Экология вокруг нас. Симбиоз, или содружество соседей.
презентация к уроку по экологии на тему

Кузяева Анна Михайловна

Презентация по мотивам книги Игоря Ивановича Акимушкина "У крокодила есть друзья".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Симбиоз, или содружество соседей. Преподавательль биологии Кузяева А.М. г.Нижний Новгород

Слайд 2

Симбио́з ( « совместная жизнь » от греческого: « sym »- « вместе » + « bios » — «жизнь» ) — форма взаимоотношений, при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу из другого.

Слайд 3

О дружбе птиц и крокодилов Геродот приехал в Египет в 450 году до нашей эры . Потом поехал в город Омбос , и там жрецы показали ученому греку храм крокодилов . Поев, крокодилы раскрыли рты. Геродота поразили маленькие серенькие птички, которые полетели к ним в пасти, но крокодилы не стали их есть: без птиц-дантистов их зубы быстро испортились бы. Часами лежали крокодилы с открытыми ртами, а птички безбоязненно бегали между их зубами.

Слайд 4

Симбиология Наука о симбиозе — симбиология . Основы учения о взаимопомощи (в т. ч. симбиозе) во второй половине XIX века заложили независимо друг от друга российские естествоиспытатели П. А. Кропоткин и К. Ф. Кесслер , а также немецкий ученый Генрих Антон де Бари предложивший термины «симбиоз» и «мутуализм». П. А. Кропоткин К. Ф. Кесслер Генрих Антон де Бари

Слайд 5

Симбиоз В широком научном понимании симбиоз — это любая форма взаимодействия между организмами разных видов Мутуализм Кооперация Комменсализм Паразитизм Взаимовыгодное сожительство, при котором присутствие партнера является обязательным условием существования каждого из организмов, например сожительство корней растений с клубеньковыми бактериями и грибами. Форма симбиоза, при которой сожительство партнеров приносит обоим очевидную пользу, но их связь необязательна, как между раком-отшельником и актинией. Это форма взаимоотношений, при которой один из партнеров извлекает из них пользу, а другому это безразлично (эпифиты и древесные растения). Использование одним организмом другого в качестве места обитания и постоянного источника питания, причем организму-хозяину наносится очевидный ущерб (острица детская и человек).

Слайд 6

Мутуализм. Мутуали́зм — широко распространённая форма взаимополезного сожительства, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них. Преимущества, которые получает организм, вступающий в мутуалистические отношения, могут быть различны. Часто по крайней мере один из партнёров использует другого в качестве пищи, тогда как второй получает защиту от врагов или благоприятные для роста и размножения условия. В других случаях вид, выигрывающий в пище, освобождает партнёра от паразитов, опыляет растения или распространяет семена . Взаимовыгодные связи могут формироваться на основе поведенческих реакций, например, как у птиц, совмещающих собственное питание с распространением семян. Иногда виды-мутуалисты вступают в тесное физическое взаимодействие, как при образовании микоризы (между грибами и растениями. Тесный контакт видов при мутуализме вызывает их совместную эволюцию.

Слайд 7

Комменсализм В зависимости от характера взаимоотношений видов-комменсалов выделяют три вида комменсализма : Комменсал ограничивается использованием пищи организма другого вида (например, в извивах раковины рака-отшельника обитает кольчатый червь из рода Nereis , питающийся остатками пищи рака ); Комменсал прикрепляется к организму другого вида, который становится «хозяином» (например, рыба-прилипала плавником-присоской прикрепляется к коже акул и др. крупных рыб, передвигаясь с их помощью ); Комменсал селится во внутренних органах хозяина - ( например, некоторые жгутиконосцы обитают в кишечнике млекопитающих).

Слайд 8

Рыба-клоун и актиния. Коралловые рыбы рода Амфиприон , называемые «рыбой-клоуном », симбиоз с актиниями — морскими кишечнополостными «морскими анемонами» -актиниями. Щупальцы актиний оснащены нематоцистами или стрекательными нитями, яд которых способен в течение нескольких секунд парализовать мелкую рыбу.При возникновении опасности рыбы-клоуны мгновенно прячутся среди смертоносных щупалец актинии, которые не приносит им никакого вреда . Актиния обеспечивает рыбе-клоуну безопасное убежище, а та в свою очередь оберегает актинию от разных мелких хищников, например от рыб-бабочек, с удовольствием откусывающих щупальца актиний .

Слайд 9

Тридактна и Зооксантеллы ( симбиодиниум ) . У моллюсков тридакн зооксантеллы обитают внеклеточно , между клеток мантии. Клетки обеспечивают зооксантелл неорганическими соединениями, полученные из морской воды (углекислый газ, бикарбонат, аммоний, нитраты, фосфаты водорода)и получают, которые образуются в результате распада органических соединений, полученных от зооксантелл (глицерин, глюкоза, аминокислоты, жиры ).

