Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии в 6 классе
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности экологической направленности составлена на основе экологических практикумов «В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Нифантьева «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования, 6-7 классы.» – М: ВАКО, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochka_ekologiya_6_klassy.docx | 44.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
городского округа Электросталь Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 14»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей № 14»
___________ Н.М.Пилипенко
Приказ № ___ от «__» _____ 2017 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
экологической направленности
«Новый взгляд»
Возраст детей 12-13 лет (6 классы)
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Составитель: Попова Рена Ялчиновна,
учитель химии и биологии
первой категории
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности экологической направленности составлена на основе экологических практикумов В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Нифантьева «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования, 6-7 классы.» – М: ВАКО, 2014.
Занятия внеурочной деятельности ставят целью формирование экологического сознания учащихся посредством сообщения основ экологии, углубления и расширения знаний по биологии, проведения практических работ, наблюдений, исследований. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов в год.
Занятия кружка предполагают развитие и формирование знаний в области экологии, биологии, географии, формирование общеучебных навыков и умений работы с лабораторным оборудованием, формирование исследовательского мышления, развитие творческих способностей учащихся на основе системно-деятельностного подхода в получении новых знаний. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, что особенно актуально на фоне стремительного роста вклада экологических факторов в здоровье современного человека.
Занятия включают теорию, практические занятия, экскурсии.
Особое внимание уделяется практической направленности занятий, рассмотрению вопросов экологического состояния города, качеств жизни, новейших достижений в области медицины. Практические занятия носят многогранный характер: уход и наблюдение за живыми объектами, подготовка презентаций, стендов, недель биологии. В практической работе педагог и учащиеся руководствуются положениями о кружках и научном обществе учащихся.
Планируемые результаты:
личностные –
- осознание взаимосвязи духовного и телесного здоровья,
- положительная мотивация к действиям по развитию экологической грамотности,
- опыт нравственного выбора на основе ценностного отношения к жизни и окружающей среде;
метапредметные –
- опыт применения экосистемной познавательной модели;
- участие в прениях, дискуссии, полемике, диспуте, дебатах;
- умение находить, изучать и проверять тематическую информацию;
- умение разрабатывать проект в соответствии с требованиями;
- развитие умения работы в команде;
- умение формулировать мысль, представлять её публично, аргументировать, убеждать;
В результате изучения материала учащиеся научаться:
- определять признаки биологических объектов, принадлежащих различным царствам живой природы, их многообразие и сложность строения;
- изучать биологические объекты, в том числе человека,
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов
- рассматривать объекты на готовых микропрепаратах, сравнивать их;
- использовать приобретённые знания в повседневной жизни.
Учебно-тематический план
Содержание и виды работ | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. Введение. Предмет экологии | 1 | 1 | 0 |
2. Экосистемы | 8 | 4 | 4 |
3. Экология растений, животных, грибов, бактерий | 14 | 7 | 7 |
4. Психоэмоциональное восприятие природы | 6 | 3 | 3 |
5. Основы экологической этики и психологии | 6 | 3 | 3 |
ИТОГО | 35 | 18 | 17 |
Содержание программы
Введение (1ч). Ключевые понятия. Определение экологии, экологические факторы. Экология как наука. Качество жизни и среда. Единство духовного и телесного здоровья человека.
Экосистемы (8 ч). Многообразие экосистем суши. Наземные экосистемы европейской части России. Методы изучения экосистем.
Структура экосистем. Биоценозы, биотопы, экотопы. Роли организмов в экосистеме. Трофические взаимосвязи. Роль солнечной энергии в экосистеме.
Многообразие водных экосистем. Особенности свойств водной среды в отличие от наземной. Биомасса. Классификация обитателей водных экосистем.
Экологическое равновесие. Экологические законы (законы Б.Коммонера). Пищевые цепи и пищевые пирамиды.
Практические работы:
- «Наземные экосистемы»
- «Взаимосвязи в экосистеме»
- «Водные экосистемы»
- «Основные экологические законы»
Экология растений, животных, грибов (14 ч).
Симбиоз. Строение лишайника. Значение лишайников в природе. Использование лишайников для оценки загрязнённости воздуха.
