Практическая работа «Изучение способов адаптации гидробионтов на территории ХМАО-Югра».
план-конспект урока по экологии (9, 10, 11 класс) на тему
Представлена практическая работа по экологии для обучающихся 9-11 классов «Изучение способов адаптации гидробионтов на территории ХМАО-Югра».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotki_zanyatiy.docx | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 2. Практическая работа № 1
«Изучение способов адаптации гидробионтов на территории ХМАО-Югра».
Цель:
- образовательная: научить учащихся выявлять способы адаптации живых организмов к факторам, действующим в водной среде;
- развивающая: развивать умение работать в группе, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности в природе;
- воспитательная: воспитывать чувство ответственности за охрану окружающей среды.
Материал и оборудование: изображения различных водных организмов, обитающих в водоемах ХМАО-Югры.
- Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).
- Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
- Выполнение практической работы
Сегодня на уроке мы попробуем побыть в роли экологов. Давайте попробуем описать адаптации к различным факторам, действующим в водной среде. Далее учащиеся оформляют запись практической работы и совместно с учителем приступают к выполнению работы.
Рассказ учителя. В водной среде выделяют несколько экологических групп организмов:
- плейстон, нейстон – обитатели поверхностной пленки воды;
- планктон (фито- и зоо-) – организмы парящие в толще воды;
- нектон – животные, способные к быстрому плаванию и преодолению силы течения;
- бентос – придонные обитатели.
1. Рассмотрим приспособления которые позволяют повышать плавучесть. Рассмотрите изображения водных обитателей и подумайте, какие есть у водных обитателей приспособления, которые позволяют им лучше плавать?
- газовые и жировые включения. Например, жировая капля – поплавок помогающий икринкам рыб удерживаться на поверхности, кроме того, они служат пищей развивающемуся зародышу. Саргассовы водоросли усеяны усеяны шаровидными воздушными пузырьками, которые поддерживают их плавучесть.
- снижение массы тела за счет увеличения содержания в теле воды. Например, медузы, накапливающие до в своих телах, не имеющих скелета до 95% воды.
- накопление газа в организме (воздушный пузырь рыб).
2. Рассмотрим приспособления которые позволяют преодолевать силу течения. Рассмотрите изображения водных обитателей и подумайте, какие есть у водных обитателей приспособления, которые позволяют им преодолеть силу течения?
- развитая мускулатура.
- торпедообразная форма тела.
- слизь на поверхности тела, плавники и ласты.
3. Подумайте, какие есть приспособления у водных обитателей для усвоения растворенного кислорода и к его недостатку?
- жабры, анабиоз.
- дыхание всей поверхность тела.
- способность дышать атмосферным воздухом.
- наличие специальных дыхательных пигментов и способность к медленному дыханию.
4. Рассмотрите рисунки и подумайте, какие есть приспособления у водных обитателей к недостатку света?
- эхолокация.
- биолиминисценция.
- редукция глаз.
5. Приспособления к пересыханию водоема.
При пересыхании водоемов многие организмы способны к гипобиозу – закапываются в ил, переходя в состояние сниженной жизнедеятельности (щитни, моллюски, планарии, ветвистоусые рачки). Многие образуют цисты (инфузории, черви, амебы).
Записать вывод. В конце занятий учить подводит итоги выполнения практической работы.
IV. Домашнее задание – перечислите изменения каких характеристик водной среды могут создавать преграды для расселения рыб и водорослей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа "Изучение горных пород по образцам"
Практическая работа "Изучение горных пород по образцам"...
Практическая работа «Изучение особенностей восприятия различных районов города».
Практическая работа «Изучение особенностей восприятия различных районов города»...
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания....
Практическая работа «Изучение жизни в почве и способы адаптаций к ней живых организмов на территории ХМАО-Югра».
Представлена практическая работа по экологии «Изучение жизни в почве и способы адаптаций к ней живых организмов на территории ХМАО-Югра» для обучающихся 9-11 класов....
Протокол заседания жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике на территории ХМАО – Югры в 2018-2019 учебном году
Протокол заседания жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике на территории ХМАО – Югры в 2018-2019 учебном году....
Протокол заседания жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике на территории ХМАО – Югры в 2019-2020 учебном году
Протокол заседания жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике на территории ХМАО – Югры в 2019-2020 учебном году...
Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»
Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»...