Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии в 6 классе
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему

Попова Рена Ялчиновна

        Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности экологической направленности составлена на основе экологических практикумов «В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Нифантьева «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования, 6-7 классы.» – М: ВАКО, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochka_ekologiya_6_klassy.docx44.85 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

городского округа Электросталь Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 14»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Лицей № 14»

___________ Н.М.Пилипенко

Приказ № ___ от «__» _____ 2017 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

экологической  направленности

«Новый взгляд»

Возраст детей 12-13 лет (6 классы)

Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год

Составитель: Попова Рена Ялчиновна,

учитель химии и биологии

первой категории

2017г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности экологической направленности составлена на основе экологических практикумов В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Нифантьева «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования, 6-7 классы.» – М: ВАКО, 2014.

Занятия внеурочной деятельности ставят целью формирование экологического сознания учащихся посредством сообщения основ экологии, углубления и расширения знаний по биологии, проведения практических работ, наблюдений, исследований. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов в год.

     Занятия кружка предполагают развитие и формирование знаний в области экологии, биологии, географии, формирование общеучебных навыков и умений работы с лабораторным оборудованием, формирование исследовательского мышления, развитие творческих способностей учащихся на основе системно-деятельностного подхода в получении новых знаний. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, что особенно актуально на фоне стремительного роста вклада экологических факторов в здоровье современного человека.

    Занятия включают теорию, практические занятия, экскурсии.

   Особое внимание уделяется практической направленности занятий, рассмотрению вопросов экологического состояния города, качеств жизни, новейших достижений в области медицины. Практические занятия носят многогранный характер: уход и наблюдение за живыми объектами, подготовка презентаций, стендов, недель биологии. В практической работе педагог и учащиеся руководствуются положениями о кружках и научном обществе учащихся.

     Планируемые результаты:

личностные

  • осознание взаимосвязи духовного и телесного здоровья,
  • положительная мотивация к действиям по развитию экологической грамотности,
  • опыт нравственного выбора на основе ценностного отношения к жизни и окружающей среде;

метапредметные –

  • опыт применения экосистемной познавательной модели;
  • участие в прениях, дискуссии, полемике, диспуте, дебатах;
  • умение находить, изучать и проверять тематическую информацию;
  • умение разрабатывать проект в соответствии с требованиями;
  • развитие умения работы в команде;
  • умение формулировать мысль, представлять её публично, аргументировать, убеждать;

 В результате изучения материала учащиеся научаться:

  • определять признаки биологических объектов, принадлежащих различным царствам живой природы, их многообразие и сложность строения;
  • изучать биологические объекты, в том числе человека,
  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов
  • рассматривать объекты на готовых микропрепаратах, сравнивать их;
  • использовать приобретённые знания в повседневной жизни.

Учебно-тематический план

Содержание и виды работ

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1. Введение. Предмет экологии

1

1

0

2. Экосистемы

8

4

4

3. Экология растений, животных, грибов, бактерий

14

7

7

4. Психоэмоциональное восприятие природы

6

3

3

5. Основы экологической этики и психологии

6

3

3

ИТОГО

35

18

17

Содержание программы

Введение (1ч). Ключевые понятия. Определение экологии, экологические факторы. Экология как наука. Качество жизни и среда. Единство духовного и телесного здоровья человека.

Экосистемы (8 ч). Многообразие экосистем суши. Наземные экосистемы европейской части России. Методы изучения экосистем.

Структура экосистем. Биоценозы, биотопы, экотопы. Роли организмов в экосистеме. Трофические взаимосвязи. Роль солнечной энергии в экосистеме.

Многообразие водных экосистем. Особенности свойств водной среды в отличие от наземной. Биомасса. Классификация обитателей водных экосистем.

Экологическое равновесие. Экологические законы (законы Б.Коммонера). Пищевые цепи и пищевые пирамиды.

Практические работы:

  1. «Наземные экосистемы»
  2. «Взаимосвязи в экосистеме»
  3. «Водные экосистемы»
  4. «Основные экологические законы»

Экология растений, животных, грибов (14 ч). 

Симбиоз. Строение лишайника. Значение лишайников в природе. Использование лишайников для оценки загрязнённости воздуха.

