Открытое занятие «Судьба природы – наша судьба»
план-конспект на тему
Данное занятие показывает необходимость охраны природы; знакомит с Красной книгой, экологическими правилами;
учит бережно относиться к природе; развивает наблюдательность и внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudba_prirody_-_nasha_sudba._otkrytoe_zanyatie.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие «Судьба природы – наша судьба»
Цели: показать необходимость охраны природы; познакомить с Красной книгой, экологическими правилами;
учить бережно относиться к природе; развивать наблюдательность и внимание.
воспитывать гуманное отношение к природе.
Оборудование: Красная книга; иллюстрации с изображением леса, моря, рек, гор; картинки с изображением лисы, медведя, тигра, белки, птиц; портрет М.М.Пришвина; выставка книг о природе; заготовки знаков «Правила поведения в природе».
Эпиграф на доске: Земля должна быть достойна человека, и для того, чтоб она была вполне достойна его, человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык устраивать свое жилье, свой дом.
А. М. Горький
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Сообщение темы и цели занятия
Воспитатель:
— Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? В чем? Почему?
-Как вы понимаете тему «Судьба природы наша судьба»?
Сегодня мы ответим на эти вопросы и убедимся в красоте природы.
2. Экологические проблемы.
— Певец природы писатель М.М. Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек это одно целое.
Очень важно, чтобы вы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.
— Человек живет на земле в окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, а в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, делают одно общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.
Книга природы открывается для всех, но по-настоящему лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.
Установлено, что на земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, которые занесены в Красную книгу.
Почему выбран красный цвет? (Красный цвет — это сигнал тревоги.)
А загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и растительного мира на планете приобрело глобальные масштабы.
II. Дети читают стихи.
1. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2 ^ Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой...
Ты представь такую штуку,
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой он скуки
Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,
И брыкаться и кричать!..
Ты снеси утёнка к утке,
Пусть идёт купаться в пруд, –
Лапы мальчика не шутка.
Чуть притиснешь – и капут.
С. Чёрный
3. Белка
Я рыжая белка, пушистая белка.
Ловко скачу я с ветки на ветку.
Орехи грызу и любуюсь тайгой.
Какое блаженство здесь, покой.
Было прекрасно, теперь всё ужасно.
Человек стал губить берёзы, сосны и ели
Густые леса вмиг опустели.
7. Тигр
Я тоже недавно столкнулся с людьми.
Ружья у них так блестели.
Шкуру тигров очень хотели.
Мало осталось нас, всех истребили.
Братья мои жизнь очень любили.
8. Лиса
Зайчиха вчера потеряла сынишку.
В капкан угодил несмышлёный зайчишка.
О помощи звал, плакал, метался,
Но всё равно человеку достался.
А я, посмотрите, вся шуба испорчена.
Гонялись за мною собаки охотничьи.
9. Медведь
Дайте слово сказать.
Вы чувствуете дым? Нечем дышать.
Пришли туристы, костёр развели,
Наелись, напились и быстро ушли.
Костёр разгорелся, а с ним и тайга.
Спасайтесь, кто может, – это беда!
Гибнут звери, птицы и змеи.
Жестокости, люди, – вы это хотели?
10. Птицы
Чем меньше деревьев, тем меньше семян,
Поэтому трудно приходится нам.
Петь не хотим, танцевать не хотим,
В чужие края мы улетим!
Воспитатель:
Чтение стихотворения
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Всё меньше – окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды.
- Всего четыре строки стихотворения Р.Рождественского, но в них самая суть серьёзнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?
- Ребята, есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы.
Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра I от 1718 года предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и уши, наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно Указу 1719 года об охране водоёмов: «...если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...».
Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.
Научно-технический прогресс принёс и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить... К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города...
Ещё несколько десятилетий назад академик В.И.Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерёг от хищнического отношения к природе и её богатствам: результат может быть только один – полное её уничтожение.
-Ребята, только ли научно технический прогресс виноват в уничтожении растений и животных. Какие ещё есть причины? (Ответы детей)
Показ сценки «Грибники»
Сценка "Грибники" (учувствуют два ребёнка-грибника)
Грибник(1): Куда это мы попали?
Грибник(2): Не знаю. Вроде в лес пришли, а тут:
Г(1): Вместо грибов всё какие-то обгоревшие головёшки. Даже неприятно смотреть на всё это безобразие.
Г(2): Да, здесь грибы не скоро вырастут. Видно, сильный пожар был.
Г(1): Наверное, какая-нибудь шумная компания костёр развела, а потом забыли потушить.
Г(2): А, может, они не виноваты? Какой-нибудь грибник - такой же, как мы с тобой, - шёл, закурил сигарету, а потом бросил непотушенный окурок.
Г(1): А ведь могла и молния в дерево ударить - в результате пожар.
Г(2): Знаешь, лес от молний загорается редко.
