Доклад на тему: «Формирование природоохранной компетентности в сельской школе с .Грачёвка Петровского района Саратовской области»
материал по природоведению по теме

доклад  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirod._kompetentnost.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Формирование природоохранной компетентности в сельской школе с .Грачёвка Петровского района Саратовской области»

Согласно Федеральному  образовательному  стандарту, личностные результаты  освоения основной образовательной программы среднего (полного)  общего образования должны  отражать сформированность бережного отношения к природе. Сегодня  важен новый взгляд на природоохранную деятельность школьников как на компетенцию и фактор воспитания интеллигентности и цивилизованности, экологического отношения к природе, когда под угрозу поставлена жизнь на планете, а также необходим новый этап международного сотрудничества по охране окружающей среды, природоохранную компетенцию можно отнести к ключевым.

 С  особой остротой проблема формирования природоохранной компетенции стоит перед сельской школой, так как сельские школьники  имеют свою специфику, обусловленную близостью к природе, её красоте, особенностями восприятия окружающей среды, свойственной жителям деревни, а также наличием необходимых условий  для её осуществления во внеучебное время.

 Наиболее  благоприятным  периодом  для формирования природоохранной компетенции является средний школьный возраст. Учащиеся среднего школьного звена отличаются любознательностью, стремлением к самостоятельной  учебно- поисковой деятельности. Они живо откликаются на новую информацию, начинают активно посещать школьные кружки, стремятся к коллективной трудовой деятельности.

Природоохранная компетенция учащихся среднего звена сельской школы отражает  естественнонаучную и эколого-правдивую грамотность, нравственные начала, гражданственность, духовность, умения и навыки осуществления природоохранной деятельности по отношению к объектам сельской природы в целом и сельскохозяйственного производства в частности. Нравственная сторона  природоохранной компетентности формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды, гражданственность в процессе осознания природы как национального достояния. Духовность и понимание ценности естественнонаучных знаний воспитываются в ходе организованной эколого-правовой деятельности.

Для эффективности формирования природоохранной компетенции необходимы следующие условия:

- интеграция учебной, игровой, трудовой, общественной природоохранной деятельности учащихся на основе системного и комплексного подходов.

- усиление исследовательской деятельности.

- учет возрастных особенностей учащихся при разработке комплексов практических природоохранных дел.

- организация сотрудничества  с сельским Домом культуры и администрацией сельского поселения.

Ведущей целью на всех этапах формирования природоохранной компетенции является целенаправленное формирование личности школьника, его мировоззрения, убеждений, ценностных ориентаций, мыслительных умений, экологической направленности, воли, характера. Первый этап связан с вовлечением учащихся ( работа по экологическим дневникам).  На втором этапе ведущей становится учебная деятельность. На третьем этапе – формирование в единстве учебной и внеурочной деятельности, привлечение учащихся к решению учебно-исследовательских задач экологического содержания, делая акцент на теоретическое обоснование по охране природы родного края.

       Одной из задач нашей  школы является вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению природы своего  края через природоохранную деятельность.

В рамках природоохранной деятельности в школе реализуется программа

« Моё село ». Главной  целью которой является формирование потребности в спасении родной природы. Всё началось с работы учащихся по  экологическим дневникам « Школа добрых дел». Работая в дневниках , ребята составили план мероприятий добрых дел по отношению к природе в родном селе, в любимой школе. В течение 2011-2012 учебного года велась работа всех школ района под девизом «Экология природы- экология души».

Были проведены экологические  акции по месяцам под общим девизом: «Только вместе ,только дружно, помогать природе нужно!». В сентябре- рейд в защиту зелёного друга, результат- в лесу расставлены экологические плакаты. В октябре стартовали несколько акций. Акция « Жёлудь-2011», которая предполагала сбор жёлудей  и посадка семян  на пришкольном участке, в результате появилось поле саженцев дубочков. Следующая акция по сбору семян для озеленения цветников. Акция « Мы в ответе за тех кого приручили!» ( в рамках недели защиты животных), результатом которой стало создание плаката « Чудо – по имени», совместно придуманная сказка про Дракона, ряд мероприятий про животных, участие в районных конкурсах. Акция « Дары щедрой осени» - в результате на выставке появились фантастические  произведения детей из природного материала.

В ноябре – акция « Помогите зимующим птицам!» , результат – изготовление кормушек для птиц, регулярное прикармливание зимующих птиц, создание  альбома о зимующих птицах, минипроектов, организован вечер встречи с зимними птахами артистами экологического театра . Дети приняли участие в районном конкурсе фотографий и заняли первое место.

В декабре прошла акция « Витамины на подоконнике», результат- выращивание лука для школьной столовой. Участники экологического кружка  побывали на экскурсии в лимонарии г. Саратова.

Январь- акция « Цветок в подарок», результат посадка комнатных цветов, которые дети подарили детскому садику, ветерану  труда Ромахиной В.И., учителю информатики, в дизайнерский уголок кабинета экологии, в сельскую библиотеку. В феврале акция « Красная книга- сигнал опасности» в результате дети собрали материал о растениях и животных нашей местности, занесённых в Красную книгу Саратовской области. В марте - акция  «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан», результатом стало выступление экологического театра  в детском садике и начальной школе, начаты проектные работы по малым рекам  и родникам нашей местности.

В апреле - акция « Чистота спасёт мир», в результате мы имеем чистый школьный  двор. А также прошла общешкольная конференция, посвящённая Дню Земли, где дети представили свои проекты .И наконец, в мае стартовала акция « Живи родник», результатом которой стало - очистка родников нашей местности. Детская организация « Единство» отчиталась о своей проделанной работе на районной конференции « Экология природы -экология души» и была награждена дипломом 1 степени.

    В школе создан уголок природы, где размещается информация, материал постоянно обновляется. На будущее планируется создание экологического музея( кое-что уже есть: ракушки, камни-минералы, почвы) и экологической тропы. Среди родителей ведётся просветительская работа.

В результате формирования  природоохранной компетенции дети вовлечены в проектную исследовательскую деятельность, научились работать с дополнительной литературой, стали больше принимать участие во внеклассных мероприятиях, неделях, конкурсах разного уровня. А главное .они поняли, что они многое могут ,их помощь может быть разнообразной.

Сила патриотизма, как выразился Леонид Леонов в романе «Русский лес» , всегда пропорциональна количеству вложенного в природу личного труда.

Министерство Образования Саратовской области

Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки учителей

Кафедра естественнонаучного образования

Квалификационная работа по экологии

Тема: « Формирование природоохранной компетенции

у учащихся сельской школы

в единстве учебной и внеучебной деятельности»

                                                            Щепакина Антонина Владимировна

                                                       учитель экологии МБОУ «СОШ с.Грачёвка

                                Петровского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания села Озерки,Петровского района,Саратовской области.

Статья. История создания села Озерки, Петровского района,Саратовской области....

Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».

Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....

Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».

Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....

Доклад по теме: Формирование ключевых компетентностей учащихся

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения....

Доклад на тему: "Формирование коммуникативной компетентности"

Доклад на тему "Формирование коммуникативной компетентности" был представлен на педагогическом совете, посвященному компетенциям на уроках. Являясь учителем русского языка и литературы, коммуникативна...

Выступление на тему "Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы"

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения...

Исследовательская краеведческая работа "История школы п.Соцземледельский Балашовского района Саратовской области"

Работа написана на основе краеведческого материала, использованы архивные материалы и фотографии, начиная с 1950-х годов; воспоминания жителей, учителей....