Жизненные формы живых организмов. Классификации жизненных форм. Приспособляемость организмов к условиям среды.

Бактерии. Простейшие. Болезнетворные бактерии, условно-патогенные микроорганизмы, паразиты и сапрофиты. Микрофлора.

Деловая игра «Экологическая лаборатория» (решение экологических задач)

Животные и человек. Домашние животные. Происхождение и селекция домашних животных. Породы одомашненных животных.

Растения и человек. Лекарства и яды. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила сбора лекарственных растений.

Пищевые цепи. Насекомые-вредители растений и их виды: польза и вред.

Практические работы:

  1. «Изучение чистоты воздуха при помощи лишайников»
  2. «Жизненные формы живых организмов»
  3. «Изучение микрофлоры монет»
  4. «О кошках»
  5. «Лекарственные растения и правила их сбора»
  6. «Оценка повреждённости дерева по степени объедания листвы насекомыми»

Психоэмоциональное восприятие природы (6 ч)

Музыка цвета. Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека. Цветовая палитра леса и её влияние на органы зрения. Исцеление цветом.

Природа в культуре народов мира. Природа и творчество человека. Влияние природы на развитие восприятия и памяти.

История человечества – история изучения природы. Иллюстрированный словарь животных и растений в фольклоре. Мифы и реальность в изображении природы. Легенды о растениях и животных.

Практические работы:

  1. «Цвета леса»
  2. «Образное восприятие природы»
  3. «Животные и растения в мифах, легендах и сказках»

Основы экологической этики и психологии (6 ч). Этика – раздел философии. Экологическая этика. Типы взаимодействий между живыми организмами.

Численность популяций. Экологические проблемы, связанные с ростом численности человеческой популяции. Рост потребления энергии. Проблема мусора. Концепция устойчивого развития общества.

«Мы в ответе за тех, кого приручили…» Ответственность человека за домашних животных. Человек: враг или защитник природы?  День защиты животных. Законы о защите природы и животных.

Практические работы:

  1. «Я жизнь, которая хочет жить…»
  2. «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить»
  3. «Этика обращения с домашними животными»

ИТОГО – 35 ч

Календарно-тематический план

№№ п/п

Тема занятия

Содержание

Дата план.

Дата факт.

Введение (1ч)

Экология как наука.

Ключевые понятия. Определение экологии, экологические факторы. Качество жизни и среда. Единство духовного и телесного здоровья человека.

Экосистемы (8 ч).

Экосистемы суши

Представление об экосистемах. Многообразие экосистем суши. Наземные экосистемы европейской части России. Методы изучения экосистем.

Практическая работа № 1 «Изучение чистоты воздуха при помощи лишайников»

Выполнение пр/р № 1 и анализ результатов

Структура экосистем.

Биоценозы, биотопы, экотопы. Роли организмов в экосистеме. Трофические взаимосвязи. Роль солнечной энергии в экосистеме.

Практическая работа № 2 «Взаимосвязи в экосистеме»

Выполнение пр/р № 2 и анализ результатов

Водные экосистемы.

Многообразие водных экосистем. Особенности свойств водной среды в отличие от наземной. Биомасса. Классификация обитателей водных экосистем.

Практическая работа № 3 «Водные экосистемы»

Выполнение пр/р №3 и анализ результатов

Экологическое равновесие.

Экологические законы (законы Б.Коммонера). Пищевые цепи и пищевые пирамиды.

Практическая работа № 4 «Основные экологические законы»

Выполнение пр/р №4 и анализ результатов

Экология растений, животных, грибов (16 ч). 

Симбиоз

Симбиоз. Строение лишайника. Значение лишайников в природе. Использование лишайников для оценки загрязнённости воздуха. (Экскурсия)

Практическая работа № 5  «Изучение чистоты воздуха при помощи лишайников»

Выполнение пр/р №5 и анализ результатов

Жизненные формы живых организмов.

Классификации жизненных форм. Приспособляемость организмов к условиям среды.

Практическая работа № 6  «Жизненные формы живых организмов»

Выполнение пр/р №6 и анализ результатов. Экскурсия.

Микрофлора.

