Яблоня
план-конспект урока (7 класс) по теме
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_yablonya.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42
УРОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА
ТЕМА: « ЯБЛОНЯ»
7 КЛАСС
Учитель сельскохозяйственного труда
Маркина Ольга Юрьевна
2009-2010 учебный год
Тема урока:
« Яблоня ».
Цель :
познакомить обучающихся с особенностями
плодового дерева яблони , ее строением ,
сортами .
Задачи:
образовательные:
- Познакомить обучающихся с особенностями
плодового дерева яблони , ее строением ,
сортами.
- Закрепить знания по теме:
« Строение плодового дерева ».
коррекционно – развивающие:
- Способствовать развитию логического мышления и памяти обучающихся.
- Корригировать восприятие , мышление.
- Способствовать развитию абстрактного мышления .
воспитательные:
- Развивать у учащихся понимание
важности сельскохозяйственного труда
для самостоятельной жизни.
- Прививать учащимся навыки само-
контроля.
- Воспитывать у учащихся любовь к
садовым растениям .
Наглядность:
фотографии плодовых деревьев
таблица : « Строение плодового дерева »
натуральные образцы плодов яблони
Оборудование:
учебник
индивидуальные карточки
План урока:
1.Организация начала урока. 1 мин.
2.Проверка домашнего задания. 10 мин.
3.Подготовка обучающихся к усвоению нового материала. 1 мин.
4.Сообщение нового материала. 15 мин.
5. Закрепление полученных знаний. 10 мин.
6. Подведение итогов. 3 мин.
Ход урока:
1.Организация начала урока.
Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.
Учитель :
-Ребята ,
Встаньте , подравняйтесь ,
Мило улыбнитесь ,
А теперь за парты
Правильно садитесь .
а) Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
б) Проверка готовности обучающихся к уроку.
в) Настрой обучающихся на работу на уроке.
Учитель :
Прозвенел уже звонок ,
Начинаем наш урок .
Будьте все внимательны ,
Прилежны и старательны.
- Скажите , какой сейчас урок ?
- Какой он по счету ?
2.Проверка домашнего задания.
Цель :установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания.
Учитель :
-Ребята , на этом уроке мы будем изучать тему « Яблоня ». Сегодня вам предстоит познакомиться с особенностями этого плодового дерева .
Но прежде чем приступить к изучению нового материала , скажите , какую тему вы изучали на прошлом уроке ?
Учитель :
- Чтобы вы вспомнили названия плодовых деревьев , я загадаю вам несколько загадок . Ваша задача их разгадать .
1.Загадки.
Плод все лето
Зеленого цвета ,
А ранней осенью –
Красный , с просинью .
(СЛИВА)
Весной повисло –
Все лето кисло ;
А сладким стало –
На землю упало .
(ЯБЛОКО)
Весной висят качаются
Беленькие венчики ,
А летом превращаются
В красные бубенчики.
(ВИШНЯ)
Есть в саду плод ,
Сладок , как мед ,
Вкусен , пригож ,
С лампочкой схож .
(ГРУША)
Вишни ягода – подруга,
Только я расту на юге .
Я вкусна , красива внешне,
А зовут меня………
(ЧЕРЕШНЯ)
Плод со вкусом кисло – сладким ,
В Новый год кладут в подарки ,
Очень дружен с апельсином ,
Называюсь …….
(МАНДАРИНОМ)
Просто всем на удивленье
Каждый плод мой загляденье.
Бархатный ношу наряд ,
Абрикосу старший брат .
(ПЕРСИК)
Учитель :
-Молодцы , ребята . А какие из этих растений распространены в нашей местности ?
Учитель:
-Ребята , сейчас предлагаю вам игру «Самый внимательный»
2.Игра «Самый внимательный»
Каждому из учащихся раздается набор слов .
Необходимо подчеркнуть только названия частей плодового дерева . На выполнение этого задания у вас есть 1 минута .
