Программа экологического воспитания "ЭкоМиР"
методическая разработка по экологии ( класс) на тему

Адамова Светлана Алексеевна

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Современный этап экологического образования связан с внедрением иной модели естественнонаучной картины мира и нашел свое отражение в Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (А.Н. Захлебный и др. 2010). В Концепции современное общее экологическое образование рассматривается  как  гуманитарно-естественнонаучное  образование,  направленное  на формирование у учащихся основ экологической образованности: экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.

    Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, их ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной  модели,  воспитание  экологической  ответственности,  формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни. Для повышения  эффективности экологического образования необходим комплексный, системный подход – экологизация (переходом от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника) всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе – предметного и метапредметного (деятельностного).  

   Согласно стратегии развития воспитания в России на период до 2025 года, утвержденное Правительством РФ от 29.05.2015 года № 996-р, экологическое воспитание определяется  в числе приоритетных направлений деятельности.

  В соответствии  с Программой  развития МБОУ Николо- Березовской СОШ на 2013-2017 г.г. школа работает над методической проблемой «Нравственное воспитание школьников средствами экологической работы». Накопленный  многолетний опыт работы по экологическому воспитанию учащихся и  совместной деятельности педагогов школы и родителей, нашел свою реализацию в данной Программе экологического воспитания. Центральное место в данном образовательном продукте  занимает развитие у воспитанников экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, формирования экологического мировоззрения -  чувства ответственности за состояние природы,  разумного природопользования и нетерпимого отношения к пагубным действиям по отношению к  окружающей среде. Программа экологического воспитания школьников характеризует основные направления и формы деятельности по формированию личности, объединяет все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

Целью экологического воспитания является развитие активной гражданской позиции и патриотизма у учащихся как важнейших нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, возрождение традиций бережного отношения к окружающей природе, готовность к социально-активному участию в различных сферах жизни общества (сохранению и улучшению среды обитания).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    Нормативно-правовой и документальной основой программы  экологического воспитания «ЭкоМиР» МБОУ Николо- Березовской СОШ  являются:  

- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- Указ Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (Утвержден от 01 апреля 1996 г. N 440);

- Распоряжение Правительства РФ «Экологическая  доктрина Российской Федерации (Одобрена от 31 августа 2002 г. № 1225-р);

-Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об охране окружающей среды";

- Указ Президента Российской Федерации «Стратегия  национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Утверждён  от 12 мая 2009 г. N 537);

- Концепция общего экологического образования  в интересах устойчивого развития (2010 г.);

- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р  «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

   Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Современный этап экологического образования связан с внедрением иной модели естественнонаучной картины мира и нашел свое отражение в Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (А.Н. Захлебный и др. 2010). В Концепции современное общее экологическое образование

рассматривается  как  гуманитарно-естественнонаучное  образование,  направленное  на формирование у учащихся основ экологической образованности: экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.

    Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, их ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной  модели,  воспитание  экологической  ответственности,  формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни. Для повышения  эффективности экологического образования необходим комплексный, системный подход – экологизация (переходом от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника) всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе – предметного и метапредметного (деятельностного).  

   Согласно стратегии развития воспитания в России на период до 2025 года, утвержденное Правительством РФ от 29.05.2015 года № 996-р, экологическое воспитание определяется  в числе приоритетных направлений деятельности.

  В соответствии  с Программой  развития МБОУ Николо- Березовской СОШ на 2013-2017 г.г. школа работает над методической проблемой «Нравственное воспитание школьников средствами экологической работы». Накопленный  многолетний опыт работы по экологическому воспитанию учащихся и  совместной деятельности педагогов школы и родителей, нашел свою реализацию в данной Программе экологического воспитания. Центральное место в данном образовательном продукте  занимает развитие у воспитанников экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, формирования экологического мировоззрения -  чувства ответственности за состояние природы,  разумного природопользования и нетерпимого отношения к пагубным действиям по отношению к  окружающей среде. Программа экологического воспитания школьников характеризует основные направления и формы деятельности по формированию личности, объединяет все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

Целью экологического воспитания является развитие активной гражданской позиции и патриотизма у учащихся как важнейших нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, возрождение традиций бережного отношения к окружающей природе, готовность к социально-активному участию в различных сферах жизни общества (сохранению и улучшению среды обитания).

