Статья "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ"
статья по экологии
Для того чтобы химическое и биологическое образование стало развивающим, т.е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника важно показывать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами, включение их в такое взаимодействие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
Для того чтобы химическое и биологическое образование стало развивающим, т.е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника важно показывать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами, включение их в такое взаимодействие. Изучив технологию индивидуального стиля учебной деятельности, технологию сотрудничества, проблемного обучения, критического мышления, проектного обучения, я поняла, что ни одна теория, изолированно применённая, не решает полностью задачи развивающего обучения и воспитания.
Именно поэтому моя работа – не открытие нового, а разумное сочетание известных педагогических технологий и приёмов, преломленных через деятельностный подход к учению, т. е усвоение знаний через активную познавательную деятельность одаренных детей. В своей работе я хочу представить оригинальную модель воспитания учащихся природой - создание творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческого потенциала школьника, удовлетворения его эстетических, познавательных и физических потребностей, снятия состояния психологической защиты и нервно-психического напряжения средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях научно-исследовательской деятельности.
Надеюсь, что моя работа позволит сформировать экологическую компетентность не только одаренных ребят, но и большинства школьников и будет способствовать повышению качества образования.
«Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь»
Компетенция – это определённая область (сфера) окружающей действительности или деятельности. Экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности.[1]
Цель работы: создание творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческого потенциала одаренного школьника средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях познавательно - исследовательской деятельности личностно-ориентированного обучения.
Задачи 1. Формирование интереса к родному краю, осведомленности о его экологических проблемах.
2. Развитие у одаренных учащихся познавательной сферы через формирование психофизиологических свойств. 3. Обучение одаренных детей получению знаний с опорой на свои индивидуальные особенности и возможности.
4. Формирование умений и навыков исследовательской и опытнической работы.
5. Формирование основ знаний о том, как люди взаимодействуют с природой.
6.Формирование опыта участия и опыта использования приобретённых знаний и навыков для осуществления позитивных мероприятий, направленных на решение вопросов и проблем, связанных с охраной окружающей среды.
В нашей школе в течение ряда лет мы работаем с детьми по программе «Одаренные дети». За эти годы сформировалась система работы с ребятами по выявлению и развитию способностей одаренных учащихся.
Группа ребят, начиная с начальной школы, занимающаяся научно-исследовательской работой, к 11 классу делает осознанный выбор предмета для итоговой аттестации. Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять, и таким образом мы можем выявить потенциал и работать с одаренными детьми. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и, конечно, учителя. Формирование экологической компетентности через научно-исследовательскую деятельность одаренных учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется химией и биологией, помочь претворить их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Это возможно сделать в рамках урочной и внеурочной деятельности по учебным предметам - химии и биологии. При переходе России на модель устойчивого развития, экологическое образование и просвещение населения приобретают приоритетное значение. В своей работе я стараюсь воспитывать у учащихся экологоцентрическое мышление (мышление, которое позволит уч-ся, человеку, соотносить свою деятельность с активностью окружающей среды), и признание особой социальной ценностью жизнь как таковую, экологические блага и здоровье человека.
Экологическая компетентность | |
Биология | Химия |
Соблюдение правил поведения в природе, участие в мероприятиях по сохранению естественной природы, понимание последствий деятельности человека в окружающей среде, использование природных ресурсов, оценку влияния собственных поступков на живые организмы и экосистемы, моральную ответственность за сохранение биоразнообразия как основы устойчивости биосферы. | Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определение возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотное поведение в окружающей среде; критическую оценку достоверности химической информации, поступающей из разных источников. |
Описание основных методов и методик, используемых в представляемой работе.
В процессе формирования экологической компетенции одаренных учащихся при изучении химии и биологии я использую следующие методы обучения:
1). Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором я организую относительно самостоятельную поисковую деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. [3] При этом структура обучения следующая: создание проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких; опытная проверка принятых гипотез; обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и на практике. Проблемное обучение на уроках биологии и химии для формирования экологической компетентности провожу через решение экологических задач. Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Мой опыт работы с применением технологии проблемного обучения на уроках химии и биологии показывает, что она дает положительные результаты, способствует развитию творческой активности ребят, развитию исследовательских навыков, способности мыслить неординарно.