2 уровень
Ветки
Корень
Ствол
Стебель
Почки
Листья
Цветки
Плоды
Ягоды
3 уровень
Корень
Ягоды
Стебель
Листья
Почки
Цветки
Плоды
3.Игра «Почта»
Учитель:
-А теперь я предлагаю вам игру «Почта»
Представьте , что я ваш друг по переписке. Я не знаю ответов на некоторые интересующие меня вопросы . Эти вопросы я и задам вам в своих письмах . Ваша задача мне помочь .
Письмо 1 ( 2 уровень)
Здравствуй !
Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание
Задание :
Вставь пропущенные слова в тексте .
Продолжение ствола от нижних ветвей до верхушки называется ……………………. ……………………. Ветви плодового дерева бывают разной толщины . Крупные ветви называются…………………………,
менее крупные …………………………., а самые
мелкие - ………………………...
Стеблевые приросты с молодыми листьями называются ……………………..
Письмо 2 (2 уровень)
Здравствуй !
Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание
Задание :
Вставь пропущенные слова в тексте .
Побеги плодовых деревьев различаются по длине и по назначению . Удлиненные побеги – это побеги …………., увеличивающие длину центрального проводника и ветвей , короткие побеги - ……………………..
Зачаточный , не развернувшийся побег называется ………………
Из ростовых почек образуются ростовые побеги, а из цветковых почек -………………………………………….
Письмо (3 уровень)
Здравствуй !
Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание
Задание :
Вставь пропущенные слова в тексте .
Корневая система плодового дерева состоит из
………………… , ……………………. и ………………. корней . Мелкие обрастающие корни образуют
………………. …………… .
Часть корней плодового дерева , которая растет вниз называется ………………….. корнями , а корни растущие в стороны …………………….. корнями.
Письмо 4 ( 3 уровень)
Здравствуй !
Пожалуйста , помоги мне выполнить следующее задание
Задание :
Выбери из скобок правильный ответ , подчеркни его.
Наиболее развитая , утолщенная основная часть стебля называется ( веткой , стволом ). Нижняя часть ствола между корневой шейкой и нижними ветвями дерева – это (штамб , крона ) . Все ветви дерева образуют его (крону , обрастающие ветви ) .
Учитель :
-Молодцы ребята , я поняла ,что вы усвоили материал по теме : «Строение плодового дерева ».
А теперь немного отдохните.
Физкультминутка.
(Физкультминутку проводит учащийся ).
Мы с корзинами большими
Урожай собрать решили .
Яблоки в саду мы рвали
И немножечко устали .
Потянулись , посидели ,
Друг на друга поглядели ,
Отдохнули , снова встали
И все яблоки собрали .
3.Подготовка обучающихся к усвоению нового материала.
Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся.
Учитель :
- Тема нашего урока : « Яблоня ». Сегодня вам предстоит
познакомиться с особенностями плодового дерева яблони , строением и сортами .
4.Сообщение нового материала.
Цель: дать обучающимся конкретное представление о строении плодового дерева яблони.
Учитель :
- Яблоня – древнейшее из плодовых растений . Родиной дикой яблони является вся средняя Европа . Упоминания об этом плодовом дереве были найдены в сочинениях древнегреческих писателей еще за 4 века до нашей эры . В России яблоня прижилась настолько , что стала одной из самых распространенных культур . Трудно встретить сад в нашей местности , в котором не росли бы яблони .
В настоящее время в нашей стране насчитывается более 3000 сортов этого плодового дерева . Яблоня живет долго , до 70 лет и более . Начинает плодоносить на 7-8 год своей жизни . Хорошие урожаи дает в течение 30-40 лет . Яблони отличаются периодичностью плодоношения – высокие урожаи они дают через год .
Деревья яблони бывают высокие , средней высоты и
низкие . Ствол покрыт трещиноватой корой серого цвета .
1.Работа с учебником.
Учитель :
-Ребята , откройте учебник на странице 47 , рассмотрим рисунок 39 . Обратите внимание на то , что штамб яблони невысокий . Скелетные ветви отходят от центрального проводника в стороны почти горизонтально . Форма кроны может быть конической (б) , но чаще - округлой (а) .
