Рабочая программа ОУД.17 Экология
рабочая программа по экологии (10 класс) на тему
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 387 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе: аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 36 часов; самостоятельной учебной работы обучающегося 18 часов.
Форма промежуточной аттестации - дифференцированный зачет.
Наименование разделов дисциплины:
1.Введение
2.Экология как научная дисциплина
3. Среда обитания человека и экологическая безопасность
4. Концепция устойчивого развития
5. Охрана природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_117_n_oud.17_ekologiya_.docx | 77.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) естественных дисциплин Протокол от 14.03.2017г. № 7 | Утверждено педагогическим советом Протокол от 23.03.2017 № 58 | Утверждено приказом от 29.03.2017 № 85 - ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины ОУД.17 Экология
индекс наименование учебной дисциплины
для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
код наименование
наименование цикла общеобразовательная подготовка
(согласно учебному плану)
Номер группы: 117Н 1, 117 Н2
Максимальная учебная нагрузка обучающихся | 54 ч |
Самостоятельная работа | 18ч |
Обязательная учебная нагрузка (всего) | 36 ч |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 24 ч |
практические занятия | 12 ч |
лабораторные занятия | - |
курсовая работа (проект) Форма промежуточной аттестации | - 2 семестр – дифференцированный зачет |
г. Нижневартовск
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 387 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. 4 |
| стр.5 |
| стр.5 |
| стр.6 |
| стр.7 |
| стр.10 |
| стр.16 |
| стр.17 |
| стр.18 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения общеобразовательной дисциплины в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы(ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 387 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины «Экология» направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной
жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Экология, таким образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации специалиста в любой будущей профессиональной деятельности.
Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественнонаучные и гуманитарные аспекты.
- МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-
бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для
человека и общества;
− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
• метапредметных:
− овладение умениями и навыками различных видов познавательной
деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их
достижения на практике;
− умение использовать различные источники для получения сведений эко-
логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
• предметных:
− сформированность представлений об экологической культуре как условии
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,
экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
− сформированность экологического мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и
обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,
моральной ответственности за экологические последствия своих действий в
окружающей среде;
− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях .Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
- Экология как научная дисциплина
Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Законы экологии: закон минимума Ю.Либих, закон толерантности Шелфорд. Популяция. Показатели популяции: статические и динамические. Экологические стратегии выживания. Понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Основные компоненты экосистемы. Энергия экосистемы: трофический уровень, трофические сети, трофические цепи. Экологические пирамиды: пирамида чисел, пирамида биомассы, пирамида энергии. Экологическая сукцессия. Биосфера. Состав и границы биосферы. Круговорот веществ в природе.
Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».
Прикладная экология. Прикладная экология. Основные направления. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Биотические взаимоотношения организмов
Практическое занятие
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.
- Среда обитания человека и экологическая безопасность
Среда обитания человека. Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Понятия: адаптация человека, адаптированность. Адаптационные типы человека. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.
Демонстрация Схема агроэкосистемы.
Практическое занятие. Отдельные загрязнители окружающей среды и их влияние на здоровье человека. "Экологические ловушки"
- Концепция устойчивого развития
Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».
«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.
Демонстрации
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.
Индекс «живой планеты».
Экологический след.
Практическое занятие
Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
- Охрана природы
Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Экологическое право. Система экологического законодательства в России. Основные этапы развития экологического законодательства. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.
Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).
Демонстрации
Ярусность растительного сообщества.
Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы
Особо охраняемые природные территории России.
Практическое занятие
Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.
Экскурсия
Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего
обучающегося.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Экология » в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: по специальностям СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах профиля профессионального образования - 36 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия - 12часов, самостоятельная работа студентов - 18часов.
