Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа по биологии (7 класс)
Программа предназначена для обучающихся 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog_7_klass.docx | 50.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Основные цели и задачи ……………………………………………………..3
- Планируемые результаты курса…………………………………………….. 3
- Содержание курса внеурочной деятельности ……………………………... 7
- Тематическое планирование …………………………………………………11
- Календарно-тематическое планирование …………………………............. 12
- Методическое и материально-техническое обеспечение …………………16
Рабочая программа «Юный эколог» для 7 класса разработана на основе ООП ООО МОУ СОШ №32 и программы «Экология» А.Т. Зверев - М.: Просвещение, 2015 г.
УМК:
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: – М., Дрофа, 2017
В 7 классе на изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Основные цели: формирование экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество — природа», формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.
Задачи:
- развитие познавательного интереса и интеллектуального уровня обучающихся;
- обучение работать с приборами и объектами исследования;
- воспитание человечности, милосердия, ответственности, умения работать в
- коллективе; необходимости здорового образа жизни;
- формирование чувства ответственности за жизнь, а также сознание необходимости ее защиты;
- изучение биоразнообразия родного края;
- привитие навыков здоровьесберегающего поведения в природе, формирование умения оценивать свои поступки и их последствия для окружающей среды, подготовка к осмыслению и разрешению проблем в системе «человек — окружающая среда»; формирование навыков исследовательской деятельности;
- развитие творческих способностей обучающихся, эстетического чувства и художественной инициативы;
- развитие коммуникативных навыков общения, наблюдательности и логического мышления.
Планируемые результаты освоения курса «Юный эколог»
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам;
- оценивание жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- уважительное отношение к товарищам;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
- осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться планировать деятельность;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- целеполагание, как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
- Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
- перечислять отличительные свойства живого;
- объяснять организацию и функционирование сообществ;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
- уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
2. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
3. В эстетической сфере:
- умение видеть природе и соблюдать правила поддержания природной красоты.
Планируемы результаты обучения
Обучающийся научится:
- характеризовать роль в природе различных групп организмов, их практическую значимость;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Обучающийся получит возможность:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Юный эколог» 6 класс
Тема 1. Вводное занятие. Введение в экологию. (6 часов)
Инструктаж по технике безопасности при выполнении практических работ и поведении в природе.
Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки.
Практические занятия (4 часа)
- Знакомство с литературой по охране природы.(1 ч.)
- Тест «Мои интересы и природа». (1 ч.)
- Экскурсия в природу: «Биологическое разнообразие и необходимость его сохранения». (1 ч.)
- Художественное оформление выставки «Золотая осень». (1 ч.)
Формы организации и виды деятельности: беседа, экскурсия, художественное творчество, тестирование.
Тема 2. Организмы и среды их обитания (8 часов)
Биосфера. Роль живых организмов в эволюции биосферы. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва и живые организмы. Воздействие среды на организм. Экологические факторы и их виды. Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.
Практические занятия (5 часов)
- Экскурсия в природу: «Среда жизни и её обитатели» (1 ч.)
- Работа с определителями флоры и фауны (1 ч.)
- Лабораторная работа: «Овладение методикой геоботанических описаний.
- Лабораторная работа: Составление геоботанических описаний участков леса». (1 ч.)
- Подготовка материала к фотоконкурсу: «Зеркало природы» (1 ч.)
- Оформление календаря природы: «Осень» (1 ч.)
Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, экскурсия, художественное творчество, лабораторная работа, фотоконкурс.
Тема 3. Экология популяций (10 часов)
Популяция и её основные характеристики. Неравномерное распределение особей в пределах ареала. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практические занятия (8 часов)
- Лабораторная работа: «Изучение возрастного спектра популяций» (1 ч.)
- Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление
- гербариев (2 ч.)
- Характеристика зимнего сезона года. Учёты зимующих птиц (экологический мониторинг) (2 ч.)
- Операция: «Зимняя подкормка» (1 ч.)
- Оформление календаря природы: «Зима» (1 ч.)
- Подготовка материала к фотоконкурсу: «Путешествие по лесной тропе»
(1 ч.)
Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, экологический мониторинг, художественное творчество, лабораторная работа, фотоконкурс.
Тема 4. Организация и функционирование сообществ (6 часов)
Сообщество, его основные свойства и показатели. Структура сообщества. Пищевая сеть, пищевая цепь.
Круговорот веществ в экосистеме.
Сельскохозяйственные экосистемы. Учебно-опытный участок-как сельскохозяйственная экосистема.
