Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.
Основными целями являются: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog_7_klass2_chasa.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
- "Средняя школа №15" города Смоленска
Протокол №1 от «25» августа 2016г |
|
Рабочая программа кружка по биологии
«Юный эколог»
7 класс
обсуждено на заседании МО
- Протокол № 1 от «24» августа 2016 г
Пояснительная записка
Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.
Основными целями являются: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты: основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные результаты:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
Содержание программы (68 часов, 2 часа в неделю)
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.
Ребята изучают общие экологические понятия, а также программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле. Она состоит из следующих разделов:
1. "Бомбы замедленного действия" на нашей планете.
2. Дурные пристрастия.
3. Все для гурманов есть в природе.
4. Жизнь лесных дебрей;
5. Растения - гениальные инженеры природы.
6. Все о национальных парках.
В программе большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе. Этому посвящены темы "Экология человека", "Экология в нашем доме" и др., а раздел программы "Дурные пристрастия", при изучении которого ребята получают информацию об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.
Ребята узнают о жизни леса ("Жизнь лесных дебрей"), глубже изучат удивительные создания природы - растения.
Далее программа содержит краеведческий материал. Внимание ребят направляется на изучение и охрану природы своего края, поэтому цель программы третьего года обучения - воспитание у ребят убежденности в необходимости охраны природы и ее изучения; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамике и путях рационального использования. В процессе обучения важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
Программа курса ставит перед собой следующие задачи:
- сформировать у ребят навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов в природе;
- научить оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях;
- развить коммуникативную культуру учащихся в процессе инструкторской работы в разновозрастных группах детей.
Ребята, занимающиеся в кружке , будущие помощники педагога, организаторы экскурсий в природу, фенонаблюдатели, лекторы. Основная их задача - пропаганда экологических знаний. Именно инструкторская работа формирует у ребят организаторские навыки, чувство ответственности за порученное дело и воспитывает общественную экологическую активность.
Большое внимание программа обучения уделяет проблемам валеологии. Ребята получают навыки по оказанию помощи себе и близким. Учатся вести здоровый образ жизни. Этому посвящены как теоретические, так и практические занятия.
№ урока | Тема урока | Дата | Примечание |
1 | Основы экологии. Вводное занятие | ||
2 | Основы экологического образования | ||
3 | Экология и экономия в собственном | ||
4 | Природа - наш общий дом | ||
5 | Основные составляющие природы | ||
6 | Пищевые связи. Цепи питания. | ||
7 | Решение экологических задач | ||
8 | Мир полон хищников | ||
9 | Конкуренция и соперничество | ||
10 | Дружба в природе. Симбиоз и квартиранство, нейтрализм. | ||
11 | Тайны живой природы | ||
12 | Практическое занятие «Экосистемы и их структура» | ||
13 | Воздух, значение его чистоты для живых организмов | ||
14 | Царство почвы - уникальный мир природы | ||
15 | Вода - чудо природы | ||
16 | Вода и живые организмы | ||
17 | Практическое занятие "Экология водоемов" | ||
18 | Пресные воды - наше богатство | ||
19 | Основные источники загрязнения водоемов | ||
20 | Жизнь водных пространств и экология | ||
21 | Приматы моря | ||
22 | Уязвимое море | ||
23 | Экологический рассказ. Диспут. | ||
24 | Экология в нашем доме | ||
25 | Практическое занятие «Экомир моей семьи» | ||
26 | Экология человека | ||
27 | Экология и генетика | ||
28 | Экология насекомых | ||
29 | Бионика - наука о подражании живым | ||
30 | Практическое занятие "Составление экологических моделей " | ||
31 | Практическое занятие "Составление экологических моделей " | ||
32 | Растения лечат людей | ||
33 | Природа моего края | ||
34 | Красная книга Смоленской области | ||
35 | Природоохранные зоны. Законы по охране природы. | ||
36 | Экология нашего города | ||
37 | Законы экологии. Законы Коммонера. | ||
38 | "Бомба замедленного действия" - вода. Её гибель - наша гибель. | ||
39 | "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование. | ||
40 | "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе. | ||
41. | "Бомба замедленного действия" - химикаты | ||
42 | Пугающий призрак АЭС. | ||
43 | Животные - наркотики - человек. | ||
44 | Передай в наследство трезвость. | ||
45 | "Владыка мира" - никотин. | ||
46 | Все для гурманов есть в природе Кофе сердцу не помеха. | ||
47 | По великому чайному пути. | ||
48 | Растения - наш доктор Айболит. | ||
49 | Можно ли питаться сорняками? | ||
50 | Лес - зеленое море | ||
51 | Лес и его обитатели | ||
52 | Растения путешественники. | ||
53 | По страницам лесного журнала мод | ||
54 | Средства передвижения у животных. | ||
55 | Растения - гениальные инженеры природы. Растения-потребители отходов. | ||
56 | Растения-химики. | ||
57 | Растения- архитекторы, строители, механики. | ||
58 | Экологическая деятельность летом. | ||
59 | Учись быть здоровым. | ||
60 | Экологические проблемы и здоровье человека | ||
61 | Реабилитация человека при помощи средств природы | ||
62 | Обсуждаем экологические катастрофы. | ||
63 | Окружающая среда и здоровье человека. | ||
64 | Эффективное потребление энергии. Альтернативные источники энергии. | ||
65 | Проблемы утилизации отходов. Вторичное производство. | ||
66 | Экологические взаимоотношения организмов. | ||
67 | Организмы и среда их обитания | ||
68 | Человек в созданной им среде.Ноосфера. |
Учебно-методическое обеспечение
- Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2012. – 137 с.
- Резько И.В. Экзотические животные в вашем доме/Авт. сост. И.В.Резько. –Мн. : ООО «Харвест», 2013. – 528 с.
- Пуговкин А.П. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразоват. Учреждений/А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина, В.С. Михеев. – М. Просвещение, 2002. – 112 с.
- Яковлева А.В. Лабораторные и практические занятия по биологии: Общая биология: 9 кл. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 80 с.
- Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии/ - 2-е изд., исп. И доп. – М. : ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 64 с. Ил.
- Веселые эксперименты для детей. Биология. А. ван Саан. Питер. 2011
- Пономарева И.Н. Биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В.Симонова; под. Ред. И.Н. Пономаревой. – М. Вентана-Граф, 2010. – 400 с. ил.
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/).
- http://him.1september.ru/index.php
- http://him.1september.ru/urok/-
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс
Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке, во...
Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.
Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"
Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный эколог» для 9 класса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности подростков....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Программа предназначена для обучающихся 7 класса...