В судьбе природы моя судьба
проект по экологии (9 класс) на тему

Шиман Ольга Алексеевна

Работа по экологии сохраним родную природу

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_sudbe_prirody_-_moya_sudba.docx47.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Бюрская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа  по экологии

«В судьбе природы - моя судьба»

                                                                            Выполнила: Торокова Мария

                                                                            Анатольевна, ученица 9 класса

                                                                            Руководитель: Шиман Ольга

                                                                            Алексеевна, учитель математики.

с.Усть-Бюр

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3-4

1.Основная часть……………………………………………………………5-8

1.1.История появления пластиковой бутылки…………………………….5

1.2.Экологические проблемы, связанные с пластиковыми бутылками...6

1.3.Вторая жизнь пластиковой бутылки…………………………………..7-8

 2.Как происходит загрязнение окружающей среды

    пластиковыми бутылками………………………………………………9-12

2.1.Анализ социологического опроса…………………………………….9

2.2.Результаты наблюдений «Количество бутылок на улицах села»…..10

2.3.Результаты вычисления площади загрязнения села…………………11-12

3.Заключение………………………………………………………………..13-14

ВВЕДЕНИЕ

Человечество должно научиться жить в согласии с природой, с её законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью природы.                                                                        Н.Н.Моисеев.

Взаимоотношения человека и природы  всегда интересовали общество. Человек стремится проникнуть в её тайны,  исследует околоземное  космическое пространство, совершает новые открытия, но и не должен забывать о сохранении планеты Земля.   Много лет мы твердили, что человек – хозяин природы, но именно этот хозяин зачастую оставляет после себя бесплодные, безжизненные пространства. Для нас природа – эта сама жизнь. Именно человек должен делать все для того, чтобы не умолкала, не умирала природа. Он в ответе за будущее природы. От него зависит, будут ли говорить скалы, камни, ручьи.

     45 лет  назад человечество изобрело пластиковую бутылку. Первые образцы весили 135 г  (на 96% больше, чем сейчас). Сейчас она весит 69 граммов.  В наши  дни  ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. Небольшой город каждый месяц выбрасывает около 20 тонн пластиковых бутылок. И с каждым годом отходы из  пластиковых  бутылок растут на 20%. [3] Огромное количество мусора на улицах села заставило меня задуматься над вопросом: что несёт пластиковая бутылка человеку – пользу или вред?        

Проблема:  все улицы села, все дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют пластиковые бутылки.

            Гипотеза:  предположим, что пластиковая упаковка засоряет землю и наносит вред   природе.   

            Цель нашего исследования: исследование реальной обстановки значения пластиковой бутылки в жизни человека и природы, методом наблюдений  получение информации о загрязнении окружающей среды жителями нашего села.       

           Задачи:

  1. Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок;
  2. Сосчитать, сколько в праздники выбрасывают пластиковых бутылок жители нашего села;
  3. Сосчитать сколько пластиковых бутылок выбрасывает одна семья за один год;
  4. Вычислить площадь загрязнения села за год, 10лет, 50 лет.
  5. Найти полезное применение этому  предмету.

           Объект исследования: ненужные пластиковые бутылки

           Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковых бутылок.

          Методы исследования:

-научный (изучение литературных источников);

-наблюдение;              

-эксперимент;        

-социологический  опрос.

      Значимость и прикладная ценность работы: научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей.

         Ожидаемый результат:

- узнаем, кто и когда  придумал  пластиковые бутылки;

- выясним, как происходит загрязнение окружающей среды пластиковыми бутылками;

- придумаем им вторую жизнь.          

1.1.История  появления пластиковой  бутылки

                    Бутылка — ёмкость для долговременного хранения жидкостей, высокий сосуд преимущественно цилиндрической формы и с узким горлом, удобным для закупоривания пробкой. Большие бутылки иногда именуются бутылями.  Изготавливается преимущественно из стекла, часто тёмного, в последнее время распространены бутылки из полимерных материалов (обычно из полиэтилена). Реже встречаются бутылки из керамики, металла и других материалов. Известны также натуральные «тыквенные бутылки» — калебасы.