Цель Программы - создание условий для формирования у школьников целостного экологического мировоззрения по отношению к природе с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения через экологизацию образовательного процесса.

Задачи Программы:

  1. Создание  условий эффективного правового, эколого-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся;
  2. Воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников с присущими им ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности;
  3. Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
  4. Развитие таланта и способностей как особой ценности, становление и развитие качеств личности современных школьников через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, к себе;
  5. Активизация практико-ориентированной  деятельности школьников социально-экологической направленности;
  6. Организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной  школе;
  7. Формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
  8. Социализация обучающихся, подготовка их к жизни в изменяющихся условиях современной действительности через деятельность органов ученического самоуправления;
  9. Содействие духовно-нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьник, неприятия негативного влияния на состояние окружающей среды;
  10.  Побуждать у учащихся желания познать и развить высоконравственные понятия: экология, уважение и любовь к Родине, патриотизм, долг, охрана природа, забота о состоянии и сохранение окружающей среды, формирование ответственности, гражданской и социальной активности, стремления к самореализации;
  11. Усилить роль внеурочной деятельности и дополнительного экологического образования, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в окружающей среде;
  12. Вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума, готовность к объединению для решения общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию.

Принципы Программы:

1. Принцип  прогностичности предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей – повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений. Принцип ориентирует педагога на ознакомление учащихся с возможными видами будущего состояния природной среды, с экологически целесообразными нормами отношения человека и общества к природе, с взглядами и мнениями людей, которые своей практической деятельностью изменяют окружающую природную среду. Для того чтобы усилить доказанность экологических прогнозов или возможности тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не только теоретически знакомить учащихся с конечными выводами науки, но и целенаправленно вовлекать их в доступные для них способы научного исследования.

2. Принцип системной дифференциации является одним из  общепедагогических принципов экологического образования, реализация принципа системной дифференциации представляет соответствующие требования к отбору содержания, форм и методов экологического образования, к построению логики и технологии осуществления педагогически грамотного и научно обоснованного процесса формирования у школьников ответственного отношения к окружающей среде. Важнейшими из этих требований являются:

1) Обучение охране окружающей среды должно начинаться с усвоения школьниками знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический характер.

2) Обучение экологии следует ориентировать на выявление и первоочередное раскрытие совокупности немногих базовых, исходных и всеобщих отношений, определяющих содержание и структуры современного экологического образования.

3) Обучение экологии должно обеспечивать не только усвоение школьниками основных теоретических положений экологической науки, но и умение конкретизировать эти положения множеством частных эмпирических знаний и умений.

Обучение экологии, реализующий  принцип системной дифференциации, всегда протекает как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и включает в себя следующие основные этапы: вводно-ориентировочный, операционно-познавательный и оценочно-результативный. Принцип системной дифференциации открывает новые пути и подходы в решении чрезвычайно актуальной проблемы экологического образования школьников.

3. Принцип целенаправленности  предполагает воспитание рационального отношения к природе. Исходная цель решения проблемы сохраняется только в начальной фазе, при творческом рассмотрении сути дела появляются многие другие (и более крупные) цели. Процесс расширения целей, начинающийся с исходной формулировки проблемы, ставит под сомнение посылки и ограничения, привносимые в проблему. Позволяя принципу целенаправленности увлечь себя в расширенное поле целей, вы открываете дверь многим возможным решениям. Отыскивая более крупные цели для каждой из выделенных целей, мысль направляется на рассмотрение потребностей, ищет реальную проблему. Кроме того, более широкий контекст расширенных целей служит руководством при поиске решений для удовлетворения потребностей.

 4. Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности младших школьников. Иными словами, интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности в социально-природной среде. Данный принцип содействует формированию научно-познавательных отношений, установлению целостно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитию практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил поведения в ней, а также способствует здоровому образу жизни.

