Сценарий импровизированного заседания суда "Кто виноват? Человек или Мусор" ( экологическое мероприятие для обучающихся 5 классов)
классный час по экологии (5 класс) на тему

Лысенкова Надежда Васильевна

Сценарий импровизированного заседания суда по вопросу "Кто виноват? Человек или Мусор".

Экологическое мероприятие (5 класс)

Тип мероприятия: познавательная ролевая игра.

Форма: зал суда.

Цели:
Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром;

Формирование системы знаний об экологических проблемах современности;

Формирование у учащихся гражданской позиции.
Педагогические возможности: игра развивает познавательные интересы и кругозор учащихся в области экологии; воспитывает чувство ответственности за судьбу Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий импровизированного заседания суда

 "Кто виноват? Человек или Мусор"

Экологическое мероприятие (5 класс)

Тип мероприятия: познавательная ролевая игра.

Форма: зал суда.

Цели:
Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром;

Формирование системы знаний об экологических проблемах современности;

Формирование у учащихся гражданской позиции.
Педагогические возможности: игра развивает познавательные интересы и кругозор учащихся в области экологии; воспитывает чувство ответственности за судьбу Родины.

В сценарии используются события связанные с населённым пунктом.

Действующие лица: судья; секретарь; прокурор; адвокат; подсудимый  "Мусор"; полицейский; свидетели обвинения: эколог; защитник природы; представитель власти;  санитарный врач; психолог; свидетели защиты: модельеры.

Особенности костюмов и реквизита: судья, прокурор в соответствующих костюмах, секретарь в белой блузке и черной юбке;  костюмирован  "Мусор"; полицейский, в представитель власти - человек в деловом костюме и в очках, обязательно с папкой в руках; санитарный врач - одет в белый халат и шапочку, психолог в деловом костюме.

Реквизит: стол для судьи, секретаря, прокурора, адвоката, скамья для подсудимого, стулья для всех присутствующих на заседании, выстроенные в ряды,  молоток для наведения тишины в зале.

Ход классного часа

Классный руководитель:

 Радуюсь утру. Радуюсь солнцу.
Радуюсь я голубым небесам.
Радуюсь маленьким птичьим питомцам,
Травам, деревьям и нежным цветам.

Степям бескрайним, нивам зелёным, 
В снежных коронах высоким горам. 
Синему морю, бегущим волнам

С ветром попутным к родным берегам.

Радуюсь зверю, радуюсь людям, 
В небе ночном восходящей звезде. 
Пусть, как и я, также радостным будет
Всякий живущий на этой земле.

Классный  руководитель: Предлагаю вашему вниманию видеоролик.

Видеоролик  "Красота природы" и исполнение песни "Уголок России".

Классный руководитель: Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы. /Н.Н. Моисеев/ 

Классный руководитель: 2017 год - год экологии. Каковы цели мероприятий, которые будут проходить в течение всего года?

Классный  руководитель: Вашему вниманию предлагается второй видеоролик "Что мы видим вокруг".

Классный  руководитель: Сравните два видеоролика и сформулируйте цели и задачи нашего мероприятия.( обучающиеся высказывают свои мнения)

Секретарь суда: Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. А. де Сент-Экзюпери

Сегодня мы поделимся с вами своими мыслями на тему:

«Чистота в доме - чистота в душе».
Предлагаем вам стать присяжными заседателями импровизированного суда над мусором. Дерзнув осудить его словом, бороться с ним делом, мы очистим от хлама и дом свой и жизнь.
Итак, мы начинаем!

Секретарь: Прошу всех встать. (Появляется Судья)

Судья: Прошу всех сесть.

Судья: Нет большего преступления, чем уродовать и извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, - с высшей степенью нравственной любви.

     Статья 42-я Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…». При этом «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58 Конституции Российской Федерации). Экологическая ситуация в нашем городе и стране в целом очень серьезная, поэтому формирование экологической культуры – одно из важнейших направлений воспитательной работы каждого человека.

Судья: Слушается дело по обвинению сэра Мусора. 

Введите обвиняемого в класс. Входит Сэр Мусор в сопровождении полицейского.

Представляю его - это Сэр Мусор. 

(костюм мусора: бумажки, огрызки от яблок, пластиковые бутылки, батарейки, лампочки, бутылки стеклянные, …) 

Судья:  В чём же состоит вина Сэра Мусора против человечества? Слово обвинению. 

Прокурор: Вина Сэра Мусора против человечества, разума и красоты состоит в том, что он превратил города в искусственных монстров, подобие зоопарков или аквариумов, где мало воздуха, пищи, жилья, зато много хлама. Люди вынуждены дышать воздухом, состоящим из углекислого газа, серы, ртути, свинца, нефти и радия. Леса - либо сожжены, либо вырублены, либо  превращены в свалки. Звери и птицы обречены стать еще одной строчкой в «Красной Книге». Забытые болезни: чума, тиф, холера - вечные спутники человеческой нечистоплотности вновь проснулись и приносят беды. Все эти факторы ставят человеческую цивилизацию на край гибели. Вина подсудимого в ходе судебного процесса будет показана с участием прокурора или опровергнута с участием адвоката. Приступим к опросу свидетелей.