            В современном мире уже никого не удивляет вид пластиковой бутылки. Такие бутылки, как правило, имеют больший объём по сравнению со стеклянными, и  более безопасны за счёт упругости.  Впервые пластиковая бутылка Pepsi появилась на рынке США в 1970 году. На территории России пластиковые бутылки получили популярность после прихода на рынок безалкогольных напитков западных корпораций «Кока-Кола» и «Пепси-кола». Первый завод по производству лимонада в пластиковых бутылках  в СССР открыла компания «ПепсиКо» в 1974 году в Новороссийске. В наше время пластиковые бутылки используют не только производители газированных напитков и пива, но и косметические и парфюмерные фабрики.[3]

 

1.2.Экологические  проблемы, связанные с пластиковыми бутылками.

           Наши мамы  помнят то время, когда даже в нашем селе стеклянные бутылки собирали и сдавали в магазины в обмен на деньги, и эти бутылки увозили на переработку и изготовление новых бутылок. А теперь? Теперь  и стеклянные и пластиковые бутылки  засоряют наши улицы! И не только! При попадании в землю они не будут разлагаться, и перегнивать, а будут лишь захламлять почву. Если пластик  в земле не разлагается, то, может быть, пластиковые бутылки безопаснее  сжигать? При сжигании пластиковых бутылок выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух и плохо влияет на здоровье человека.

        Скопления пластиковых бутылок на планете уже образуют    настоящие плавающие материки в океанах. Ученые бьют тревогу: в Тихом океане скопились гигантские залежи мусора. Это в основном пластик и нефтепродукты. Находятся они где-то между Японией и западным побережьем США, причем под воздействием течения Эль-Ниньо регулярно смещаются на тысячи  километров.    В начале августа 2011 года из Сан-Франциско к месту так называемой воронки отправились 2  корабля с учеными. Они намереваются  изучить масштабы загрязнения и   попытаются найти способы его удаления.  По примерным подсчетам, этот  «пластиковый остров» весит 100 млн. тонн. Причем в основном он представляет собой некую взвесь полуразложившейся пластмассы, которую не видно ни с воздуха, ни со спутника. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), эти скопления мусора представляют большую угрозу для живых организмов. Экспедиция также займется изучением этой проблемы. Согласно мнению японского ученого Кацухико Сайдо, при разложении пластмасса выделяет токсичные вещества, способные вызвать серьезнейшие гормональные нарушения, как у животных, так и у человека.

         Этим угроза со стороны пластиковой тары для экологии Земли не ограничивается. На производство пластиковых бутылок в одних только США уходит около 18 миллионов баррелей нефти в год. [1]

         В учебнике «Happy Enfglish»   Татьяны Клементьевой  и  Джилл Шеннон  мы обнаружили, что:  время распада пластиковой бутылки в земле в течение  от 500 лет до 1000 лет.  [2]

          Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Создание пластиковой упаковки решило множество проблем, но и породило не меньше. Мусор, который оставляли в местах отдыха наши отцы, уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши праправнуки, потому что они «вечные».

 

1.3.Вторая жизнь пластиковой бутылки.

          Многим людям эти факты не дают спокойно спать, и они придумывают весьма оригинальные способы использования бутылок в хозяйстве. Из бутылок делают скворечники, мышеловки, воронки и горшочки для рассады. Вешают на забор в качестве пугала от ворон, а также используют в качестве водонепроницаемых колпаков на верхушках столбов. В Казахстане из пластиковой бутылки делают рукомойники, а в Индонезии — стабилизаторы для придания устойчивости рыбацким лодкам. В Монголии их сжигают в качестве жертвоприношения духам.  В странах третьего мира, где обычная европейская посуда и ёмкости редки, пластиковые ёмкости имеют существенный спрос. В Эфиопии использованные бутылки продаются прямо на рынках. В странах Африки из сплющенных полуторалитровых бутылок делают сандалии.

         Бутылки с записками внутри использовались спасшимися мореплавателями для посылки сообщений о кораблекрушениях, в настоящее время такие бутылки используют учёные для исследования морских течений.

         Собирание коллекций бутылок является одним из видов коллекционирования упаковки.

        Мы обнаружили много сайтов, на которых люди делятся своими изобретениями и поделками из бутылок.   Вот что мы обнаружили:

Бутылки – это экологически чистый солнечный нагреватель воды.

Китайский фермер расположил 66 бутылок  на крыше своего дома, соединив их нехитрой системой из трубок. Вода в бутылках нагревается  практически моментально и поступает в дом. Горячей воды достаточно для принятия горячего душа трём членам семьи предприимчивого китайца. Изобретение настолько понравилось соседям, что они без промедления решили  воспользоваться этой идеей.

