«И В ТУНДРЕ БУДУТ ЯБЛОНИ ЦВЕСТИ…»
проект по экологии на тему
Проект посвещен разработке технологии по растениеводству в условиях Крайнего Севера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.1.2._rabota.docx | 296.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Республики Коми
КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
Итоговая проектная работа
слушателя семинара по программе
«Внедрение энергосберегающих технологий в школах, расположенных в муниципальных районах, по территории которых находятся особо охраняемые природные территории Республики Коми»
«И В ТУНДРЕ БУДУТ ЯБЛОНИ ЦВЕСТИ…»
Исполнитель: Панюкова Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования,
ГОУДОД «Коми РЭБЦ»
Сыктывкар
2012
В большинстве регионов нашей страны с приходом весны любители огородов с радостью ждут начало сезона посадок, чтобы потом холодной зимой с удовольствием вкушать плоды со своего огорода.
К сожалению, жители заполярной Воркуты не имеют возможности радоваться выращенным собственными руками продуктам, так как принято считать, что северные суровые погодные условия не позволяют заниматься земледелием. А так ли это?
Теоретическая справка говорит: Воркута расположена примерно в 150 километрах севернее Полярного круга и всего в 140 км от побережья Северного Ледовитого океана, среднегодовая температура –6,6°C, средняя температура июля составляет +11,7°C (максимальная +33°C), января −20,6°C (минимальная −52,4°C). Отсюда вывод – земледелие в открытом грунте невозможно.
Разве есть что-либо невозможное в XXI веке? Нет, просто не найдены на данный момент те методы, с помощью которых можно включить тундрово-глеевую почву в систему земледелия.
Цель работы: поиск методов использования тундрово-глеевой почвы в системе земледелия и как результат этого растениеводство в открытом грунте.
Поставлены следующие задачи:
- изучение исследований в данной предметной области;
- поиск и нахождение методов окультуривания и ускорения почвообразовательных процессов тундрово-глеевой почвы;
- расчет средств необходимых для растениеводства в открытом грунте в районе Крайнего Севера.
В 50-е годы XX века в связи с развитием Печорского угольного бассейна и ростом численности населения в этом регионе резко возросла потребность в свежем молоке, и, следовательно, в кормах местного производства для животноводческих хозяйств. Продиктованное широкой программой освоения Крайнего Севера расширение границ земледелия – одна из чётко выраженных и устойчивых тенденций развития сельского хозяйства в те годы.
С 1958 года в Институте биологии Коми НЦ УрО РАН были проведены исследования по выявлению возможности сельскохозяйственного использования тундровых земель.
На основе идей академика Н.И.Вавилова о возможной северной границе земледелия и исследований профессора Б.А.Тихомирова в тундровой зоне, под руководством кандидата сельскохозяйственных наук И.С.Хантимера был разработан оптимальный приём сельскохозяйственного освоения внепойменных тундровых земель с использованием адаптированных к местным условиям многолетних трав – метод «залужения», то есть создания многолетних агроценозов.
Важно подчеркнуть, что залужение тундровых земель и травосеяние в обычном понимании – не одно и то же. Посевы трав, практикуемые в южных регионах страны, входят в севообороты и, как правило, характеризуются краткосрочным пользованием. Залужение тундры является специфическим способом длительной сельскохозяйственной эксплуатации земель, ведения хозяйства в целом в экстремальных почвенно-климатических условиях.
Рис.1 Сеяный луг в бассейне реки Воркута
Результаты исследований были обобщены И.С. Хантимером в монографии [2], где представлена система агротехнических приёмов обработки земель, создания, ухода и эксплуатации многолетних агроценозов – сеяных лугов. В работе приведены конкретные указания для использования луговых растений в культуре. Особое внимание уделено биологии и экологии двух ведущих луговых злаков – лисохвоста лугового и мятлика лугового местной популяции, послуживших основой для заложения первого многолетнего сеяного луга на внепойменных землях, который существует по сегодняшний день, и аналогов которому за Полярным кругом в мире нет (рис.1).
До 1997 года в Воркуте существовало тепличное хозяйство (рис.2), где выращивались овощи для продажи населению.
Рис.2 Воркутинская теплица [ 3]
Всё вышеперечисленное лишний раз доказывает, что земледелие в зоне тундры возможно при создании особых условий.
Для введения тундрово-глеевой почвы в систему земледелия необходимо знать особенности данного вида почвы.
Характеристики тундрово-глеевой почвы:
Рельеф тундры в основном равнинный с невысокими холмами и большим количеством замкнутых понижений, занятых многочисленными озёрами и речными долинами.
Растительность в тундре слаборазвитая, карликовая, в основном мохово-лишайниковая, из кустарников широко распространены карликовые формы берёзы и ивы, из кустарничков – брусника, черника, клюква, из травянистых растений – злаки.
Почвообразующие породы – главным образом ледниковые отложения и осадки бореальной морской трансгрессии.
Особенности почвообразовательного процесса: он протекает при избытке влаги и недостатке тепла из-за близкого расположения вечной мерзлоты, поэтому почвы тундры имеют укороченный профиль.
