Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа по биологии (7 класс)

Программа предназначена для обучающихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog_7_klass.docx50.35 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Основные цели и задачи ……………………………………………………..3
  2. Планируемые результаты курса…………………………………………….. 3
  3. Содержание курса внеурочной деятельности ……………………………... 7
  4. Тематическое планирование …………………………………………………11
  5. Календарно-тематическое планирование …………………………............. 12
  6. Методическое и материально-техническое обеспечение …………………16

        Рабочая программа «Юный эколог» для 7 класса  разработана на основе ООП ООО МОУ СОШ №32 и программы «Экология»  А.Т. Зверев - М.: Просвещение, 2015 г.

        УМК:

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: – М., Дрофа, 2017    

В 7 классе  на изучение курса отводится 68   часов   из расчета 2 часа в неделю.

Основные цели: формирование  экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество — природа», формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.

Задачи:

  • развитие  познавательного интереса и интеллектуального  уровня обучающихся;
  • обучение работать с приборами и объектами исследования;
  • воспитание человечности, милосердия, ответственности, умения работать в
  • коллективе;  необходимости здорового образа жизни;
  • формирование  чувства ответственности за жизнь, а также сознание необходимости ее защиты;
  • изучение биоразнообразия родного края;
  • привитие  навыков  здоровьесберегающего  поведения в природе,  формирование  умения оценивать свои поступки и их последствия для окружающей среды, подготовка  к осмыслению и разрешению проблем в системе «человек — окружающая среда»; формирование  навыков исследовательской деятельности;
  • развитие творческих способностей обучающихся, эстетического чувства и художественной инициативы;
  •  развитие коммуникативных навыков общения, наблюдательности и логического мышления.

Планируемые результаты освоения курса «Юный эколог»

        Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам;
  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  • уважительное отношение к товарищам;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  • осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Метапредметные:

  1. Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться планировать деятельность;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты);

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
  • целеполагание,  как постановка  задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

  1. Познавательные УУД:
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в справочной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы;
  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.
  1. Коммуникативные УУД:
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Предметные результаты:

1.  В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;
  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
  • перечислять отличительные свойства живого;
  • объяснять организацию и функционирование сообществ;  
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
  • уметь пользоваться  лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

2.  В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

3.  В эстетической сфере:

  • умение видеть природе и соблюдать правила поддержания природной красоты.

Планируемы результаты обучения

Обучающийся научится:

  • характеризовать  роль в природе различных групп  организмов, их практическую значимость;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ;
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Обучающийся получит возможность:

        

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Содержание курса внеурочной деятельности

«Юный эколог»   6 класс

Тема 1. Вводное занятие. Введение в экологию. (6 часов)

Инструктаж по технике безопасности при выполнении практических работ и поведении в природе.

Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки.

Практические занятия (4 часа)

  • Знакомство с литературой по охране природы.(1 ч.)
  • Тест «Мои интересы  и природа». (1 ч.)
  • Экскурсия в природу: «Биологическое разнообразие и необходимость его сохранения». (1 ч.)
  • Художественное оформление выставки «Золотая осень». (1 ч.)

Формы организации и виды деятельности: беседа, экскурсия, художественное творчество, тестирование.

Тема 2. Организмы и среды их обитания (8 часов)

Биосфера. Роль живых организмов в эволюции биосферы. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва и живые организмы. Воздействие среды на организм. Экологические факторы и их виды. Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

Практические занятия (5 часов)

  • Экскурсия в природу: «Среда жизни и её обитатели» (1 ч.)
  • Работа с определителями флоры и фауны (1 ч.)
  • Лабораторная работа: «Овладение методикой геоботанических описаний.
  • Лабораторная работа: Составление геоботанических описаний участков леса». (1 ч.)
  • Подготовка материала к фотоконкурсу: «Зеркало природы» (1 ч.)
  • Оформление календаря природы: «Осень» (1 ч.)

Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия,  экскурсия, художественное творчество, лабораторная работа, фотоконкурс.

Тема 3. Экология популяций (10 часов)

Популяция и её основные характеристики. Неравномерное распределение особей в пределах ареала. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практические занятия (8 часов)

  • Лабораторная работа: «Изучение возрастного спектра популяций» (1 ч.)
  • Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление
  • гербариев (2 ч.)
  • Характеристика зимнего сезона года. Учёты зимующих птиц (экологический мониторинг) (2 ч.)
  • Операция: «Зимняя подкормка» (1 ч.)
  • Оформление календаря природы: «Зима» (1 ч.)
  • Подготовка материала к фотоконкурсу: «Путешествие по лесной тропе»

(1 ч.)

Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, экологический мониторинг, художественное творчество, лабораторная работа, фотоконкурс.

Тема 4. Организация и функционирование сообществ  (6 часов)

Сообщество, его основные свойства и показатели. Структура сообщества. Пищевая сеть, пищевая цепь.

Круговорот веществ в экосистеме.

Сельскохозяйственные экосистемы. Учебно-опытный участок-как сельскохозяйственная экосистема.

Практические занятия (3 часа)

  • Экскурсия: Определение типов растительных сообществ г.о. Подольск (1 ч.)
  • Экологическая викторина: «К тайнам природы»(1 ч.)
  • Экскурсия: Жизненные формы растений городского парка (1 ч.)

Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, экскурсия,  игровая деятельность.

         Тема 5. Животный и растительный мир Московской  области  (7 часов)

Многообразие животных и их роль в природе и жизни человека. Опылители растений. Создатели почвы. Животные лесов, полей, лугов, водоёмов, их охрана. Типичные растительные сообщества. Леса: сосновые боры, еловые леса, широколиственные леса, липовые леса, ольховые леса, мелколиственные леса – березняки и осинники. Луга: пойменные луга, суходольные луга. Растительность болот: низинные и верховые болота. Растительность водоёмов. Охраняемые виды растений и животных. Ядовитые растения и грибы.

Воздействие человека на растительный и животный мир.

        Практические занятия (4 часа)

        - Лабораторные работы:

        а) «Определение поражённой ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды» (1 ч.)

        б) «Влияние рекреационной нагрузки на структуру почвы» (1 ч.)

  • Экскурсия в природу: «Изменения природных сообществ под влиянием хозяйственной деятельности человека» (1 ч.)
  • Устный журнал «Красная книга Московской области» (1ч.)

        Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, экскурсия, устный журнал, лабораторная работа,  игровая деятельность.

          Тема 7. Водоёмы области и их обитатели (6 часов)

Поверхностные воды, формирование и общая характеристика гидрографической сети. Реки, общая характеристика бассейнов рек. Озёра и водохранилища. Водоёмы – памятники природы. Болота.Родники, использование родниковых вод. Рыбные запасы области, их использование и охрана. Прудовое хозяйство.

Источники загрязнения местных вод; меры по сохранению и восстановлению чистоты вод.

         Практические занятия (3 часа.)

  • Выявление источников загрязнения вод. Изучение ведущих компонентов в загрязнении местных водных источников и их влияние на экологию области, растительный и животный мир, здоровье человека (по материалам печати) (2 ч.)
  • Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума (1 ч.)

        Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, практическая  работа,  игровая деятельность.

          Тема 8. Особо охраняемые природные территории  (5 часов)

Памятники природы: ботанические, зоологические, водные, геологические, комплексные (ландшафтные). Национальные парки.Особо охраняемые природные территории   Московской области.

Практические занятия (3 часа)

  • Лабораторная работа: «Работа с зоогеографическими картами заповедников Московской области» (1ч.)
  • Просмотр видеозаписей «Национальные парки мира» (1ч.)
  • Имитационная игра «Особо охраняемые природные территории   Московской области» (1ч.)

        Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, лабораторная работа,  имитационная игра, просмотр видеозаписей.

    Тема 9. Антропогенное воздействие на биосферу  (10 часов)

Современное состояние природной среды.Атмосфера – внешняя оболочка биосферы.Загрязнение атмосферы. Загрязнение почвы.  Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнения природных вод, его виды и последствия. Экологические проблемы биосферы (локальные, региональные, глобальные).

Практические занятия  (7 часов)

  • Экологические проекты: их защита. (3 ч.)
  • Экскурсия на водоём: «Биоиндикация качества воды с использованием гидробионтов» (1 ч.)
  • Проектирование и выпуск экологической газеты: «Природа – наш родной дом» (2 ч.)
  • Лабораторная работа: «Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни» (1 ч.)

        Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, экскурсия, лабораторная работа, игровая деятельность, проектная деятельность, художественное творчество.

Тема 10. Экология человека  (4 часа)

        Рациональное питание.  Режим дня подростков. Польза и вред от использования косметических и парфюмерных средств.Бытовая химия и ее влияние на здоровье человека и окружающую среду.

Практические занятия (2часа)

Защита проектов  «Компьютер: Польза или вред?»