Судья: Так что вы хотите? 

Прокурор: Мы хотим жить в чистых домах с чистыми дворами, а не на свалках, хотим слушать пение птиц, а не рёв моторов, дышать свежим воздухом, а не выхлопными газами. 

Секретарь: Приглашается свидетель со стороны обвинения.

Прокурор: Ваша Честь! Пригласите в зал заседания суда представителя городской администрации города.

Свидетель: По результатам независимого рейтинга «Зеленый патруль» Курская область стабильно входит в десятку наиболее экологически безопасных регионов.

Горько видеть, как захламляется наш город, но вместе с тем отрадно осознавать, что у меня появляется все больше единомышленников, решительно настроенных на нелегкую борьбу с проблемой мусора.

У нас принято говорить: «чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». И в этом есть правда, но не вся. Действительно, культура быта, привычка за собой убирать – важная часть общей культуры человека.

Создаются молодежные проекты, которые предполагают борьбу не только с грязью на улицах, но и с разрухой в головах, борьбу с матом, заботу о здоровом теле и духе.

Адвокат: Скажите, свидетель, как защищает закон право граждан на проживание в экологически чистой окружающей среде?

Представитель власти: Безусловно, это право подтверждено Конституцией РФ, Жилищным Кодексом РФ, Законом РФ «Об охране окружающей природной среды». Кодексом об административных правонарушениях. Жилищно-эксплуатационные организации обеспечивают высокий уровень обслуживания граждан, руководствуясь санитарными правилами содержания территорий   населенных   мест.

Для обновления курских лесов высажено около 46,5 тыс. деревьев

Судья: Есть вопросы к свидетелю? 

Судья: Спасибо, вы свободны.

Секретарь: Приглашается свидетель «Суровая действительность».

Эколог: Человек идет скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису...

Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах...
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.

Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.

Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!

Наш регион нельзя назвать экологически чистым.

По данным регионального Департамента экологической безопасности, индекс загрязнения атмосферы Курска составляет 8-10 единиц и характеризуется как «загрязненная». Более 300 наименований вредных веществ, связанных с хозяйственной деятельностью, выбрасывается в воздух. При этом основная доля — 77% - приходится на автотранспорт.

В Курске контролирует качество атмосферного воздуха ФГБУ «Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Наблюдения ведутся на пяти постах, расположенных по адресам: жилой поселок ЗАО «Аккумулятор», 37; ул. Союзная, 30; ВДНХ, ул. Энгельса, 140; ул. Мирная, 5; ул. Карла Маркса, 69.

По результатам наших исследований самым чистым оказался Северо-Западный микрорайон, который считается спальным. Это и неудивительно, предприятий здесь практически нет.

Вторым по чистоте оказался район Триумфальной арки.

Железнодорожный вокзал — место встреч и расставаний. Здесь всегда много людей, а вот мусора на Привокзальной площади особо нет. Только автомобили заполонили все вокруг.

Раньше район КЗТЗ считался одним из самых грязных. Долгое время здесь работал Курский Завод Тракторных Запчастей, который сейчас разобран по кирпичикам, завод кожаных изделий.

 Ну и самым грязным оказался Центральный район. Буквально каждый день на главных городских улицах образуются огромные автомобильные пробки. Выхлопные газы отравляют воздух — страдают горожане.

В одном из официальных докладов экологи  Курска заявили, что куряне дышат помимо прочего ещё и смертельно опасным формальдегидом - бесцветным и крайне токсичным газом, который отрицательно влияет на генетику, органы дыхания, зрения и кожные покровы. 

Судья: Есть вопросы к свидетелю? 

Судья: Спасибо, вы свободны.

Секретарь: Приглашается свидетель «Санитарный врач»

Санитарный врач: Человек совершил огромную ошибку, когда решил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами… 

В целом по области экологическую обстановку главный специалист по охране природы оценил как благоприятную. По состоянию окружающей среды среди столиц субъектов РФ город Курск на пятом месте - это по данным Министерства природных ресурсов. И всё бы ничего, но есть-таки в областном центре зоны, которые никак не вписываются в экологический стандарт. Так, например, жители посёлка Волокно регулярно дышат воздухом с едким запахом сероводорода и его производных, который исходит от очистных сооружений предприятия «Химволокно» и города.

Адвокат: Свидетель, ответьте, сказывается ли на здоровье граждан плохая экологическая ситуация в городе?

