Логопедическая экоквест-игра
методическая разработка по экологии

Думитраш Ирина Николаевна

Данный логоквест способствует закреплению умений и навыков по обучению грамоте, мелкой моторике, связной речи, словарю, грамматическому строю речи, фонематическому восприятию в сочетании с экологическими знаниями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экология в логопедии в ДОУ792.29 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая квест - игра

(старший дошкольный возраст)

Область применения – логопедия.

Автор разработки: Думитраш Ирина Николаевна.

Формы и методы реализации:

Игра-квест. Игроки делятся на  команды. В каждой команде 4 участника. Команды выполняют различные тематические задания, которые различаются по уровню сложности. На каждом этапе за правильно выполненные задания команда получает определенное количество баллов.  Команды получают на старте карту путешествия, ориентируясь по которой они приходят «станции», где выполняют определенные задания. Выполнив задание, участники получают по букве, из которых в конце игры выкладывают слово. Сумма баллов записывается в маршрутный лист. В конце  проводится награждение победителей – квест-игры.

Межпредметные связи: обучение грамоте, мелкая моторика, связная речь, словарь, грамматический строй речи, фонематическое восприятие.

  • Цель игры: Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года. Вовлечение дошкольников в поисково-исследовательскую работу, связанную с развитием речи через задания коррекционно-логопедического направления.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

«Социально-коммуникативное развитие».

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  2. Закрепление навыка элементарного чтения и письма.
  3. Совершенствование умения контролировать поставленные звуки в свободной речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие связной речи.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.
  3. Развитие творческих способностей, воображения.
  4. Упражнение в согласовании движений с текстом.
  5. Формирование четкой дикции.
  6. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитание взаимопомощи, работы в команде.
  2. Развитие эмоциональности, выразительности.
  3. Развитие познавательных, интеллектуальных, коммуникативных и творческих качеств.
  4. Создание здоровой атмосферы соперничества, творческого партнёрства, командного духа.
  5. Воспитание уважения и любви к малой Родине, интереса к её прошлому, будущему и настоящему.

Оборудование: компьютер, беспроводная мышь, карта путешествия, конкурсные задания, 2 пачки фломастеров, 2 стола, 4 конверта, цветные и простые карандаши, 6 цветных шнурков, 6 свитков, грамоты, ребусы, простые карандаши, эмблемы, листы - обозначения станций, одежда коренных народов севера, бумага формата Ф4, сувениры, презентация, эмблемы, 2 карты путешествий, игровые ворота и мягкие мячики для развития дыхания, приложения, буквы: О, Э, И, Я, КО, Л, Г, сейф,  ключи от сейфа, ребусы, буквы для крепления на лестницу, кубик – колобок с изображением колобка с различной мимикой.

Вступительное слово: 

(Слайд 1)

- Здравствуете, уважаемые участники! Сегодня мы с вами поиграем в игру-квест. А что это такое? Квест - это приключенческая игра, представляющая собой интерактивную историю. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Наш квест будет состоять из разнообразных заданий, для решения которых необходима ваша смекалка, креативность, ловкость и сплочённые отношения в команде. Попробуем разгадать вместе тайны квеста, из которых складывается наша с вами красивая, правильно и грамотно оформленная речь. (Слайд 2)

Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченным на ней станциями) – это и есть «Карта путешествия». Каждой команде она выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. Гости-болельщики, не принимающие участия в игре, остаются в музыкальном зале и выполняют следующие задания: готовят иллюстрацию-пазл – приветствие для команд-участниц.

Возле каждой станции стоит часовой и задает каждой команде загадку. После того, как получен правильный ответ, команда попадает на нужную ей станцию. Время нахождения на станциях ограничено - 5 минут. Игра рассчитана на 30 минут. Вопросы спрятаны в квестовых зонах, соответствующих станциям. В результате ответа на каждый из вопросов команды получают буквы, из которых составляют ключевое слово. На каждой станции команды должны быть в полном составе. Победителем считается команда, составившая ключевое слово не позже окончания игры.

Станция 1 - «Сказочная»

Станция 2 - «Учебная»

Станция 3 – «Смекалка»

Станция 4 – «Северный уголок»

Станция 5 – «Угадай-ка»

Станция 6 – «Игровая»

Ход игры:

Этап первый. Представление команд. Сегодня играют две команды: «Свистелочка» (свистят) и «Шипелочка» (шипят).

- Ребята, занимающиеся на логопункте детского сада, пройдут итоговое логопедическое задание в ходе квест – игры совместно со своими родителями. Оценивать вас будет заведующая ДОУ и учитель начальных классов Салемальской школы – интернат.

