Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 11 класс
олимпиадные задания по экологии (11 класс) на тему
Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по экологии
Школьный этап
2015/16 уч. год
11 классы
Задание 1. Определи правильность представленных ниже утверждений (ответ «да» или «нет») (правильный ответ – 1 балл) | |
Осенью, листопадные деревья теряют листву главным образом из-за недостатка влаги. Да. | |
Все растительноядные животные являются потребителями, то есть косументами первого порядка. Да. | |
Свойства атмосферы остаются относительно постоянными на протяжении длительных периодов времени в эволюции видов. Да. | |
Каждый фактор одинаково влияет на разные функции организма. Нет. | |
Задание 2. Выбери один правильный вариант ответа из четырёх возможных (правильный ответ – 1 балл) | |
Создателем учения о биосфере являеся: а) Аристотель; б) Э. Геккель; в) Ж. Б. Ламарк; г) В.И. Вернадский. | |
Осушение болот относится к факторам: а) биотическим; б) техногенным; в) антропогенным; г) абиотическим. | |
Группы видов в сообществе, занимающие сходные экологические ниши называются а) консументами; б) градациями; в) колонами; г) гильдиями. | |
Строительство на реке плотины бобрами можно рассматривать как пример фактора: а) абиотического; б) биотического; в) антропогенного; г) социального. | |
Климаксное состояние экосистемы следует понимать как: а) состояние динамического равновесия; б) состояние деградации; в) состояние неустойчивости экосистемы; г) состояние активного протекания сукцессионных процессов. | |
Основная роль в круговороте серы принадлежит: а) высшим растениям; б) прокариотам; в) грибам; г) беспозвоночным. | |
Организмы, жизнедеятельность и активность которых зависят от поступающего извне тепла, называют: а) гомойотермными; б) эндотермными; в) пойкилотермными; г) гетеротермными. | |
Компактное тело с длинным хвостом, с удлиненными задними конечностями и значительно укороченными передними характерно для животного, которое: а) плавает; б) прыгает; в) летает; г) лазает. | |
К физиологическим приспособлениям регуляции температуры тела относят: а) потоотделение; б) изменение размеров тела; в) развитие волосяных покровов; г) густое оперение. | |
Отношения по типу нахлебничества существуют между: а) лисицей и мышью; б) львом и грифом; в) Сусликом и хомяком; г) Бычьим цепнем и человеком. | |
Взаимодействие шмеля и клевера лугового является примером: а) мутуализма; б) конкуренции; в) паразитизма; г) хищничества. | |
Отношения конкурентного типа в экологии принято обозначать: а) 0 0; б) + 0; в) + +; г) – –. | |
В одном сообществе нельзя встретить следующие пары растений: а) подорожник средний – лютик едкий; б) черника – голубика; в) клюква – багульник; г) василек – сфагнум. | |
Определенный тип внешнего строения организмов, который отражает способ взаимодействия со средой обитания, называют: а) средой жизни; б) фактором среды; в) жизненной формой; г) метаморфозом. | |
Бентосом называют совокупность организмов, обитающих: а) в толще водоема; б) в береговой зоне; в) на дне водоема; г) на морском острове. | |
Организмы, способные жить в различных условиях среды, называют: а) стенобионтами; б) олигобионтами; в) комменсалами; г) эврибионтами. | |
Переход от собирательства к оседлому образу жизни, получил название: а) промышленная революция; б) неолитическая революция; в) зеленая революция; г) научно-техническая революция. | |
Из перечисленных организмов к редуцентам относится: а) корова; б) гнилостные бактерии; в) клевер луговой; + г) человек. | |
К костным веществом является: а) каменный уголь; б) нефть; в) торф; г) базальт. | |
В. И. Вернадский отнёс почву: а) к живому веществу; б) к косному веществу; в) к биогенному веществу; г) к биокосному веществу. | |
Показателем экологического благополучия урбанизированных территорий может служить: а) стоимость медицинского обслуживания; б) наличие на улицах цветочных клумб; в) состояние здоровья населения; г) масштаб реализации социальных программ. | |
