Внеклассное мероприятие "Права человека"
материал по обществознанию на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Права человека»
Цели:
- определить сущность права как меры свободы и справедливости; познакомить учащихся с основными нормативными документами, где эта идея находит своё отражение;
- развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с документами;
- воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру.
Оборудование:
Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ,компьютерная презентация, выставка правовой литературы.
Ход урока.
Вступительное слово.
Наше занятие сегодня посвящен правам человека. Проблема прав человека всегда волновала людей и волнует по сей день. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах – значит думать о счастье, свободе, справедливости. Путь к свободной и счастливой жизни был долгим и нелегким. Жизнь устроена так, что за все в ней надо бороться и сражаться. И, наверное, почти всю свою жизнь люби боролись, отстаивали свои права и свободы и добились, наконец того, о чем мечтали и за что сражались.
Сегодня мы рассмотрим, что такое права и свободы человека, какими правами обладают граждане мира и граждане Российской Федерации, какие существуют международные документы о правах человека.
Права человека
Одной из основополагающих проблем, которую призвано решить мировое сообщество, является проблема прав человека. Путь человечества к нынешнему пониманию прав человека был тернистым и долгим. Уже в первобытный период, объединяясь по признаку рода, племени люди создавали правила поведения, подчиняясь которым было легче выжить. Так появились первые моральные нормы, часть которых с образованием государства стала закрепляться специальными распоряжениями, указами правителей и превратилась в обязательные требования. Они получили названия юридических, или правовых норм, за соблюдение которых государство строго следило, а за нарушение наказывало (законы Хаммурапи в Вавилоне XVIII в. до н.э.)
В Древней Греции появилась идея права как всеобщей принадлежности. «Права не являются чем-то, предоставляемым каждому человеческому существу, где бы оно ни было, уже на том основании, что оно является человеческим и разумным», - утверждали греческие философы. Однако Древняя Греция и Древний Рим были рабовладельческими государствами, где идея всеобщих и равных прав человека была неосуществима, равно как и в средние века.
Первым шагом, приблизившим торжеством прав человека, стало принятие английской Великой хартии вольностей в 1215 г. В ней говорилось: «Не один человек не будет арестован или заключён в тюрьму, или лишён имущества, ни объявлен вне закона, или изгнан… иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны». Хартия провозглашала некоторые привилегии рыцарства, крестьянства и горожан.
Только в XVIII в. вначале в США была принята Декларация независимости (1776), а затем во Франции провозглашена Декларация прав человека и гражданина (1789). В этих документах утверждалось равенство всех людей в правах, принадлежащие им от рождения. Эти документы положили начало реализации идеи правового государства, для которого понятия «достоинство личности», «права человека», «свобода» являются основополагающими. Необходимость создания такого государства – как гаранта прав и свобод человека – показала история XX в.
В 1945 была создана Организация Объединённых Наций. Главной своей задачей ООН провозгласила поддержание и укрепление международного мира и безопасности, обеспечение прав человека во всём мире. С этой целью были приняты важные международно-правовые акты, в которых были обозначены основные стандарты прав и свобод человека. Это Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., рекомендовавшая всем странам имплементировать стандарты этих прав в национальную правовую базу, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах и др. В целом за время своего существования ООН приняла более 70 международных документов в области прав человека. Но сердцевину составляют эти три документа. В них воплощены самые прогрессивные взгляды мирового сообщества по вопросам прав личности.
- Подумайте над вопросом «Зачем нужно изучать права человека?»
Игра «Полет на воздушном шаре»
Условия игры:
«Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5). Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:
• Право на образование.
• Право на жилье.
• Свобода слова.
• Право на равенство перед законом.
• Право на жизнь.
• Право на гражданство.
• Свобода мысли и религии.
• Право на охрану здоровья.
• Право основать семью (вступить в брак).
• Право на социальное обеспечение
Вывод: «Из этого списка нельзя убрать ни одного пункта, все они необходимы для полноценной жизни человека».
Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на гражданские (основные и процедурные), политические, социально-экономические и культурные.
Наиболее распространённой классификацией прав и свобод человека является их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Восприняла эту классификацию и российская Конституция: в статьях 19-25, 45-54, 60, 62 закреплены гражданские права, в статьях 28-33, 63 – политические, в статьях 34-37 – экономические, в статьях 38-43 – социальные, в статьях 26, 44 – культурные. (Работа со статьями конституции)
Физкультминутка.
Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.
Игра
Проверим, насколько хорошо вы усвоили права человека. Перед вами иллюстрации из русских народных сказок. Какие права здесь нарушены?
- «Колобок» - право на жизнь;
- «Морозко» - право на свободный труд;
- «Сказка о рыбаке и рыбке» - право на защиту чести и достоинства;
- «Теремок» - право на неприкосновенность жилища;
- «По-Щучьему велению»- никто не имеет право подвергаться пыткам и насилию;
- Работая с текстом Конституции РФ, вы встретились с таким понятием как свободы человека. Послушайте восточную притчу
Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
- Что ответил Мастер своему ученику?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Постарайтесь понять разницу исходя из определения.
Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.
Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. (Словарь Ожегова)
Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. (Большой энциклопедический словарь)
- Что значит быть свободным?
- Для чего нужна свобода?
- Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
Подведение итогов.
Итак, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня затронули очень важную тему – права человека.
Так зачем нам эти права?
Мы живем в то время, когда граждане нашего государства обладают правами и свободами, необходимыми человеку для существования. И наша задача сберечь то, что было достигнуто предыдущими поколениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Человек есть то, что он ест"
Конспект и презентация к внеклассному мероприятию о здоровом питании...
Внеклассное мероприятие "Человек есть, то что он ест!"
Внеклассное мероприятие о здоровом образе жизни...
Внеклассное мероприятие "Человек открывает Вселенную"
Материал может быть использован на уроке обобщающего повторения по теме"Земля- планета Солнечной системы" или как внеклассное мероприятие...
Урок внеклассного чтения "Человек сотворен,чтобы думать..."
Цели:1) обогащение литературного кругозора и нравственного опыта учащихся;2) «воспитание от противного»: учить ребят не поступать так, как герои произведения И.С. Тургенева «Дурак», а думать…; над сло...
Внеклассное мероприятие "Человек и профессия"
Данное мероприятие рассчитано на детей 6-7 классов (12-15 лет),учащихся коррекционной школы (VI вида)...
Методическая разработка внеклассного занятия "Человек, атмосфера и ее охрана"
Внеклассное занятие "Человек, атмосфера и ее охрана"...
Презентация к внеклассному занятию "Человек, атмосфера и ее охрана"
Внеклассное занятие "Человек, атмосфера и ее охрана"...