Инновационный проект "Экоэтнотека"-этноэкологическое воспитание, обычаи и традиции бурятского народа
рабочая программа (8, 9 класс)
инновационный Проект «Сетевая этно-экологическая школа «Селенга-Байкал»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_ekoetnoteka.docx | 256.23 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Изучение культуры бурятского народа в настоящее время имеет важное значение для воспитания подрастающего поколения. Обрядность народа представляет тот слой культуры, который в современных условиях несет основную этническую нагрузку. Обычаи и обряды являются хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение. Поэтому обычаи и традиции рассматриваются как один из законов жизни.
Изучение традиций и обычаев является фундаментом нравственного , духовного и этноэкологического воспитания подрастающего поколения. Программа способствует созданию дружного, сплочённого коллектива, обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности, позволяет детям приобщиться к бурятскому языку через этноэкологическое направление, проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Программа курса рассчитана на учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы и направлена на изучение истории и традиции Бурятии.
Рабочая программа предусматривает выделение разделов: материальная культура бурят, общественная жизнь и духовная культура, народные знания. Авторы программы Жергалова О.Д. и Балданова В.Ц. учителя бурятского языка СОШ № 19
Программа направлена на формирование ключевых компетенций:
- познавательных: навыки самостоятельной работы с информацией;
- исследовательских: сбор информации, построение гипотез, обобщение;
- коммуникативных: передача информации;
- социальных: умение сотрудничать в группе;
- информационных: владение способами получения информации из разных источников.
Методические задачи курса:
Стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению значимых для них проблем, приобретению знаний из разных источников, которые можно будет использовать в жизни.
Цели и задачи программы
Изучение истории родной земли, ее культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании патриотизма, чувства любви к большой и малой родине у учащихся.
Цель:
Создание условий для получения дополнительных знаний каждым обучающимся о культуре родного края, способствующих развитию познавательного и интереса к краеведению, воспитанию социальной активности школьников.
Задачи курса: главной задачей курса является воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии и бережному отношению к природе.
Принципами и подходами, лежащими в основе программы, являются:
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность
Формы и методы проведения занятий:
- Беседа.
- Экскурсия.
- Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.
- Рефераты, доклады и сообщения.
- Беседы – встречи.
- Конкурсы.
- Урок вопросов и ответов.
- Историко-литературные уроки.
- Презентации.
- Конференции.
Ожидаемый результат программы:
- устойчивый интерес к истории своей родины;
- знания культуры родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
Как будет оцениваться деятельность учащихся?
Критерии оценки.
- Степень самостоятельности, активности.
- Инициатива, коммуникативность.
- Точность, своевременность выполнения.
- Композиция, полнота, убедительность.
- Культура речи, аргументы, умение работать в группе.
- Умение работать с разными источниками информации.
- Степень достижения целей исследования.
Прогнозируемый результат.
В исследовательской деятельности целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Особое внимание в учебном проекте обращается на организацию взаимодействия школьников при проведении исследований, и оно должно полностью отвечать требованиям эффективной групповой работы.
Планируемые результаты освоения элективного курса:
Личностные результаты:
- понимание бурятского языка как одной из основных национально-культурных ценностей бурятского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
-положительная динамика развития у старшеклассников этнокультурной компетентности;
-использование коммуникативно-эстетических возможностей бурятского языка, основанных на изучении традиций и обычаев бурятского народа;
-формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
-формирование общей культуры и мировоззрения;
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
-расширение общего кругозора учащихся;
Метапредметные результаты
-извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
-интегрированные занятия с уроками технологии, физической культуры, истории как способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение на практике полученные знания, умения и навыки ;
- повышение интереса к изучению народной педагогики бурят, истории, художественно - прикладной деятельности, фольклорному искусству, который спо¬собствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.
Предметные результаты
- приобретение знаний по бурятской народной культуре;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
Примечание.После прохождения данного курса, весь собранный материал по изученным темам учащиеся должны скомпоновать в одну папку т.е. хранилище. Поэтому курс называется «Экоэтнотека»
2.Место предмета в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности по бурятскому языку «Экоэтнотека» имеет общекультурную направленность. Программа рассчитана на один год из расчета один академический час в неделю (всего 18 часов) и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности для учащихся 8-9 классов.