5. Принцип природосообразности - один из ведущих педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы главным  звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития, то есть педагог в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка.

Особенности Программы:

Реализация целей и задач  экологического образования и воспитания  осуществляется в  три этапа, которые соответствуют периодам обучения: уровень НОО 1-4 классы, уровень ООО и СОО 5-11 классы. Целостность системы реализации Программы  обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методологических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Начальная школа (младшие школьники 1-4 классы):

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы. Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

Основная и старшая школа (подростки 5-7 классы; старшеклассники 8-11 классы):

 Основной и старшей школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков. Основные формы работы имеют практико-ориентированное  направление  и   их реализация осуществляется через проектно-исследовательскую и проектную деятельность - экологические исследования и экологический  мониторинг, участие в экологических акциях («Мусор – это серьезно», «Дни древонасаждения», «Синица», «Живи, родник, живи», «Не жгите, люди, листья», «Зелёный класс»), организация пропагандистско-просветительских и  природоохранных мероприятий (субботники, походы, изготовление и распространение листовок, плакатов, рисунков, листовок и проведение массовых мероприятий).

Предполагаемые результаты работы по Программе:

1. Образовательные:

- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и населенного пункта;

- возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы,

человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;

- активизации познавательной деятельности учащихся;

- вовлечение учащихся в практическую деятельность;

- формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

2. Педагогические:

- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих

формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и

воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;

- взаимодействие  участников  проекта  служит  формированию  гуманизации

образовательного процесса.

Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МБОУ Николо- Березовской СОШ обладающего экологической культурой и экологическим мировоззрением.

Научно-методическое  и  организационно-управленческое сопровождение Программы, обеспечивающие и предполагающие следующие направления:

- изменение  планов  учебно-воспитательной  работы  в  направлении  усиления

экологического компонента;

- введение основ экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введения эколого-краеведческих компонентов);

- совершенствование  и  апробация  новых (инновационных)  педагогических  методик  и  программ экологической направленности;

- организация курса лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;

- разработка комплекса учебных программ, определяющих экологическое образование учащихся (учебные предметы и междисциплинарные курсы);

- осуществление отбора и подготовку одаренных и мотивированных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;

- разработка программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся

(экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, экологический мониторинг).

Требования к результатам общего экологического образования:

Личностностные результаты экологического образования – предполагают

способность и готовность учащихся:

- к самоопределению в области экологической этики, ценностей УР,

экономного  потребления  природных  ресурсов,  качества  окружающей

социоприродной среды, здоровья человека, безопасности жизни, поликультурного опыта рационального природопользования;

- смыслообразованию (установление связи между мотивом и планируемым

результатом намеченной деятельности);

- нравственно-этическому оцениванию последствий своих действий на основе

ценностей УР, ценностного отношения к экологическому качеству окружающей

социоприродной среды, здоровью человека, безопасности жизни; к правовым и

этическим нормам, регулирующим взаимодействие человека и общества с природой, поликультурному опыту рационального природопользования.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы

программы по экологическому образованию являются:

в познавательной сфере:

- представления  о закономерностях, теориях, моделях экологических взаимодействий в системе «человек – общество – природа», об экологической культуре как составляющей

мировой культуры, культуры народов России, ее структуре, объяснение ее роли в современном мире для выбора обществом путей устойчивого/неустойчивого

развития;

- умения  формулировать экологические проблемы разного уровня (глобальные,

российские, местные), анализировать их причины, прогнозировать варианты

развития и их последствий; объяснять роль научно-технологического прогресса,

морали и права, образования и просвещения, этнокультурного опыта в их решении, включая планирование личного участия;

- раскрывать содержание понятий экологическая культура; экологический,

нравственный и правовой императив; экологическая безопасность; экологический риск; устойчивое развитие – как наивысший уровень развития экологической культуры общества; устойчивое развитие как наука, как ценность, как критерий (индикатор) социального развития, рефлексии и самооценки;