Практические занятия (3 часа)
- Экскурсия: Определение типов растительных сообществ г.о. Подольск (1 ч.)
- Экологическая викторина: «К тайнам природы»(1 ч.)
- Экскурсия: Жизненные формы растений городского парка (1 ч.)
Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, экскурсия, игровая деятельность.
Тема 5. Животный и растительный мир Московской области (7 часов)
Многообразие животных и их роль в природе и жизни человека. Опылители растений. Создатели почвы. Животные лесов, полей, лугов, водоёмов, их охрана. Типичные растительные сообщества. Леса: сосновые боры, еловые леса, широколиственные леса, липовые леса, ольховые леса, мелколиственные леса – березняки и осинники. Луга: пойменные луга, суходольные луга. Растительность болот: низинные и верховые болота. Растительность водоёмов. Охраняемые виды растений и животных. Ядовитые растения и грибы.
Воздействие человека на растительный и животный мир.
Практические занятия (4 часа)
- Лабораторные работы:
а) «Определение поражённой ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды» (1 ч.)
б) «Влияние рекреационной нагрузки на структуру почвы» (1 ч.)
- Экскурсия в природу: «Изменения природных сообществ под влиянием хозяйственной деятельности человека» (1 ч.)
- Устный журнал «Красная книга Московской области» (1ч.)
Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, экскурсия, устный журнал, лабораторная работа, игровая деятельность.
Тема 7. Водоёмы области и их обитатели (6 часов)
Поверхностные воды, формирование и общая характеристика гидрографической сети. Реки, общая характеристика бассейнов рек. Озёра и водохранилища. Водоёмы – памятники природы. Болота.Родники, использование родниковых вод. Рыбные запасы области, их использование и охрана. Прудовое хозяйство.
Источники загрязнения местных вод; меры по сохранению и восстановлению чистоты вод.
Практические занятия (3 часа.)
- Выявление источников загрязнения вод. Изучение ведущих компонентов в загрязнении местных водных источников и их влияние на экологию области, растительный и животный мир, здоровье человека (по материалам печати) (2 ч.)
- Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума (1 ч.)
Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, практическая работа, игровая деятельность.
Тема 8. Особо охраняемые природные территории (5 часов)
Памятники природы: ботанические, зоологические, водные, геологические, комплексные (ландшафтные). Национальные парки.Особо охраняемые природные территории Московской области.
Практические занятия (3 часа)
- Лабораторная работа: «Работа с зоогеографическими картами заповедников Московской области» (1ч.)
- Просмотр видеозаписей «Национальные парки мира» (1ч.)
- Имитационная игра «Особо охраняемые природные территории Московской области» (1ч.)
Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, лабораторная работа, имитационная игра, просмотр видеозаписей.
Тема 9. Антропогенное воздействие на биосферу (10 часов)
Современное состояние природной среды.Атмосфера – внешняя оболочка биосферы.Загрязнение атмосферы. Загрязнение почвы. Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнения природных вод, его виды и последствия. Экологические проблемы биосферы (локальные, региональные, глобальные).
Практические занятия (7 часов)
- Экологические проекты: их защита. (3 ч.)
- Экскурсия на водоём: «Биоиндикация качества воды с использованием гидробионтов» (1 ч.)
- Проектирование и выпуск экологической газеты: «Природа – наш родной дом» (2 ч.)
- Лабораторная работа: «Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни» (1 ч.)
Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, экскурсия, лабораторная работа, игровая деятельность, проектная деятельность, художественное творчество.
Тема 10. Экология человека (4 часа)
Рациональное питание. Режим дня подростков. Польза и вред от использования косметических и парфюмерных средств.Бытовая химия и ее влияние на здоровье человека и окружающую среду.
Практические занятия (2часа)
Защита проектов «Компьютер: Польза или вред?»
Формы организации и виды деятельности: беседа, практическая работа, игровая деятельность,проектно - исследовательская деятельность,
Тема 11. Экологический практикум (6 часов)
Практическая работа на школьной территории: обрезка кустов, обработка почвы в газонах (2 часа)
Экологический мониторинг (2 часа)
- мониторинг популяций рыжих лесных муравьев и оценка состояния их гнездовых комплексов;
- мониторинг зеленых насаждений и их роль в экологическом состоянии города.
Подготовка и проведение конференции: «Состояние окружающей среды Московской области» (2 часа).
Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, экологический мониторинг, исследовательская деятельность, конференция, практическая работа.
