Внеклассное мероприятие "Защити нас, человек"
методическая разработка по экологии (6, 7, 8 класс) на тему
Конференция - игра по экологии для среднего школьного звена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchiti_nas_chelovek.odt | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мероприятия: “ ЗАЩИТИ НАС ЧЕЛОВЕК!”
Цели и задачи:
-воспитывать экологическую культуру, любовь к Родине, своей малой родине;
-воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, гуманное отношение ко всему живому;
-расширять образовательно-воспитательное пространство;
-повышать мотивацию учения;
-развивать креативную деятельность;
-развивать коммуникативные умения.
Подготовительный этап:
На уроках русского языка-работа над сочинениями публицистического стиля “Берегите природу”.
Участниками краеведческого кружка составлена экологическая карта деревни Лесниково.
Проведена фотосъемка различных объектов нашей деревни.
На уроках рисования подготовлены плакаты и рисунки на экологическую тему.
Изготовлены сигнальные карточки (зеленые и красные) для каждого участника конференции.
Проведено распределение функций.
Оборудование:
компьютер,видеодвойка, оформленная доска. стенд с высказываниями поэтов и писателей, выставка книг.
Ход мероприятия:
1.Организационный этап.
Учитель географии: Мы начинаем нашу научно-фантастическую конференцию на тему “Защити нас ,Человек!”
2.Мотивационный этап.
Ученица читает стихотворение:
Ни злом ни враждою кровавой
Доныне затмить не смогли
Мы неба чертог величавый
И прелесть чветущей земли.
На спрежнею лаской встречают
Долины, цветы и ручьи.
И звезды все так же сияют,
О том же поют соловьи.
Не ведает нашей кручины
могучий таинственный лес,
И нет ни единой морщины
На ясной лазури небес.
Учитель географии: Это стихотворение написано Дмитрием Сергеевичем Мережковским на рубеже двух веков 19 и 20
Учитель литературы (дает справку): Д.С.Мережковский -поэт, публицист, прозаик. Годы жизни1866-1941. Один из апологетов Серебряного века русской поэзии,основоположник символизма.
3.Ориентационный этап.
Учитель географии: Скажите , пожалуйста, можем ли мы сейчас, через сто лет после написания этого стихотворения, повторить вслед за Мережковским :
..затмить не могли
Мы неба чертог величавый...
или
Нас прежнею лаской встречают
Долины ручьи и цветы.. .
или
Не ведает нашей кручины
Могучий таинственный лес?
Обращаюсь к зрителям в зале ,кто считает,что да. поднимите зеленую карточку. Тот, кто считает, что да - красную.
(Работа с сигнальными карточками, учитель географии подводит итоги зрительского голосования.)
Обратите внимание, почти все подняли красную карточку.Красный цвет- сигнал опасности:”Стоп! Впереди опасность!” И вот об этой опасности наше независимое расследование. Мы пригласили писателей:Чингиза Айтматова (от его имени будет выступать учитель литературы),Виктора Петровича Астафьева ( от его имени будет говорить ученица 9 кл. Нарышкина Н.) ,английского писателя Джеральда Даррела (за него – Пискунова С.).
К нам пришли юные публицисты: Большакова Я., Соколова Н. Лебедев Ю. и,конечно же, те, о ком мы сегодня будем говорить, растения и животные, требующие охраны. От их имени выступают Асваров С.(“плаун булавовидный”),Жемков Данил(“черный аист”), Кудрявцева А.(“венерин башмачок”), Фролов А. (“русская выхухоль”), Виноградова Ю. (“парусник махаон”), Рыбенков А.(“орел беркут”).
Им первым мы и предоставим слово.
4. Операционный этап.
Фролов А.: Я русская выхухоль, эндемик Центральной России. Еще в 17 в. нас на территории
России было много, водились мы даже в окресностях Москвы. Моя шкурка стоила в те времена 2 копейки. С 1817 по 1819 год из России в Китай было вывезено 325 тысяч шкурок. В 1863 году на Нижегородской ярмарке было продано примерно 100 тысяч шкурок, а в 1913 году уже в2 раза меньше. В последующие годы пушной рынок резко обеднел шкурками моих
сородичей.
Учитель географии (эксперт ): Выхухоль русская -пушной зверек с ценным мехом, обитает в
бассейнах рек Волги, Дона и частично Днепра. выхухоль приспособлена к обитанию и на земле и в воде. Она поселяется по берегам и в поймах небольших рек с тихим течением и заводями, охотно устраивает свои жилища в старицах рек, вокруг лесных озер и в затонах. Выхухоль очень чистоплотна. Пищу добывает под водой, меню ее очень разнообразно: насекомые и их личинки, черви, пиявки, мелкая рыба, лягушки, моллюски и др. живность.Не отказываются зверьки и от корневищ водных растений.Активна она круглый год.