Г(1): Получается, волки, медведи костров не разжигают, белки, и зайцы не курят, да и молнии - редкость. Так что во всём виноват человек?
Г(2): Виноват-то виноват. Только теперь это уже не важно - лес уже сгорел, и грибов здесь не соберёшь. Пойдём в другой лес.
Воспитатель: Вот к чему могут привести пожары в лесу
Ребёнок читает стих
С. Михалков «Прогулка»
Мы приехали на речку
Воскресенье провести.
А свободного местечка
Возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят.
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки.
И, как будто нам на зло,
Даже битое стекло!
IV. Экологическая сказка.
Доктор Планет Планетович.
На Красной звезде-карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую, как на планете Земля.
От сложнейшей работы его отвлёк телефонный звонок.
— Кто звонит?
— Это планета Земля! Мне срочно нужна помощь!
— Что случилось?
— Я вся изранена, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди.
— Вылетаю немедленно.
Доктор очень быстро прибыл на Землю. Осмотрел бедняжку, задумался: перевязать раны цветным бинтом или белым? Решив, что такая красавица, как Земля, заслуживает лучшего, достал 100 миллиардов километров цветного бинта и перевязал порезы.
Вылечив планету, доктор обратился к человечеству, резко дернув рукой вверх так, что чуть не упал:
— Люди! Вам нужна живая планета! Живите в мире с планетой! Ваша судьба в ваших руках.
III. Экологические правила.
Воспитатель: В нашей стране приняты законы об охране природы.
- Как мы можем помочь природе? Давайте составим и запомним правила «Помощь природе».
Ребята, у вас на столах лежат, заранее приготовленные памятки - правила «Помощь природе», как надо вести себя в природе, чтобы не обидеть животных, насекомых, птиц, растения, деревья, прочитайте их вслух.
(оформленные на бумаге в виде круга).
Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!
Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Не будем обижать лягушек и жаб!
Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
Не будем разорять муравейники!
Не будем жечь костры!
Не будем шуметь в природе!
Не будем оставлять мусор в природе!
Не будем засорять родники и речки!
Не будем убивать зверей и птиц1
Не будем трогать птичьи яйца!
V.
-Ребята, вы знаете в каком крае вы живёте, как он называется? (Ответы детей)
Рассказ о природе Приморского края.
Воспитатель:
Территория Приморского края отличается особым многообразием флоры и фауны и не имеет равных в России. Это обусловлено географическим расположением края и отсутствия оледенения во время глобальных похолоданий климата. Поэтому, здесь произошло смешение холодно- и теплолюбивых видов флоры и фауны.
В нашей стране только в Приморье обитает леопард, здесь основная популяция тигра, зарегистрировано более 440 видов птиц; насчитывается 82 вида наземных млекопетающих, только редких и исчезающих видов растений здесь 149.
Лес в последние годы редеет, вырубается, многие растения исчезают.
- Ребята, какую роль играет лес для людей и животных?(ответы детей)
Правильно, лес – это дом для множества животных: зверей, птиц, насекомых.
По территории Приморского края протекает около 6000 рек длиной более 10 км. Общая их длина составляет 180000 км, но только 91 река имеет протяженность более 50 км.
Характерная черта рек Приморья - горные реки. Красивы порогами, водопадами. А вода настолько чистая, что в них водится форель.
РекиМилоградовка, Киевка, Кема, Амгу, Раздольная, Ворошиловка, Тигровая - это самые уникальные реки, где есть водопады и пороги, источники, сплавы, рыбалка и красота рек.
— ребята, а вы знаете, какое значение для человека имеют реки и озёра? (ответы: судоходство, перевозка грузов и пассажиров, рыболовство).
Воспитатель:
Уникальность природы Приморья является причиной включения многих растений в различные Красные книги. В Красную книгу РСФСР вошло 86 видов растений Приморья. Том красной книги России по растениям пока не издан, но список растений и грибов утверждён. Красная книга Приморского края тоже пока не издана, но утвержден перечень занесенных в нее объектов растительного и животного мира. В этот перечень включено 104 вида растений. Помимо этого, согласно закону Приморского края, 43 вида древесных растений запрещено к рубке на территории края. Сюда вошли не только крупные древесные породы, но кустарники и лианы, которые могут повреждаться при сборе ягод (например, актинидия).
- Ребята, вы знаете, какие кустарники и деревья запрещены к вырубке в Приморском крае.
(В новый перечень видов деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, включен кедр корейский (сосна корейская), пихта черная, абелия корейская, абрикос маньчжурский, абрикос сибирский, актинидия острая, бархат амурский, берёза Шмидта,вишня Максимовича, дуб зубчатый, клён Комарова,орех маньчжурский, смородина уссурийская).
Согласно краевому закону в Приморье запрещены к рубке все виды липы.
-Почему именно это дерево так тщательно оберегается?