2) Метод проектов я использую на уроках химии и биологии и во внеурочное время для формирования экологической компетентности. Использую два вида урочных занятий для организации проектной деятельности. Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме. Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам экологического содержания – это межпредметные проекты. Проектный урок я использую на заключительных уроках при изучении большой темы.
Например, при изучении темы «Химическая технология и экология» по химии в 10 классе, дети делали свои проекты: «Атмосфера. Основные загрязнители атмосферы», «Охрана почвы», «Гидросфера. Источники и виды загрязнения воды» - с использованием программы PowerPoint и представляли проект-презентацию. Пример проектного урока по природоведению при изучении темы в 5 классе «Освоение природы человеком» - групповая работа учащихся по подготовке своих мини-проектов по темам «Роль современной науки в жизни человека», «Человек – часть природы», «Влияние человека на биосферу».
3) Организация научно-исследовательской деятельности осу-ществляется во внеурочное время с использованием индивидуального подхода к одаренным учащимся. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Я провожу исследовательские уроки, на которых одаренные учащиеся, обобщают результаты своих исследований. Это ведет к пропаганде не только знаний, но и исследовательской работы. Например, на уроке химии в 9 классе «Природные источники углеводородов» дети проводят исследование влияния нефтепродуктов на перо птицы. Или на уроке биологии в 8 классе «Экологическая безопасность и продукты питания» ребята проводят исследование продуктов на содержание пищевых добавок.
Структура исследовательской деятельности | Структура проектной деятельности |
1. Выявить проблему и определить направления исследования | 1. Анализ проблемной ситуации и планирование работы |
2. Сформировать основные вопросы – определить сферу исследования. | 2. Выполнение запланированных действий проектного замысла. |
3. Выработка гипотезы. | 3. Оценка результатов проекта. |
4. Определить методы исследования. | 4. Рефлексия индивидуальной деятельности. |
5. Проведение экспериментальной работы. | 5. Результат способа решения – презентация, альманах и др. |
6. Сбор и обработка экспериментальных данных. |
|
7. Анализ и обобщение результатов исследования. |
|
8. Отчет по результатам исследования с использованием презентации. |
|
9. Защита научно-исследовательской работы. |
|
В научно-исследовательской работе содержатся обязательные элементы научного исследования – постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы. Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность одаренных учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Результат работы – победы моих ребят с научно-исследовательскими работами в муниципальных, межрегиональных научно-практических НПК.
В результате моего опыта работы по развитию экологической компетентности одаренных учащихся при изучении химии и биологии делаю следующие выводы:
1. Необходимость применения проблемного обучения, проектной методики, научно-исследовательской работы в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности одаренного учащегося, его подготовки к самореализации в экологической деятельности.
2. Формирование экологической компетентности находит все более широкое применение при обучении одаренных учащихся химии и биологии.
3. Предложенная модель формирования экологической компетентности ориентирует не столько на формирование экологических знаний, но и на развитие субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды, выявления и содействия решению экологических проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на уроках биологии
Игровые методы на уроках стимулируют познавательную деятельность учащихся и увеличивают качество усвоения учебного материала. Игровые приемы на уроках биологии можно использовать на любом этапе....
Организация работы с одаренными детьми при изучении географии
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...
Работа с одаренными детьми на уроках биологии
Статья, описыващая возможные методы работы с одаренными детьми на уроках биологии....
Организация работы с одаренными детьми при изучении географии
Проблема работы со способными (одаренными) учащимися чрезвычайно актуальна для современного Российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родител...
"Работа с одаренными детьми при изучении калмыцкого героического эпоса "Джангар""
Статья помещена в журнале "Школа развития" (№1 2014г.) Республики Саха на якутском языке. Представляю статью и обращение к якутским коллегам на русском языке. В ней я делюсь опытом работы с одаренными...
"Методика работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время в процессе реализации ФГОС."
Работа с одарёнными детьми по биологии...
«Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время»
Программа работа с одаренными детьми на уроках биологии...