Материалы школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 10-11 классах
олимпиадные задания (10, 11 класс)
Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 10-11 классах. Задания могут быть использованы для подготовки участников экологических олимпиад, викторин и конкурсов в системе дополнительного образования и при организации внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
XXXII ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ
10-11 КЛАССЫ
Задание 1. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых надо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
- Стенобионты – это организмы с узким диапазоном толерантности по одному из экологических факторов.
- Закон минимума описывает влияние лимитирующего фактора на развитие организмов определенного вида.
- Березовый подрост на месте лесного пожара можно считать естественной экосистемой.
- Лишайники – это симбиотические организмы, состоящие из гриба и бактерии.
- Сукцессия может быть как первичной и вторичной.
- Основную биомассу литосферы составляют позвоночные животные.
- Радиоактивность в повышенных дозах вызывает у человека различные виды онкологических заболеваний.
- Тепловое загрязнение водоемов полностью безопасно для окружающей среды.
- Биомасса животных в мировом океане больше, чем биомасса растений.
- Для водных сообществ характерна перевернутая экологическая пирамида.
Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который Вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.
1. | Термин «экосистема» был предложен в 1935 году: а) В.Н. Сукачевым б) В.И. Вернадским в) А. Тенсли г) Н.Н. Моисеевым |
2. | Определенное количество экологического фактора, при котором интенсивность жизнедеятельности организмов находится на максимуме, называется: а) зоной оптимума б) верхним пределом выносливости в) зоной пессимума г) нижним пределом выносливости |
3. | Водный след - это: а) показатель эффективности энергосбережения б) показатель использования воды на сельскохозяйственные нужды в) показатель использования водных ресурсов на нужды человека или страны, включая товары повседневного бытового и личного пользования г) показатель использования воды в промышленности. |
4. | Фитофагами являются: а) синица, воробей, поползень б) лисица, волк, песец в) сова, филин, коршун г) дождевой червь, термиты, медоносная пчела |
5. | Как называют растения, обитающие в условиях повышенной влажности: а) термофилами б) криофилами в) суккулентами г) гидрофитами |
6. | Закон минимума был открыт: а) Ю. Либихом б) В.И. Вернадским в) А. Тенсли г) Э. Геккелем |
7. | В естественных условиях никогда не встретятся: а) белый медведь, полярная крачка, песец б) зебра, муравьед, ехидна в) жираф, лев, гиена г) дельфин, треска, белая акула |
8. | У многих морских обитателей ярко выражены биологические ритмы продолжительностью около 12,8 часа, которые вызваны периодичностью: а) солнечных суток б) приливов и отливов в) вращения Земли вокруг Солнца г) вращения Луны вокруг Солнца. |
9. | Стадность – это: а) стремление животных доминировать б) стремление животных к подчинению в) стремление животных к объединению в группы г) стремление животных занять новые территории |
10. | Озоновый слой атмосферы разрушается под воздействием: а) жесткой солнечной радиации б) хлорфторорганических соединений в) углекислого газа г) изменения геомагнитных свойств атмосферы |
11. | Гемерофит – это: а) растение, истребленное человеком б) растение, культивируемое человеком в) растение северных широт г) растение тропических лесов |
12. | Предельная численность особей вида в естественных условиях ограничена: а) климатическими условиями среды б) размерами среды обитания в) существующим количеством особей и климатическими факторами г) экологической емкостью среды обитания |
13. | Дефолиант - это: а) большая книга б) вещество для уничтожения листвы растений в) вещество против загрязнителей атмосферы г) вещество для борьбы с плесенью |
14 | Закон однонаправленности потока энергии говорит: а) энергия в сообществе от редуцентов переходит к консументам, затем к продуцентам б) энергия в сообществе производится продуцентами, усваивается консументами, затем передается редуцентам в) в сообществе передача энергии с одного трофического уровня на другой составляет 50% г) в сообществе консументы 1-го порядка – это главные производители энергии для всех других трофических уровней |
15. | Дигрессия – это: а) ухудшение состояния экосистемы из-за внешних или внутренних причин б) улучшение состояния экосистемы из-за внешних или внутренних причин в) стабильное состояние экосистемы г) преобладание численности консументов 2-го порядка над численностью консументов 1-го порядка |
