Этноэкологические традиции тувинского этноса
проект по экологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Экологическое образование в настоящее время является приоритетным направлением теории и практики общеобразовательной школы.
Этноэкологическая система - это социально-природный комплекс, образованный в процессе взаимодействия народов с окружающей природной средой. В процессе этого взаимодействия формируются этноэкологические традиции - совокупность историко-культурных форм и способов организации устойчивых связей этносоциальных сообществ с окружающей природной средой. Тувинцы, как и все современные народы, образовывались из различных этнических элементов в процессе длительного исторического развития. Тувинская семья воспитывала детей на традициях и обычаях, ограничивающих и лимитирующих желания и поступки ребенка, выраженных в этике поведения в семье, юрте, хозяйстве и окружающей природе. Нарушение этих традиций оказывает заметное влияние на изменение традиционной культуры, менталитета и, в конечном счете, на выживание и самосохранение этнической группы. Таким образом, специфика этноэкологического воспитания связана с развитием новой модели природопользования и воспитательно-образовательного процесса подрастающего поколения.
Использование разнообразных форм учебно-воспитательного процесса – лекций, семинаров, экскурсий – позволяет связать изучаемый проект с жизнью. Работа учащихся с дополнительной литературой, подготовка и защита рефератов, проектов способствуют их саморазвитию, самообразованию, самоопределению.
Проект интегрированный, то есть затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке экологии с другими науками, прежде всего с географией, историей Тувы. Рассчитан на 34 часов, предназначен для учащихся 8 классов.
Цель курса: формирование знаний учащихся о этноэкологическом воспитании
формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности школьников.
Задачи:
- 1. Расширить и углубить знания учащихся о традициях тувинского этноса
- 2. Развитие познавательного интереса к миру природы родного края.
- 3.Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.
- 3. Развивать умение сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой, создавать проекты и защищать их.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся будут:
ЗНАТЬ: называть, распознавать основные термины и понятия, правильно употреблять их при описании этнических групп.
УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ И МОДЕЛИРОВАТЬ: ресурсосберегающие и лимитирующие традиции родовых земель.
УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ: экологические взаимодействия живого и косного вещества, человека и окружающей среды, общества и природы; необходимость и направления экологической деятельности людей.
Формы отчетности.
1.Разработка и защита проектов «Традиции и обычаи родоплеменных групп» и «Составление карты-схемы ареалов родоплеменных групп»
2.Написание и защита рефератов.
Учебно-полевая практика (10 дней)
- Изучаем экосисемы своего края:
- Изучение экологических аспектов сезонных явлений в экосистемах;
- Исследования родовых земель:
- изучение растительного покрова пастбищ;
- сбор учебного и научного материала;
- научный и учебный гербарий;
- фотографии, рисунки, кинофильмы
- Изучение традиций и обычаев. Их анкетирование.
Содержание курса
Введение (2ч)
Этноэкология – наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды их обитания. Вклад К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Т. Мальтуса, Ч. Дарвина в развитие экологии. Вклад русских ученых ( А. Т. Болотова, Н. И. Сукачева и др.) в развитие экологии. Экологические законы Барри Коммонера. Методы экологии. Структура экологии: общая экология и прикладные экологические науки.
- История происхождения тувинского этноса (12ч)
Общая характеристика тувинского этноса. Этнический состав населения. Этнические группы. Понятие о родах, племенах и родоплеменных группах.
- Традиции воспитания (6 ч)
Духовно-нравственная среда семьи.
- Традиционное природопользование тувинского этноса (6 ч)
Формирование и развитие кочевого скотоводства. Растительные ресурсы экосистем. Экологическая комфортность среды обитания.
- Ресурсосберегающие и лимитирующие традиции родовых земель (6ч)
Родовые земли. Священные территории. Священные земли. Сакральные места. Сохранение ресурсосберегающих традиций родовых земель. Режим землепользования. Экологические традиции кочевников-скотоводов в сохранении многообразия популяций растений пастбищ.
- Творческий проект. (2 часа)
Разработка и защита итогового творческого проекта.
Тематическое планирование
№ п/п | Глава | Общее Кол-во часов | Теория | Семинар | Экскурсия | Итоговый контроль |
1 | Введение | 2 | 2 | - | - | - |
2 | История происхождения тувинского этноса | 12 | 6 | 6 | - | практическое задание |
3 | Традиции воспитания | 6 | 4 | 2 | зачет | |
4 | Традиционное природопользование тувинского этноса | 6 | 4 | - | 2 | практическое задание |
Ресурсосберегающие и лимитирующие традиции родовых земель | 6 | 3 | 1 | 2 | творческие проекты | |
5 | Творческий проект | 2 | творческие проекты | |||
Всего | 34 | 19 | 9 | 4 | 2 |
Формы подведения итогов и оценивания результатов:
- Текущий: рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий; выполнение рефлексивных заданий – диагностика и оценка учителем деятельности учащихся;
- Презентация проекта: учащийся демонстрирует свой проект всему классу и педагогу на занятии, отвечает на вопросы учеников и педагога; учитель акцентирует внимание на сильных сторонах проекта, оценивает техническую сторону исполнения, затем анализирует недочеты, указывает на причины их возникновения; высказывает рекомендации по доработке проекта.
- Создание CD-диска работ учащихся: все проекты учеников записываются на диск в папки по классам и могут служить частью электронного портфолио учащегося.
Техническое и программное обеспечение
- Персональный компьютер с процессором производительностью не ниже 2 Ггц и 1 Гб оперативной памяти.
- Операционная система Windows/Linux.
- Цифровой фотоаппарат.
- Сканер.
- Принтер.
- Выход в Интернет.
- Графические редакторы Gimp и Inkscape.
Литература
- Аракчаа Л. К. Экология. – Кызыл, 2001.
- Аракчаа Л. К., Дадаа Г. И. Традиционное природопользование тувинского этноса – Улан-Удэ, 2005.
- Жигарев И. А., Пономарева О. Н. Сборник задач, упражнений и практических работ – М.: Дрофа, 2002.
- Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология – М.: Дрофа, 1995.
- Каменский А. А., Криксунов Е. А. Введение в общую биологию и экологию – М.: Дрофа, 2007.
- Маглыш С.С., Черняк Л. В. Экологическое воспитание – Минск, 2006.
- Чернова Н. М., Галушин В. М. Основы экологии – М.: Дрофа, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя малая Родина: культура,традиции, этнос
Навеки связан я с тобою, Бахилово моё!...
Элективный курс «Археологические памятники индикаторы культурных традиций тувинского этноса»
Пояснительная записка В экологической культуре тувинского этноса археологические памятники занимали особое место как память предков, как священные, которым они поклонялись.Одной из важнейших задач эко...
Доклад "Роль родителей и тувинских национальных традиций в становлении здоровой семьи"
Кадык байдалдыг ɵг-буленин тургустунарынга ада-иенин болгаш тыва езу-чанчылдарнын ролю. Тыва ог-буле кижизидилгенин кол озээ – ук чоннун кижи дугайында...
Этноэкологические традиции бурят Тункинской долины
Сочинение о традиции бурят...
Инновационный проект "Экоэтнотека"-этноэкологическое воспитание, обычаи и традиции бурятского народа
инновационный Проект «Сетевая этно-экологическая школа «Селенга-Байкал»...
Традиции и инновации в методике обучения и воспитания в преподавании тувинской литературы.
Через тувинские народные традиции , передаваемые из поколения в поколение мы – потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу вел...
Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;
Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...