- выделять систему «объект-среда», описывать ее экологические факторы,

выявлять экологические противоречия; анализировать их причины с точки зрения связи  экологических,  экономических  и  социальных  процессов;  оценивать экологический риск; давать его прогноз; проектировать вероятные пути контроля;

организовывать экологический мониторинг; принимать решение о направлении

действия, руководствуясь экологическим, нравственным и правовым императивами и принципом предосторожности;

в сфере коммуникаций:

- действовать в условиях социального партнерства, работать в команде, сотрудничать; принимать коллективные решения;

- распределять обязанности в группе, в команде; осуществлять взаимоконтроль;

-  осуществлять экологическое просвещение в своем окружении, убеждать

окружающих в важности и неизбежности действий в интересах устойчивого

развития с привлечением знаний естественных и гуманитарных наук, технологии, права и морали, искусства, литературы, истории и обществознания, эколого-культурных традиций разных народов, традиционных религий, философской мысли;

-  высказывать суждения и аргументировать свою точку зрения по вопросам

экологической культуры и устойчивого развития; быть терпимым и восприимчивым

к конструктивной критике, спокойно реагировать на разнообразие точек зрения,

предлагать свою точку зрения, отличную от обсуждаемой;

в рефлексивно-оценочной сфере:

- составлять оценочные суждения о последствиях деятельности человека в

окружающей социоприродной среде, исходя из экологических, нравственных и

правовых императивов;

- проводить самоанализ и самооценку своих действий на основе экологической

этики;

- называть основные принципы экологической этики, примеры их действия,

анализировать психологические противоречия, возникающие при их применении;

в области правовой сферы:

- называть экологические права, экологические обязанности гражданина РФ;

- обосновывать  (аргументировать)  значимость  законопослушности  для

становления общества устойчивого развития;

- при  аргументации  своей  позиции  ссылаться  на  основы  экологического

законодательства РФ, нормативные предписания и запреты экологического

характера, факты последствий экологических правонарушений;

в эмоционально-эстетической сфере:

- иметь потребность в развитии эстетических качеств среды, ее гармоничности;

- оценивать объекты живой природы с эстетической точки зрения, связывая ее с

категориями здоровья, экологической безопасности, нравственными оценками

поведения человека в природной среде;

- находить и анализировать эстетические достоинства природы как при

непосредственном взаимодействии с ней, так и с помощью произведений

изобразительного,  музыкального,  прикладного  искусства,  художественной

литературы, дизайна;

в сфере трудовой деятельности:

- называть правила экологически безопасного поведения в окружающей среде;

- выполнять действия по экологически ориентированному проектированию и

организации  деятельности  (действий,  поведения)  на  основе  принципа

предосторожности; в целях опережающего предупреждения ее негативных

последствий, снижения вероятного экологического риска; контролировать и

оценивать результаты такой деятельности;

- анализировать личный опыт участия в социальных практиках экологического

характера, планировании развития образовательной среды, локальной среды жизни, эколого-проектном менеджменте, экологических PR-акциях, экологической рекламе; межкультурном, международном, межпоколенном общении по экологической тематике.

- обосновывать свою профильную ориентацию и выбор профессии с учетом

проблем экологии и здоровья, включая проектирование здорового образа жизни в условиях профессиональных вредностей, планирование личного вклада в устойчивое развитие сообщества средствами своей будущей профессии; оценку своих личностных и физиологических возможностей самореализации в той или иной профессии;

в сфере креативной деятельности:

- планировать личный вклад в развитие экологической культуры общества;

- действовать в ситуации неопределенности, отсутствия социального аналога

решения  проблемы;  мыслить  самостоятельно,  критически,  вероятностно,

инициативно, творчески, переносить академические знания в жизненную ситуацию и применять их;

- предлагать новые способы деятельности, решать новые экологические

проблемы в будущем; планировать развитие своих личностных качеств;

- находить несколько способов решения экологической проблемы, моделировать

их результаты и сопоставлять их.