Рис.3 Строение почвенного профиля [1]
На поверхности тундрово-глеевых почв залегает лишайниково-моховая торфяная подстилка – A0, под ней – грубо-гумусовый горизонт темно-серого или буро-серого цвета – А1, а затем, до мерзлоты расположен хорошо выраженный голубовато-сизый с охристыми или ржавыми пятнами глеевой горизонт – G. Содержание гумуса невелико – в среднем 1-3 %. Верхние горизонты имеют кислую реакцию (рН = 4,5-5,5). |
На основании вышеперечисленных характеристик почвы предлагаю следующие мероприятия по окультуриванию тундрово-глеевой почвы:
- внесение органических (навоз, компосты, торф, солома) и минеральных (азотные, фосфорные, калийные) удобрений, то есть, создание системы удобрений – это научно обоснованное оптимальное сочетание видов удобрений, доз, сроков и способов внесения для конкретной сельскохозяйственной культуры в конкретных почвенных и климатических условиях;
- известкование кислых почв – метод химической мелиорации кислых почв, заключающийся во внесении в них известковых удобрений: кальцита, доломита, известняка, отходов сахарного производства, гашёной извести и так далее;
- гребневание – один из приёмов водозадержания на полях, при котором поперёк склона с промежутками в 1-5 м создаются борозды и подпорные гребни;
- снегозадержание – агротехнический приём, заключающийся в задержании и накоплении на полях снега; снегозадержание проводят для увеличения запасов влаги в почве и для утепления зимующих растений;
- введение необходимой системы земледелия – комплекс взаимосвязанных технологических (агротехнических), мелиоративных и организационных мероприятий по использованию земли, восстановлению и повышению плодородия почвы; для тундрово-глеевой почвы наиболее подходящей является травопольная система земледелия – это система, при которой часть пашни занята многолетними бобовыми и злаковыми травами, восстанавливающими и повышающими плодородие почвы.
При правильном проведении мероприятий по окультуриванию тундрово-глеевой почвы растениеводство в открытом грунте возможно! Для зоны тундры приемлемыми, по-моему мнению, будут такие отрасли растениеводства как полеводство, овощеводство, цветоводство, луговодство.
Был проведен примерный расчет средств необходимых для растениеводства в открытом грунте:
Органические (торф, навоз, компост). Например, компост можно создавать при раздельном сборе пищевых отходов населения. Для этого потребуется поставить рядом с обычными мусорными баками дополнительные, отдельная машина для сбора компоста, общие баки для хранения и создания компоста, несколько человек для обработки данного удобрения. Примерная стоимость внедрения данного метода 1 млн. руб.
Неорганические (азотные, фосфорные калийные) – в широком спектре представлены различными поставщиками. Стоимость варьируется от площади обработки и процентного соотношения смеси удобрений.
Для внесения удобрений и известкования может использоваться культиватор для междурядной обработки почвы с комплектом роторов и с подкормочным приспособлением для внесения сыпучих минеральных удобрений КОН-2,8А – стоимость 133 551 руб.
Для проведения гребневания можно использовать трактор МТ-180D, стоимость которого составляет 329 000 руб.
Снегозадержание. Постройка снегоудерживающих конструкций из дерева: деревянные балки (от 200 руб. 1 шт.), люди для установки.
Посев культур также может осуществляться с помощью техники, например в ветроэрозионных районах используют специальные стерневые сеялки-культиваторы СЗС-2,1; СЗС-2,1М; ЛДС-6.
Библиографический список
- Основы сельского хозяйства: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов/ И.М.Ващенко, В.Г.Лошаков, Б.А.Ягодин и др.; Под ред. И.М.Ващенко. – М.: Просвещение, 1987. – 576с.:
- Хантимер И.С. монография «Сельскохозяйственное освоение тундры» Л.: Наука, 1974. 227 с.
- Электронный ресурс http://img-fotki.yandex.ru/get/3109/koner-koner.0/0_5b2f_2233021b_S
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии "Бабочка-капустница.Яблонная плодожорка" в 8 классе специальной (коррекционной) школы
Данный урок дополнен красочной презентацией, которая позволяет учителю активизировать деятельность учащихся и сделять урок более наглядным....
Проект классного часа "Яблочко от яблони всегда недалеко падает?"
Классный час разработан для учащихся 10-11 классов. Тема дает возможность старшекласснику задуматься о роли человека в разв...
Методика создания панно "Яблоня в цвету"
В материате представлена методика выполнения панно "Яблоня в цвету"...
Яблоня
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------...
Яблоня сотрудничества
Занятие знакомит детей с понятием "сотрудничество". Дает возможность испытать на практике необходимость сотрудничества....
Внеклассная работа КВН "И на Марсе будут яблони цвести ..."
Предметная декада физики и астрономии интересна не только тем, кто изучает физику, но и младшим школьникам. Для них организовываются мероприятия, развивающие интерес к изучению физики и а...
эссе"Мои ученики будут узнавать новое не от меня;они будут открывать это сами"
В данном эссе определяется главная задача учителя -помочь детям раскрыться и развить собственные идеи....