Природно-хозяйственные зоны России. Северные безлесные зоны.
план-конспект урока по географии (8 класс)
План-коспект урока для учащихся 8-го класса. В ходе урока дети должны научиться давать физико-географическую характеристику природным зонам России. Научатся выявлять связи между компонентами природных комплексов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_i_prirodno-hozyaystvennye_zony_rossii._severnye_bezlesnye_zony.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Природные и природно-хозяйственные зоны России. Северные безлесные зоны
Цель: Актуализировать знания учеников о природных зонах, факторах формирования природных зон, выявить зональные и азональные факторы. Проследить как они влияют на формирование зональных и азональных природных комплексов. Дать понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Рассказать о занятия людей в различных природных зонах. Изучить северные безлесные зоны России - арктические пустыни, тундру, лесотундру. Дать им физико-географическую характеристику. Проследить как природные условия влияют на зональную специализацию сельского хозяйства.
Ход работы
- Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
- ученические проекты: «Моря России»;
- работа с карточками
III. Мотивация учебной деятельности
Причиной формирования ландшафтов (природных зон, природно-хозяйственных зон), факторами, выступают природные компоненты. Все ландшафтообразующие факторы принято подразделять на зональные (климат, почвы, растительность, животный мир) и азональные (рельеф, геологическое строение, горные породы, полезные ископаемые):
- Изучение нового материала
1. Природные комплексы - это взаимное сочетание природных компонентов на определённой территории.
Природно-хозяйственная зона – это природные комплексы, протянувшиеся в широтном направлении, имеющие одинаковые условия, в которых развита хозяйственная деятельность человека: добыча полезных ископаемых, развита промышленность и сельское хозяйство, проложены различные транспортные пути, ЛЭП. Климатический фактор оказывает существенное влияние на формирование природных компонентов, комплексов и зон, также этот фактор влияет на зональную специализацию сельского хозяйства. Так в северных безлесных природных зонах России не будут занимать растениеводством. В арктических пустынях вообще не будет развито сельское хозяйство, в тундре и лесотундре - оленеводство.
2. характеристика природных зон (см.приложение)
V. Закрепление новой темы
Что такое Русская Арктика?
Чем заняты коренные жители тундры?
Какие экологические проблемы встают перед жителями тундры и лесотундры?
Какие представители флоры и фауны, характерны для тундры, для лесотундры?
На каком острове Северного Ледовитого океана заповедуют белого медведя, овцебыка? Чем знаменит ещё этот остров?
- работа с атласами, картами учебника.
VI. Домашнее задание
- выучить конспект, §32
Приложение 1.
Характеристика северных безлесных зон России
Название природной зоны | местонахождение | климат | почвы | Растительный мир | Животный мир | Использование человеком |
Зона арктических пустынь | Ос-ва Франца-Иосифа, Северный остров Новой Земли, Северная Земля, Новосибирские острова, северная оконечность пол-ова Таймыр. | Угол <40º, О= 100-400мм, t= (-28º)…+1º, полярная ночь до 150 суток. | Отсутствует, лишь по долинам рек – каменистые. | Мхи, лишайники, цветковые(снежный лютик, полярный мак, камнеломки). Полярная и арктическая ива, карликовая берёза – на юге зоны. | Белый медведь, песец, лемминг, белая куропатка, полярная сова. Тюлень, морж,. | Промыслы на тюленя, моржа. Сбор гагачьего пуха. |
Зона тундры | Вдоль побережья Северного ледовитого океана, южная часть Новой Земли, о-ва Колгуев, Вайгач, Врангеля. | Климат изменяется с запада на восток: tя = -8…-10; tи = +12..+5. О=600-100мм. С декабря по февраль -полярная ночь. Сильные ветры | Тундрово-глеевые | Лишайник ягель, осока, пушица, брусника, клюква, верески, карликовая берёза (5см) | Северный олень, песец, лемминг, полевки, волки. Белая сова, белая куропатка. | Оленеводство, добыча полезных ископаемых – природный газ, алмазы, золото. |
Зона лесотундры | Южнее тундры, переходная зона к тайге | Тундрово-глеевые | Лишайник ягель, осока, пушица, брусника, клюква, верески, карликовая берёза (5см) + леса из лиственницы, ели, берёзы (по долинам рек) | Северный олень, песец, лемминг, полевки, волки. Белая сова, белая куропатка. | Оленеводство, добыча полезных ископаемых – природный газ, алмазы, золото. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Природно-хозяйственные зоны России"
В работе представлена подборка фотографий, иллюстрирующих типичные ландшафты на территории России....
Урок географии в 8 классе по теме: "Природно- хозяйственные зоны России"
Урок обобщения и систематизации по теме "Природно-хозяйственные зоны России"...
Проект урока «Природно - хозяйственные зоны России»
Проект урока«Природно - хозяйственные зоны России» Выполнила: учитель географииМБОУ СОШ № 154Плетнева Е. А. Нижний Новгород2...
Природно-хозяйственные зоны России. Презентация. 8 класс
Данная презентация содержит тестовые задания для проверки знаний учащихся по теме "Природно-хозяйственные зоны России"...
Природно-хозяйственные зоны России
В данном конспекте интересным будет представленное музыкальное сопровождение. Оно безусловно активирует учащихся и откладывается в памяти яркими воспоминаниями по теме....
План конспект-урока "Природно-хозяйственные зоны России"
План конспект-урока "Природно-хозяйственные зоны России" по географии в 8 классе...
Технологическая карта урока "Природно-хозяйственные зона России"
Технологическая карта урока "Природно-хозяйственные зона России" по географии в 8 классе...