Внеклассное мероприятие "Права человека"
материал по обществознанию на тему

Внеклассное мероприятие "Права человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_cheloveka.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Права человека»

Цели:

  1. определить сущность права как меры свободы и справедливости; познакомить учащихся с основными нормативными документами, где эта идея находит своё отражение;
  2. развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с документами;
  3. воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру.

Оборудование:

Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ,компьютерная презентация, выставка правовой литературы.

Ход урока.

 Вступительное слово.

   Наше занятие сегодня посвящен правам человека. Проблема прав человека всегда волновала людей и волнует по сей день. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах – значит думать о счастье, свободе, справедливости. Путь к свободной и счастливой жизни был долгим и нелегким. Жизнь устроена так, что за все в ней надо бороться и сражаться. И, наверное, почти всю свою жизнь люби боролись, отстаивали свои права и свободы и добились, наконец того, о чем мечтали и за что сражались.

Сегодня  мы рассмотрим, что такое права и свободы человека, какими правами обладают граждане мира и граждане Российской Федерации, какие существуют международные документы о правах человека.

Права человека

Одной из основополагающих проблем, которую призвано решить мировое сообщество, является проблема прав человека. Путь человечества к нынешнему пониманию прав человека был тернистым и долгим. Уже в первобытный период, объединяясь по признаку рода, племени люди создавали правила поведения, подчиняясь которым было легче выжить. Так появились первые моральные нормы, часть которых с образованием государства стала закрепляться специальными распоряжениями, указами правителей и превратилась в обязательные требования. Они получили названия юридических, или правовых норм, за соблюдение которых государство строго следило, а за нарушение наказывало (законы Хаммурапи в Вавилоне XVIII в. до н.э.)

В Древней Греции появилась идея права как всеобщей принадлежности. «Права не являются чем-то, предоставляемым каждому человеческому существу, где бы оно ни было, уже на том основании, что оно является человеческим и разумным», - утверждали  греческие философы. Однако Древняя Греция и Древний Рим были рабовладельческими государствами, где идея всеобщих и равных прав человека была неосуществима, равно как и в средние века.

Первым шагом, приблизившим торжеством прав человека, стало принятие английской Великой хартии вольностей в 1215 г. В ней говорилось: «Не один человек не будет арестован или заключён в тюрьму, или лишён имущества, ни объявлен вне закона, или изгнан… иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны». Хартия провозглашала некоторые привилегии рыцарства, крестьянства и горожан.

Только в XVIII в. вначале в США была принята Декларация независимости (1776), а затем во Франции провозглашена Декларация прав человека и гражданина (1789).  В этих документах утверждалось равенство всех людей в правах, принадлежащие им от рождения. Эти документы положили начало реализации идеи правового государства, для которого понятия «достоинство личности», «права человека», «свобода» являются основополагающими. Необходимость создания такого государства – как гаранта прав и свобод человека – показала история XX в.

В 1945 была создана Организация Объединённых Наций. Главной своей задачей ООН провозгласила поддержание и укрепление международного мира и безопасности, обеспечение прав человека во всём мире. С этой целью были приняты важные международно-правовые акты, в которых были обозначены основные стандарты прав и свобод человека. Это Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., рекомендовавшая всем странам имплементировать стандарты этих прав в национальную правовую базу, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах и др. В целом за время своего существования ООН приняла более 70 международных документов в области прав человека. Но сердцевину составляют эти три документа. В них воплощены самые прогрессивные взгляды мирового сообщества по вопросам прав личности.

- Подумайте над вопросом «Зачем нужно изучать права человека?»

Игра «Полет на воздушном шаре»        

Условия игры:
«Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5). Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:
• Право на образование.
• Право на жилье.
• Свобода слова.
• Право на равенство перед законом.
• Право на жизнь.
• Право на гражданство.
• Свобода мысли и религии.
• Право на охрану здоровья.
• Право основать семью (вступить в брак).
• Право на социальное обеспечение

Вывод: «Из этого списка нельзя убрать ни одного пункта, все они необходимы для полноценной жизни человека».

Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на гражданские (основные и процедурные), политические, социально-экономические и культурные.

Наиболее распространённой классификацией прав и свобод человека является их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Восприняла эту классификацию и российская Конституция: в статьях 19-25, 45-54, 60, 62 закреплены гражданские права, в статьях 28-33, 63 – политические, в статьях 34-37 – экономические, в статьях 38-43 – социальные, в статьях 26, 44 – культурные.  (Работа со статьями конституции)

Физкультминутка.

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

 Игра

Проверим, насколько хорошо вы усвоили права человека. Перед вами иллюстрации из русских народных сказок. Какие права здесь нарушены?

  1. «Колобок» - право на жизнь;
  2. «Морозко»  - право на свободный труд;
  3. «Сказка о рыбаке и рыбке» - право на защиту чести  и достоинства;
  4. «Теремок»  - право на неприкосновенность жилища;
  5. «По-Щучьему велению»- никто не имеет право подвергаться пыткам и насилию;

- Работая с текстом Конституции РФ, вы встретились с таким понятием как свободы человека. Послушайте восточную притчу

Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

- Что ответил Мастер своему ученику?

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Постарайтесь понять разницу исходя из определения.

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. (Словарь Ожегова)

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.  (Большой энциклопедический словарь)

- Что значит быть свободным?

- Для чего нужна свобода?

- Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?

 Подведение итогов.

   Итак, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня затронули очень важную тему – права человека.

Так зачем нам эти права?

Мы живем в то время, когда граждане нашего государства обладают правами и свободами, необходимыми человеку для существования. И наша задача сберечь то, что было достигнуто предыдущими поколениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Человек есть то, что он ест"

Конспект и презентация к внеклассному мероприятию о здоровом питании...

Внеклассное мероприятие "Человек есть, то что он ест!"

Внеклассное мероприятие о здоровом образе жизни...

Внеклассное мероприятие "Человек открывает Вселенную"

Материал может быть использован на уроке обобщающего повторения по теме"Земля- планета Солнечной системы" или как внеклассное мероприятие...

Урок внеклассного чтения "Человек сотворен,чтобы думать..."

Цели:1) обогащение литературного кругозора и нравственного опыта учащихся;2) «воспитание от противного»: учить ребят не поступать так, как герои произведения И.С. Тургенева «Дурак», а думать…; над сло...

Внеклассное мероприятие "Человек и профессия"

Данное мероприятие рассчитано на детей 6-7 классов (12-15 лет),учащихся коррекционной школы (VI вида)...

Методическая разработка внеклассного занятия "Человек, атмосфера и ее охрана"

Внеклассное занятие "Человек, атмосфера и ее охрана"...

Презентация к внеклассному занятию "Человек, атмосфера и ее охрана"

Внеклассное занятие "Человек, атмосфера и ее охрана"...