Природно-хозяйственные комплексы степи Кубани
план-конспект урока по краеведению (7 класс) на тему
Открытый урок Кубановедения МАОУ СОШ №6, Курганинский район, Краснодарский край
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubanovedenie_7_klass_2.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
основная общеобразовательная школа № 6
7 класс
Разработала: учитель кубановедения
МАОУ СОШ №6
Айвазян Екатерина Сергеевна
Разработка урока кубановедения
7 класс
Тема урока «Природно-хозяйственные комплексы степи»
Цели:
- Вспомнить характерные признаки степной зоны.
-Раскрыть отрицательные стороны влияния хозяйственной деятельности человека на природу степи
- Обозначить экологические проблемы своей местности и возможные пути их решения
- Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование урока:
1. Учебник Трёхбратов Б. И. Кубановедение. 7 класс.
2. Выставка книг о Краснодарском крае.
3. Карта Краснодарского края.
4. Мультимедийная установка.
Презентация «Степные зоны Кубани».
ХОД УРОКА:
- Организация учащихся к уроку. Сообщение темы урока и целей урока.
Посмотрите вокруг – зачарует краса:
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена!
В.С.Подкопаев
2.Проверка домашнего задания:
Дома вы подготовили сообщения на тему: «Природа Краснодарского края» (работа с картой)
- На какие природные зоны делится наш край?
- Что вы можете рассказать о растительности?
- какие культурные растения выращивают на Кубани?
- что вы могли бы сказать о климате Кубани?
- расскажите немного о животном мире крае.
3.Актуализация знаний
- Какую часть территории Краснодарского края занимает степная зона?
- На какие три крупные территории можно разделить степную зону?
- Продолжи фразу
Лето в степи… жаркое, сухое
Зима сравнительно…тёплая
Весна на Кубани…ранняя
Реки в степной части…мелководные
Река Кубань самая…длинная, многоводная
Чернозёмы самые… плодородные
- Ответь на вопрос, выполни задание:
Почему Таманский полуостров часто называли островом?
Чем интересны озера Голубицкое и Солёное?
Покажи на карте Закубанские реки.
Покажи на карте Степные реки.
Почему степная зона наиболее интенсивно осваиваются человеком?
4. Изучение нового материала.
1.Азово-Кубанская равнина
1. Степные реки 2. Травы
3. грызуны, птицы, насекомые.
4. Растительность 5. Животные
2.Таманский полуостров
-сопки, озера, растительность, животный мир.
3.Закубанская равнина
- Рельеф, реки, растения.
ФИЗМИНУТКА
4.«Освоение человеком степной зоны»
На слайде «Степные зоны Кубани»
Рассказ учителя о воздействии человека на природный комплекс Азово-Кубанской равнины, работа со словарём: орошение, подножный корм.
Из-за уничтожения растительности почва подвергается ветровой эрозии
Применение сельскохозяйственной техники разрушается структура почвы
Мероприятия с целью сохранения плодородия кубанских чернозёмов
Правильная вспашка
Соблюдение севооборота
Проведение мелиоративных работ
5. Учитель разбивает учащихся на группы, работа с учебником.
1 гр. Назовите экологические проблемы степных рек, предложите мероприятия для решения этих проблем.
2 гр. Расскажите о влиянии человека на природу.
3 гр. Расскажите об освоении человеком степных зон.
6. Рефлексия
- Что послужило причиной изменения естественного облика кубанской степи?
- Воздействие человека
7. Подведение итогов
8. Домашнее задание : параграф 2 прочитать и перескзать, подготовить сообщения об исчезающих видах животных степи
Приложение №1
Розовый пеликан Отряд Веслоногие Семейство Пеликановые
Статус. Вид находится под угрозой исчезновения.
Краткое описание. Крупная птица с размахом крыла до 3 м и массой 8 – 11 кг. Оперение бледно — розовое. Маховые крылья чёрные с белыми стержнями. Вокруг глаз жёлтое кольцо. На голове хохолок из перьев. Все пальцы на коротких и сильных ногах жёлтого цвета соединены перепонками. Длина клюва до 60 см. Питается рыбой. Гнездится небольшими колониями в труднодоступных местах среди камыша. Гнездо сооружает из веток, сучьев, палок, травы и стеблей камыша. Откладывает яйца в мае. В кладке не более 3 белого цвета яиц с толстым известковым налётом. Насиживание 33 дня. Птенцы находятся с родителями 14 месяцев. Зимуют пеликаны в Индии, Иране, Египте, Турции, Болгарии.
