Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 10 класс
олимпиадные задания по экологии (10 класс) на тему
Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по экологии
Школьный этап
2015/16 уч. год
10 классы
Задание 1. Определи правильность представленных ниже утверждений (ответ «да» или «нет») (правильный ответ – 1 балл) | |
Кислород атмосферы имеет биогенное происхождение и образуется, в большей степени, влажными тропическими лесами. Да. | |
Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы. Да. | |
Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются частым рассечением, отсутствием механической ткани. Нет. | |
В Мировом океане зоомасса во много раз превышает фитомассу. Да. | |
Задание 2. Выбери один правильный вариант ответа из четырёх возможных (правильный ответ – 1 балл) | |
Любое условие среды, на которое организм реагирует приспособительными реакциями, называют: а) экстремальным условием; б) экологическим фактором; в) местом обитания; г) экологическим ресурсом. | |
Пространственной характеристикой популяции является: а) численность; б) ареал; в) половозрастная структура; г) рождаемость.
| |
Количество энергии, передаваемое с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня: а) 1 %; б) 5 %; в) 10 %; г) 15 %. | |
В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером: а) хищничества; б) паразитизма; в) комменсализма; г) симбиоза. | |
В 1950-х годах в промышленно развитых странах началась «зеленая революция», связанная с: а) созданием новых сортов сельскохозяйственных растений и интенсивным применением химических средств их защиты; б) созданием и распространением генетически модифицированных организмов; в) массовыми протестами населения этих стран против применения минеральных удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве; г) всплеском популярности органик - земледелия. | |
Пастбищная пищевая цепь начинается с: а) зеленых растений; б) консументов; в) остатков организмов; г) жвачных животных. | |
Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые: а) требуют строго определённых условий существования; б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания; в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов; г) проявляют пластичность к действию факторов среды. | |
Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются: а) мхи – лишайники – травянистые растения; б) лишайники - травянистые растения - мхи; в) лишайники - мхи - травянистые растения; г) травянистые растения - мхи – лишайники. | |
Отношения мутуализма существуют между человеком и: а) лошадью; б) домовой мышью; в) серой вороной; г) рыжим тараканом. | |
Рождаемость в популяции отражает параметр: а) 100 организмов в год; б) 100 половозрелых организмов в год; в) 100 самок в популяции; г) 100 организмов на 1 м². | |
Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется: а) симпатрией; б) протокооперацией; в) квартиранством; г) акклиматизацией. | |
Отношения нейтрального типа в экологии принято обозначать: а) 0 0; б) + 0; в) + +; г) – –. | |
В одной из своих работ В.И. Вернадский писал: «Лучи Солнца обусловили главные черты механизма биосферы. Вещество биосферы (масса) благодаря солнечным лучам…становится активным и способным производить работу». Здесь речь идет о такой функции живого вещества, как: а) энергетическая; б) деструктивная; в) концентрационная; г) средообразующая. | |
Создавая агроэкосистемы, человек стремится… а) создать рабочие места для сельских жителей; б) уменьшить использование продукции природных экосистем; в) повысить чистую первичную продукцию растений; г) снизить расходы на заготовку и переработку природной растительной продукции. | |
К области прикладной экологии относится: а) ежедневная уборка и поливка городских дворов; б) выращивание овощей; в) исследование экологического сознания населения; г) исследование процессов очистки сточных вод. | |
Экологически пластичные, выносливые к колебаниям факторам, виды называются… а) доминантными; б) специализированными; в) стенобионтными; г) эврибионтными. | |
В кожных углублениях хвоста головастиков травяной лягушки поселяются инфузории, которые питаются частичками экскрементов. Эти отношения служат примером: а) комменсализма; б) аменсализма; в) нейтрализма; г) паразитизма. | |
Накопление в атмосфере механических частиц (пыли, сажи) приводит: а) к снижению прозрачности атмосферы; б) к повышению прозрачности атмосферы; в) к увеличению содержания диоксида углерода; г) к снижению содержания диоксида углерода. | |