Л.: Перед каждой из команд лежат по три разных свитка, в одном из которых находится Карта путешествия. Взять можно только 1 свиток, ответив на вопрос в конверте. Получить этот конверт можно после того, как вы выполните следующее 1 задание: «На какую  букву начинается?» Соедините стрелочками нужную картинку  нужную букву. (Приложение 1) Молодцы!

- За правильные ответы жюри выдаёт вам конверты, прочитав задание в которых вы должны правильно определить, в какой из трёх ваших свитков находится Карта путешествия. (Свитки прикреплены к шнуркам, шнурки к карандашам, нужный, по мнению команды свиток, дети тянут за шнурок, наматывая его на карандаш). (Приложение 2)

«Этот свиток находится справа от того свитка, который всех ближе лежит к окну»

«Этот свиток лежит слева от того свитка, который всех ближе лежит к пианино»

Отгадав, участники наматывают нужный свиток, привязанный к шнурку, на карандаш, знакомятся с Картой путешествия.

Л.: В ходе вашего путешествия, останавливаясь на станциях, вы сначала должны выполнить задание, чтобы туда попасть, а затем, часовой данной станции предложит вам 2 задание, выполнив которое вы получаете букву. И так на каждой станции. Каждая станция выделена символом-указателем. Собрав все 5 букв, вы всей командой возвращаетесь на место старта, т.е. сюда, в музыкальный зал, в котором вас и будет ждать основная и главная отгадка. Правила логопедической квест – игры понятны? Три, два, один! Отправляетесь в путь вместе с родителями и вашими воспитателями. Удачи!

Станция 1 - «Сказочная» - веранда кукольного театра.

С.1: - Для того чтобы попасть на эту «Сказочную» станцию, нужно отгадать загадки, стрелочкой указать отгадки. (Приложение 3)

- Молодцы. Вот и задание. В клетках этого кроссворда чаще других встречается одна и та же буква. Какая? Сколько раз? (Приложение 4).

- Верно. Вот вам это буква О.

Станция 2 - «Учебная» - компьютерный класс.

С.2: - Здравствуйте, для того, чтобы попасть на эту станцию под названием «Учебная», необходимо перечислить все буквы алфавита. (Приложение 5).

- А теперь задание «Учебной» станции, разгадайте ребусы, за правильные ответы вы получите букву. (Приложение 6). Один ребус – это место, в которое вам предстоит пойти в следующем году, второй ребус – слово – подсказка, где находится конверт с вашей следующей буквой. Молодцы, это слова: «школа» и «стена». Ищите подсказку на стене. (Участники находят конверт, прикрепленный к стене, в которой лежит буква Л).

Станция 3 - «Смекалка» - лестничная площадка.

С.3: - Здравствуйте, перед вами две буквы. Соедините точки чёрным карандашом только ту букву, которая соответствует названию вашей команды. (Ответы детей, обводят буквы). Молодцы. (Приложение 7)

- Вы выполнили 1 задание, проходите на станцию «Смекалка». Перед вами лестница. Вы сможешь подняться по лесенке или спуститься с нее, если будете вместе называть на каждой ступеньке такое слово, какая буква размещена на этой ступеньке.

- Молодцы! Ваша буква Г.

Станция 4 – «Северный уголок» - веранда «мини-музей».

С.4: - Здравствуйте! Вы находитесь в этнографическом мини-музее детского сада «Золотая рыбка», в котором собраны экспонаты народов севера, фотографии животных и растений, ненецкие куклы и др.  Прежде чем попасть на станцию «Северный уголок» вы должны перечислить не менее 5 названий национальной одежды северных народов: малица, кисы, подвязка, пояс, туча, шапка женская,  ягушка. А теперь покажите, есть ли здесь эта одежда? (Участники команды показывают). Молодцы!

- Проходите на станцию «Северный уголок». Для того чтобы получить нужную вам недостающую букву, выполните следующее задание. Знаете ли вы, что такое Красная Книга? (ответы детей) Перед вами задание-картинка: от зверей, которые занесены в Красную Книгу,  убежали ушки. Постарайся глазками (если трудно, то пальчиком или фломастером) «пройти» по дорожке от зверька к его ушкам. Верни ушки на место, и ты узнаешь тех, кому помог. (Приложение 8) Перечислите, чьи это ушки. («заячьи, лисьи, оленьи» и т.д.) Эти звери занесены и в Красную Книгу Ямало – Ненецкого автономного округа.

- Молодцы! Вот вам ваша следующая буква И.

Станция 5 – «Угадай-ка» - изостудия.