3.2. Тематический план учебной дисциплины Экология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Уровень освоения | Объем часов |
2 | 3 | ||
Тема 1.Введение | Содержание учебного материала Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. | 2,3 | 2 |
Лекционные занятия | 2 | ||
1.Предмет и задачи экологии. История развития экологии | 1 1 | ||
2. Методы, используемые в экологических исследованиях: полевые наблюдения (маршрутные методы, стационарные методы, экспериментальные методы), эксперименты, математическое моделирование | |||
Лабораторные работы | 0 | ||
Практические занятия | 0 | ||
Контрольные работы | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1.Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. | 1 | ||
Тема 2. Экология как научная дисциплина | Содержание учебного материала Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Законы экологии: закон минимума Ю.Либих, закон толерантности Шелфорд. Популяция. Показатели популяции: статические и динамические. Экологические стратегии выживания. Понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Основные компоненты экосистемы. Энергия экосистемы: трофический уровень, трофические сети, трофические цепи. Экологические пирамиды: пирамида чисел, пирамида биомассы, пирамида энергии. Экологическая сукцессия. Биосфера. Состав и границы биосферы. Круговорот веществ в природе. Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды». Прикладная экология. Основные направления. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем. | Уровень освоения 2,3 | Объем часов 8 |
Лекционные занятия | 6 | ||
3.Понятие о среде обитания и экологических факторах. | 1 | ||
4. Популяция. Показатели популяции: статические и динамические. Экологические стратегии выживания. | 1 | ||
5.Понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Основные компоненты экосистемы. Энергия экосистем. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия | 1 | ||
6.Биосфера. Состав и границы биосферы. Круговорот веществ в природе | 1 | ||
7. Предмет изучения социальной экологии | 1 | ||
8.Прикладная экология. Основные направления. | 1 | ||
Лабораторные работы | 0 | ||
Практические занятия | 2 | ||
1.Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося | 1 1 | ||
2. Биотические взаимоотношения организмов | |||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | ||
2.Демография и проблемы экологии | 1 1 1 1 1 | ||
3.Понятие «загрязнение среды» | |||
4.Природные ресурсы, используемые человеком | |||
5.Экологические проблемы: региональные и глобальные | |||
6.Возможные способы решения глобальных экологических проблем | |||
Тема 3. Среда обитания человека и экологическая безопасность | Содержание учебного материала Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Понятия: адаптация человека, адаптированность. Адаптационные типы человека. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем Лекционные занятия | Уровень освоения 2,3 | Объем часов 7 6 |
9.Окружающая человека среда и ее компоненты. | 1 1 1 1 1 1 | ||
10.Социальная среда. Понятия: адаптация человека, адаптированность. Адаптационные типы человека. | |||
11.Городская среда. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. | |||
12.Экологические требования к организации строительства в городе | |||
13.Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе | |||
14.Сельская среда | |||
Лабораторные работы | 0 | ||
Практические занятия | 1 | ||
3. Отдельные загрязнители окружающей среды и их влияние на здоровье человека. "Экологические ловушки" | 1 | ||
Контрольные работы | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
7.Контроль за качеством строительства в городе | 1 1 1 1 1 1 | ||
8.Контроль за качеством строительства дорог | |||
9.Городская квартира и требования к ее экологической безопасности | |||
10.Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека | |||
11.Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе | |||
12.Сельское хозяйство и его экологические проблемы | |||
Тема 4. Концепция устойчивого развития | Содержание учебного материала Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие». «Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития. | Уровень освоения 2,3 | Объем часов 5 |
Лекционные занятия | 3 | ||
15. Глобальные экологические проблемы и способы их решения | 1 1 | ||
16.Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». | |||
17.Экологические след и индекс человеческого развития | 1 | ||
Лабораторные работы | |||
Практические занятия | 2 | ||
4-5.Решение экологических задач на устойчивость и развитие | 2 | ||
Контрольные работы | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
13.Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие» | 1 | ||
Тема 5. Охрана природы | Содержание учебного материала Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Экологическое право. Система экологического законодательства в России. Основные этапы развития экологического законодательства. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России. Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов). | Уровень освоения 2,3 | Объем часов 14 |
Лекционные занятия | 7 | ||
18 История охраны природы в России. Экологическое право. | 1 1 1 1 1 1 1 | ||
19. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды | |||
20. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы | |||
21. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус | |||
22.Природные ресурсы и способы их охраны | |||
23.Охрана лесных ресурсов в России | |||
24.Охрана почвенных ресурсов в России | |||
Лабораторные работы | 0 | ||
Практические занятия | 7 | ||
6.Ярусность растительного сообщества | 1 2 1 1 2 | ||
7-8.Пищевые цепи и сети в биоценозе | |||
9. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы | |||
