Природные зоны России - лесостепи и степи
презентация к уроку по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Степи и лесостепи
Цели и задачи урока: познакомить с характеристикой зоны степей и лесостепей. Формировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природной зоны и ее проблемах
Оборудование: карта «Природные зоны России», изображения животных и растений зоны степей и лесостепей
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Расставить цифры к природным зонам: тайга, смешанные и широколиственные леса
- Занимает наибольшую площадь
- Более разнообразный растительный состав
- Средняя температура января достигает до -40 °С
- Распространены серые лесные почвы
- Деревья образуют один ярус
- Много певчих птиц
- Деревья более холодоустойчивы
- Древесина - главное богатство этой зоны
- Сильная заболачиваемость
- Более благоприятна для земледелия
- Произрастают только хвойные деревья
- Численность животных сильно сокращена
- Климат мягкий, лето продолжительное
- Зона отсутствует в Сибири
Тайга - 1, 3, 5, 7, 8, 9, 11
Смешанный и широколиственный лес - 2, 4, 6, 10, 12, 13, 14
III. Изучение нового материала
Природная зона лесостепей и степей
1. Географическое положение
Лесостепь — это переходная зона от леса к степи. Лесостепная зона протянулась сплошной полосой от западной границы России до Алтая и Саян.
Зона степей невелика по площади, занимает юг европейской части России и Западной Сибири. В Восточной Сибири степи занимают межгорные котловины (Минусинскую, Тувинскую), т. к. при достаточно теплом лете, здесь не достаточно выпадает осадков (хребты закрывают доступ влажному воздуху, да и сами котловины находятся в центре материка, удалены от океанов)
2. Типичный внешний облик зоны
Портрет степи
Беспредельная степь! Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней сохранились участки степной целины, она кажется в начале лета серебряной от цветущего ковыля и волнуется словно море. Ковыльная степь не изобилует множеством красок. Яркой, пестрой от разнообразия красок, становится степь весной. Весна в степи длится не долго - 2-3 недели. Это время, когда появляются в степи растения-эфемеры: тюльпаны, ирисы, и др. Пройдет немного времени и исчезнет яркий цветной ковер. Останутся лишь подземные части растений - луковицы, корневища и будут ждать в земле следующей весны, перенося летнюю засуху и зимние холода.
Человек чувствует себя затерянным среди этого необъятного и ровного пространства. Местами настолько ровного, что глаз видит его на много километров. С многочисленных же курганов, в беспорядке разбросанных по степи, кругозор увеличивается еще более... Даже у современного человека степной простор вызывает безотчетное желание побежать вдаль.
Главными признаками степей являются:
1) Травяной покров
2) Степи от лугов отличаются наличием в травяном покрове ковылей
3) Внешний облик степи сильно меняется в течение теплого периода, от весны до осени
3. Климатические условия
Умеренный климатический пояс
Климат лесостепи теплее и суше, чем климат лесных зон. Средняя температура июля составляет +19 — 22°С. Годовая сумма осадков 400—500 мм. Коэффициент увлажнения на севере зоны близок к единице, а к югу постепенно уменьшается. Соотношение тепла и влаги в лесостепи близко к оптимальному, но увлажнение неустойчивое. Бывают засухи и суховеи. В результате увеличения испарения снижается речной сток и водность рек. Глубже залегают грунтовые воды. Возрастает их минерализация.
В степи зима короткая, но холодная. Суровость ее нарастает к востоку. Средняя температура января - – 10°С. Мощность снежного покрова мала. После короткой и бурной весны наступает жаркое, сухое лето. Средняя температура июля составляет +21...+23°С. Здесь отчетливо прослеживаются черты засушливости климата. Дожди выпадают редко, обычно в виде коротких ливней, которые слабо увлажняют почву. Осадков выпадает мало (350—450 мм), примерно столько же, сколько в зоне тундры. Но тундра заболочена и отличается избыточным увлажнением. В степях же наблюдается недостаток влаги. Испаряемость значительно превышает количество осадков. Коэффициент увлажнения изменяется от 0,6 у северной границы зоны до 0,3 на юге. Сильные ветры обусловливают значительное испарение с поверхности и периодически происходящие засухи, суховеи, пыльные бури.
Реки маловодны. Многие из них летом пересыхают. Грунтовые воды лежат глубоко и не всегда пригодны для питья, т.к. засолены.
4. Почвы и их свойства
В лесостепной зоне на междуречьях чередуются широколиственные (дубовые) и мелколиственные леса на серых лесных почвах с разнотравными степями на черноземах.
Так как осадков выпадает немного, а испаряемость в 2 раза превышает количество осадков, в степи нет условий для вымывания перегноя в глубину почвенных горизонтов. В степи распространены черноземы с очень темной окраской и с зернистой структурой. Мощность перегнойного горизонта достигает 50—80 см. В бассейне реки Кубань граница этого горизонта отмечена на глубине 1,5 м. Черноземы — самые плодородные почвы нашей страны, их русский почвовед В. В. Докучаев называл царем почв. В южной полосе степей распространены темно-каштановые почвы, менее плодородные и нередко засоленные.