Тематическое планирование
№ п/п |
| |
Количество часов | ||
1. | Вводное занятие. Введение в экологию. | 6 |
2. | Организмы и среды их обитания. | 8 |
3. | Экология популяций. | 10 |
4. | Организация и функционирование сообществ. | 6 |
6. | Животный и растительный мир Московской области | 7 |
7. | Водоёмы области и их обитатели. | 6 |
8. | Особо охраняемые природные территории | 5 |
9. | Антропогенное воздействие на биосферу | 10 |
10. | Экология человека | 4 |
11. | Экологический практикум | 6 |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Дата проведения | |||
План | Факт. | ||||
| |||||
1 | Инструктаж по технике безопасности при выполнении практических работ и поведении в природе. Предмет и задачи экологии. | 02.09.19 | |||
2 | История развития экологии как науки. | 02.09.19 | |||
3 | Знакомство с литературой по охране природы. | 09.09.19 | |||
4 | Тест «Мои интересы и природа». | 09.09.19 | |||
5 | Экскурсия в природу: «Биологическое разнообразие и необходимость его сохранения». | 16.09.19 | |||
6 | Художественное оформление выставки «Золотая осень». | 16.09.19 | |||
II. Организмы и среды их обитания -8 часов | |||||
7 | Биосфера. Роль живых организмов в эволюции биосферы. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва и живые организмы. Воздействие среды на организм. | 23.09.19 | |||
8 | Экологические факторы и их виды. | 23.09.19 | |||
9 | Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб. | 07.10.19 | |||
10 | Экскурсия в природу: «Среда жизни и её обитатели» | 07.10.19 | |||
11 | Работа с определителями флоры и фауны | 14.10.19 | |||
12 | Лабораторная работа: «Овладение методикой геоботанических описаний. Составление геоботанических описаний участков леса» | 14.10.19 | |||
13 | Подготовка материала к фотоконкурсу: «Зеркало природы» | 21.10.19 | |||
14 | Оформление календаря природы: «Осень». | 21.10.19 | |||
III.Экология популяций – 10 часов | |||||
15 | Популяция и её основные характеристики. Неравномерное распределение особей в пределах ареала. | 11.11.19 | |||
16 | Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария. | 11.11.19 | |||
17 | Лабораторная работа: «Изучение возрастного спектра популяций» | 18.11.19 | |||
18 | Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев. | 18.11.19 | |||
19 | Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев. | 25.11.19 | |||
20 | Характеристика зимнего сезона года. Учёты зимующих птиц (экологический мониторинг). | 25.11.19 | |||
21 | Характеристика зимнего сезона года. Учёты зимующих птиц (экологический мониторинг). | 02.12.19 | |||
22 | Операция: «Зимняя подкормка» | 02.12.19 | |||
23 | Оформление календаря природы: «Зима». | 09.12.19 | |||
24 | Подготовка материала к фотоконкурсу: «Путешествие по лесной тропе». | 09.12.19 | |||
IV.Организация и функционирование сообществ – 6 часов | |||||
25 | Сообщество, его основные свойства и показатели. Структура сообщества. Пищевая сеть, пищевая цепь. | 16.12.19 | |||
26 | Круговорот веществ в экосистеме. | 16.12.19 | |||
27 | Сельскохозяйственные экосистемы. Учебно-опытный участок - как сельскохозяйственная экосистема. | 23.12.19 | |||
28 | Экскурсия: Определение типов растительных сообществ городского округа Подольск. | 23.12.19 | |||
29 | Экологическая викторина: «К тайнам природы» | 13.01.19 | |||
30 | Экскурсия: Жизненные формы растений городского парка | 13.01.19 | |||
VI. Животный и растительный мир Московской области –7 часов. | |||||
31 | Многообразие животных и их роль в природе и жизни человека. Опылители растений. Создатели почвы. Животные лесов, полей, лугов, водоёмов, их охрана. | 20.01.19 | |||
32 | Типичные растительные сообщества. Леса. Луга: пойменные луга, суходольные луга. Растительность болот: низинные и верховые болота. Растительность водоёмов. | 20.01.19 | |||
33 | Охраняемые виды растений и животных. Ядовитые растения и грибы. Воздействие человека на растительный и животный мир. | 27.01.20 | |||
34 | Лабораторная работа: «Определение поражённой ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды» | 27.01.20 | |||
35 | Лабораторная работа: «Влияние рекреационной нагрузки на структуру почвы» | 03.02.20 | |||
36 | Экскурсия в природу: «Изменения природных сообществ под влиянием хозяйственной деятельности человека» | 03.02.20 | |||
37 | Устный журнал «Красная книга Московской области» | 10.02.20 | |||
VII. Водоемы области и их обитатели – 6 часов | |||||
38 | Поверхностные воды, формирование и общая характеристика гидрографической сети. Реки, общая характеристика бассейнов рек. Озёра и водохранилища. Водоёмы – памятники природы. | 10.02.20 | |||
39 | Болота. Родники, использование родниковых вод. Рыбные запасы области, их использование и охрана. Прудовое хозяйство. | 17.02.20 | |||