Метапредметные результаты:

Способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких

или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Они отражают способность и готовность учащихся решать учебные задачи по:

- ориентации  в  современных  экологических  противоречиях,  в  мире

экологических ценностей;

- поиску необходимой информации, описанию, узнаванию, выдвижению

гипотез, объяснению, моделированию, исследованию, структурированию знаний в области экологических проблем и путей их решения;

- прогнозированию и оценке экологических последствий деятельности для

состояния окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни, устойчивого развития местного сообщества;

- проектированию, организации и управлению деятельности в окружающей

среде  на  основе  принципа  предосторожности  в  целях  опережающего

предупреждения ее негативных последствий, снижения вероятного экологического риска;

- контролю и оценке результатов такой деятельности;

- выбору вариантов действия в ситуации внутриличностного конфликта;

конфликта интересов личности и общества;

- распределению обязанностей, взаимоконтролю, сотрудничеству, принятию

коллективного решения;

- полипозиционированию себя в роли потребителя, эксперта, консультанта,

специалиста, гражданина в целях ресурсосберегающего потребления, обеспечения экологического качества окружающей среды, здоровья, безопасности жизни.

Содержание Программы:

Само содержание программы определено направлениями экологического образования и созданием системной эколого-образовательной среды школы через интегративную модель обучения и воспитания.

Педагоги школы, нацеленные на экологическое образование и воспитание учащихся, активно включают в свои программы биолого-экологическую составляющую.

Система экологического воспитания и образования в школе: 

1. Учебный процесс.

2. Воспитательная работа.        

3. Дополнительное образование.

Это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах:

- предметная – на уроках предметов естественно-математического цикла;

-межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;

- метапредметная – взаимосвязь с другими предметами жизнью, формирование типов учебных действий, направленных на организацию работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать, оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение.

- внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

- классные и внеурочные часы;

- экологическая работа в системе дополнительного образования;

-исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством педагогов;

- экологические праздники и мероприятия;

- лекторская работа -  педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;

- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;

- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники, акции;

- походы и экскурсии;

- встречи и беседы с учеными, экологами, инспекторами лесной охраны, школьниками других школ.

Воспитание экологического мировоззрения проходит через все структуры  учебно-воспитательного процесса:

-  семейное воспитание;

- общественное воздействие;

- просвещение;

- исследовательская работа;

- акции;

-экологические месячники, недели;

- олимпиады;

 - конференции;

- родительские собрания (классные, общешкольные);

- праздники;

- вечера;

- социально-значимые проекты,  исследования.

Реализация предметного и метапредметного экологического содержания осуществляется через разработку модели экологического образования, построенной на основе преемственности усложняющихся модельных экологических ситуаций региона с учетом ведущей деятельности и психических особенностей каждого возраста.

Направления экологизации образовательного процесса:

1.      Проектно-исследовательское.

2.      Эколого-валеологическое.

3.      Эколого-трудовое.

4.      Экологическое мировоззрение и культура.            

Подходы к экологизации образования:

- Естественно-научный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.

- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (рациональное и  вторичное использование ресурсов).

- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке - обращение к культуре индейцев, в России - древних славян).

- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Занятия по основам экологических знаний должны содержать конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся с учетом условий образовательного учреждения по формированию целостной образовательной  среды  и  целостного  пространства  мировоззренческой  направленности экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, интегрированного в урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность. Планирование работы по экологизации  образовательного  процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.

Ведущие технологии:

 ИКТ

«Дебаты»

Критическое мышление

Проектная деятельность

Блочно-модульное обучение

Проблемно-развивающее обучение

Виртуальное проектирование и научное исследование

Уровневая дифференциация

Использование учебной карты, интеллектуальный марафон

Деловые, ролевые и дидактические игры, конкурсы, турниры         

Нетрадиционная лекция         

Творческие мастерские

Пресс-конференция, устный журнал, аукцион,  панорама.

Уроки-тренинги, тестирование, предметное лото.

Музыкально-литературный салон, экспедиции.

Основные  формы работы:

Рассказ, диалог, беседа, практические исследования, лекции, семинары, проблемные и игровые уроки, деловые игры, исследовательские и социально-экологические  проекты, решение экологических задач и экологических ситуаций, экскурсии, флешмобы, PR-акции, акции.