Жизненные формы живых организмов. Классификации жизненных форм. Приспособляемость организмов к условиям среды.
Бактерии. Простейшие. Болезнетворные бактерии, условно-патогенные микроорганизмы, паразиты и сапрофиты. Микрофлора.
Деловая игра «Экологическая лаборатория» (решение экологических задач)
Животные и человек. Домашние животные. Происхождение и селекция домашних животных. Породы одомашненных животных.
Растения и человек. Лекарства и яды. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила сбора лекарственных растений.
Пищевые цепи. Насекомые-вредители растений и их виды: польза и вред.
Практические работы:
- «Изучение чистоты воздуха при помощи лишайников»
- «Жизненные формы живых организмов»
- «Изучение микрофлоры монет»
- «О кошках»
- «Лекарственные растения и правила их сбора»
- «Оценка повреждённости дерева по степени объедания листвы насекомыми»
Психоэмоциональное восприятие природы (6 ч)
Музыка цвета. Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека. Цветовая палитра леса и её влияние на органы зрения. Исцеление цветом.
Природа в культуре народов мира. Природа и творчество человека. Влияние природы на развитие восприятия и памяти.
История человечества – история изучения природы. Иллюстрированный словарь животных и растений в фольклоре. Мифы и реальность в изображении природы. Легенды о растениях и животных.
Практические работы:
- «Цвета леса»
- «Образное восприятие природы»
- «Животные и растения в мифах, легендах и сказках»
Основы экологической этики и психологии (6 ч). Этика – раздел философии. Экологическая этика. Типы взаимодействий между живыми организмами.
Численность популяций. Экологические проблемы, связанные с ростом численности человеческой популяции. Рост потребления энергии. Проблема мусора. Концепция устойчивого развития общества.
«Мы в ответе за тех, кого приручили…» Ответственность человека за домашних животных. Человек: враг или защитник природы? День защиты животных. Законы о защите природы и животных.
Практические работы:
- «Я жизнь, которая хочет жить…»
- «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить»
- «Этика обращения с домашними животными»
ИТОГО – 35 ч
Календарно-тематический план
№№ п/п | Тема занятия | Содержание | Дата план. | Дата факт. |
Введение (1ч) | ||||
Экология как наука. | Ключевые понятия. Определение экологии, экологические факторы. Качество жизни и среда. Единство духовного и телесного здоровья человека. | |||
Экосистемы (8 ч). | ||||
Экосистемы суши | Представление об экосистемах. Многообразие экосистем суши. Наземные экосистемы европейской части России. Методы изучения экосистем. | |||
Практическая работа № 1 «Изучение чистоты воздуха при помощи лишайников» | Выполнение пр/р № 1 и анализ результатов | |||
Структура экосистем. | Биоценозы, биотопы, экотопы. Роли организмов в экосистеме. Трофические взаимосвязи. Роль солнечной энергии в экосистеме. | |||
Практическая работа № 2 «Взаимосвязи в экосистеме» | Выполнение пр/р № 2 и анализ результатов | |||
Водные экосистемы. | Многообразие водных экосистем. Особенности свойств водной среды в отличие от наземной. Биомасса. Классификация обитателей водных экосистем. | |||
Практическая работа № 3 «Водные экосистемы» | Выполнение пр/р №3 и анализ результатов | |||
Экологическое равновесие. | Экологические законы (законы Б.Коммонера). Пищевые цепи и пищевые пирамиды. | |||
Практическая работа № 4 «Основные экологические законы» | Выполнение пр/р №4 и анализ результатов | |||
Экология растений, животных, грибов (16 ч). | ||||
Симбиоз | Симбиоз. Строение лишайника. Значение лишайников в природе. Использование лишайников для оценки загрязнённости воздуха. (Экскурсия) | |||
Практическая работа № 5 «Изучение чистоты воздуха при помощи лишайников» | Выполнение пр/р №5 и анализ результатов | |||
Жизненные формы живых организмов. | Классификации жизненных форм. Приспособляемость организмов к условиям среды. | |||
Практическая работа № 6 «Жизненные формы живых организмов» | Выполнение пр/р №6 и анализ результатов. Экскурсия. | |||
Микрофлора. | Бактерии. Простейшие. Болезнетворные бактерии, условно-патогенные микроорганизмы, паразиты и сапрофиты. | |||
Практическая работа № 7 «Изучение микрофлоры монет» | Выполнение пр/р №7 и анализ результатов | |||
Деловая игра «Экологическая лаборатория» | Решение экологических задач | |||
Животные и человек. | Домашние животные. Происхождение и селекция домашних животных. Породы одомашненных животных. | |||
Практическая работа № 8 «О кошках» | Выполнение пр/р №8 и анализ результатов | |||
Растения и человек. | Лекарства и яды. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила сбора лекарственных растений. | |||