Фантастическое пластиковое судно.

 Команда французских исследователей       собирается проплыть под парусом от  Сан-Франциско до Австралии (18000 км) на 18 метровом судне, полностью  изготовленном из пластиковых бутылок (за исключением парусных мачт). На постройку яхты ушло 16000 двух литровых пластиковых бутылок, которые были заполнены сухим льдом (для придания твёрдости).

Миллион бутылок на постройку храма.

Именно столько бутылок использовали, заботящиеся об окружающей среде буддийские монахи Таиланда, для постройки своего храма. При строительстве храма монахи использовали зелёные бутылки из-под пива Heineken и коричневые – из-под пива Chang. В храме даже туалеты и крематории сделаны из пустых бутылок.

             Новый уникальный и экономичный способ застеклить   теплицу на своем дачном участке придумал братчанин   Виктор Швецов. В работе лишь подручные средства –  ножницы, паяльник и... обычная пластиковая бутылка.   [3]                                                                                            

2.1.Анализ социологического опроса

         Мы решили провести опрос учащихся нашей школы.

Цель: выяснить, какие товары в пластиковой упаковке приобретаются, используются и куда девается упаковка.

          В анкетировании приняли участие 48 семей учащихся средних классов нашей школы. Участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:

 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?

2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?

3. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?

          Итоги анкетирования показали следующий результат:

Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?

Да – 48 человек                                             Нет – 0 человек.

Минеральная вода – 31 человек  

Газированная вода, соки, напитки – 48 человек

Подсолнечное масло – 48 человек                    

Майонез – 27 человек

Кетчуп – 14 человек                                          

 Питьевой йогурт – 25 человек

Творожки, тортики, лапша, картофельное пюре, рыба, салаты, халва – по 6 человек.

Вопрос 2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?

Выбрасываем -16 человек                            Сжигаем в печке – 16 человек

Используем в хозяйстве – 14 человек          Закапываем – 2 человека

Вопрос 3.Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?

Для посадки рассады – 14                          Для хозяйства – 6 человек

Используем под молоко, квас, варенье – 21 человек

Делаем сток для воды, используем для полива овощей – 4 человека

Делаем поделки – 3 человека

         Анкетирование показало, что семьи учащихся нашей школы, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают  или сжигают, а также используют в домашнем хозяйстве.    

                                     

2.2.Результаты наблюдений «Количество бутылок на улицах села»

       Изучив полученные данные, мы решили выяснить, кто виноват в том, что на наших улицах валяется так много пластикового мусора. Для начала я отправилась в магазин для того, чтобы изучить количество товаров, выпускаемых в пластиковой упаковке. Я зашла в центральный магазин по улице Ленина. Этот магазин был выбран потому, что в нём представлен самый большой выбор товаров в нашем селе. Результаты впечатлили. В магазине в пластиковой упаковке имеются до 25 видов шампуней разных производителей, жидкое мыло и  дезодоранты. Также  в пластиковой упаковке я обнаружила 8 сортов растительного масла, 8 видов майонеза, несколько питьевых йогуртов и огромный выбор минеральной, сладкой газированной воды и  пива. Это ещё раз подтверждает информацию о том. Что пластиковая упаковка очень удобна в использовании.

        Мы  подсчитали количество брошенных бутылок на тех улицах, где мы часто ходим. Получили следующий результат:

ул. Ленина – от больницы  до магазина  - 28 бутылок

ул. Лесная  – от моего дома до школы –   21 бутылка

ул. Кирова – от начала улицы до её конца  – 64 бутылки.

ул. Трактовая  – от школы  до УстьБирьлессервис – 159 бутылок, так как в овраг, тянущийся вдоль всей улицы местные жители сбрасывают весь мусор и не задумываются о загрязнении, особенно много бутылок около  мусорных контейнеров.

        В основном брошенные бутылки были от минеральной или газированной воды, от пива, сока, редко из-под растительного масла.  Вывод: жители нашего села, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают за  территорию своей усадьбы, не беспокоясь о чистоте улиц,  поэтому вдоль дорог нашего села так много пластикового мусора.

Изучая предмет химию, я убедилась, что ни сжигать, ни выбрасывать пластиковые бутылки нельзя.