2.Тематическое планирование курса
№ | Программный материал | Часы |
1 | Материальная и духовная культура бурят. | 5ч |
1.1 | Дерево в культуре бурят. | 1 |
1.2 | Бурятское жилище | 1 |
1.3 | Одежда и утварь . | 1 |
1.4 | Пища и домашняя утварь. | 1 |
1.5 | Обобщающий урок | 1 |
2 | Общественная жизнь и духовная культура. | 4ч |
2.1 | Бурятская семья. | 1 |
2.2 | Система родства. | 1 |
2.3 | Традиционная обрядовая культура бурят. | 1 |
2.4 | Семейные праздники ( свадебные,родильные). | 1 |
3 | Духовная культура | 3ч |
3.1 | Праздники и обряды. | 1 |
3.2 | Религиозные праздники. | 1 |
3.3 | Этноконфессиональная ситуация у бурят. | 1 |
4 | Народные знания. | 6ч |
4.1 | Ономастика | 1 |
4.2 | Семейно-родовые знаки бурят. Символика чисел, цветов. | 1 |
4.3 | Этномедицина. Лечение травами и средствами животного происхождения. | 1 |
4.4 | Этнопедагогика. Жизненные наставления предков. | 1 |
4.5 | Традиции физического воспитания. | 1 |
4.6 | Традиции нравственного воспитания.Учения наших предков. | 1 |
Итоговый урок.Проект.Защита. | 1 | |
Итого: 18ч |
3.Содержание курса
№ | Программный материал | Часы |
1 | Материальная культура бурят. | 5 |
Дерево в культуре бурят. Экологические традиции, обычаи ,связанные с деревом. Одежда. Обувь.Символика дополнений костюма. Женские головные уборы. Мужская одежда. | ||
Пища и домашняя утварь. Пища.Утварь | ||
2 | Общественная жизнь и духовная культура. | 4 |
Бурятская семья. | ||
Система родства. | ||
Традиционная обрядовая культура бурят. Календарные праздники, связанные с трудовой деятельностью Семейные праздники ( свадебные,родильные). | ||
3 | Духовная культура | 3 |
Бурятская мифология как система. | ||
Лечение травами. | ||
Религиозные праздники | ||
4 | Народные знания. | 6 |
Ономастика. Этнотопонимы. Гидронимы. Традиционные бурятские имена, фамилии. | ||
Семейно-родовые знаки бурят. Семейные знаки собственности. Цифровые знаки. | ||
Этномедицина. Лечение травами и средствами животного происхождения. Рецепты из полевых материалов. | ||
Традиции физического воспитания. | ||
Традиции нравственного воспитания. | ||
Итого: 18ч |
4. Календарно – тематическое планирование
№ | Название разделов и тем | Часы | Лекция | практика | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1 | Материальная культура бурят. | 5 | 1 | |||
1.1 | Дерево в культуре бурят. | 1 | 1 | |||
1.2 | Бурятское жилище | 1 | 1 | |||
1.3 | Одежда и утварь . | 1 | 1 | |||
1.4 | Пища и домашняя утварь. | 1 | 1 | |||
1.5 | Обобщающий урок | 1 | 1 | |||
2 | Общественная жизнь и духовная культура. | 4 | ||||
2.1 | Бурятская семья | 1 | 1 | |||
2.2 | Имена | 1 | 1 | |||
2.3 | Система родства. | 1 | 1 | |||
2.6 | Семейные праздники. | 1 | 1 | |||
3 | Духовная культура | 3 | ||||
3.1 | Бурятская мифология как система. | 1 | 1 | |||
3.2 | Этноконфессиональная ситуация у бурят. | 1 | 1 | |||
3.3 | Религиозные праздники | |||||
4 | Народные знания. | 6 | ||||
4.1 | Ономастика. | 1 | 1 | |||
4.3 | Традиционные бурятские имена, фамилии. | 1 | 1 | |||
4.4 | Семейно-родовые знаки бурят. | 1 | 1 | |||
4.6 | Цифровые знаки. | 1 | 1 | |||
4.7 | Этномедицина. | 1 | 1 | |||
4.8 | Лечение травами и средствами животного происхождения. | 1 | ||||
4.10 | Этнопедагогика. | 1 | 1 | |||
Итого: 18ч |
Методическое обеспечение
1. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» с. 3. Москва, 2011.
2. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004.
3. Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ, 1987.
4. Балданова С. Б., Старцуева Ж. Ц., Будаев С. Д. Технология старинного ремесла. Все о войлоке. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2006.
5. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева: Альбом – М.: МИРТ, 1992.
6. Быт бурят в прошлом и настоящем. - Улан-Удэ, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обычаи и традиции русского народа. Русская осень"
В материале представлены приметы осенних дней и месяцев, традиционные праздники осени, пожелания для Осени и друзей. ...
Презентация "Обычаи и традиции русского народа"
Презентация об обычаях и традициях русского народа...
тематическая неделя по обычаям и традициям русского народа
В тематической неделе планирование каждодневной работы по хохломской росписи,гжель.также тетрализованная представление....
"Обычаи и традиции бурятского народа"
Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.Задачи:1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях...
Сохраняя язык - сохраняем культуру, обычаи и традиции своего народа.
Язык является главным инструментом для сохранения и развития культуры любого народа. Сегодня вся деятельность общества направлена на сохранение и распространение родного язы...
Обычаи и традиции калмыцкого народа (Мероприятие в детском объединении, 2020 г.)
Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурно...
Обычаи и традиции осетинского народа
Обычаи и традиции осетинского народа (презентация)...