Жемков Данил.: Я черный аист, веду скрытый образ жизни, чуждаюсь жилья человека. Лишь в очень редких случаях появляюсь поблизости от жилья, и то лишь если голод к этому вынудит. Но при малейшей опасности я моментально ретируюсь.
Учитель географии: Ареал черного аиста очень обширен, он гнездится в пределах России почти по всей лесной зоне, а также в горных лесах Кавказа.
Но птица встречается крайне редко.
Жемков Данил: За многие последние годы наблюдается падение численности, прежде всего потому что сокращаются кормовые угодья, а питаюсь я рыбой, земноводными животными,моллюсками, насекомыми и другой животной пищей. Влияют на сокращение численности моих сородичей: беспокойство со стороны людей, браконьерская добыча, а фактически бездумное, варварское исстребление, разорение гнезд, уничтожение деревьев, на которых мы “квартировали” годами.
Виноградова Юля: Я парусник махаон. Еще в начале прошлого века меня часто можно было встретить почти по всей территории России. Ареал моего распространения занимает большие площади от субтропиков и пустынь северного полушария до тундры.
Учитель географии: Махаон может давать два поколения в год, бабочки первого поколения летают в мае-июне, второго--в июле-августе. Гусеницы зеленые с желтыми полосками и черными точками , в еде не привередливы : питаются на растениях сем. Зонтичных, Рутовых, Сложноцветных, Губоцветных. Зимуют махаоны в стадии куколки. Название бабочке дал великий естествоиспытатель Карл Линней. Он назвал эту бабочку в честь мифического героя Троянской войны знаменитого врача Махаона, облегчавшего страдания и спасшего жизнь многим раненым.
Виноградова Ю.: Внастоящее время моих собратьев можно встретить очень редко. И тому кто встретит меня на опушке леса, на лугу или в парке, можно сказать, очень повезло. Насколько я красив, настолько же редко я встречаюсь.
Асваров С.: Я плаун булавовидный, расту в еловых, сосновых и смешанных лесах; в борах-зеленомошниках могу образовывать заросли.
Учитель географии: Плаун – многолетнее вечнозеленое растение с ползучим
укореняющимся стеблем, высотой до 1,5 м. Размножается спорами(споры созревают в июле- августе) и вегетативно, укоренением ползучих побегов . Распространено растение в лесной и леотундровой зонах Сибири, Европейской части России, на Дальнем Востоке, реже на Кавказе.
Асваров С.:Человек широко использует мои свойства. Применяет в своей деятельности споры, содержащие жирное невысыхающее масло.В последнее время сильно сократились площади, где встречаются заросли плауна; и связано это ,прежде всего, с вырубкой леса и загрязнением окружающей среды, к которым мы очень чувствительны.
Рыбенков А.: Я орел-беркут. Когда – то мы обитали в России почти повсеместно. Я властвовал почти безраздельно на земле и в воздухе, не было у меня противников и врагов. Властвовал не нанося природе вреда, а потом стали возникать конфликты с человеком. Но не по моей вине.
Учитель географии: Беркут-оседлая птица из рода орлов. По размерам беркут не самая крупная птица из отряда соколообразных.Его масса до 7 кг, общая длина птицы до 95 см., а размах крыльев до 2 метров. Вся европейская популяция определяется в 1500 пар. Семейством беркут обзаводится только на 4-5-м году. Гнезда строят беркуты на очень высоких деревьях. Каждую весну супружеская пара укладывает новый “этаж” сучьев, подновляя свой дом после зимних ветров. Из года в год гнездо растет в высоту и в ширину. Постепенно оно превращается в трехметровую площадку, где могут свободно разместиться несколько человек.
Рыбенков А.: В настоящее время редко кому удается встретить меня в дикой природе.
Учитель географии: В нашей местности, вы знаете, находится национальный парк “ Мещера”, работники которого занимаются охраной животных и растений , а также пропагандируют бережное отношение ко всей природе. В частности, на территории “Мещеры” находится музей птиц . Многие из вас в этом музее побывали.
Кудрявцева А.: Я-венерин башмачок – лесная орхидея. Мы, орхидеи, одно из самых совершенных творений природы. Впервые о нас упомянул древнегреческий ученый Теофраст (3-4 век до н.э.)
Учитель географии: Венерин башмачок - растение семейства Орхидных, встречается в лесной зоне России. Под темно-красными скрученными листочками, образующими полураспущенный зонтик, раскачивается на ветру башмачок. Очень редко лесной посетитель может полюбоваться красотой этого растения.
Кудрявцева А.: В конце 15- начале 16 в. за нами началась настоящая охота. И в природе нас становится все меньше и меньше, тем более что дикие леса, места нашего обитания, постепенно вырубают. Я наиболее красивая северная орхидея- венерин башмачок. Зацветаюя на восемнадцатый год, поэтому остановитесь и подумайте прежде чем сорвать цветок.