        Для  подтверждения этих результатов в жизни  мы решили провести такой опыт. В своём дворе  13 мая 2013 года  мы с папой  закопали в землю пластиковую бутылку, полиэтиленовый пакет и  лист бумаги (газету).

         13 апреля 2014 мы перекопали место, где были закопаны: пластиковая бутылка, полиэтиленовый пакет и газета, и обнаружили, что ни бутылка, ни полиэтиленовый пакет не пострадали за это время. А вот остатков газеты мы так и не обнаружили.

   2.3. Результаты экспериментальной работы «Вычисление площади загрязнения села»

           Предположим, что одна семья (в нашем поселке в среднем получилось в семье три человека) каждый праздник покупает по одной бутылке минералки и лимонада. Подсчитаю, сколько за год одной семьей будет употреблено напитков. Я выделила следующие праздники:

1.     Новый год.

2.     Рождество.

3.     Новый год по старому стилю.

4.     Крещение.

5.     День Защитника Отечества.

6.     Международный Женский день 8 марта

7.     Пасха.

8.     1 Мая.

9.     День Победы.

10. Троица.

11. День независимости России.

12. День знаний.

13. День пожилых людей.

14. День примирения.

15. День Конституции.

16. День рождения папы.

17. День рождения мамы.

18. День рождения ребенка.

     

Итого: 182=36 бутылок в среднем выбрасывается за год одной семьёй.

Эта цифра может быть гораздо больше

В селе Усть-Бюр  всего 760 семей.  Посчитаем, сколько бутылок выбросят за год жители села только за праздничные дни:

 

36 бут. • 760 = 27360 бут.

 

А за 10 лет:

 

27360 бут. • 10 = 273600 бут.

 

А за 50 лет:

 

27360 бут. • 50 = 1368000 бут.

 

Какую площадь займут 27360 бутылок, если их сложить в ряд?

 

Диаметр одной пластиковой бутылки – 9 см .

Длина бутылки – 32 см .

Площадь, занимаемая одной бутылкой, – 9 · 32 = 288 (кв. см)

Площадь, занимаемая 27360 пластиковыми бутылками:

288 · 27360 = 7879680 (кв. см)= 787,9680 (кв.м)

 

Округлим площадь, занимаемую бутылками, выброшенными семьями нашего села:

787,9680 м2≈800м2 

Какую площадь займут пластиковые бутылки за 10лет, за 50 лет?

 

За 10 лет – 800 х 10 = 8000 кв.м..

За 50 лет – 800 х 50 = 40000 кв.м.= 4га

 

На этой площади можно было бы посеять пшеницу, кукурузу, гречиху, подсолнечник и другие с/х культуры.

 

Экономическая задумка:

 

Из 27360 бутылок можно было бы построить  автомобильный гараж размером 12 х 10 х 2,3.

За 10 лет можно сделать 10 таких гаражей, за 50 лет – 50 гаражей.

 

Бутылки складывать в один ряд вместо кирпичей  и заливать  цементом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Я хочу отметить, что я не ожидала такого результата. Цифры получились огромные. Бедная наша Природа…

       А ведь семьи выбрасывают не только бутылки, но и бумагу, фантики из-под конфет, пакетики и разный другой мусор. А если сосчитать в килограммах тот мусор, который выбрасывает одна семья, всё село, весь город, все страны?!

Хочется крикнуть: «Остановитесь! Ведь скоро не останется на земле чистого уголка». Если относиться к природе хорошо, не загрязнять её разным хламом, то не было бы новых болезней и проблем.

А если задуматься, куда выбрасывать мусор? Что с ним делать? Закапывать в землю? Но мы знаем, что многие химические волокна (полиэтилен, фольга, пластик и др.) не изменяют свой состав и могут много лет пролежать в земле

без изменений.

   

Мой вклад:

Предлагаю в нашей школе в этом году в апреле 2015 года провести   экологический месячник.  В 2014 году мы работали пионервожатыми в летнем оздоровительном пришкольном лагере «Гармония», я вела кружок «Её Величество – Пластиковая бутылка!», где можно было проявить выдумку и фантазию, и изготовить  поделки из пластиковых бутылок.  Наш класс  изготовил пальму из пластиковых бутылок для оформления школьного двора. А также мы провели акцию «Пластиковой бутылке - вторую жизнь».  11 апреля 2014 года  я и ученики нашей школы участвовали в акции «Сохраним нашу планету» убирали прилежащую территорию к заповеднику и  собрали, примерно,  400 пластиковых бутылок. Наша школа собрала 16000 бутылок. Одна бутылка весит 40г=0,04 кг.