10.Особо охраняемые природные территории России | |||
11- 12. Дифференцированный зачет | |||
Контрольные работы | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | ||
14.Экологические кризисы и экологические ситуации. | 1 | ||
15.Природно-территориальные аспекты экологических проблем | 1 | ||
16.Социально-экономические аспекты экологических проблем | 1 | ||
17.Возможности управления экологическими системами | 1 | ||
18.Охрана водных ресурсов в России. | 1 | ||
Всего: Аудиторных занятий – 36 часов: Теоретических занятий-24 часа Практических занятий – 12 часа Самостоятельной работы -18часов. Максимальная нагрузка – 54 часов |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования |
1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА | |
Общая экология | Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере |
Социальная экология | Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение выделять основные черты среды, окружающей человека |
Прикладная экология | Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду. Знать основные направления развития прикладной экологии |
2. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | |
Среда обитания человека | Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды |
Городская среда | Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного местообитания современного человека. Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища. Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города |
Сельская среда | Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности |
3. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ | |
Возникновение концепции устойчивого развития | Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие». |
Устойчивость и развитие | Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде |
4. ОХРАНА ПРИРОДЫ | |
Природоохранная деятельность | Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. Уметь сравнивать режим ООПТ. |
Природные ресурсы и их охрана | Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, кабинета Экологии и природопользования, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по Экологии, создавать презентации, видеоматериалы .
В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета Экологии и природопользования входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов вы-
дающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую
систему и др.);
• информационно-коммуникационные средства;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экология», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками,
словарями, научной, научно-популярной и другой литературой по разным вопросам экологии, в том числе в рамках концепции устойчивого развития.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экология» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
1.Валова (Копылова), В. Д. Экология [Электронный ресурс] : Учебник /. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.
2.Кузнецов, А. Е. Прикладная экобиотехнология [Электронный ресурс] : учебное пособие : - 2-е изд. (эл.). - М.-2011
3.Малахова, Н.А. Экология [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Н.А. Малахова. - Новосибирск: НГАУ, 2011
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».
Аргунова М. В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.
Аргунова М. В., Колесова Е. В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.
Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.
Интернет-ресурсы:
www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).
www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
Аннотация рабочей программы
дисциплины «Экология»
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
код наименование
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 387 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Содержание рабочей программы включает в себя следующие разделы:
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебной дисциплины
- Место учебной дисциплины в учебном плане
- Результаты освоения учебной дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тематическое планирование
- Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины
- Рекомендуемая литература.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе: аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 36 часов; самостоятельной учебной работы обучающегося 18 часов.
Форма промежуточной аттестации - дифференцированный зачет.
Наименование разделов дисциплины:
1.Введение
2.Экология как научная дисциплина
3. Среда обитания человека и экологическая безопасность
4. Концепция устойчивого развития
5. Охрана природы
Разработчик: Нигматуллина А.Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Экология растений" 6 класс
Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государ...
Рабочая программа "Экология и автомобиль"
дисциплина входит в общеобразовательный цикл. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке для профессий техническог...
Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"
Рабочая программа "Экология растений. 6 класс" является продолжением программы для 5 класса "Экология растений" и напрвлена на углубление биологических знаний у учащихся 6 класса....
Рабочая программа «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-11 классов
Рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование) курса "Экология Москвы и устойчивое развития" 1...
Рабочая программа "Экология Алтайского края"
Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...
Рабочая программа "Экология Алтайского края"
Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...
Рабочая программа "Экология Алтайского края"
Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...