Слайд 10

Медоед-ратель и медоуказчик-разведчик . Медоуказчик — маленькая бурая птичка. Медоед — барсук ратель , живущие в Африке . Медоуказчик находит гнездо диких и летит к норе рателя . Тот слышит сигнал,вылезает,а медовед ведет его к пчелиному борту . Барсук разоряет пчелиный борт, ест мед и детку, а медоуказчику оставляет пустые соты,т.к . птица может питаться воском. В желудке у медоведа симбиотические бактерии и дрожжи. Они разлагают воск, превращая его в жирные кислоты.

Слайд 11

Осы и оропендола Водятся в Центральной Америке птицы оропендолы . Они плетут очень сложные, похожие на кувшины гнезда, которые подвешивают к ветвям деревьев . Птицам нелегко уберечь от них свое потомство, но в «кувшины» оропендол хищники забираться не рискуют, потому что всегда рядом с ними висят на ветке опасные шары — гнезда ос. Оропендолы обычно вьют гнезда на ветках, где поселились осы. Своих соседей — птиц — осы не трогают, но всех незваных гостей жалят без пощады . Содружество ос и оропендол интересно тем , что, пользу от него получают только птицы. Осы же лишь терпят своих соседей.

Слайд 12

Гаттерия и буревестник В Новой Зеландии на скалистых островах, живет трехглазая (атавизм) ящерица гаттерия, или туатара, она не любит солнца. На Новозеландских островах гнездятся в подземных жилищах буревестники. Птицы и пресмыкающиеся мирно уживаются. И нередко в одной норе, в глубине хода, на подстилке из листьев живут две семьи — туатара и буревестники.

Слайд 13

Голотурия и фиерасферы Голотурии— одни из самых безобидных тварей. У них нет ни зубов, ни колючек. Лежат на дне моря, едят ил, а в хищников стреляют своими внутренностями! Пока хищник пожирает принесенные в жертву внутренности, голотурия удирает. Дней через девять-двенадцать у нее вырастут и новый кишечник и новые легкие. Рыбка-фиерасфер подплывает к голотурии и сует в отверстие, которым она дышит, кончик хвоста. Потом начинает извиваться и заползает в голотурию хвостом вперед. Иногда не один, а сразу три-четыре квартиранта поселяются в «животе» у голотурии. Днем рыбки спят, а ночью вылезают и отправляются за добычей. Какая голотурии от рыбок польза — непонятно.

Слайд 14

Рыба-еж и рыба-муха У рыб-ежей (скалозубов) тело усажено длинными и острыми иглами. У некоторых иглы могут даже, как у настоящих ежей, топорщиться и прижиматься . Увидит издали акулу — сейчас же начинает воду глотать и раздувается, как шар . Рыба-муха ловит рачков-паразитов, которые прячутся между иглами на спине у рыбы-ежа , назойливая рыбешка везде ее находит . Без рыбы-мухи рыб-ежей бы заели раки-блохи . Поэтому рыбки никогда не расстаются. Рыба-муха кормится, всасывая с кожи скалозуба всяких паразитов.

Слайд 15

Муравьи, тли и бабочки Муравьи защищают колонии тлей и переносят насекомых на новые растения. Тли питаются соком растений и выделяют избыток сахара в виде медвяной росы, которую охотно съедают муравьи. Поэтому муравьи отгоняют от колонии тлей врагов. Рыжие лесные муравьи уносят в муравейник личинок бабочек из семейства голубянок. Там они заботятся о них, кормят их, потому что личинки выделяют вещество, необходимое для производства муравьиной кислоты.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"

Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...

Внеклассное мероприятие "Экология вокруг нас"

Цель: активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, личную причастность и значимость в природоохранных мероприятиях.Задачи:Формирование познавательного интереса, коммуникат...

статья "Межшкольное содружество толерантных соседей"

Работа межшкольного объединения учителей...

авторская работа по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов по теме "Химия и экология - содружество двух наук"

В работе представлена программа для внеурочной деятельности с учащимися 9-х классов или данная работа может быть использована в качестве вариантивной части рабочей программы для привлечения внимания у...

Программа кружка дополнительного образования "Экология вокруг нас"

Программа кружка дополнительного образованият "Экология вокруг нас"...

Урок по экологии "Симбиоз в экосистемах" (10 - 11 классы)

Урок является средством активизации познавательной (рефлексивной) деятельности старшеклассников благодаря использованию элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо и спос...