекс - степь.  (Задания для проектов

1

Компьютерные

презентации

Экскурсия

4

24.09

Природный комплекс- лес.

( Задания для проектов)

1

Практическая

работа

Эксперимент 1

5

01.10

Искусственные сообщества

растений и животных

Беседа.

Практическая

работа

Проращивание семян

растений

6

08.10

Экологическое исследование

школьной территории

1

Практическая

Выпуск газет.

работа

Защита проектов

7

15.10

Где живут эти организмы?

1

Беседа

Презентации

Луга. болота, реки

8

22.10

Природа и человек

1

Викторина

Презентации

9

29.10

Экологические проблемы

человеческой деятельности

1

Беседа

Видеофрагмент

10

12.11

Влияние загрязнённости

воды на семена и растения

1

Практическая

работа

Лабораторная работа

11

19.11

Охрана природных

комплексов

1

Выступления

 уч-ся

Пресс-конференция

12

26.11

Проращивание различных

семян

1

Практическая работа

Эксперимент 3

Среда обитания человека

4

13

03.12

Воздух, которым мы дышим «Определение загрязнённости воздуха школьных помещений

1

Лекция

Практическая

Практическая работа раб.

работа

14

10.12

Вода,  которую мы пьём.

Лабораторное занятие с

применением Цифровой

лаборатории Архимеда

1

Беседа

Работа в

лаборатории.

Эксперимент 3

15

17.12

Круговорот воды в природе

1

Выступления

 уч-ся

Игра

16

24.12

Значение воды

1

Выступления

 уч-ся

Презентации

17

14.01

Ток воды в побегах и листьях

наземных растений.

Определение скорости

всасывания растениями воды

из колбы

1

Практическое

занятие

Подготовка

эксперимента,

знакомство с схемой

экспериментальной

установки

Пища. которую мы едим

2

18

21.01

Что нужно знать, когда

покупать продукты и

готовишь пищу

1

Устный журнал

Презентации

19

28.01

Изучение состава питания

продуктов (по этикетам)

1

Беседа

Презентации

Дом, в котором мы живем

3

20

04.02

Материалы, из которых

сделаны дома, мебель,

покрытия

1

Лекция с

элементами

беседы

Проект»

«Экологическое

состояние домов»

21

11.02

Вопросы экологии в

современных квартирах

1

Беседы

Проект

«Экологическое

состояние квартир»

22

18.02

Наблюдение фототропизма

1

Практическое

занятие

Эксперимент

растений

Здоровье человека основа жизни

6

25.02

Достаточно ли знаю о

1

Выступления

уч-ся

Анкетирование

23

курение и алкоголе

выпуск бюллетеней

04.03

Конкурс рисунков «Вредным

1

Фото отчёт

Выставка рисунков

24

привычкам – нет!»

11.03

Суд над наркотиками

1

Беседа -

рассуждение

Выступления

 уч-ся

презентации

25

18.03

Неожиданные встречи с

1

Беседа

Презентации

26

ядами

27

25.03

Оказание первой помощи

при отравлениях.

1

Выступления

 уч-ся

Практическая работа

28

01.04

Компьютер и здоровье.

1

Беседа -

рассуждение

Презентации

Отходы, как источник

8

08.04

Что ты знаешь о бытовых

отходах?

1

Практическое

занятие

Анкетирование

результаты

29

30

15.04

Куда девать мусор

1

Выступления

уч-ся

Групповые проекты

31

22.04

«Свалка»

1

Конкурс

Игра

32

29.04

«Жалобы старых вещей»

1

Сочинение

Конкурс

33

06.05

«Творчество из отходов»

1

Выступления

Выставка поделок

34

13.05

Репортаж со свалки

1

Фото отчёт

Экскурсия

35

20.05

Очистим мир от мусора

1

Экологический

Десант

Трудовой десант

36

27.05

Фотовыставка «Моя малая Родина»

1

Фото отчёт

Выступления

уч-ся

Итого              36  часа

Формы и виды контроля.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Список используемой литературы:

1.Бытовая экология: курс лекций/ Волгоградское отделение Росийской экологической академии. Центр экологического обучения.

2. Григорьев Л.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2015.

3. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы / Н. А. Криволапова. – М. : Просвещение, 2018.

4. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников» М.: 2017г.

5. Справочник классного руководителя №1-2018 ООО «МЦФЭР» Москва, 2018

6. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя / Н.С. Дежникова, И.В. Снитко, Д.Л. Теплов, И.В. Цветкова; Под ред. Н.С. Дежниковой. – М.: Просвещение, 2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Рабочая программма кружка "Юный эколог"....

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Рабочая программа кружка "Юный эколог"...

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности для детей 11-14 лет...

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Программа кружка рассчитана на группу учащихся  5-9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практичес...

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Материал предназначен для проведения внеурочной деятельности...

Рабочая программа кружка Юный эколог

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и живот...

Рабочая программа кружка "Юный Эколог"

Программа экологического кружка  направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой. Настоящая програ...