Под экологическим кризисом понимается такое состояние, при котором: а) развитие производительных сил и производственных отношений не соответствует возможностям ресурсного потенциала природы; б) загрязнения присутствуют во всех важнейших сферах жизнедеятельности человека; в) имеется недостаток тех или иных природных ресурсов, которые приходится закупать за рубежом; г) нагрузка на природу вызывает сопротивление общественных экологических организаций. | |
Одним из глобальных последствий загрязнения атмосферного воздуха, губительных для населяющих сушу организмов, считается: а) снижение содержания метана; в) понижение кислотности водоёмов; б) разрушение озонового экрана; г) повышение температуры приземного слоя. | |
К возобновимым ресурсам не относятся: а) растительные ресурсы; б) ресурсы животного мира; в) минеральные ресурсы; г) солнечная энергия. | |
Учёными обсуждается связь между истончением озонового слоя и ростом: а) врожденных патологий; б) сердечно-сосудистых заболеваний; в) онкологических заболеваний; г) отравлений и травм. | |
Из нижеперечисленных причин демографического взрыва наиболее существенной является: а) недоступность противозачаточных средств; б) отмена запрета абортов; в) антирелигиозная пропаганда; г) развитие здравоохранения. | |
Экологическое право изучает: а) законодательные и нормативные основы охраны природы; б) законы функционирования природных биоценозов; в) законы взаимодействия общества и природы; г) этические нормы отношения к природе. | |
Учение о коэволюции человека и биосферы было создано: а) К. Линнеем; б) Д. Медоузом; в) В. И. Вернадским; г) Н. Н. Моисеевым. | |
Тип мировоззрения, во главу которого ставятся интересы человека, а необходимость сохранения биосферы рассматривается с точки зрения источника полезных ресурсов называется: а) экоцентризм; б) антропоцентризм; в) коэволюция; г) идеализм. | |
Промышленная экология – прикладная отрасль экологии, которая изучает: а) влияние различных отраслей производства на здоровье человека; б) функционирование искусственных экосистем; в) способы утилизации и обезвреживания промышленных отходов; г) влияние природных экосистем на человека. | |
К неисчерпаемым ресурсам относится: а) металлические руды; б) почва; в) растительность; г) солнечный свет. | |
К возобновимым природным ресурсам относится: а) почва; б) каменный уголь; в) нефть; г) металлические руды. | |
Официально установленная мера использования природного ресурса – это: а) норматив; б) квота; в) кадастр; г) доля. | |
Из перечисленных газов, присутствующих в промышленных выбросах, в наибольшей степени пропускает ультрафиолетовое и задерживает инфракрасное излучение: а) CH4; б) N2; в) O3; г) CO. | |
Более всего опустыниванию подвержена территория (около 45 %): а) Азии; б) Австралии; в) Северной Америки; г) Южной Америки. | |
Общее название химических препаратов, используемых в сельском хозяйстве для уничтожения сорных растений, патогенных грибов и насекомых-вредителей а) антибиотики; б) пестициды; в) фитонциды; г) витамины. | |
Защита от шумового загрязнения окружающей среды, как правило, осуществляется путём: а) зонирования территории населенного пункта и выноса источников шума за пределы жилой застройки; б) организацией транспортной сети с похождением магистралей через районы жилой застройки; в) прокладки магистралей на высоких насыпях; г) вырубки зеленых насаждений вдоль магистралей. | |
Восстановление промышленно нарушенных территорий называется: а) культивация; б) рекультивация; в) реакклиматизация; г) реинтродукция. | |
Организмы, которые могут быть показателем экологического благополучия территории, то есть биоиндикатора – это: а) лишайники; б) грибы; в) различные насекомые; г) дождевой червь. | |
К особо охраняемым природным территориям в нашей стране относится:а) парк культуры и отдыха; б) природный парк; в) детский парк; г) зоологический парк. | |
Антигололедные средства и продукты их разложения загрязняют окружающую среду (почвы, поверхностные и грунтовые воды), а также способствуют разрушению автомобилей и инженерных коммуникаций (электро- и теплосетей, трубопроводов и т.п.). В связи с этим наиболее опасным из используемых средств борьбы с оледенением является: а) мочевина; б) хлорид натрия; в) формиат натрия; г) ацетат натрия. | |
