Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе
статья по экологии (8 класс) на тему

Хакимова Светлана Юрьевна

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Рекламные блоки радио- и телепередач, газетные полосы, листовки в почтовых ящиках заполнены предложениями медицинских услуг и чудодейственных препаратов. Фармацевтический бизнес оказался одним из самых прибыльных, новые аптеки появляются почти в каждом квартале. Очереди в поликлиники выстраиваются с самого утра. Все это надежнее лукавых статистических данных свидетельствует о неблагополучном состоянии здоровья населения России.

Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие образовательные технологии

 и психология здоровья в школе

        Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Рекламные блоки радио- и телепередач, газетные полосы, листовки в почтовых ящиках заполнены предложениями медицинских услуг и чудодейственных препаратов. Фармацевтический бизнес оказался одним из самых прибыльных, новые аптеки появляются почти в каждом квартале. Очереди в поликлиники выстраиваются с самого утра. Все это надежнее лукавых статистических данных свидетельствует о неблагополучном состоянии здоровья населения России.

Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро.

В советской школе о здоровье учащихся заботились планомерно, да и фактов, усугубляющих эту проблему, было несравненно меньше. Что же изменилось за последние 10-15 лет? Недостаток витаминов и микроэлементов в рационе питания многих детей, неблагополучная экология, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующее детскую психику авторитарное воздействие учителей - всё это как было, так и осталось. Но в современных условиях государство и школа уже не имеют достаточно возможностей обеспечить охрану здоровья учащихся. Утратила свои позиции школьная гигиена, значительно меньше средств выделяется на образование вообще и охрану здоровья школьников в частности. У подростков стало меньше возможностей с пользой для здоровья занять свое свободное время.

В последнее десятилетие возросло число фактов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год  от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходиться: раньше всё это не носило такого массового характера. На другой уровень вышла проблема сексуального поведения подростков, адекватно разрешить которую воспитательные программы школы не в состоянии.  Одно из следствий этого – высокий уровень заболеваний, передающихся половым путём, рост числа ВИЧ-инфицированных. В попытках разрешить эти проблемы современной школе чаще всего не приходиться рассчитывать ни на помощь родителей, озабоченных трудностями материального плана, ни на систему государственного здравоохранения, находящуюся в полуживом состоянии.

Есть и положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец-то приняла на себя школа. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Однако позитивные процессы  идут пока недопустимо медленно. В планах и отчётах работы многих школ трудно бывает отыскать упоминание о реальных мероприятиях, направленных на решение проблем здоровья учащихся, кроме тех, за которые надо отчитываться перед руководством. При обсуждении актуальных задач, стоящих перед школами, вопросы охраны здоровья педагогов, часто отходят на второй план или вообще не затрагиваются. Это же часто касается и публикаций, посвященных стратегиям развития и организации работы современной школы.

Но и упоминания о необходимости охраны здоровья школьников нередко демонстрируют однобокое понимание авторами путей решения этой задачи. Они правильно пишут о важности соблюдения чистоты, требований СанПиНов, необходимости предупреждения утомления и недостаточной двигательной активности учащихся, но рассматривают всё это в рамках должностных обязанностей врача, медицинской сестры, директора школы. Рекомендации же учителям ограничиваются призывами проводить физкультминутки, хронометраж урока, проверки уровня утомляемости учащихся с помощью специальных таблиц и т.д., что для неподготовленного учителя выглядит бессистемным и ненужным. Акцент делается на том, чтобы вменить в обязанность учителя заниматься вопросами здоровья. И хотя эти требования входят в функциональные обязанности современного учителя, принуждать его в административном порядке заниматься вопросами здоровья, как минимум, неэффективно.

Учителя надо не заставлять выполнять часть обязанностей школьного врача или медсестры в качестве подтверждения его заботы о здоровье школьников, а обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровья учеников, интегрировать свои усилия в общую программу работы школы, избравшей охрану здоровья одним из важнейших приоритетов своего развития.

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. В какой-то мере это направление пришло на смену валеологии, привлекая внимание педагогов и общественности к проблеме детского здоровья. Несколько лет назад мы образно определяли валеологию как «науку о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра». По аналогии, здоровьесберегающие образовательные   технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

Задача педагогов школы – не дотянуть ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.  

Валеология, безусловно, внесла свою лепту в науку и практику здорового образа жизни. Благодаря работе  валеологов, во многих школах страны учащихся стали обучать здоровому образу жизни, грамотной заботе о собственном здоровья, без чего все усилия здравоохранения оказываются малоэффективными. Но сейчас усилия системы образования сконцентрировались именно на влиянии школы, на здоровье учащихся, её возможностях  организовывать качественное обучение, развитие и воспитание подрастающего поколения  без ущерба для физического и душевного здоровья. Реализация этой стратегии на всех уровнях – от программно-нормативного, определяемого руководящими органами образования, до технологического, реализуемого каждым учителем на своих уроках, позволяет подойти к решению и двух других важнейших задач: воспитанию культуры здоровья  школьников и сохранению здоровья педагогов. Все это может быть достигнуто путём реализации в школах здоровьесберегающих образовательных   технологий, которые использует  здоровьесберегающая педагогика.