16. | Термин «толерантность» используют в экологическом законе: а) оптимума б) минимума в) обязательного заполнения экологических ниш г) экологической пирамиды |
17. | Децибел - это: а) единица измерения скорости света б) единица измерения скорости звука в) единица измерения плотности среды г) единица измерения интенсивности звука |
18. | К фотобиосфере относится: а) слой биосферы на границе наземно-воздушной и почвенной среды б) слой биосферы, освещаемый солнечными лучами в) слой биосферы, прогреваемый солнечными лучами г) слой биосферы, загрязненный «парниковыми газами» |
19. | Гидрохариты - это: а) водные растения, прикрепленные к грунту б) водные животные, активные в ночное время суток в) водные беспозвоночные животные г) водные растения, не прикрепленные к грунту |
20. | Экологической стабильностью называют: а) способность экосистемы противостоять абиотическим, биотическим и антропогенным воздействиям б) способность экосистемы существовать без продуцентов в) способность экосистемы существовать без редуцентов г) способность экосистемы существовать без консументов |
21. | В царстве растений и царстве грибов существует много способов размножения. Автохоры – это: а) растения и грибы, у которых семена или споры распространяются саморазбрасыванием б) растения и грибы, у которых семена или споры распространяются водой в) растения и грибы, у которых семена или споры распространяются ветром г) растения и грибы, у которых семена или споры распространяются животными |
22. | Профессиональная болезнь, которая наиболее часто встречается у программистов: а) инфаркт б) пневмония в) близорукость г) деменция |
23 | Нейстон - это: а) совокупность живых организмов, обитающих у поверхности воды б) совокупность живых организмов, обитающих в толще воды в) совокупность живых организмов, обитающих на покровных тканях водных млекопитающих г) совокупность живых организмов, обитающих в среднем слое воды |
24. | Пелофаг - это: а) организм, питающийся растительностью б) организм, питающийся мертвыми телами животных в) организм, питающийся грибами г) организм, питающийся илом |
25. | Человек в настоящее время живет в геологическую эпоху: а) мезозойскую эру б) архейскую эру в) кайнозойскую эру г) протерозойскую эру |
Задание 3. Выберите утверждение («да» или «нет») и письменно обоснуйте свой выбор в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 6 (по 3 балла за каждое задание).
1. | У мышевидных грызунов в результате быстрого размножения особей численность популяций резко увеличивается через 3-4 года, а потом сокращается. |
2. | На пастбищах, где производится выпас скота, растения более низкорослы по сравнению с особями того же вида, которые растут в местах, где выпас скота не производится. |
Задание 4. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте свой выбор. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за задание – 4 балла.
Текст задачи.
Экологическое состояние популяций тюленей и их здоровье используют как индикатор безопасности морепродуктов для человека, потому что:
а) тюлени находятся на вершине экологической пирамиды
б) тюлени питаются водорослями и могут страдать от недостатка пищи
в) тюлени – животные-фильтраторы, страдают от загрязнения вод мирового океана
г) тюлени легко идут на контакт с человеком.
Задание 5. Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных и письменно обоснуйте свой выбор, а также неправильность других вариантов, в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за задание – 10 баллов.
Текст задачи.
В России и странах Европы повсеместно встречается клен ясенелистный, который был завезен из Северной Америки и широко распространился почти по всей Евразии. Если посмотреть внимательно, то под кроной клена ясенелистного, в отличие от клена обыкновенного, почти нет никакой растительности. В экологии явление химической конкуренции называется:
а) интродукцией
б) абсорбцией
в) аллелопатией
г) экологической валентностью
Ключ к заданиям
школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии
в 10-11 классах 2019-2020 учебного года
Задание 1. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых надо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
- +
- +
- +
- -
- +
- -
- +
- -
- +
- +
Задание 2.
1 в, 2 а, 3 в, 4 г, 5 г, 6 а, 7 б, 8 б, 9 в, 10 б, 11 б, 12 г, 13 б, 14 б, 15 а, 16 а, 17 б, 18 б, 19 а, 20 а,
21 а, 22 в, 23 а, 24 г, 25 в.
Задание 3. Выберите утверждение («да» или «нет») и письменно обоснуйте свой выбор в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 6 (по 3 балла за каждое задание).