Санитарный врач: Все куряне дышат смертельно опасным формальдегидом - бесцветным и крайне токсичным газом, который отрицательно влияет на генетику, органы дыхания, зрения и кожные покровы. Отмечается рост заболеваемости по ряду инфекций, что напрямую связано с ростом численности грызунов и вредных насекомых, постоянных спутников стихийных и социальных бедствий. Мыши - природные носители паразитов и возбудителей чумы и туляремии, крысы являются переносчиками глистных и таких инфекционных болезней, как бешенство, чума, лихорадка. Обычные «квартиранты» в человеческом жилье - тараканы - распространяют
дизентерию; мухи переносят возбудителей холеры, дизентерии, сибирской язвы, глазных болезней. Быстро плодятся вши, блохи.

Загрязнённые ядовитыми элементами вода, почва и воздух способны вызвать у людей:

  • агрессию;
  • генетические изменения;
  • снижение иммунитета;
  • бесплодие;
  • заболевания внутренних органов.

Судья: Есть вопросы к свидетелю? 

Судья: Спасибо, вы свободны.

Секретарь: Приглашается свидетель «Психолог».

Прокурор: Свидетель, скажите, оказывает ли Мусор отрицательное воздействие на психику человека?

Психолог: Человек изначально жил в полном взаимодействии с природой, был ее частью. Города и так образования неестественные, а захламленные и голые, без деревьев и цветов, с рядами однообразных серых многоэтажных коробок приводят у людей с подвижной психикой
к депрессиям или немотивированным взрывам агрессивности, а как следствие - к росту преступности.

Адвокат: Скажите, свидетель, на кого в нашей стране  должны возложить ответственность за экологические проблемы: на мусор или самих жителей?

Психолог: Экология - это, прежде всего личная ответственность каждого, в каких бы мелочах, вроде «правильного» выбрасывания мусора, она не заключалась.

Судья: Есть вопросы к свидетелю? 

Судья: Спасибо, вы свободны.

Выходят дети читают стих (С. Михалков) инсценируя его :

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули – и ушли!

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!

Судья: Господа отдыхающие! Уберите за собой мусор.

Секретарь: Мы хотим природу обмануть,
Под себя сильней её прогнуть,
Но она такого не простит,
И сполна за дерзость отомстит!
Судья: Предоставляем слово подсудимому.

Мусор: Уважаемые граждане! Все, что вы говорили, правильно и справедливо. Но моя ли в этом вина. Это вы оставляете километры ничейной, никем не убираемой земли, это вы не ставите урн даже в местах скопления людей. Вы не соблюдаете график вывоза отходов, вы выделяете мало средств на поддержание чистоты и, наконец, вы не уважаете и не бережете труд уборщиц и дворников. А я готов послужить вам еще и еще, вы просто не полностью используете мои возможности.
Вспомните мудрые слова: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
Если вы будете правильно обращаться со мной, я не буду мешать вам жить.

Если вы не верите моим словам, я легко докажу вам свою правоту действием. Ведь всем предметам можно дать вторую жизнь.

 (Показ моделей одежды и поделок под красивую спокойную музыку)
Судья: Есть вопросы к обвиняемому? 

Секретарь: Прошу всех встать. (Судья удаляется для вынесения приговора). Затем судья возвращается.

Секретарь: Прошу высокий суд огласить свой приговор.

Судья: Подсудимый признается невиновным и освобождается из под стражи в зале суда. Частное определение выносится в отношении жителей города. Именно их бездействие и равнодушие привели наш город к экологическому кризису. Необходимо проделать большую работу всем от мала до велика, чтобы город засиял чистотой. И если меньше будет разрухи вокруг, меньше будет ее и в головах.

Судья: Судебное заседание закрыто!( удар молотком) 

Классный руководитель:   Как видим, природа очень жестоко наказывает человека, за то, что он не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Заключительная часть мероприятия:

Дети читают стихи : Береги природу

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.

Терзал за веком век,

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек ! / Ирина Трофимова/

Все участники выстраиваются в полукруг и поют песню "Давайте сохраним ромашку на лугу"/ муз. А. Черный, сл. Н.Старшинов/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое мероприятие "Суд над человеком" (Чернобыльская АЭС)

Экологическое мероприятие "Суд над человеком" (Чернобыльская АЭС)...

Сценарий экологического праздника для обучающихся 6-7 классов "Земля - наш дом"

Экологический праздник для обучающихся 6-7 классов "Земля - наш дом" поможет   развить творческую активность, организаторские качества обучающихся, посредством участия в массовых мероприятиях, ...

экологическое мероприятие "Человек звучит гордо ?"

внеклассное мероприятие по биологии и химии для обучающихся 7-8 класса....

Сценарий экологического мероприятия в 6 классе. Экологический репортаж "Дороже нет родной земли"

Открытое мероприятие на районном семинаре заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе.   Основная цель мероприятия: развитие интеллектуальных способностей в области экологии, тво...

Помоги зимующим птицам экологическое мероприятие 5-7 класс

Экологическое мероприятие предполагает командную работу...

презентация для классного часа "Мусор - экологическая проблема"

Презентация актуальна в 2017 году, т. к. текущий год посвящён экологии,  содержит материал по одной из  экологическох проблем "Мусор", так же викторину "Экозачёт", что по...