Грамотным суждением является: а) «в Воронеже плохая экология»; б) «экологию необходимо охранять»; в) «в нашем регионе вся экология испорчена»; г) «экология – основа рационального природопользования». | |
В 2010 г. в Центральном Черноземье наблюдались экстремальные погодные явления, в частности: а) сильные ветры, приводящие к разрушениям зданий и сооружений; б) проливные дожди, приводящие к затоплениям территорий; в) наводнения; г) «волны тепла» (экстремальные значения температуры в наиболее теплые месяцы, приведшие к масштабным пожарам). | |
При исчезновении малочисленных видов вследствие природных катастроф или антропогенных воздействий природное сообщество, как правило: а) сохраняет разнообразие биотических связей; б) повышает устойчивость за счёт замены исчезнувших видов; в) поддерживает устойчивость на прежнем уровне; г) постепенно утрачивает прочность биотических связей. | |
Для очистки промышленных и городских сточных вод от органических веществ используется деятельность бактерий, инфузорий и коловраток, размещаемых в специальных резервуарах, которые называются: а) фильтраторами; б) активным илом; в) отстойниками; г) аэротенками. | |
Вегетарианство привлекательно с экологической точки зрения потому, что: а) растительная пища более вкусная, чем животная; б) белки, жиры и углеводы растительного происхождения более калорийны, чем животные; в) на производство 1 калории растительного происхождения в экосистемах затрачивается в несколько раз меньше энергии, чем для животной пищи; г) растительная пища содержит больше витаминов и микроэлементов, чем животная | |
В Воронежском биосферном заповеднике ведется особая охрана по сохранению численности: а) бобра; б)оленя; в) выхухоли; г)зайца | |
Искусственная экосистема, возникшая в процессе сельскохозяйственной деятельности человека, называются: а) агротоп; б) агросоюз; в) агроэкосистема; г) антропоэкосистема. | |
Международное агентство по атомной энергетике: а) ФАО; б) ЮНЕП; в) МСОП; г) МАГАТЭ. |
Задание 3.
Определи правильность представленных ниже утверждений «да» или «нет» и письменно обоснуй свой выбор
(правильный выбор ответа – 1 балл, обоснование от 0 до 2 баллов, максимальное кол-во баллов за тест - 3)
- Озоновый слой Земли расположен в ноосфере. Да -Нет.
Задание 4.
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 4.
55. Представитель простейших токсоплазма обитает в организме мыши, вызывая заболевание – токсоплазмоз. Однако размножение паразита происходит только в кошачьем кишечнике. Как показано исследовательницей из Университета Калифорнии в Беркли (США) В. Ингрэм, в ходе эволюции возник интересный механизм, позволяющий попадать в организм кошки. В частности, токсоплазмы способны:
а) снижать иммунитет и вызывать бесплодие у кошек;
б) снижать иммунитет и плодовитость у мышей;
в) вызывать прерывание беременности у мышей на ранних сроках;
г) снижать у мышей обоняние и вызывать «эффект бесстрашия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.10 класс. 2013/2014 уч.г.
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2013/2014 уч.г. 10 класс. Могут быть использованы для проведения школьного этапа олимпиады....

Задания к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по экологии для учащихся 7-8 классов
тестовое теоретическое задание для учащихся 7-8 классов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с ответами и формой оценки работ...

Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии
Материалы Школьного этапа Ввсероссийской олимпиады по экологии...

Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 10 класс
Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 10 класс...

Ключи Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 9-11кл
ключи к олимпеаде по экологии9-11 класс...

Материалы школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 7-8 классах
Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 7-8 классах общеобразовательных учреждений России. Материалы могут быть использованы в системе дополн...

Материалы школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 10-11 классах
Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 10-11 классах. Задания могут быть использованы для подготовки участников экологических оли...
- Мне нравится (1)