40 | Источники загрязнения местных вод; меры по сохранению и восстановлению чистоты вод. | 17.02.20 | |||
41 | Выявление источников загрязнения вод. Изучение ведущих компонентов в загрязнении местных водных источников и их влияние на экологию области, растительный и животный мир, здоровье человека (по материалам печати) | 24.02.20 | |||
42 | Выявление источников загрязнения вод. Изучение ведущих компонентов в загрязнении местных водных источников и их влияние на экологию области, растительный и животный мир, здоровье человека (по материалам печати) | 24.02.20 | |||
43 | Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума | 02.03.20 | |||
VIII. Особо охраняемые природные территории - 5 часов | |||||
44 | Памятники природы: ботанические, зоологические, водные, геологические, комплексные (ландшафтные). Национальные парки. | 02.03.20 | |||
45 | Особо охраняемые природные территории Московской области. | 09.03.20 | |||
46 | Лабораторная работа: Работа с зоогеографическими картами заповедников Московской области | 09.03.20 | |||
47 | Просмотр видеозаписей «Национальные парки мира» | 16.03.20 | |||
48 | Имитационная игра «Особо охраняемые природные территории Московской области». | ||||
IX. Антропогенное воздействие на биосферу – 10 часов. | |||||
49 | Современное состояние природной среды. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почвы. | 16.03.20 | |||
50 | Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнения природных вод, его виды и последствия. | 30.03.20 | |||
51 | Экологические проблемы биосферы (локальные, региональные, глобальные) | 30.03.20 | |||
52 | Экологические проекты: их защита. | 06.04.20 | |||
53 | Экологические проекты: их защита. | 06.04.20 | |||
54 | Экологические проекты: их защита. | 13.04.20 | |||
55 | Экскурсия на водоём: «Биоиндикация качества воды с использованием гидробионтов» | 13.04.20 | |||
56 | Проектирование и выпуск экологической газеты: «Природа – наш родной дом» | 20.04.20 | |||
57 | Проектирование и выпуск экологической газеты: «Природа – наш родной дом» | 20.04.20 | |||
58 | Лабораторная работа: «Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни» | 27.04.20 | |||
X. Экология человека – 4 часа | |||||
59 | Рациональное питание. Режим дня подростков. | 27.04.20 | |||
60 | Польза и вред от использования косметических и парфюмерных средств.Бытовая химия и ее влияние на здоровье человека и окружающую среду | 04.05.20 | |||
61 | Защита проектов «Компьютер: Польза или вред?» | 04.05.20 | |||
62 | Защита проектов «Компьютер: Польза или вред?» | 11.05.20 | |||
XI. Экологический практикум – 6 часов | |||||
63 | Практическая работа на школьной территории: обрезка кустов, обработка почвы в газонах | 11.05.20 | |||
64 | Практическая работа на школьной территории: обрезка кустов, обработка почвы в газонах | ||||
65 | Мониторинг популяций рыжих лесных муравьев и оценка состояния их гнездовых комплексов | 18.05.20 | |||
66 | Мониторинг зеленых насаждений и их роль в экологическом состоянии города. | 18.05.20 | |||
67 | Подготовка конференции: «Состояние окружающей среды Московской области». | 25.05.20 | |||
68 | Проведение конференции: «Состояние окружающей среды Московской области». | 25.05.20 |
Методическое и материально-техническое обеспечение
- Жигарев И.А. и др. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ кл. – М.: Дрофа, 2015.
- Биологические экскурсии: Кн. Для учителя / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков, Л.С. Шубкина. – М., 2013.
- Современные проблемы экологии: их изучение в школе. Под. Ред. А.А. Касьяна. – М.: Просвещение, 2016.
- И.Д. Зверев Практические занятия по экологии. – М.: Просвещение, 2017.
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология – М., Дрофа, 2014.
- Экологический словарь. М.: Дрофа, 2015.
- натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии);
- приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);
- средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);
- муляжи и модели (объемные, рельефные);
- экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);
- технические средства обучения — проекционная аппаратура (мультимедийный проектор, компьютер);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс
Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке, во...
Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.
Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"
Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осу...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"
Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный эколог» для 9 класса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности подростков....