Все очень просто – липа является главным растением, с которого пчелы берут нектар, а заодно и опыляют. И в результате получается липовый мед. Если раньше липа была не востребована как древесина, то в последние года два ею заинтересовались китайские перекупщики. Из нашего края пошел настоящий вал «липового» леса. Это чревато тем, что мы напрочь забудем вкус меда, а наше пчеловодство умрет навсегда.
- Ребята, вы знаете, что такое заповедники?
-Какие заповедники в Приморском крае есть, и сколько их и какие?
(ответы детей)
Краткий рассказ о заповедниках по картинкам
Дальневосточный морской заповедник, Лазовский заповедник, Уссурийский заповедник, Кедровая падь заповедник, Сихотэ - Алинский заповедник, Ханкайский заповедник.
VI. Экологические ситуации.
1. Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и привести ее в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Кто прав, как вы думаете?
2. Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
— А что ты сделал для своего ежика? — спросил он у Коли.
А я его отнес в лес и выпустил на волю. Кто из мальчиков поступил правильно?
Воспитатель:
— Я уверена, что вы будете беречь все живое на земле, охранять природу. Но чтобы оказать помощь природе, надо многое знать. Давайте проверим ваши знания.
VIII. Экологическая викторина.
Вопросы Викторины:
1. Что такое «Замор» рыбы?
(Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде, поэтому зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)
2. Назовите животное водоемов, которое является настоящим живым фильтром
(Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)
3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана?
(Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)
4. Почему нельзя рвать цветы?
(Они не успевают дать семена.)
5. Назовите друзей леса среди животных.
(Муравьи, дятлы.)
6. Назовите главного коварного врага леса.
(Пожар в лесу.)
7. Может ли гриб съесть дерево?
(Да, трутовики разрушают древесину, превращая её в труху.)
8. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей?
(Происходит линька животных — мех непригоден, но главное – весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)
9. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда.)10. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах?
(Многие птицы после этого бросают свое гнездо.)
11. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их?
(Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)
12. Что едят синицы зимой, когда все насекомые спят?
(Зимой синицы разыскивают в щелочках и трещинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)
13. Какое дерево считается символом России? (Берёза)
14. Что такое «тихая охота»?(Сбор грибов)
15. Какая птица считается символом мудрости и познания?(Сова.)
16. Кого называют лесным доктором? (Дятла.)
17. Из какого дерева делают спички? (Осины.)
18. Кого из зверей величают по отчеству? (Лису.)
19. Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка.)
20. Какое животное является национальной гордостью России? (Соболь.)
21. Кого называют санитаром леса?
(Волка.)
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы успешно справились с заданием.
На прошлом занятии вы нарисовали картинки - знаки, призывающие охранять природу, её растения, животных, реки, озёра и многое другое. Давайте мы их рассмотрим.
Воспитатель:
Настало время задуматься: выживут ли будущие поколения Земли, смогут ли дети XXI века купаться в реке, море, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов?
Поэтому, мы должны бережно относиться к природе родного посёлка. Заботиться о природе и её обитателях, оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, знать правила поведения в природе.
Берегите свою планету,
Ведь другой на свете нету!
IX. Рефлексия.Ребята, понравилось занятие? Что нового вы узнали? Почему важно беречь природу?
Для этого давайте все ответим на один вопрос: «Чего не будем делать в природе?» (Ответы детей)
Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник?
(Ответы детей)
Соблюдать правила поведения в лесу, на берегу водоёмов!
Соблюдайте правила сбора даров леса: грибов, лекарственных растений.
Заботиться о братьях наших меньших: муравьях, птицах, ёжиках.
Не бросать мусор, не жечь костров.
Украшайте в зелёный наряд города и сёла.
Воспитатель:
Встанем все.
Возьмёмся за руки и скажем:
«Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живётся
Рядом с нами!»
(стихотворение В. Берестова «Хоровод»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В судьбе природы - наша судьба
Урок экологической направленности с использованием ИКТ для обучающихся 5 класса. Проведение урока сопровождается показом электронной презентации.Данная работа может быть использована на ур...
Программа воспитательной работы по экологическому воспитанию детей "Судьба природы - наша судьба"
Основными результатами реализации этой программы должно являться изменения в поведении детей (доброта, отзывчивость, помощь и защита слабого), дети научатся видеть и понимать прекрасное, ориентировать...
Буклет "Судьба природы - наша судьба, твоя судьба!"
Буклет о необходимости охраны природы....
Экологический урок "Судьба природы – наша судьба…"
На уроке мы будем говорить о природе, заниматься исследовательской работой и решать экологические задачи. Посмотрите на доску, где написано высказывание замечательного писателя и большого любителя при...
Судьба природы - наша судьба.
Судьба природы - наша судьба....
Экологический брейн-ринг "Судьба природы - наша судьба" 7-8 классы
Внеклассное мероприятие для учащихся 7 и 8 классов, посвященное Дню Земли.Цели:1. развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школь...
Исследовательский проект «Судьба природы – наша судьба».
Исследовательский проект «Судьба природы – наша судьба»....