Учитель географии: Исстребить вид – на это у человека ума всегда хватит, но еще никто не придумал, как возродить уничтоженных животных. Послушайте “Монолог царя зверей” в исполнении нашего публициста Лебедева Ю.
СПРАВКА:Лев-крупный хищник сем. Кошачьих, в длину достигает 2,5 м., весит до 280кг.Имеет очень сильные лапы и может сбить с ног любое крупное животное (кроме слона и носорога). Охотится лев, поджидая добычу в засаде.
МОНОЛОГ ЦАРЯ ЗВЕРЕЙ.
В катакомбах музея пылятся пастушья свирель,
бивень мамонта,зуб кашалота и прочие цацки.
Человек!
Ты послушай царя терпеливых зверей,
И прости , что слова мои будут звучать не по- царски .
Я последний из львов.
Но пускай за меня говорят
лань в объятьях капкана,
ползучего смога громадность.
И дельфинья семья,за которой неделю подряд
с вертолета охотился ты,
чтоб развеяться малость.
Пусть тебе повстречается голубь,
хлебнувший отрав,
муравейник сожженный,
разрытые норы барсучьи,
оглушенная семга,
дрожащий от страха жираф,
и подстреленный ястреб,
и чайки- по горло в мазуте.
Пусть они голосят,
вопрошая карающий век.
Пусть они стороною обходят любую машину.
Ты- бесспорно- вершина природы,мой брат, человек.
Только
Где и когда ты встречал
без подножья вершину?
Ты командуешь миром.
Пророчишь.
Стоишь у руля.
Ты хозяин. Мы споритьс тобой
не хотим и не можем.
Но без нас- ты представь!-
разве будет Землею Земля?
Но без нас- ты пойми!-
разве море останется морем?
Будут жить на бетонном безмолвье
одни слизняки.
Океан разольется
огромной протухшею лужей!
Я тебя не пугаю.
Но очень уж сети крепки,
и растет скорострельность твоих
замечательных ружей.
Все твое на планете!
А нашего нет ничего.
Так устроена жизнь.
Мы уже лишь на чучела сгожи.
Зоопарки твои превосходны,
но жаль одного;
мы в твоих зоопарках
давно на себя не похожи...
так устроена жизнь,
Мы поладить с тобой не смогли.
Нашу поступь неслышную
тихие сумерки спрячут,
мы уходим в историю
этой печальной земли.
Человечьи детеныши
вспомнят о нас и заплачут...
Мы- пушистые глыбы тепла.
Мы-живое зверье...
Может , правда, что день ото дня
мир становится злее.
Вот глядит на тебя
поредевшее царство мое.
Не мигая,глядит,
и почти ни о чем не жалея,
и совсем ничего не прося,
ни за что не коря,
видно, в хоботы, ласты и когти
судьба не дается....
Я с седеющей гривы
срываю корону царя
и реву от бессилья...
А что мне еще остается...
Учитель географии: А сейчас я обращаюсь к зрителям. Считаете ли вы, что экологическая проблема заключается только в том, что животные и растения вымирают? Если “да” ,то поднимите зеленую карточку, если “ нет” - красную.(Работа с сигнальными карточками). Я с вами полностью согласна. Проблема гораздо шире.Давайте выслушаем современных писателей, ставших уже классиками:Чингиза Айтматова и Виктора Петровича Астафьева.
Учитель литературы:(выступает за Айтматова) отрывок из романа “Плаха”
Нарышкина Н.: (за Астафьева) отрывок из произведения “ Царь -рыба”
Учитель географии: А сейчас мы предоставим слово английскому писателю Джеральду Даррелу
Учитель литературы:(справка) Джеральд Даррел- известный английский биолог.Создал трест, который занимался “защитой прав” животных.Автор многих книг о животных.
Учитель географии: Итак слово предоставляется Джеральду Даррелу. За него выступает Пискунова С.
Пискунова С.: Люди негодуют, услышав ,что на дорогах Великобритании ежегодно погибают 2 тысячи человек. Конечно, это трагедия. Но мало кто знает, что на дорогах ежегодно гибнут 2 млн. диких птиц, что жертвами автомашин небольшого района оказались 3014 зайцев, 5377 ежей, 11557 крыс,27834 других мелких млекопитающих,111728 птиц,32820 земноводных. Причем речь идет, естественно, о шоссе, а если добавить проселки, цифры, наверное, придется утроить.Люди не учитывают одного: если посмотреть на карту мира и прикинуть сколько места отведено заповедникам для животных, получатся какие-то крохотные точки, все остальное- исполинский заповедник для человека.
Учитель географии: У нас в России на дорогах и людей и животных погибает в несколько раз больше. В ноябре всю страну потрясло зверское убийство медведицы и трех медвежат в Кроноцком биосферном заповеднике на Камчатке, которые были любимцами не только работников заповедника, но и посетителей.
