Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"
методическая разработка по внеклассной работе (8 класс) по теме
Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра по биологии и экологии "Мир вокруг нас".doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ? ГДЕ ? КОГДА ? « МИР ВОКРУГ НАС ».
( ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ 8 – 9 КЛАССОВ )
Цель: развитие логического мышления, памяти, познавательной активности; воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.
Оформление: пословицы на бумажных листах :
«Умный товарищ – половина дороги»
«Умные речи приятно и слушать»
«Думай дважды, говори раз»
«Думают думу без шуму».
Оборудование: 1.Волчок со стрелкой;
2.Табло;
3.Настольные игры для обозначения игровой минутки;
4.Часы;
5.Гонг;
6.Конверты с заданиями;
7.Стол, стулья;
8.Задания для болельщиков.
Содержание игры: 1.Объяснение правил игры, напомнить, как игра проходит на
телевидении;
2.Из зрителей выбрать 8 человек.
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР:
1.Начало – нота, потом оленя украшение,
А вместе – место оживленного движения. ( до + рога = дорога)
2. Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке.
Но если «д» на «б» ты сменишь,
Во мне утонешь, как в реке. ( долото – болото )
3. Я по России протекаю,
Я всем известна, но когда
Ко мне прибавишь букву с краю,
Свое значенье я меняю
И птицей становлюсь тогда. ( и + Волга = иволга )
4. Два слога первые – цветок,
Татарский царь – мой третий слог,
А «ь» поставь в конец
Коль отгадаешь – молодец! (астра + хан = Астрахань)
5. На берегу морском я круглый год валяюсь,
Отнимешь «ь», и вверх я устремляюсь. (галька – галка)
6. Какие птицы выводят птенцов зимой ? (клесты)
7. Какие птицы не садятся ни на воду, ни на землю ? (стрижи, ласточки)
8. С буквой «к» живу в лесу,
С буквой «ч» овец пасу. (кабан – чабан )
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТНИКОВ
Игроки садятся за стол. Выбирается капитан, проходит представление игроков зрителям.
ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ
На столе, по окружности, лежат конверты с вопросами, между ними – 3 игровых паузы ( в роли игровых пауз могут выступать различные головоломки )
Знатоки заводят волчок. Время обсуждения – 1 минута. Капитан выбирает того игрока, который будет отвечать.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗНАТОКОВ
1.Учеными было замечено странное поведение обыкновенных ежей. Поймав жабу, еж впивается зубами в ее околоушные железы, после чего обильно смазывает свои иголки выделяемой слюной. Как объяснить такое поведение ежа?
ОТВЕТ: Слюна этих видов жаб, на которых охотятся ежи, ядовита. Смачивая свои иголки ядовитой жидкостью, ежи создают себе дополнительную защиту от своих врагов.
2.Плодовитость трехиглой колюшки по сравнению с другими рыбами очень мала – от 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне. Почему?
ОТВЕТ: У трехиглой колюшки очень развит уход за потомством, в отличие от других рыб. Поэтому численность отложенных яиц у нее невелика.
3.Однажды в холодный осенний день из Юго-Восточной Азии в адрес российского зооцентра прибыл живой груз – 24 удава. Принимающий животных специалист без опаски рассматривал каждое животное. Таможенники решили, что он их загипнотизировал, так как змеи вели себя очень спокойно. Как вы объясните поведение удавов?
ОТВЕТ: Температура тела рептилий непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды. В теплую погоду они активны и малоподвижны в прохладную. Этим объясняется спокойное поведение удавов.
4.Некоторые морские птицы, например, фрегаты, имеют недоразвитую копчиковую железу. Они летают над океаном и никогда не удаляются от берега на большие расстояния. Сильный дождь, застигший фрегата вдали от берега, представляет для него смертельную опасность. Почему?
ОТВЕТ: Сильный дождь вызывает намокание перьев у фрегата, так как из-за недоразвитости копчиковой железы они не смазываются специальным жиром. Намокание крыльев ведет к резкому увеличению массы тела, что может привести к гибели. Рыбу они хватают слету, на воду практически не садятся.
5. На теле медузы сарсии из Баренцева моря встречаются небольшие медузки кунины. У кунин есть длинный хоботок и отсутствует колокол, обычный для других медуз. Многочисленными щупальцами кунины держатся за сарсию. Чем объяснить необычный внешний вид кунин ?
ОТВЕТ: Колокол медузе необходим для движения в воде: ритмичные сокращения колокола вызывают выталкивание из него воды (реактивный способ движения ). Кунины же передвигаются на сарсие, поэтому колокол как средство передвижения у них редуцировался.
6. На одном из морских мелководий существовало сообщество из 8 видов малоподвижных животных: моллюсков мидий и морских блюдечек, сидячих рачков и морских желудей, морских уточек и других. Всеми ими питался один вид хищника – крупная морская звезда, которая больше всех поедала мидий. Чтобы сохранить сообщество, всех морских звезд выловили и удалили. Через некоторое время на участке не осталось никаких видов, кроме мидий. Объясните, как это могло произойти?
ОТВЕТ: Мидии, численность которых не сдерживалась хищниками, вытеснили другие виды сидячих животных как более сильные конкуренты.
7. Почему естественное загрязнение атмосферы не нарушает происходящих в ней процессов? В чем опасность загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий?