        Формы организации и виды деятельности: беседа, практическая работа, игровая деятельность,проектно - исследовательская деятельность,

Тема 11. Экологический практикум  (6 часов)

        Практическая работа на школьной территории: обрезка кустов, обработка почвы в газонах (2 часа)

        Экологический мониторинг (2 часа)

- мониторинг популяций рыжих лесных муравьев и оценка состояния их гнездовых комплексов;

- мониторинг зеленых насаждений и их роль в экологическом состоянии города.

        Подготовка и проведение конференции: «Состояние окружающей среды Московской области» (2 часа).

Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, экологический мониторинг,  исследовательская деятельность, конференция, практическая работа.

Тематическое  планирование

№ п/п

  1. Тема занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие. Введение в экологию.

6

2.

Организмы и среды их обитания.

8

3.

Экология популяций.

10

4.

Организация и функционирование сообществ.  

6

6.

Животный и растительный мир Московской  области  

7

7.

Водоёмы области и их обитатели.

6

8.

Особо охраняемые природные территории  

5

9.

Антропогенное воздействие на биосферу  

10

10.

Экология человека  

4

11.

Экологический практикум  

6

Итого

68

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Дата

проведения

План

Факт.

  1. Вводное занятие. Введение в экологию– 6 часов.

1

Инструктаж по технике безопасности при выполнении практических работ и поведении в природе. Предмет и задачи экологии.

02.09.19

2

История развития экологии как науки.

02.09.19

3

Знакомство с литературой по охране природы.

09.09.19

4

Тест «Мои интересы  и природа».

09.09.19

5

Экскурсия в природу: «Биологическое разнообразие и необходимость его сохранения».

16.09.19

6

Художественное оформление выставки «Золотая осень».

16.09.19

II. Организмы и среды их обитания -8 часов

7

Биосфера. Роль живых организмов в эволюции биосферы. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва и живые организмы. Воздействие среды на организм.

23.09.19

8

Экологические факторы и их виды.

23.09.19

9

Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

07.10.19

10

Экскурсия в природу: «Среда жизни и её обитатели»

07.10.19

11

Работа с определителями флоры и фауны

14.10.19

12

Лабораторная работа: «Овладение методикой геоботанических описаний. Составление геоботанических описаний участков леса»

14.10.19

13

Подготовка материала к фотоконкурсу: «Зеркало природы»

21.10.19

14

Оформление календаря природы: «Осень».

21.10.19

III.Экология популяций – 10 часов

15

Популяция и её основные характеристики. Неравномерное распределение особей в пределах ареала.

11.11.19

16

Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

11.11.19

17

Лабораторная работа: «Изучение возрастного спектра популяций»

18.11.19

18

Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление     гербариев.

18.11.19

19

Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление     гербариев.

25.11.19

20

Характеристика зимнего сезона года. Учёты зимующих птиц (экологический мониторинг).

25.11.19

21

Характеристика зимнего сезона года. Учёты зимующих птиц (экологический мониторинг).

02.12.19

22

Операция: «Зимняя подкормка»

02.12.19

23

Оформление календаря природы: «Зима».

09.12.19

24

Подготовка материала к фотоконкурсу: «Путешествие по лесной тропе».  

09.12.19

IV.Организация и функционирование сообществ – 6 часов

25

Сообщество, его основные свойства и показатели. Структура сообщества. Пищевая сеть, пищевая цепь.

16.12.19

26

Круговорот веществ в экосистеме.

16.12.19

27

Сельскохозяйственные экосистемы. Учебно-опытный участок - как сельскохозяйственная экосистема.

23.12.19

28

Экскурсия: Определение типов растительных сообществ городского округа Подольск.

23.12.19

29

Экологическая викторина: «К тайнам природы»

13.01.19

30

Экскурсия: Жизненные формы растений городского парка

13.01.19

VI. Животный и растительный мир Московской области –7 часов.

31

Многообразие животных и их роль в природе и жизни человека. Опылители растений. Создатели почвы. Животные лесов, полей, лугов, водоёмов, их охрана.

20.01.19

32

Типичные растительные сообщества. Леса. Луга: пойменные луга, суходольные луга. Растительность болот: низинные и верховые болота. Растительность водоёмов.

20.01.19

33

Охраняемые виды растений и животных. Ядовитые растения и грибы. Воздействие человека на растительный и животный мир.