Шаги приобщения учителей к  здоровьесберегающей педагогике могут быть представлены следующим образом:

-осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся, формирование убеждённости, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;

-поиск путей исправления ситуации; признание своей ответственности за результаты этой работы;

-овладение необходимыми   здоровьесберегающими технологиями (обретение соответствующих профессиональных компетенций);

-перестройка своей работы в соответствии с полученными знаниями;

-активное участие в работе всей школы по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.

Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника, своеобразный индикатор и для учителя, и для родителей,- утрата интереса ребёнка к учебе. Желание учиться, познавать мир, явно выраженное в начальных классах, постепенно ослабевает у большинства школьников, уступая место привычной необходимости, безразличию, а нередко и отвращению к учёбе. Это и есть четкий индикатор качества работы учителя: плохой учитель не умеет заинтересовать учёбой, воспитать радость познания, а ученик, для которого посещение школы – тяжелое испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья.

К важнейшим причинам неблагополучия здоровья учащихся относятся:

-недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;

-стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;

-чрезмерная интенсификация образовательного процесса, перегруженность учебных программ фактологической информацией, вызывающее у учащихся переутомление и дистресс;

-невозможность многих учителей в условиях  современной  организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся, с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

-несоблюдение элементарных гигиенических и  физиологических требований к организации учебного процесса;

-неправильная организация питания учащихся в школе (в частности, необеспеченность детей горячим питанием);

-недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;

-низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

Таким образом, каждому учителю, директору школы, методисту необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров. Игнорировать этот факт, проводя занятия так, как если бы никто из школьников не имел проблем со здоровьем,- неправильная и непрофессиональная позиция педагога. Визуальная оценка психофизиологического состояния школьника, влияющая на его учебные успехи и поведение, с одной стороны, и на его здоровье, с другой стороны, умение позитивно воздействовать на него (снизить учебную нагрузку, оказать психологическую поддержку, успокоить, переключить внимание и т.п.), так же относится к профессиональной компетенции учителя, как и знание приемов и методик обучения своему предмету.

 

Гигиенические требования к использованию видеоэкранных средств обучения

Использование новых технических средств обучения (ТСО), с одной стороны, повышает наглядность обучения и создаёт условия для сохранения работоспособности. Но, с другой стороны, ТСО аудиовизуальные, видеоэкранные увеличивают объём информации, получаемой учащимися, по сравнению с обычными уроками. И хотя форма подачи её более наглядна, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объём информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. При применении ТСО расписание занятий должно строиться таким образом, чтобы в течении учебного дня происходило переключение деятельности учащихся с предметов, нагружающих преимущественно вторую сигнальную систему (математика, чтение, русский язык), на предметы, включающие в работу первую сигнальную систему, создающие положительную атмосферу.

В старших классах активное использование ТСО может приводить к большей утомляемости: за то же время, что и при традиционных формах обучения, даётся большой объём информации, и хотя форма и способ подачи его более наглядны, высокая плотность передачи знаний (при отсутствии обратной связи) затрудняет процесс восприятия. Поэтому необходимо регламентировать время передачи, определять наиболее благоприятный тип передачи и структуры ТВ-урока, а также создавать оптимальные условия просмотра ТВ - передач в школе. Педагоги и психологи считают оптимальным такое распределение времени на уроке типа телевизионной лекции: 5мин в начале урока – для работы учителя с классом; 25-35 мин – передача; от 5 до 15 мин – работа учителя с классом по усвоению материала, его обобщению и дополнению.

Оптимизация учебной нагрузки на учащихся

Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

-объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

-нагрузка от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.д. – их частота, продолжительность, виды и формы работы;

-нагрузка от занятий активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.д. – их частота, продолжительность, виды и формы занятий.  

Главное внимание - рационально составленному расписанию учебных занятий. «Расписание уроков, удобное для детей, а не для преподавателей!» - таким должен быть девиз администрации школы.

Ухудшение работоспособности у учащихся, как младших, так и старших классов может приходиться на разные часы дня. У школьников   младших классов на первом уроке работоспособность довольно низкая, так как происходит врабатывание в учебный процесс. Период относительно устойчивого состояния физиологических показателей и  работоспособности наблюдается у учащихся на втором и третьем уроках. С четвертого урока у большинства  учащихся начинается снижение работоспособности. Самый низкий уровень физиологических функций и работоспособности учащихся отмечаются на последних уроках.

Наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими уроками, но не первыми и не последними. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд, например физику, математику, иностранный язык, лучше чередовать их с менее трудными, например, с историей, географией. Уроки физкультуры , труда, пения, рисования, дающие возможность переключаться с умственной деятельности на физическую, более эмоциональны, их лучше всего использовать во второй части учебного дня(четвертыми или пятыми), но не в самом конце. Утомительность урока определяется не каким-то одним  фактором, а определённым сочетанием, совокупностью трёх основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.  

Дневная динамика  работоспособности учащихся средних и старших классов носит другой характер. На четвёртом уроке наблюдается значительное снижение работоспособности. На пятом уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, возможно повышение  работоспособности, а к шестому уроку она резко падает.

Недельная динамика изменения работоспособности выглядит следующим образом. В понедельник происходит врабатывание в учебный процесс, вторник и среда - дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологических функций. В четверг работоспособность падает, а наиболее низок её уровень в пятницу и субботу.  

Школьный урок и его воздействие на здоровье учащихся.

Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий 

От учителя – основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.

На уроках и во внеурочной работе учитель решает 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом свое внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.

В начале урока необходимо оценить и в дальнейшем удерживать  свое внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Для таких оценок не требуется приборов – вполне хватит органолептических возможностей учителя. Но пренебрежения этими требованиями приведет к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье.

Перед учителем, который начинает работу в русле здоровьесберегающей педагогики, стоят    следующие задачи:

  • Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.
  • Отслеживания соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание кабинета: частичного – на переменах, сквозного – до и после занятий.
  • Обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика, передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку.
  • Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.)
  • Обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне.
  • Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.
  • Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности.
  • Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.
  • Обеспечение на уроке оптимального темпо - ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.
  • Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередования труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся.
  • Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.
  • Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения и др.
  • Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке.
  • Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.
  • Обоснованность с точки зрения сохранения здоровья учащихся применяемых психолого – педагогических приемов и методов. Приоритет методов самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения.
  • Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика, оставаясь объективным, и т.д., что является одним из главных показателей профессионализма учителя.
  • Максимально возможное использование активных методов обучения с минимализацией рутинных видов деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы). Стимуляция учащихся на продуктивные тематические коммуникации и творчество.
  • Использования всего многообразия приемов мотивации деятельности ученика – как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать, радость от достижения, стремление поделиться знаниями).
  • Формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности.
  • Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным.
  • Контроль за состоянием учеников (особенно групп риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.

        Необходимыми условиями решения этих задач являются:

  • прохождение повышения квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий (курсы, отдельные семинары, профессиональная переподготовка);
  • проведение ревизии приемов и методов своей работы на предмет их соответствия принципам здоровьесберегающей педагогики (объективно сделать это самостоятельно – задача почти невыполнимая, поэтому необходима поддержка и помощь грамотных в таких вопросах коллег);
  • подключение к работе школы (района, города) по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики, внедрению ЗОТ каждого учителя;
  • привлечение внимания учителя к собственному здоровью, проведение необходимой коррекции своего образа жизни, чтобы слова и призывы, обращенные к школьникам, соответствовали действительности.

 

Здоровьесберегающая направленность педагогических приёмов и методов

Неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика разными путями: через повышенную утомляемость, возникновение состояний стресса, снижение восприятия, ухудшение запоминания, формирование негативного отношения к обучению, нарушение дисциплины. Главным условием успешного обучения является способность учителя держать  дисциплину на уроке. В противном случае не срабатывают никакие методические приемы и ухищрения.

Дисциплина на уроке в значительной степени зависит от:

-разумности и обязанности педагогических требований учителя;

-степени насыщенности урока;

-правильного сочетания напряженно-серьёзного и юмористического;

-умения учителя переключать фазы урока;

-его способности задавать мотивацию и стимулирования ученических успехов;

-умения держать педагогическую дистанцию;

-степени готовности учителя к уроку;

-умения использовать в педагогической практике активные методы обучения;

-умения переключать с одного вида деятельности на другой;

-глубокого знания интересов и особенностей учащихся;

-индивидуального подхода к ним.

К недостаткам проведения урока учителем, негативно влияющим на психологическое  здоровье учащихся, относятся:

-монотонность речи учителя;

-металлический, резкий, крикливый голос;

-однообразие ораторских приёмов, отсутствие художественных оборотов в речи;

-окрики и упреки типа «Сидеть!», «Молчать!», «Не вертеться!» и др.

-отсутствие средств наглядности или формальное их использование;

-безразличие к пассивной позиции учащихся (не использование приёмов фасилитации);

-неиспользование ТСО;

-несвязанность нового материала с раннее изученным;

-констатирующий характер объяснения;

-отсутствие заинтересовывающей эмоциональной окраски при изложении материала (особенно нового) и др.