Бактерии. Простейшие. Болезнетворные бактерии, условно-патогенные микроорганизмы, паразиты и сапрофиты.

 Практическая работа № 7 «Изучение микрофлоры монет»

Выполнение пр/р №7 и анализ результатов

Деловая игра «Экологическая лаборатория»

Решение  экологических задач

Животные и человек.

Домашние животные. Происхождение и селекция домашних животных. Породы одомашненных животных.

Практическая работа № 8 «О кошках»

Выполнение пр/р №8 и анализ результатов

Растения и человек.

Лекарства и яды. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила сбора лекарственных растений.

Практическая работа № 9 «Лекарственные растения и правила их сбора»

Выполнение пр/р №9 и анализ результатов

Пищевые цепи.

Насекомые-вредители растений и их виды: польза и вред.

Практическая работа № 10 «Оценка повреждённости дерева по степени объедания листвы насекомыми»

Выполнение пр/р №10 и анализ результатов. Экскурсия.

Психоэмоциональное восприятие природы (6 ч)

Музыка цвета.

Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека. Цветовая палитра леса и её влияние на органы зрения. Исцеление цветом.

Практическая работа № 11 «Цвета леса»

Выполнение пр/р №11 и анализ результатов

Природа в культуре народов мира.

Природа и творчество человека. Влияние природы на развитие восприятия и памяти.

Практическая работа № 12 «Образное восприятие природы»

Выполнение пр/р №12 и анализ результатов

История человечества – история изучения природы.

Иллюстрированный словарь животных и растений в фольклоре. Мифы и реальность в изображении природы. Легенды о растениях и животных.

Практическая работа № 13 «Животные и растения в мифах, легендах и сказках»

Выполнение пр/р №13 и анализ результатов

Основы экологической этики и психологии (6 ч).

Этика – раздел философии.

Экологическая этика. Типы взаимодействий между живыми организмами.

Практическая работа № 14 «Я жизнь, которая хочет жить…»

Выполнение пр/р №14 и анализ результатов

Численность популяций.

Экологические проблемы, связанные с ростом численности человеческой популяции. Рост потребления энергии. Проблема мусора. Концепция устойчивого развития общества.

Практическая работа № 15 «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить»

Выполнение пр/р №15 и анализ результатов

«Мы в ответе за тех, кого приручили…»

Ответственность человека за домашних животных. Человек: враг или защитник природы?  День защиты животных. Законы о защите природы и животных.

Практическая работа № 16 «Этика обращения с домашними животными»

Выполнение пр/р №16 и анализ результатов

ИТОГО

35 ч

Учебно-методическая литература:

  1. Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс. / Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, Л.И.Колесникова и др. – М: Просвещение, 2012
  2. В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Нифантьева «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования, 6-7 классы.» – М: ВАКО, 2014.
  3. В.П.Александрова, И.В.Болгова. Культура здоровья человека: практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. - М: ВАКО, 2014

  1. Лабораторный практикум по экологии. – М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003

  1. Задачи по экологии и методика их решения. / В.Басов – М: Ленанд , 2014-11-07

  1. Практикум по экологии о охране окружающей среды / А.И.Фёдорова -  М: Книга по требованию, 2003

  1. Биология. Человек. Культура здоровья: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.А.Цехмистренко – М: Просвещение, 2009

  1. Экология человека. Культура здоровья: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений /  М.З.Фёдорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина – М: Вентана-Граф, 2008

  1. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. – М: Аванта +, 2001

  1. Экология животных. 7 класс: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений /  В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов и др., под редакцией доктора биологический наук, профессора Н.М.Черновой – М: Вентана-Граф, 2007
  2.  Практикум по экологии и охране окружающей среды: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
  3. Задачи по экологии и методика их решения: учебное пособие. – М.:Ленанд, 2014
  4. Задания для олимпиад по экологии: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство Московского Университета, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы экологии"

Рабочая программа внеурочной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии в 5 классе

      Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности экологической направленности составлена на основе экологических практикумов «В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Н...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"

Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осу...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"

Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный эколог» для 9 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности подростков....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Программа предназначена для обучающихся 7 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 7 класс "Экология животных"

Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 7 классов ,которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 класса с миром живых организмов....