Программа экологического воспитания школьников МБОУ Николо- Березовской СОШ включает следующие   направления учебно-воспитательной деятельности:

- «Экология и окружающая природа (среда)»,         

- «Экология  и человек»,    

- «Экология  и общество».

  Программа по экологическому воспитанию школьников реализуется через экологический клуб «ЗУБРёнок» (1-4 классы) и  экологическую организацию “ГУРАН” (5-11 классы) и имеет образовательный, социальный, гражданский, краеведческий и педагогический аспекты. Такая деятельность подразумевает систематическую и всеохватывающую деятельность коллектива педагогов и воспитанников по решению воспитательно-образовательных задач программы через экологическое направление. Экологическое воспитание является в настоящее время неотъемлемой частью патриотизма, поэтому в рамках Программы происходит реализация двух масштабных взаимодополняющих проектов – «Посади дерево (Дни Древонасаждения)»  и «Зелёный патруль». «Посади дерево (Дни Древонасаждения)» - долгосрочная инициатива (реализуется с мая 2008 года) направленная  на поддержку общественно значимой деятельности экологического движения «Зелёный патруль», направленной на сохранение и восстановление лесов, обустройство зелёных зон населённого пункта; развитие общественного интереса в деле сохранения и приумножения лесных богатств родного края.  «Зелёный патруль – добровольческий экологический отряд, главная цель работы которого заключается в  продвижение активной гражданской позиции по возрождению природного богатства Родины через организацию и проведение природоохранных мероприятий, пропаганда рационального природопользования  и посильное воспроизводство природных ресурсов зелёных насаждений населённого пункта.

Формы реализации:

- работа экологического клуба «ЗУБРёнок» и экологической организации «ГУРАН»;

- работа на экологической тропе (экологический мониторинг);

- участие в экологических конкурсах, слетах, фестивалях, конференциях и т.п.

- проведение экологических акций;

- организация и проведение «Экологического месячника»;

- благоустройство пришкольной территории.

Направление «Экология и окружающая природа (среда)»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–7классы)

Старшеклассник
(8-11 классы)

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности
Природоохранительные акции «Мой экослед», «Синица», «Птичья столовая», «Дни Древонасаждения», «Посади дерево». Конференции  «День птиц», «День воды», «День Земли»
Конкурс паспортов экологических стоянок.
Конкурс экологических агитбригад.

Работа с классами

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы).                               Посвящение в ряды организации «ГУРАН».

Выезды на природу с маршрутными наблюдениями.  Исследования на экологических стоянках. Обследование флоры и фауны местной территории.

Экологический мониторинг. Выращивание на
пришкольном участке декоративных растений. Научно-исследовательская и проектная  деятельность.

Придумай рисунок!

Чей, это след?

Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы.

Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников.

В маленьком семени прячется растение.

Зеленый класс.

«Жалобная книга» природы.

Экологическая тропа. Красная книга Ростовской области. Чистый двор.

Школьная фиотозона

Составление экологического паспорта Экология  реки. Экология лесного объекта.

Работа на  экологических тропах.

«Заповеди леса»,                 «Редкие растения и животные»,                  «Кто в лесу живет, что в лесу растет?»,                  « «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета»,       «Страницы любопытных фактов»,              «Природа родного края»,                    «Красная книга Ростовской области», «Деревья разные бывают», «День биологического разнообразия»

«Природа в произведениях искусства»,                     «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».

Деятельность

дополнительного образования

Экологический отряд «Эконика»  (2, 4 классы), «Природа – наш общий дом» (5–7классы), «Зелёный патруль» (8–11 классы).
«Природоохранная деятельность нашей школы»,   «Памятники природы  окрестностей» и др.;

Экологический клуб «ЗУБРёнок» (план) и экологическая организация «ГУРАН» - экологическое содружество учащихся.

Медиалекторий: познавательные программы «Защитим природу», «Сохраним планету», «Их осталось мало» и др.;

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»
Экологические акции «Мой экослед», «Мусор – это серьезно», «Синица», «Посади дерево», «Не жгите, люди, листья», «Живо, родник, живи!»

