Доклад на тему: «Формирование природоохранной компетентности в сельской школе с .Грачёвка Петровского района Саратовской области»
материал по природоведению по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Формирование природоохранной компетентности в сельской школе с .Грачёвка Петровского района Саратовской области»
Согласно Федеральному образовательному стандарту, личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать сформированность бережного отношения к природе. Сегодня важен новый взгляд на природоохранную деятельность школьников как на компетенцию и фактор воспитания интеллигентности и цивилизованности, экологического отношения к природе, когда под угрозу поставлена жизнь на планете, а также необходим новый этап международного сотрудничества по охране окружающей среды, природоохранную компетенцию можно отнести к ключевым.
С особой остротой проблема формирования природоохранной компетенции стоит перед сельской школой, так как сельские школьники имеют свою специфику, обусловленную близостью к природе, её красоте, особенностями восприятия окружающей среды, свойственной жителям деревни, а также наличием необходимых условий для её осуществления во внеучебное время.
Наиболее благоприятным периодом для формирования природоохранной компетенции является средний школьный возраст. Учащиеся среднего школьного звена отличаются любознательностью, стремлением к самостоятельной учебно- поисковой деятельности. Они живо откликаются на новую информацию, начинают активно посещать школьные кружки, стремятся к коллективной трудовой деятельности.
Природоохранная компетенция учащихся среднего звена сельской школы отражает естественнонаучную и эколого-правдивую грамотность, нравственные начала, гражданственность, духовность, умения и навыки осуществления природоохранной деятельности по отношению к объектам сельской природы в целом и сельскохозяйственного производства в частности. Нравственная сторона природоохранной компетентности формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды, гражданственность в процессе осознания природы как национального достояния. Духовность и понимание ценности естественнонаучных знаний воспитываются в ходе организованной эколого-правовой деятельности.
Для эффективности формирования природоохранной компетенции необходимы следующие условия:
- интеграция учебной, игровой, трудовой, общественной природоохранной деятельности учащихся на основе системного и комплексного подходов.
- усиление исследовательской деятельности.
- учет возрастных особенностей учащихся при разработке комплексов практических природоохранных дел.
- организация сотрудничества с сельским Домом культуры и администрацией сельского поселения.
Ведущей целью на всех этапах формирования природоохранной компетенции является целенаправленное формирование личности школьника, его мировоззрения, убеждений, ценностных ориентаций, мыслительных умений, экологической направленности, воли, характера. Первый этап связан с вовлечением учащихся ( работа по экологическим дневникам). На втором этапе ведущей становится учебная деятельность. На третьем этапе – формирование в единстве учебной и внеурочной деятельности, привлечение учащихся к решению учебно-исследовательских задач экологического содержания, делая акцент на теоретическое обоснование по охране природы родного края.
Одной из задач нашей школы является вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению природы своего края через природоохранную деятельность.
В рамках природоохранной деятельности в школе реализуется программа
« Моё село ». Главной целью которой является формирование потребности в спасении родной природы. Всё началось с работы учащихся по экологическим дневникам « Школа добрых дел». Работая в дневниках , ребята составили план мероприятий добрых дел по отношению к природе в родном селе, в любимой школе. В течение 2011-2012 учебного года велась работа всех школ района под девизом «Экология природы- экология души».
Были проведены экологические акции по месяцам под общим девизом: «Только вместе ,только дружно, помогать природе нужно!». В сентябре- рейд в защиту зелёного друга, результат- в лесу расставлены экологические плакаты. В октябре стартовали несколько акций. Акция « Жёлудь-2011», которая предполагала сбор жёлудей и посадка семян на пришкольном участке, в результате появилось поле саженцев дубочков. Следующая акция по сбору семян для озеленения цветников. Акция « Мы в ответе за тех кого приручили!» ( в рамках недели защиты животных), результатом которой стало создание плаката « Чудо – по имени», совместно придуманная сказка про Дракона, ряд мероприятий про животных, участие в районных конкурсах. Акция « Дары щедрой осени» - в результате на выставке появились фантастические произведения детей из природного материала.
В ноябре – акция « Помогите зимующим птицам!» , результат – изготовление кормушек для птиц, регулярное прикармливание зимующих птиц, создание альбома о зимующих птицах, минипроектов, организован вечер встречи с зимними птахами артистами экологического театра . Дети приняли участие в районном конкурсе фотографий и заняли первое место.
В декабре прошла акция « Витамины на подоконнике», результат- выращивание лука для школьной столовой. Участники экологического кружка побывали на экскурсии в лимонарии г. Саратова.
Январь- акция « Цветок в подарок», результат посадка комнатных цветов, которые дети подарили детскому садику, ветерану труда Ромахиной В.И., учителю информатики, в дизайнерский уголок кабинета экологии, в сельскую библиотеку. В феврале акция « Красная книга- сигнал опасности» в результате дети собрали материал о растениях и животных нашей местности, занесённых в Красную книгу Саратовской области. В марте - акция «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан», результатом стало выступление экологического театра в детском садике и начальной школе, начаты проектные работы по малым рекам и родникам нашей местности.
В апреле - акция « Чистота спасёт мир», в результате мы имеем чистый школьный двор. А также прошла общешкольная конференция, посвящённая Дню Земли, где дети представили свои проекты .И наконец, в мае стартовала акция « Живи родник», результатом которой стало - очистка родников нашей местности. Детская организация « Единство» отчиталась о своей проделанной работе на районной конференции « Экология природы -экология души» и была награждена дипломом 1 степени.
В школе создан уголок природы, где размещается информация, материал постоянно обновляется. На будущее планируется создание экологического музея( кое-что уже есть: ракушки, камни-минералы, почвы) и экологической тропы. Среди родителей ведётся просветительская работа.
В результате формирования природоохранной компетенции дети вовлечены в проектную исследовательскую деятельность, научились работать с дополнительной литературой, стали больше принимать участие во внеклассных мероприятиях, неделях, конкурсах разного уровня. А главное .они поняли, что они многое могут ,их помощь может быть разнообразной.
Сила патриотизма, как выразился Леонид Леонов в романе «Русский лес» , всегда пропорциональна количеству вложенного в природу личного труда.
Министерство Образования Саратовской области
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки учителей
Кафедра естественнонаучного образования
Квалификационная работа по экологии
Тема: « Формирование природоохранной компетенции
у учащихся сельской школы
в единстве учебной и внеучебной деятельности»
Щепакина Антонина Владимировна
учитель экологии МБОУ «СОШ с.Грачёвка
Петровского района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История создания села Озерки,Петровского района,Саратовской области.
Статья. История создания села Озерки, Петровского района,Саратовской области....
Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».
Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....
Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».
Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....
Доклад по теме: Формирование ключевых компетентностей учащихся
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения....
Доклад на тему: "Формирование коммуникативной компетентности"
Доклад на тему "Формирование коммуникативной компетентности" был представлен на педагогическом совете, посвященному компетенциям на уроках. Являясь учителем русского языка и литературы, коммуникативна...
Выступление на тему "Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы"
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения...
Исследовательская краеведческая работа "История школы п.Соцземледельский Балашовского района Саратовской области"
Работа написана на основе краеведческого материала, использованы архивные материалы и фотографии, начиная с 1950-х годов; воспоминания жителей, учителей....