5.Энергетический этап.
Учитель географии: А сейчас блиц-опрос.Ответьте на вопросы. Если “да” поднимите красную карточку, если “нет”- зеленую (работа с сигнальными карточками).
-Испытываете ли вы восторг при виде красот природы?
-Испытываете ли вы чувство сожаления, когда видите срубленное дерево?
-Видите ли вы в изогнутой коряге или в огромном облаке образ какого-то животного или растения?
-Существуют ли экологические проблемы в нашей деревне?
Вопрос сидящим в зале: Как вы считаете, какая из экологических проблем наи более важная для нашей деревни?
(дети называют разные экологические проблемы)
Сейчас мы предоставим слово юным публицистам и поэтам.
Большакова Я. прочтет стихотворение Ховрякова “Лесниково, мое Лесниково”
Экскурсию по деревне Лесниково проведет Соколова Н. Помогали ей в подготовке экскурсии юные фотографы Лебедев Ю. и Рыбенков А ( рассказ сопровождается слайдами).
Учитель географии: Мы видим ,что одной из важнейших проблем нашей деревни является проблема утилизации бытового мусора. Свой проект на эту тему предлагают сестры Годуновы :Марина и Аня. Представляет проект Аня
Годунова А.: (выступает и на экране идут слайды)
Учитель географии: Свой проект по проблеме сокращения численности животных предлагает Фролов А.
Фролов А.:(выступает и на экране слайды ) .
Учитель географии: Итак ,ребята, проекты показали наиболее острые проблемы нашей деревни. А как вы думаете,можем ли мы с вами что-нибудь сделать для природы? Давайте послушаем интересную и важную информацию от Самаровой Н.
Самарова Н.: Что мы чаще всего встречаем на полянке или в лесу, где отдыхали хорошие,в общем то, люди? Это бумага, остатки пищи, консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки и пакеты.
А как ведут себя в природе эти бытовые отходы?
Остатки пищи доест муравей или мышка. Бумага не встречается в природе , Но “кирпичики”-молекулы, из которых она сделана, это природные частицы, поэтому через 2-3
месяца бумага превратится в прах. Консервные банки -более сложный случай. Они пролежат в почве несколько лет, а частицы металла , из которых она сделана, разойдутся в почве, их будут поглощать растения и потихоньку они будут “расползаться” от места , где осталась банка. Но это еще не так страшно.
А вот стеклянная посуда в природе совершенно лишняя. Время распада стекла,по подсчетам ученых, 10000 лет. Битым стеклом можно порезаться и оно может вызвать пожар.
Пластик сделан из таких “кирпичиков”, которых нет в природе. И эти вещества очень вредны для растений и животных. Но тем более нельзя пластик сжигать- образуются очень опасные соединения- диоксины, которые легко проникают в организмы растений и животных и вызывают тяжелые заболевания.
Учитель географии: Я уверена, что проблема бытового мусора- это проблема, которую и мы с вами можем и должны решать. Подумайте , что мы можем сделать?
(-Бумагу и ветошь можно сжигать
Пластиковые бутылки и пакеты, консервные банки можно сминать, чтобы они занимали меньше места среди отходов
-Весь мусор собирать и завязывать в мешки, чтобы не разносило ветром.
- Вывозить мусор на общую санкционированную свалку ) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Право человека на жизнь"
Цель:сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;выделить компоненты здорового состояния человека;познакомить детей с правилами, помогающими сохранить...
Внеклассное интегрированное занятие "Человек и космос"
В рамках декады естественных наук проведено интегрированное мероприятие "человек и космос", форма- заседание клуба любителей наук в рамках работы школьного НОУ. Ценность данного мероприятия в том, что...
Внеклассное интегрированное занятие "Человек и космос"
В рамках декады естественных наук проведено интегрированное мероприятие "человек и космос", форма- заседание клуба любителей наук в рамках работы школьного НОУ. Ценность данного мероприятия в том, что...
Внеклассное мероприятие "Почетный человек" (5 - 8 класс)
Беседа проходила в рамках внеурочного занятия для обучающихся по гражданско-патриотическому направлению «Я – гражданин», с целью формирования позитивного образа, который может слежить идеалом для подр...
внеклассное мероприятие "Здоровье человека и продолжительность жизни "
внеклассное мероприятие "Здоровье человека и продолжительность жизни ".Ориентировано на учащихся 8-11 классов....
Внеклассное мероприятие «Воспитать человека» для классного руководителя
Ценностно-смысловым ядром воспитательной системы школы является духовно-нравственное воспитание учащихся. Это последовательное расширение и укрепление ценно...
Внеклассное мероприятие "Права человека"
Внеклассное мероприятие "Права человека"...