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология и человек»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–7классы)

Старшеклассник
(8-11 классы)

Цель:

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.

Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Общешкольные творческие дела

Спартакиада школьников.
Дни здоровья.
Организация дежурства в классе и в школе.
Трудовые десанты.
Работа по благоустройству школы и ее территории.

Работа с классами

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах. «Веселые старты».

Смотр строя и песни.

Психологические тренинги «Кто я, какой я?».                          Спортивно-развлекательные игры. Смотр строя и песни.

Тренинги «Сам себе психолог».                        Вечер физкультуры и спорта. Смотр строя и песни.

«Как стать здоровым»,                           «В гостях у Мойдодыра»,                             «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?»

«Что дает спорт человеку»,                              «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит», «Нет наркомании! – дороге в бездну!»

«Здоровье нации. Как его сохранить?»,                 «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?

Деятельность

дополнительного образования

Спортивные секции: футбол, волейбол.
Кружки: Юные инспекторы дорожного движения.

Тематические занятия:  «Спортивные достижения нашей школы».
Медиалекторий: познавательные программы : «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «ЗОЖ», «Режим дня школьника» и др.

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка»,                               «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Походы в природу.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту.

Направление «Экология и общество»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–7классы)

Старшеклассник
(8-11 классы)

Цель:

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника.

Задачи:

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.

Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире.

Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».

Общешкольные творческие дела

Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады.  День Победы. Деятельность органов детского самоуправления.

Работа с классами

«Герб и флаг России»,              «Защитники земли русской»,                   «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе»,                     «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?»,                       «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых»,             «Слово о родном крае».

«Люблю тебя, мой край родной»,                                 «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей»,                            «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Из истории праздников»,   «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми.

 «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и  ответственность», «Доброта и гуманность сегодня»,  «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?»,                        «Моя профессия. Какой ей быть?».

Деятельность

дополнительного образования

Концертные программы к различным праздникам.
Встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные уроки и тематические занятия  «Наши истоки», «Выпускники школы – защитники Отечества», «Учителями славится Россия» и др.
Медиалекторий: познавательные программы  «На экране герои СССР», «Современны герои России. Кто они?», «Юные герои-антифашисты» и др., просмотр и обсуждение фильмов нравственно-этической проблематики,
интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-практическая конференция. Кружки.

Работа с семьей

Помощь в организации и проведении праздников. Совместная организация клубной деятельности.

Предполагаемый результат

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира
.

Ожидаемые конечные результаты Программы:

1. Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей.

2. Улучшение экологической ситуации в школе и микрорайоне.

3. Превращение школы в  центр экологического просвещения и воспитания микрорайона.

Оценка результативности программы:

Показателями результативности программы могут служить:

- Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;

- Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах;

- Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах;

- Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы и микрорайона.

Оценка результативности:

Мониторинг (входящий, промежуточный и итоговый в течение года). С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П. Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.

Рейтинговая система.

Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии).

Разные формы оценивания (тестовые задания по разным предметам).

Этапы сроки реализации Программы:

 I этап (2014-2015 учебный  год):

Диагностико-моделирующий, на его основании определяется потенциал ОО, педагогического коллектива  и возможности по обучению школьников;

 II этап (2015-2016 учебный год):

Информационно-ориентировочный – приобретение теоретических и  практических            экологических знаний обучающимися, повышение  педагогического мастерства;

III этап (2016-2017 учебный год):

Оценочно-деятельностный – выработка навыков эффективного взаимодействия педагогов с учащимися при использовании как теоретических, так и практических знаний и умений.

ПЛАН РАБОТЫ

по реализации Программы экологического воспитания «ЭкоМиР»

на 2015-2016 учебный год

Название мероприятий

Сроки

Участники

Ответственный

Красная книга района

Сентябрь

7-8 классы

Учитель биологии

Размещение материалов экологической направленности за 2014-2015 учебный год на школьный сайт

В течение года

Учителя,

1-11 классы

Педагог-организатор, зам. директора по УР

«Мой любимый школьный двор»,

Акция «Посади своё дерево!» (Дни древонасаждения)

Октябрь, апрель

5-11 классы

Классные руководители

Научно-исследовательское и социальное проектирование.