С.5: - Здравствуйте, чтобы вам попасть на станцию «Угадай-ка», повторите все вместе за котом, он учится играть на скрипке. (Приложение 9) Изображают игру на скрипке и повторяют слоги.

- ЖА-ЖО, ЖУ-ЖЫ, ЖА-ЖА-ЖУ и т.д.

- Молодцы! Теперь вы можете пройти на станцию «Угадай-ка». Для того чтобы получить недостающую букву, вам необходимо приклеить около каждой картинки столько квадратиков, сколько слогов в этом слове. (Приложение 10). Задание понятно? Приступайте! Молодцы! Вот ваша следующая буква Я.

Станция 6 – «Игровая» - кабинет психолога.

С.6: - Здравствуйте, чтобы попасть на эту станцию вам нужно забить 20 голов в эти волшебные ворота. (Игра «Загнать мяч в ворота»). Отлично! Как называется ваша команда? Поиграем в игру «Свистелочки» или «Шипелочки». В кабинете спрятан сказочный персонаж, вам нужно его найти. Вы выбираете водящего, он выходит на время из кабинета, мы с вами прячем предмет, который нужно найти, затем приглашаем водящего, но не говорим, где нами спрятанный предмет находится, а подсказываем ему только голосом, произнося звук: «С-с-ссс» или «Ш-ш-шшш». Готовы? Задание понятно.

- Молодцы! Вот вы и нашли сказочного героя, который хочет с вами поиграть. Я попеременно бросаю вам кубик, вы его ловите, и изображаете мимикой то настроение, которое изображено на данной стороне.

- Все задания вы выполнили на станции «Игровая». Отдаю вам недостающую букву Э.

Конечная станция – музыкальный зал.

(Слайд 3)

- Перед вами сейф, в котором находятся недостающие две буквы. Вы должны найти нужный ключ и раскрасить его всей командой, каждый свой. Кто быстрее это сделает, тот передаст раскрашенные ключи членам жюри в обмен на настоящий ключ от сейфа, и откроет раньше всех сейф. Приступайте к заданию. (Приложение  11)

- Молодцы! Открывайте сейф. В нем две недостающие буквы  К и О. Выложите слово из этих букв. Что получилось? «ЭКОЛОГИЯ». Молодцы!

(Слайд 4)

- Этот год объявлен президентом Российской Федерации, В.В.Путиным, «Годом Экологии». В этом году вы участвовали в таких экологических мероприятиях, как:

(Слайд 5)

 «Мой дом – природа»,

(Слайд 6)

- В рамках ОБЖ «Путешествие в лес»,

(Слайд 7)

- Всероссийская акция «Спаси ёжика», рисовали рисунки ёжиков, собирали использованные ненужные батарейки. И совместными усилиями вместе со школьниками вы собрали 4 кг. ненужных батареек для дальнейшей их утилизации.

- Кто позже составил слово, не расстраиваетесь, главное участие в интересной логопедической квест-игре. Вам понравилось?!

(Слайд 8)

- Сейчас наступает торжественный момент квет-игры. Слово для поздравления и награждения предоставляется заведующей ДОУ и учителю начальных классов Салемальской школы – интернат.

- Закончить квест-игру я хочу словами Л.Н.Толстова «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и воистину волшебный русский язык». Берегите те звуки, которые у вас появились, закрепились. Старайтесь всегда говорить чётко, красиво и выразительно, ведь это необходимо вам не только для успешного обучения в школе, но и для вашей дальнейшей жизни.

Интернет – ресурсы:

1.

2.

E:\логоигра 2017\на какую букву (2).JPG

Приложение 1

Приложение 2

«Этот свиток находится слева от того свитка, который всех ближе лежит к окну»

«Этот свиток лежит слева от того свитка, который всех ближе лежит к пианино»

Приложение 3

E:\логоигра 2017\igrat-ugaday-zagadku-dlya-detey-6-ti-let-5635-large.jpg

 

Приложение 4

E:\логоигра 2017\4412-raskraska-Krossvordik.jpg

Приложение 5F:\логоигра 2017\wjydgT6DS6ysGV5FiG7nLlNyVHkPgGERHcnEJ0C56kk2RgQnbAR3-6WR_sG9LcykipI=h900.jpg

Приложение 6

E:\логоигра 2017\370273_5.png

Приложение 7

E:\скан с-з\с-з 001.jpg

Приложение 8

   

Приложение 9

E:\логоигра 2017\583173c1ba314.jpg

Приложение 11E:\логоигра 2017\22.gif.jpgE:\логоигра 2017\22.gif.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые»

Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.Закреплять ...