По мере погружения в глубину почвы постепенно уменьшается: а) концентрация углекислого газа; б) спектральный состав света; в) концентрация кислорода; г) длина корневых волосков. | |
Местом обитания растений-галофитов служит: а) болото б) прибрежная полоса, затопляемая при разливе зоны водоема в) пресноводный водоем с проточной водой г) сухая степь с засоленными почвами. | |
Вырубка лесов на равнинных участках таежной зоне вызывает… почв а) защелачивание б) заболачивание в) засоление г) опустынивание | |
Биосфера – это: а) синоним ноосферы; б) область жизни, охватывающая различные земные оболочки; в) заселенная живыми организмами поверхность континентов и архипелагов; г) совокупность живых организмов, получающих энергию в виде солнечного света. | |
Химический элемент, используемый для производства батарей, ламп, для производства красок, пестицидов, измерительных приборов, при попадании в организм вызывает судороги, параличи, психические расстройства, слепоту и обладает тератогенным действием (болезнь Минамата): а) сурьма (Sb); б) железо (Fe); в) ртуть (Hg); г) хром (Cr). | |
Опасным, часто присутствующим в водопроводной воде веществом, существенно увеличивающим вероятность рака мочевого пузыря и прямой кишки, является: а) свинец; б) хлор; в) кальций; г) железо. | |
Главным фактором развития сельского хозяйства является: а) растительный покров суши; б) почвенный покров суши; в) биологическое разнообразие; г) природные ландшафты. | |
Примером неконтролируемого распространения видов на новые территории не является: а) появление в России колорадского жука; б) распространение американской ондатры в Европейской части России; в) уничтожение растительности кроликами в Австралии; г) снижение уловов местных рыб в бассейне Волги за счет поедания икры и молоди ротанами. | |
При какой скорости автомобили выбрасывают наименьшее количество выхлопных газов: а) 30 – 40 км/час; б) 50 – 70 км/час; в) 80 – 90 км/час; г) 110 – 120 км/час; | |
Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы? а) привлечение плотоядных животных; б) привлечение животных – редуцентов; в) внесение органических удобрений; г) уничтожение сорняков пропалыванием | |
Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, старинные парки, живописные скалы и т.д.) а) заказник; б) заповедник; в) национальный парк; г) памятник природы. | |
Основоположник биогеохимии, создавший учение о биосфере: а) Э. Зюсс; б) В. И. Вернадский; в) В. Н. Сукачёв; г) Э. Геккель. | |
К биотическим факторам относятся: а) воздействия, которые оказывают неживые тела на живые существа; б) воздействия, которые оказывают друг на друга живые существа; в) воздействия, которые оказывают друг на друга неживые тела; г) воздействия, которое оказывает интернет на людей. | |
Наибольшую долю в составе воздуха имеет: а) кислород; б) азот; в) озон; г) углекислый газ. | |
Плотоядные животные – это: а) консументы 1-го порядка; б) консументы 2-го порядка; в) редуценты; г) продуценты. | |
Зона наиболее благоприятных значений экологического фактора называется: а) пессимум; б) оптимум; в) минимум; г) зона выносливости. | |
Всеядные организмы – это: а) монофаги; б) стенофаги; в) полифаги; г) фагоциты. | |
Основной источник энергии в биосферном круговороте: а) ветер; б) солнечный свет; в) уголь, нефть, газ; г) приливы и отливы. | |
В 1935 г. английский ботаник А. Тенсли ввел термин: а) биотоп; б) экология; в) биогеоценоз; г) экосистема. | |
В. Шелфордом выведено правило: а) минимума; б) толерантности; в) равнозначимости всех условий жизни; г) конкурентного исключения. | |
Сфера разума, согласно работам В. И. Вернадского, – это: а) ноосфера б) биосфера в) гидросфера г) литосфера | |
Стратегия устойчивого развития направлена на достижение баланса: а) между экономикой и производством; б) между людьми, экономикой и производством; в) между людьми, экономикой и природой; г) между людьми, экономикой и обществом. | |
К причинам изменения климата можно отнести: а) извержения вулканов; б) смерчи и торнадо; в) наводнения и засухи; г) аномально высокие температуры воздуха. | |
В цепях питания при переходе с одного трофического уровня на другой теряется: а)до 10% энергии; б)до 20% энергии; в)до 50% энергии; г)до 90% энергии. | |
Вещество, вызывающее образование злокачественной опухоли: а) тератоген; б) мутаген; в) канцероген; г) биоген. | |
