Формирование ключевых компетентностей в процессе преподавания биологии
статья по биологии (10 класс) по теме
В современной концепции образования все более значимой становится задача: воспитание человека способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально – экономических и культурных перемен. Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания в жизни, сохранять социальную устойчивость. Для того, чтобы помочь ребенку самоопределиться в большом пространстве окружающего мира, необходимо применять такие технологии, приемы и методы работы, в которых происходило бы изменение позиции ученика: от объекта научения, получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и применяющего эти знания в практической деятельности. Необходимо формировать у ученика владение ключевыми компетентностями, которые способствуют развитию творческой личности, способной самостоятельно решать проблемы. К таким компетентностям относятся 6 компетентностей указанных в программе по модернизации образования в Самарской области, принятой в 2004 году:
- готовность к решению проблем;
- технологическая компетентность;
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.docx | 15.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы к работе «Формирование ключевых компетентностей в процессе изучения биологии в 10-11 классах, в профильной группе.
Учитель биологии ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» села Большая Глушица Большеглушицкого района Самарской области Митькова Людмила Александровна.
1.Актуальность выбранной темы. Формирование компетентностей у учащихся, является главной задачей современного образования, так как, сформированные компетентности дают возможность для развития творческой личности, которая способна легче адаптироваться в современном обществе, и быть востребованной в нем. Профильное обучение благоприятная среда для формирования ключевых компетентностей и применение приобретенных знаний в практической деятельности. 2.Цель работы: показать формы, методы, приемы формирования ключевых компетентностей в процессе изучения биологии в10-11 классах профильной группы.
3.Задачи 1.Показать применение разных методов и форм урока: традиционные и нетрадиционные для формирования ключевых компетентностей.
2.Применение современных технологий: гуппового взаимодейсвия, личностно – ориентированной, компетентностно – ориентированной, проблемного обучения, технологии проектов, научно – исследовательской деятельности.
3.Рекомендовать темы элективных курсов и программу элективного курса «Здоровое питание» с целью более глубокого изучения отдельных тем, способствующих самоопределению учащихся. 4. Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания в жизни, сохранять социальную устойчивость. Для того, чтобы помочь ребенку самоопределиться в большом пространстве окружающего мира, необходимо применять такие технологии, приемы, методы работы, в которых происходило бы изменение позиции ученика: от объекта научения, получателя информации, до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и применяющего эти знания в практической деятельности.
5.Необходимо формировать у ученика ключевые компетентности, которые способствуют развитию творческой личности, способной самостоятельно решать проблемы. К таким компетентностям относятся 6 компетентностей, указанных в программе по модернизации образования в Самарской области, принятой в 2004 году: - готовность к решению проблем, - технологическая, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная. 6. Методы, применяемые при работе в профильной группе. Словесные: беседы, лекции, семинары, зачеты, конференции, деловые игры. Практические: выполнение лабораторного практикума, экскурсии, защита проектов.
7. Формы работы: уроки - традиционные и нетрадиционные, практические занятия, экскурсии. 8. Формы контроля: тестирование, написание рефератов, защита проектов, создание презентаций. 9.Современные технологии: компетентностно – ориентированная, личностно – ориентированная, группового взаимодействия, проектная, проблемного обучения применяемые для активизации деятельности учеников на уроке и формирования ключевых компетентностей. 10. Компетентность: готовность делать осознанный выбор формируется при выполнении и защите рефератов по темам: «Искусственный отбор», «История развития жизни на Земле», «Химическая эволюция элементов».
11. При изучении темы: «Строение клетки», учащиеся изготавливают модели клетки и ее органоидов, при этом каждый проявляет свои творческие способности: выжигание, выпиливание, рисование, изготовление презентаций. У учащихся при выполнении данной работы формируются компетентности: готовность к самообразованию, технологическая. 12.Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Используя проблемные ситуации на разных этапах урока, через ряд вопросов, показ опытов и других приемов, создаю условия для их решения. Готовность к решению проблем формируется при изучении тем: «Фотосинтез», «Энергетический обмен», «Биосинтез белка». 13. Моделирование процесса «Биосинтеза белка» позволяет выполнять определенные алгоритмы действий, тем самым дает возможность разобраться в сложном процессе, закрепить знания принципа комплементарности, умение работать с генетическим кодом. 14. Коммуникативная, готовность к использованию информационных ресурсов получают свое развитие при подготовке и проведении семинара: «Индивидуальное развитие организма» и конференции на тему: «Влияние внешних условий на развитие организма». 15. Социальная компетентность получает свое развитие при изучении тем: «Расы человека», «Происхождение человека». Учащиеся формулируют правила поведения в обществе и указывают на большое значение знаний законов общежития.
16.Коммуникативная, информационная компетентности получают свое развитие при проведении конференции на тему: «Экологическое состояние нашего села», а также при проведении ролевой игры: «Спор К.Линнея с Ж.Б.Ламарком».
17.В процессе выполнения проектов создаются условия для активной, самостоятельной деятельности учащихся, в условиях максимально приближенных к реальным. Так при работе над социальными проектами: «Наш дом и мы в нем», «Наш школьный двор», «Экологическое состояние реки Большой Иргиз», учащиеся встречались с руководителями района, с представителями общественности, учились вести конструктивный диалог, используя информацию по темам, выполняемых проектов. 18.Научно- исследовательская деятельность учащихся позволяет ориентироваться в современных достижениях многих направлений в биологии, принимать участие в научно- исследовательских конференциях и семинарах, что дает возможность учащимся формировать свою точку зрения и высказывать ее публично. Формируется информационная, коммуникативная компетентности, готовность к социальному взаимодействию. 19.Критерии сформированности компетентностей. 20. Результаты работы по формированию ключевых компетентностей в 10-11 классах, профильных группах, за последние 3 года. Мониторинг. 21. Список тем элективных курсов в профильной группе. 22.Программа элективного курса: «Здоровое питание» и результат его изучения.
23. Список используемой литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии»
Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформ...
Формирование ключевых компетентностей и мировоззрения учащихся 8 классов в процессе изучения английского языка. Проект по теме «Образование в Великобритании» - «Школа моей мечты»
Автор данной статьи делает попытку показать как на пример обучения английскому языку в 8 классе учитель формирует ключевые компетенции и мировозз...
«Интерактивные методы преподавания элективных курсов по истории в профильной школе, как способ формирования ключевых компетентностей учащихся»
На современном этапе модернизации Российского образования преподавание истории вшколе ориентировано не на повышение уровня нформированности учащихся , а на формирование историко-познавательной, инфо...
Круглый стол: «Формирование ключевых компетентностей обучающихся в рамках мотивационной системы, имеющей место в образовательном процессе».
Вопрос о мотивации учения естьвопрос о процессе самого учения.П.Я. Гальперин...
Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...
Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года....
Статья на тему: " Развитие экологической компетентности в процессе преподавания биологии"
Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе. Негативные последствия неразумного ведения хозяйственной деятельности человека, различные формы загрязнения...