Практическая работа № 9 «Лекарственные растения и правила их сбора» | Выполнение пр/р №9 и анализ результатов | |||
Пищевые цепи. | Насекомые-вредители растений и их виды: польза и вред. | |||
Практическая работа № 10 «Оценка повреждённости дерева по степени объедания листвы насекомыми» | Выполнение пр/р №10 и анализ результатов. Экскурсия. | |||
Психоэмоциональное восприятие природы (6 ч) | ||||
Музыка цвета. | Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека. Цветовая палитра леса и её влияние на органы зрения. Исцеление цветом. | |||
Практическая работа № 11 «Цвета леса» | Выполнение пр/р №11 и анализ результатов | |||
Природа в культуре народов мира. | Природа и творчество человека. Влияние природы на развитие восприятия и памяти. | |||
Практическая работа № 12 «Образное восприятие природы» | Выполнение пр/р №12 и анализ результатов | |||
История человечества – история изучения природы. | Иллюстрированный словарь животных и растений в фольклоре. Мифы и реальность в изображении природы. Легенды о растениях и животных. | |||
Практическая работа № 13 «Животные и растения в мифах, легендах и сказках» | Выполнение пр/р №13 и анализ результатов | |||
Основы экологической этики и психологии (6 ч). | ||||
Этика – раздел философии. | Экологическая этика. Типы взаимодействий между живыми организмами. | |||
Практическая работа № 14 «Я жизнь, которая хочет жить…» | Выполнение пр/р №14 и анализ результатов | |||
Численность популяций. | Экологические проблемы, связанные с ростом численности человеческой популяции. Рост потребления энергии. Проблема мусора. Концепция устойчивого развития общества. | |||
Практическая работа № 15 «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить» | Выполнение пр/р №15 и анализ результатов | |||
«Мы в ответе за тех, кого приручили…» | Ответственность человека за домашних животных. Человек: враг или защитник природы? День защиты животных. Законы о защите природы и животных. | |||
Практическая работа № 16 «Этика обращения с домашними животными» | Выполнение пр/р №16 и анализ результатов | |||
ИТОГО | 35 ч |
Учебно-методическая литература:
- Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс. / Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, Л.И.Колесникова и др. – М: Просвещение, 2012
- В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Нифантьева «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования, 6-7 классы.» – М: ВАКО, 2014.
- В.П.Александрова, И.В.Болгова. Культура здоровья человека: практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. - М: ВАКО, 2014
- Лабораторный практикум по экологии. – М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003
- Задачи по экологии и методика их решения. / В.Басов – М: Ленанд , 2014-11-07
- Практикум по экологии о охране окружающей среды / А.И.Фёдорова - М: Книга по требованию, 2003
- Биология. Человек. Культура здоровья: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.А.Цехмистренко – М: Просвещение, 2009
- Экология человека. Культура здоровья: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений / М.З.Фёдорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина – М: Вентана-Граф, 2008
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. – М: Аванта +, 2001
- Экология животных. 7 класс: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов и др., под редакцией доктора биологический наук, профессора Н.М.Черновой – М: Вентана-Граф, 2007
- Практикум по экологии и охране окружающей среды: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
- Задачи по экологии и методика их решения: учебное пособие. – М.:Ленанд, 2014
- Задания для олимпиад по экологии: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство Московского Университета, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы экологии"
Рабочая программа внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии в 5 классе
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности экологической направленности составлена на основе экологических практикумов «В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Н...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"
Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осу...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"
Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный эколог» для 9 класса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности подростков....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Программа предназначена для обучающихся 7 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 7 класс "Экология животных"
Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 7 классов ,которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 класса с миром живых организмов....