27.01.20

34

Лабораторная  работа: «Определение поражённой ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды»

27.01.20

35

Лабораторная  работа: «Влияние рекреационной нагрузки на структуру почвы»

03.02.20

36

Экскурсия в природу: «Изменения природных сообществ под влиянием хозяйственной деятельности человека»

03.02.20

37

Устный журнал «Красная книга Московской области»

10.02.20

VII. Водоемы области и их обитатели – 6 часов

38

Поверхностные воды, формирование и общая характеристика гидрографической сети. Реки, общая характеристика бассейнов рек. Озёра и водохранилища. Водоёмы – памятники природы.

10.02.20

39

Болота. Родники, использование родниковых вод. Рыбные запасы области, их использование и охрана. Прудовое хозяйство.

17.02.20

40

Источники загрязнения местных вод; меры по сохранению и восстановлению чистоты вод.

17.02.20

41

Выявление источников загрязнения вод. Изучение ведущих компонентов в загрязнении местных водных источников и их влияние на экологию области, растительный и животный мир, здоровье человека (по материалам печати)

24.02.20

42

Выявление источников загрязнения вод. Изучение ведущих компонентов в загрязнении местных водных источников и их влияние на экологию области, растительный и животный мир, здоровье человека (по материалам печати)

24.02.20

43

Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума

02.03.20

VIII. Особо охраняемые природные территории  - 5 часов

44

Памятники природы: ботанические, зоологические, водные, геологические, комплексные (ландшафтные). Национальные парки.

02.03.20

45

Особо охраняемые природные территории   Московской области.

09.03.20

46

Лабораторная работа: Работа с зоогеографическими картами заповедников Московской области

09.03.20

47

Просмотр видеозаписей «Национальные парки мира»

16.03.20

48

Имитационная игра «Особо охраняемые природные территории   Московской области».

IX. Антропогенное воздействие на биосферу – 10 часов.

49

Современное состояние природной среды. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почвы.  

16.03.20

50

Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнения природных вод, его виды и последствия.

30.03.20

51

Экологические проблемы биосферы (локальные, региональные, глобальные)

30.03.20

52

Экологические проекты: их защита.

06.04.20

53

Экологические проекты: их защита.

06.04.20

54

Экологические проекты: их защита.

13.04.20

55

Экскурсия на водоём: «Биоиндикация качества воды с использованием гидробионтов»

13.04.20

56

Проектирование и выпуск экологической газеты: «Природа – наш родной дом»

20.04.20

57

Проектирование и выпуск экологической газеты: «Природа – наш родной дом»

20.04.20

58

Лабораторная работа: «Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни»

27.04.20

X. Экология человека – 4 часа

59

Рациональное питание.  Режим дня   подростков.

27.04.20

60

Польза и вред от использования косметических и парфюмерных средств.Бытовая химия и ее влияние на здоровье человека и окружающую среду

04.05.20

61

Защита проектов  «Компьютер: Польза или вред?»

04.05.20

62

Защита проектов  «Компьютер: Польза или вред?»

11.05.20

XI. Экологический практикум – 6 часов

63

Практическая работа на школьной территории: обрезка кустов, обработка почвы в газонах

11.05.20

64

Практическая работа на школьной территории: обрезка кустов, обработка почвы в газонах

65

Мониторинг популяций рыжих лесных муравьев и оценка состояния их гнездовых комплексов

18.05.20

66

Мониторинг зеленых насаждений и их роль в экологическом состоянии города.

18.05.20

67

Подготовка конференции: «Состояние окружающей среды Московской области».

25.05.20

68

Проведение конференции: «Состояние окружающей среды Московской области».

25.05.20

Методическое и материально-техническое обеспечение

  • Жигарев И.А. и др. Основы экологии: Сборник задач, упражнений  и практических работ кл. – М.: Дрофа, 2015.
  • Биологические экскурсии: Кн. Для учителя / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков, Л.С. Шубкина. – М., 2013.
  • Современные проблемы экологии: их изучение в школе. Под. Ред. А.А. Касьяна. – М.: Просвещение, 2016.
  • И.Д. Зверев Практические занятия по экологии. – М.: Просвещение, 2017.
  • Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология  – М., Дрофа, 2014.
  • Экологический словарь. М.: Дрофа, 2015.
  • натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы,  микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии);
  • приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);
  • средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);
  • муляжи и модели (объемные, рельефные);
  • экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);
  • технические средства обучения — проекционная аппаратура (мультимедийный проектор, компьютер);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс

Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке,  во...

Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.

Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"

Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осу...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"

Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный эколог» для 9 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности подростков....