Из огромного арсенала педагогических приёмов и методов грамотный, творческий учитель всегда сможет выбрать те, которые именно в его руках проявят себя как эффективные и корректные, в том числе и по влиянию на здоровье. Например, из разнообразных игр, используемых в педагогическом  процессе (обучающих, тренировочных, обобщающих, воспитательных, творческих, профориентационных и др.), в распоряжении учителя немало вариантов их применения в зависимости от ситуации на уроке.    

В последние годы в связи с вниманием к здоровью учащихся и психологическим аспектам работы школы все чаще обсуждается проблема школьных экзаменов, их целесообразности. «Масла в огонь» подлило и введение ЕГЭ.

Рекомендации по правильной организации экзаменационных процедур в школе с точки зрения охраны психологического здоровья учащихся.

  1. Экзамены должны проводиться с учетом требований охраны здоровья учащихся. Процедура экзаменов – это не только проверка подготовленности ученика и результативности учителя, но и подготовка подростка к реальным жизненным ситуациям, в том числе сдаче вступительных экзаменов и дальнейшему обучению. И учителя, и учащиеся должны пройти специальную подготовку по психологическим аспектам сдачи (приема) экзаменов.
  2. Начиная с 4 класса постепенно можно вводить систему бальных оценок, сочетая ее с другими формами оценивания (цветные карточки, сюжетные картинки, сравнение с другими ответами этого же ребенка и т.д.), обеспечивая максимальную индивидуализацию педагогической тактики, направленной на развитие школьника, укрепление его самооценки и т.д.
  3. Начиная с 6 класса школьников необходимо целенаправленно готовить к процессу сдачи экзаменов, написанию контрольных работ, включая дидактические и психологические аспекты подготовки. Эти вопросы входят в курс практической психологии здоровья.
  4. Ученики, отнесенные в специальные группы по состоянию здоровья, решением администрации или вышестоящих организаций могут освобождаться от отдельных экзаменов или сдавать их в щадящем режиме.
  5. Все учителя, особенно принимающие экзамены в старших классах, должны пройти дополнительную подготовку по методическим и психологическим аспектам приема экзаменов и процедуре оценивания знаний учащихся.

Психологическое благополучие и здоровье учителя

        Главная цель использования здоровьесберегающих технологий – здоровье школьников, но без заботы о здоровье учителя эта цель труднодостижима. Нездоровый учитель не может обеспечить учащемуся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так как в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье учащихся.

Синдром профессионального выгорания учителя

        Последнее время много говорят и пишут о профессиональном выгорании, имеющем непосредственное отношение к учителям и их работе. Этот синдром выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным ресурсам и силам и которое возникает у людей, занятых в профессиональных сферах «человек-человек».

        Условия работы учителя, как и многих руководителей разного уровня, включают, кроме большого нервно-психического напряжения, такие факторы, как гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, отсутствие эмоциональной разрядки, принудительный характер общения, большое количество контактов в течение рабочего дня и др.

        Поставить себе диагноз выгорания можно и без помощи специалиста. Оценить риск постепенного формирования этого состояния поможет следующий простой тест. Надо ответить на 8 вопросов (варианты ответов: «да», «нет», «трудно сказать».)

  1. Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом?
  2. Вы занимаете нынешнюю должность дольше двух, но не более пяти лет?
  3. Вы живете одни?
  4. У Вас нет никакого хобби?
  5. Когда Вы поступали на эту работу, она Вам очень нравилась?
  6. Вы никогда не думали о перемене специальности?
  7. Вы почти или полностью удовлетворены своим уровнем доходов?
  8. В Вашем окружении нет людей, являющихся для Вас хорошей эмоциональной поддержкой?

Оценить полученный результат можно следующим образом: начислите себе по 2 балла за каждый ответ «да» и по одному баллу за ответ «трудно сказать». Если в сумме вы набрали более 10 баллов, у вас достаточно высок риск в ближайшие годы начать «выгорать».

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях современной школы»

В последние десятилетия появились новые педагогические технологии, основанные на гуманистических идеях. Среди  них здоровьесберегающие технологии личностно-ориентированного обучения, учитыв...

Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"

Статья "Здоровье сберегающие  образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"...

Система методической работы с педагогами по внедрению новых образовательных технологий (из опыта работы школы)

Внедрение новых образовательных технологий тем эффективнее, чем больше педагогов активно применяют их в своей практике. Найдите единомышленников и внедряйте НОТ в соответствии с предложенной в статье ...

Здоровье сберегающие образовательные технологии

Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейс...

Образовательный проект «Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка»

Статья "Образовательный проект - Применение здоровье сберегающей технологии на уроках английского языка"...