5. Растения и их приспособленность к условиям зоны
В прошлом в степях господствовала разнотравно-злаковая растительность. Ранней весной на еще влажной от стаявших снегов земле в степи расцветали многочисленные яркие цветы – эфемеры (запас питательных веществ в луковицах и корневищах). Проходило несколько недель, и степь становилась иной — в это время пышно развивались злаки: ковыли, типчак, тонконог. Ныне лишь в заповедниках можно увидеть, как красивы ковыльные степи.
Из-за длительных засух травы уже к середине лета жухнут и выгорают. Вот почему степные растения имеют глубокие, разветвленные корни. Листья у них маленькие и опущенные - приспособление для меньшей потери влаги через испарение: на таких листьях меньше устьиц.
6. Животные и их приспособленность к условиям зоны
В лесостепях обитают лесные виды зверей и птиц, но разнообразие их и количество невелико. В животном мире степей преобладают различные мелкие грызуны — суслики, сурки, тушканчики, хомяки, полевки. Они делают запасы на зиму. Грызуны роют норы, птицы вьют гнезда. Из-за недостатка укрытий другие животные быстро бегают и ведут стадный образ жизни. По доисторическим степям бродили стада диких лошадей, сайгаки, ныне оттесненные в полупустыни, быки-туры, полностью уничтоженные в Восточной Европе.
Практическая работа «Сравнение безлесных зон России»
Параметры сравнения | Тундра | Степь |
ГП | побережье Северного Ледовитого океана | юг Русской и Западно-Сибирской равнины |
Причины безлесия | суровый климат, избыток влаги | недостаток влаги |
Жизненные формы растений | подушкообразные, стелющиеся формы, небольшой рост | травы |
Растения | мхи, лишайники, ягодные кустарнички и карликовые деревья | ковыль, злаки, тюльпаны |
Вывод: и тундра, и степь - безлесные зоны. Но вызвано это разными причинами: разным соотношением тепла и влаги
7. Возможность использования ресурсов природной зоны человеком
В настоящее время лесостепная и степная зона практически полностью распаханы. Степь — главная зерновая житница страны. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, просо. Развито плодоводство и бахчеводство, а в поймах — овощеводство. Сохранившиеся участки степной растительности используются в качестве пастбищ.
8. Проблемы охраны природной зоны
Распаханность территории и ливневый характер осадков способствуют смыву верхнего плодородного горизонта почв и образованию оврагов на полях. В степях развита и ветровая эрозия. Суховеи иногда переходят в пыльные бури. Для защиты полей от губительного действия суховеев и задержания снега в степной зоне создаются лесные полосы. Первые опытные лесные полезащитные полосы были созданы в Каменной степи на юге Среднерусской возвышенности учениками В. В. Докучаева.
IV. Закрепление
Почему отсутствуют смешанные и широколиственные леса в Западной Сибири? (Здесь более холодные зимы, низкие температуры зимой не позволяют расти более теплолюбивым породам, в степи дефицит влаги, деревья более влаголюбивые растения, чем травы)
Почему почвы степей обладают высоким плодородием? (Много гумуса, нет промыва почв, лето длинное и теплое, благоприятный ежегодный травяной опад - благоприятные условия для почвообразования)
Какие растения можно увидеть в степи весной? (Эфемеры - тюльпаны, пионы, ирисы, сон-траву)
Что такое эфемеры? (Растения с коротким сроком вегетации)
Почему у растений степи длинные и разветвленные корни, маленькие опущенные листья? (Растения добывают влагу с большой глубины, а опущенные листья испаряют меньше влаги)
Где в степи можно увидеть деревья? (В долинах рек, где ближе расположены грунтовые воды)
Каков современный ландшафт степей? (Степи более чем на 80% распаханы)
Какие опасные явления могут быть в степях? Что является их причиной? (Опасные явления степей - это засуха, то есть длительный период без осадков при сохранении высоких температур воздуха; суховеи - горячие сухие ветры, иссушающие почву; пыльные бури; их причиной является распаханность степей)
На к/карту: закрасить светло-желтым и желтым цветом зону степей
V. Домашнее задание: подготовить рассказ о природной зоне степей и лесостепей, найти и выписать значение слов: урёма, суховей, ксерофиты, сделать рисунок любого представителя растительного или животного мира этой природной зоны (по желанию)
Урёма – лиственные леса, расположенные в поймах рек в степной зоне
Суховей – сильный ветер (со скоростью более 5 м/с) с высокой температурой (+25 - +30°С), продолжающийся иногда несколько недель. Усиливает испарение, что вызывает нехватку влаги в почве
Ксерофиты – засухоустойчивые растения, переносящие длительный недостаток влаги в почве
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» с использованием шоу-технологий и ИКТ
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» ...
Урок-ярмарка "Природные зоны России"
Урок в нетрадиционной форме для учащихся 8 классов, при изучении темы "Природные зоны России". Групповые формы работы...
План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
Это интегрированный урок географии и литературы. На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...
Лесостепи и степи(тест по теме Природные зоны России)
Лесостепи и степи(тест по теме Природные зоны России)...
Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.
План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...
природные зоны России: зона тундры 7 класс
природные зоны России: зона тундры 7 класс...
Природные зоны России. Лесные зоны России
Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...