Территория населенного пункта, где сосредоточены заводы, фабрики, называется: а) рекреационной зоной; б) селитебной зоной; в) промышленной зоной; г) лесопарковой зоной. | |
Биосферный заповедник отличается от природного заповедника главным образом: а) более строгим режимом охраны природы; б) наличием экспериментальных экологических площадок; в) большей площадью территории или акватории; г) осуществлением фонового экологического мониторинга. | |
В 2003 г. Российская Федерация ратифицировала международную конвенцию о .... а) сокращении выбросов парниковых газов; б) сохранении биологического разнообразия; в) трансграничном загрязнении атмосферы; г) сокращение выбросов газов, влияющих на озоносферу Земли. | |
При выпадении кислотных дождей в наибольшей степени страдают _________ леса а) широколиственные; б) хвойные еловые; в) хвойные сосновые ; г) мелколиственные. | |
Предельно допустимая техногенная нагрузка на природную территорию − это: а) критический уровень антропогенного воздействия на окружающую среду в виде выбросов и сбросов загрязняющих веществ из стационарных источников; б) максимально допустимое количество загрязняющего вещества, поступающего на определенную площадь в единицу времени; в) максимально допустимый уровень техногенного воздействия, при котором территория не теряет способности к воспроизводству почвенных и биологических ресурсов; г) максимально возможное количество промышленных объектов в расчете на единицу площади территории; | |
Международная межправительственная организация, в задачи которой входит оценка и прогноз состояния продовольственных биологических ресурсов биосферы − .... а) ВОЗ; б) МСОП; в) ФАО; г) ЮНЕСКО. |
Задание 3.
Определи правильность представленных ниже утверждений «да» или «нет» и письменно обоснуй свой выбор
(правильный выбор ответа – 1 балл, обоснование от 0 до 2 баллов, максимальное кол-во баллов за тест - 3)
54. В настоящее время наблюдается тенденция изменения состава атмосферы (в процентном соотношении), а именно происходит:
а) увеличение концентрации азота и уменьшение концентрации углекислого газа;
б) уменьшение концентрации инертных газов и увеличение концентрации кислорода;
в) увеличение концентрации углекислого газа и уменьшение концентрации кислорода;
г) увеличение концентрации кислорода и уменьшение концентрации углекислого газа.
Задание 4.
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 4.
55. С начала XIX века в Европе начали широко использовать каменный уголь в качестве топлива. Это было связано с тем, что:
а) каменный уголь со Средневековья использовался в Европе для промышленных нужд, но при росте промышленности его стали использовать в еще больших количествах и, в том числе, как топливо;
б) импорт нефти и газа (которые были основой промышленности Европы) из других стран был ограничен из-за отсутствия трубопроводов;
в) древесина стала малодоступной в результате вырубки лесов;
г) углеводородного сырья, добываемого на собственной территории, было недостаточно при растущей промышленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.10 класс. 2013/2014 уч.г.
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2013/2014 уч.г. 10 класс. Могут быть использованы для проведения школьного этапа олимпиады....

Задания к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по экологии для учащихся 7-8 классов
тестовое теоретическое задание для учащихся 7-8 классов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с ответами и формой оценки работ...

Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии
Материалы Школьного этапа Ввсероссийской олимпиады по экологии...

Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 11 класс
Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 11 класс...

Ключи Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 9-11кл
ключи к олимпеаде по экологии9-11 класс...

Материалы школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 7-8 классах
Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 7-8 классах общеобразовательных учреждений России. Материалы могут быть использованы в системе дополн...

Материалы школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 10-11 классах
Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 10-11 классах. Задания могут быть использованы для подготовки участников экологических оли...
- Мне нравится (1)