1. | Вопрос. У мышевидных грызунов в результате быстрого размножения особей численность популяций резко увеличивается через 3-4 года, а потом сокращается. Ответ. Да. Причинами сокращения численности грызунов являются: увеличение численности хищников, увеличение численности паразитов, при одновременном усилении конкуренции между особями вида за пищу и территорию. |
2. | Вопрос. На пастбищах, где производится выпас скота, растения более низкорослы по сравнению с особями того же вида, которые растут в местах, где выпас скота не производится. Ответ. Да. Низкорослость растений – приспособление к жизни растений на выпасах, где животными в первую очередь уничтожаются высокорослые растения. |
Задание 4. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте свой выбор в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за задание – 4 балла.
Текст задачи.
Экологическое состояние популяций тюленей и их здоровье используют как индикатор безопасности морепродуктов для человека, потому что:
а) тюлени находятся на вершине экологической пирамиды
б) тюлени питаются водорослями и могут страдать от недостатка пищи
в) тюлени – животные-фильтраторы, страдают от загрязнения вод мирового океана
г) тюлени легко идут на контакт с человеком.
Решение задачи.
Правильный ответ А. Тюлени – представители отряда ластоногие класса млекопитающие, которые ведут наземно-водный образ жизни и питаются рыбой. Тюлени находятся на вершине экологической пирамиды. Рыбы могут быть травоядными и хищными. Травоядные рыбы усваивают питательные вещества из растений, хищные рыбы – из травоядных рыб, тюлени – из травоядных и хищных рыб. Таким образом, если воды морей загрязнены антропогенными выбросами, то они неизбежно попадут в цепь питания морских животных и отрицательно скажутся на здоровье популяции тюленей. Наблюдая за тюленями, человек может определить опасность получения некачественной рыбы как продукта питания.
Задание 5. Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных и письменно обоснуйте свой выбор, а также неправильность других вариантов, в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за задание – 10 баллов.
Текст задачи.
В России и странах Европы повсеместно встречается клен ясенелистный, который был завезен из Северной Америки и широко распространился почти по всей Евразии. Если посмотреть внимательно, то под кроной клена ясенелистного, в отличие от клена обыкновенного, почти нет никакой растительности. В экологии явление химической конкуренции называется:
а) интродукцией
б) абсорбцией
в) аллелопатией
г) экологической валентностью
Решение задачи.
Правильный ответ:
Ответ «в» является верным. Аллелопатия – это явление химической конкуренции, довольно широко распространенное у растений. Клен ясеневидный выделяет в почву из корней ядовитые вещества, они также попадают в почву и с опавшими листьями. Поэтому под кроной клена ясеневидного нет растительности, а семена опадают не осенью, а весной, когда ядовитые вещества начинают вымываться из почвы.
Ответ «а» не является верным. Интродукция – преднамеренное или случайное переселение особей какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала в новые для них места обитания. Например, переселение клена ясеневидного из Америки в Европу, где он ранее не обитал, представляет собой интродукцию.
Ответ «б» не является верным. Абсорбция – это поглощение вещества всей поверхностью тела.
Ответ «г» не является верным. Экологическая валентность – это способность вида существовать в разнообразных условиях среды.
Максимальное количество баллов за тест – 55 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-349914-1384941122.jpg)
Задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013 года. Школьный тур. 6-11 классы.
В данном разделе находятся задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013 года. Школьный тур. 6-11 классы....
Задания для школьного тура Всероссийской олимпиады по экологии
Материал содержит вопросы школьного тура Всероссийской олимпиады по экологии, матрицу ответов, ключи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/13/picture-733714-1455345587.png)
Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии
Материалы Школьного этапа Ввсероссийской олимпиады по экологии...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/13/picture-733714-1455345587.png)
Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 10 класс
Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/13/picture-733714-1455345587.png)
Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 11 класс
Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-795234-1585029059.png)
Материалы школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 7-8 классах
Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 7-8 классах общеобразовательных учреждений России. Материалы могут быть использованы в системе дополн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-795234-1585029059.png)
Материалы школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах
Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах. Тесты и экологические задачи могут быть использованы в системе дополнительного ...
- Мне нравится (1)