Распространение и среда обитания. В Краснодарском крае – в дельте Кубани, в Ахтарско – Гривенской системе лиманов.
Численность и тенденция её изменения. В 1987 — 1988 гг. на о.Голеньком в колонии с кудрявым пеликаном, большим бакланом и другими птицами гнездилось 4 пары.
Лимитирующие факторы и меры охраны. Освоение р. Кубани под рисосеяние, применение ядохимикатов, выжигание тростника, беспокойство со стороны охотников и рыболовов, браконьерство. В местах гнездования пеликанов следует организовать заказники, а в дельте р. Кубани необходимо организовать заповедник.
Приложение №2
ДрофаОтряд Журавлеобразные Семейство Дрофиные
Статус. Вид находится под угрозой исчезновения.
Краткое описание. Крупная птица, масса до 11 – 12 кг. Оперение самца охристо – рыжее с поперечными чёрными полосами. Голова и пучки перьев – усы по бокам головы – пепельные. Самка меньше самца, у неё отсутствуют усы. Перелётная птица. Гнездится на открытых участках. В кладке 2 – 3 яйца. Насиживание около месяца. Воспитанием потомства занимаются самки. Самцы держатся отдельно, собравшись в небольшие табуны. Легко переносит низкую температуру, может доставать корм даже из – под снега, пока он не глубок. В суровые зимы улетает на южный берег Чёрного моря. Питается мелкими грызунам, ящерицами, насекомыми и их личинками, плодами, семенами, почками и другими съедобными частями травянистых и кустарниковых растений. В последнее время гнездится на посевах злаков, но из – за ранних сельскохозяйственных работ не успевает вывести потомство и воспитать птенцов.
Распространение и среда обитания. В Краснодарском крае – в районах Азово – Кубанской низменности.
Численность и тенденция её изменения. Заметно сокращается. По ориентировочным данным, в крае ежегодно регистрируется не более 400 птиц, гнёзда и выводки встречаются крайне редко.
Лимитирующие факторы и меры охраны. Распашка земель, механизация и химизация сельского хозяйства, раннее сенокошение, частая обработка полей, вытаптывание гнёзд скотом,браконьерство с применением автотранспорта. Целесообразно в местах гнездования организовать заказники и степной заповедник, ограничить применение ядохимикатов и удобрений, ужесточить борьбу с браконьерством.
Приложение №3
Выбери правильный ответ
1. В настоящее время естественная степная растительность сохранилась
А) По берегам рек;
Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения;
2. Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-
А) Эрозия почв;
Б) Севооборот;
В ) Орошение
3. Песок, глина, гравий, мергель, гипс – это
А) горючие полезные ископаемые,
Б) целебные;
В) строительные
5. На Тамани благоприятные условия для разведения
А) пшеницы;
Б) винограда;
В) риса
6. Каналы и водохранилища построены
А) На Азово-Кубанской равнине,
Б) На Таманском полуострове,
В) На территории Закубанской равнины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Природно-хозяйственные зоны России"
В работе представлена подборка фотографий, иллюстрирующих типичные ландшафты на территории России....
Урок географии в 8 классе по теме: "Природно- хозяйственные зоны России"
Урок обобщения и систематизации по теме "Природно-хозяйственные зоны России"...
Природно - хозяйственные зоны "Безмолвная Арктика"
В данном уроке я рассказываю о природе, животных и полезных ископаемых Арктики...
Урок по теме "Природно-хозяйственная зона степь"
Методическая разработка урока по теме "Природно-хозяйственная зона степь" с использованием графических способов визуализации информации и ИКТ....
Презентация "Природно-хозяйственный комплекс Азовского побережья"
Презентация для школьников изучающих предмет "кубановедение" в 7 классе...
Природно-хозяйственные зоны. Лесостепи и степи. Растения, животные
Урок географии с экологической составляющей в 8 классе...
Природно-хозяйственные комплексы степи Кубани
Открытый урок Кубановедения МАОУ СОШ №6, Курганинский район, Краснодарский край...