ОТВЕТ: Вещества, попадающие в атмосферу при естественном загрязнении быстро включаются в естественные круговороты, так как эти вещества всегда были и есть в природе. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, которых часто не бывает в природе: фреоны, пыль тяжелых металлов, радиоактивные вещества. Эти вещества могут нарушить естественные природные процессы.
8. У некоторых водных позвоночных, например у акул, скелет состоит не из костей, а из эластичного хряща. У наземных позвоночных скелеты только костные. Как это объяснить с экологической точки зрения ?
ОТВЕТ: В воде вес животных облегчается действием выталкивающей силы. В наземно-воздушной среде нужен более прочный скелет из-за низкой плотности воздуха.
9. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает 2 метров, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое – фирма по производству спортивной одежды и обуви в США. Назовите это животное.
ОТВЕТ: Ягуар, или пума.
10. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у низ были одинаковые, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров ?
ОТВЕТ: Серебро.
11.Эта водоросль была отправлена вместе с другими живыми растениями в кабине космического корабля «Восток-2». Она и сейчас постоянно используется в биологических экспериментах на космических станциях. С чем связано ее использование в условиях космоса?
ОТВЕТ: Хлорелла. Она является самой продуктивной водорослью – улавливает 7-12 % солнечного света, вместо 1-2% цветковых.
ИГРОВАЯ ПАУЗА № 1
Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.
- Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще).
- Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).
- На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
- Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)
- Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).
- Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).
- Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа- не волк, в лес не убежит).
- Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу – кобыле легче).
- При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки
движения вокруг своей оси. (Хочешь жить – умей вертеться ).
- Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения
кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший
злачный стебель. ( Утопающий хватается за соломинку ).
ИГРОВАЯ ПАУЗА № 2 « САМЫЙ…САМЫЙ…»
- Самое упрямое домашнее животное. ( Осел ).
- Самое распространенное в России дерево. ( Лиственница ).
- Самая большая змея. (Удав анаконда – 11м, 200кг )
- Самая большая сухопутная ящерица. ( Варан ).
- Неморская птица с самым большим размахом крыльев. ( Кондор, 2,8 – 3м ).
- Самая крупная обезьяна.( Горилла ).
- Самая крупная ягода . ( Тыква ).
- Кто является самым верным другом человека среди животных? ( Собака ).
- Назовите самый первый способ передвижения, который осваивает человек. ( Ползание ).
- Назовите самую большую рыбу. ( Гигантская или китовая акула ).
- Самое скоростное сухопутное животное. ( Гепард, 110км1ч ).
- Самый хитрый зверь в русских народных сказках. ( Лиса ).
- Животное с самыми большими ушами. ( Слон ).
- Назовите самое простейшее животное, состоящее из одной клетки. ( Амеба ).
- Назовите самый популярный в Голландии цветок. ( Тюльпан ).
- Самое крупное из сегодня обитающих на Земле пресмыкающихся. ( Крокодил ).
- Самое крупное млекопитающее животное. ( Синий кит ).
- Птица – обладатель самого большого в мире клюва. ( Пеликан ).
- Самая высокая трава. ( Бамбук, 30 – 40м ).
- Самая ядовитая змея. ( Кобра ).
ИГРОВАЯ ПАУЗА № 3 «ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ».
- На греческий – «учение о жилище». (экология).
- На латинский – «восстановление».(регенерация).
- На латинский – «окраска». (пигмент).
- На латинский – «помесь». (гибрид).
- На латинский – «народ, население». (популяция).
- На греческий – «совместная жизнь». (симбиоз).
- На греческий – «учение о животных». (зоология).
- На греческий – «сам питаюсь». (автотроф).
- На греческий – «слово (учение) о жизни». (биология).
- На латинский – «уничтожение, народ». (депопуляция).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ
Подсчитывается результат, все участники награждаются небольшими сувенирами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по биологии "Счастливый случай"- "Очевидное-невероятное вокруг нас..."
Данный материал поможет учителям биологии провести одно из общешкольных мероприятий в рамках предметных недель...
Внеклассное мероприятие : "Занимательная химия. Химические реакции вокруг нас"
химические загадки, описание опытов, занимательный материал по химии, химические игры...
Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе «Растения вокруг нас!»
«Растения вокруг нас!»Цель: систематизировать и обобщить знания по царству: «Растения».Задачи: формировать умение применять знания на практике. Развивать умения быстро ориентироватьс...
Внеклассное мероприятие по биологии 5-9 класс для детей с ОВЗ «Турнир. Птицы вокруг нас»
Внеклассное мероприятие по биологии для детей с ОВЗ "Турнир. Птицы вокруг нас". Разработка поможет воспитать бережное и нравственное отношение к природе и обобщить знания о птицах. Презентац...
Внеклассное мероприятие по биологии и экологии в 7 классе: «Что? Где? Когда?»- «Мир вокруг нас»
Внеклассное мероприятие по биологии и экологии в 7 классе: «Что? Где? Когда?»- «Мир вокруг нас»...
Внеклассное мероприятие по физике "Тепловые явления вокруг нас"
Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8 класса...
Внеклассное мероприятие по физике КВН «Физика вокруг нас»
Внеклассное мероприятие по физике КВН «Физика вокруг нас» 9 класс орма проведения: игра КВНВременные рамки: один урок.Участники игры: две ком...