В течение года

5-11 классы

Педагоги творческой группы

Открытые уроки.

Открытые внеклассные мероприятия.

В течение года

1-11 классы

Учителя, классные руководители

Акция «Зелёный класс» (озеленение классных комнат и рекреации школы)

В течение года

1-11 классы

Педагоги творческой группы, педагоги организаторы

Оформление рекреации на экологическую тему (конкурсы рисунков, плакатов, баннеров)

В течение года

1-11 классы

Педагог организатор, учитель биологии

Тематические классные часы

В течение года

1-11 классы

Классные руководители, библиотекарь

Организация работы на экологической тропе

В течение года

Учителя, учащиеся

 Педагог организатор, учитель биологии

Выборы в органы школьного самоуправления «ГУРАН»

Октябрь

5-11 классы

Педагог организатор

Акция «Не жгите, люди, листья»

Ноябрь

1-11 классы

Учитель биологии

Акция «Живи, родник, живи!»»

Ноябрь, март

5-7 классы

 Педагог организатор, учитель биологии

Акция «Синица»

Декабрь

1-7 классы

Учитель биологии, классные руководители

День биологического разнообразия

Декабрь

1-11 классы

Учитель биологии, классные руководители

Выступление агитбригады «нет наркомании! – дороге в бездну!»

Декабрь

7-8 классы

Учитель биологии

Мероприятие «Берегите птиц»

Акция «Синица» (развешивание кормушек)

День заповедников и национальных парков.

Январь-февраль

5-7 классы

Педагоги творческой группы

Учитель биологии

Классные руководители

Акция «Помощь рыбам»

Февраль

5-7 классы

Педагоги творческой группы

Акция «Скворечник»

Март

1-11 классы

Педагоги творческой группы

День птиц

Апрель

1-8 классы

Учитель биологии, классные руководители

Неделя Природолюбия. День Земли

Апрель

1-11 классы

Учитель биологии, классные руководители

Всемирный день здоровья «Быть здоровым – это здорово!»

Апрель

1-11 классы

Педагог организатор, учитель биологии

Экологический месячник

Апрель-май

1-11 классы

Педагог организатор, учитель биологии

Акция «Мусор – это серьезно!»

В течение года

Учителя, учащиеся

 Педагог организатор, учитель биологии

Итоговая ученическая Конференция

« Наши достижения за год»

Май

Учителя, учащиеся

 Педагог организатор, учитель биологии

День окружающей среды – конкурс рисунков, плакатов и баннеров

31.05.

Учителя, учащиеся

 Педагог организатор, учитель биологии

Литература:

1. Акимова Т. А. Экология. Человек - Экономика – Биота - Среда: Учебник для вузов -2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 566 с.

2. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения – М.: Наука, 1965 – 374 с.

3. Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. //Экологическое образование - № 2, 2010 – с. 24 –30

4. Дзятковская Е. Н. План–конспект развивающего занятия экологической направленности.//Экологическое образование - № 4, 2010 – с. 9– 13.

5. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10

6. Либеров А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения:

Практико - ориентир. Монография. – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007 – 160 с.

7. Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика.//Вопросы философии. - № 5, 1989 – с.3-25.

8. Моисеев Н. Н. Экология в современном мире //Энергия: экономика, техника, экология - № 6, 1996 – с. 8-18.

9. О Концепции общего экологического образования в интересах  устойчивого развития (2010 г.). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.

10. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1993 – 262 с.

11. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Природа - наш дом" - программа экологического просвещения

Эффективный путь освоения экологической культуры является формирование способа мышления, стиля поведения необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, используя инструментарий совреме...

Программа экологического лагеря "Ландыш"

   Среди учащихся школы с одной стороны выделяется группа учащихся, увлеченных естественными дисциплинами, с другой стороны имеется группа социально незащищённых детей. Таким об...

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».

Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников.                 Програм...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...