Умножаем 0,04 на 16000 = 640кг пластика.

1 кг . отходов стоит 8,5 руб.

8,5 · 640 = 5440руб.

Т. Е.  заработали более 5000руб.

 Мы отчистили своё село от «пластикового» хлама.  Сейчас уже существует производство бумаги из пластиковых отходов, которая после применения быстро разлагается.  Мне бы хотелось чтобы на территории нашей Хакасии был такой завод и наши села стали бы чище.

 

Мои предложения.

1. В каждом регионе, построить заводы по переработке мусора.

2. В селах открыть пункты приема мусора и наладить его

    отвоз на заводы по переработке отходов быта.

3. Использовать отходы как строительный материал.

Обращение к каждой семье :

 

Давайте жить так, чтобы наша Земля была щедрой и прекрасной, чтобы на ней звонко журчали чистые ручьи, звенели голоса птиц, цвели чудесные цветы.

Вывод:

        В результате проделанной работы я выяснила историю возникновения пластиковых бутылок. Она удобна в применении,  благодаря таким свойствам как  лёгкость, упругость, прочность, поэтому и занимает всё большее место в жизни человека, но её невозможно уничтожить после  использования.

       Я узнала на уроках химии, что пластиковые упаковки не разлагаются даже под действием химических реактивов, а при горении выделяют ядовитый дым, опасный для здоровья человека.  И опыт с закапыванием бутылки подтвердил нашу гипотезу: пластиковая упаковка  действительно засоряет землю и наносит вред   природе.

        Наши наблюдения  показали, что если подходить к этой проблеме творчески и по-хозяйски, то можно найти много способов применения пластиковой упаковке.

         В конце своей работы я хочу сказать, что в каждой семье обязательно что-то скапливается, а то и выбрасывается. Мы нашли много применений бытовым отходам из пластиковой упаковки. Некоторые из способов я предлагаю посмотреть в буклете «Пластиковая упаковка: как использовать»

      По результатам нашего исследования мы наметили следующие шаги:

          1. Выступить с результатами нашего исследования перед учащимися средних классов.

          2.Сходить в администрацию села с обращением выступить на сходе жителей села, чтобы ещё раз обратить внимание жителей  на проблему мусора в нашем селе и напомнить, что мы сами в ответе за чистоту и красоту нашего села.

       

ЛИТЕРАТУРА

Использованные  ресурсы:

1.EcoVoise [электронный ресурс] Режим доступа:  http://ecovoice.ru/blog/eco/37.html

2. «Нappy English», «Счастливый английский», для 7-9 классов общеобразовательной школы, издательство «Титул», г. Обнинск, 1995

3. Сайт «Экология» [электронный ресурс] Режим доступа:   http://www.ecology.md/section.php?section=tech&id=2220

 

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В судьбе природы - наша судьба

Урок экологической направленности с использованием ИКТ  для обучающихся 5 класса. Проведение урока сопровождается показом электронной презентации.Данная работа может быть использована на ур...

Программа воспитательной работы по экологическому воспитанию детей "Судьба природы - наша судьба"

Основными результатами реализации этой программы должно являться изменения в поведении детей (доброта, отзывчивость, помощь и защита слабого), дети научатся видеть и понимать прекрасное, ориентировать...

Буклет "Судьба природы - наша судьба, твоя судьба!"

Буклет о необходимости охраны природы....

Экологический урок "Судьба природы – наша судьба…"

На уроке мы будем говорить о природе, заниматься исследовательской работой и решать экологические задачи. Посмотрите на доску, где написано высказывание замечательного писателя и большого любителя при...

Судьба природы - наша судьба.

Судьба природы - наша судьба....

Экологический брейн-ринг "Судьба природы - наша судьба" 7-8 классы

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 и 8 классов, посвященное Дню Земли.Цели:1.  развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школь...

Открытое занятие «Судьба природы – наша судьба»

Данное занятие показывает необходимость охраны природы; знакомит с Красной книгой, экологическими правилами; учит бережно относиться к природе; развивает наблюдательность и внимание....