На доску вывешивается плакат «Плодовые деревья»
Теперь рассмотрим рисунок 40 . Здесь изображены листья и цветки яблони . Листья округлые , слегка опушенные, расположены на ветви поочередно , цветки бело-розовые .
- Ребята , скажите , как называется плод яблони ?
- Какого цвета яблоки вам приходилось видеть ?
(Показ натуральных образцов яблок , макетов , фотографий) .
Учитель :
- Мякоть яблока также может быть различной окраски
белой ,зеленоватой , желтой, розовой , красноватой .
Форма плодов может быть округлой , яйцевидной , конической и др . В нижней части плода расположена плодоножка , которой яблоко прикрепляется к ветви .
Яблоки являются очень ценным продуктом питания . В их состав входит большое количество железа и витамина С .
На прошлом уроке вы узнали , что плодовые деревья делятся на косточковые и семечковые .
Как вы думаете , к какой из них относится яблоня ?
Учитель :
-Чем можно это доказать ?
Учитель :
- Сорта яблони различаются по срокам созревания. Существуют летние , осенние и зимние сорта . Яблоки летних сортов созревают летом , долго не хранятся . Осенние и зимние сорта убирают осенью . Зимние сорта более жесткие и дозревают во время хранения .
- Ребята , а кто из вас знает , в каком виде человек потребляет плоды яблони ?
(Показ фотографий консервированных яблок .)
Учитель :
-Ребята , скажите , какое сегодня число ?
Учитель :
- Ребята, разгадайте загадку .
На поля и на луга
До весны легли снега .
Только месяц наш пройдет ,
Мы встречаем Новый год .
(ДЕКАБРЬ)
-Какой сейчас идет месяц ?
-Какой этот месяц по счету в году ?
-Какой сейчас год ?
2.Работа в тетрадях.
Запись числа и темы урока.
(Обратить внимание на осанку обучающихся во время письма ; на аккуратность письма ; на соблюдение единого орфографического режима.)
3.Работа с учебником.
-Ребята , откройте учебник на странице 48 ,
давайте прочитаем материал « Сорта яблони » (читает хорошо читающий обучающийся ) и рассмотрим изображения этих сортов на форзаце учебника .
На доску вывешиваются названия сортов яблонь и проговариваются хором .
КОРИЧНОЕ
АНТОНОВКА
ШТРЕЙФЛИНГ
СЛАВЯНКА
ПАПИРОВКА
4.Работа в тетрадях:
Запись в тетради кратких сведений о яблоне.
( В это время звучит песня «Яблони в цвету» в исполнении Е.Мартынова)
Форма кроны – чаще округлая
Кора - серая
Штамб - невысокий
Скелетные ветви отходят
от центрального проводника – горизонтально
Листья - округлые , опушенные
Цветки - бело-розовые
Плоды - яблоки
Продолжительность жизни – 70 лет
Начинает плодоносить – на 7-8 год
Хорошие урожаи дает – 30-40 лет
Морозостойкость – высокая
(Обратить внимание на осанку обучающихся во время письма ; на аккуратность письма.)
5.Закрепление полученных знаний.
Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы обучающихся по новому материалу.
- Фронтальный опрос.
- Какую форму кроны имеет яблоня ? ( 2 ур.)
2.Какого цвета кора яблони ? ( 2 ур.)
Учитель :
- Молодцы . Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения «Яблонька» И. Токмаковой
Маленькая яблонька у меня в саду.
Белая - пребелая вся стоит в цвету …..
3. Какую неточность допустил автор?
Яблоню упоминали в стихах , песнях , а также в некоторых русских народных сказках . Например , в сказке «Гуси - лебеди» дети прячутся под кроной яблони .
ВОПРОС ( 2 уровень)
Пользуясь краткими сведениями в тетради , назовите две причины , по которым в этом сюжете было выбрано именно это дерево , а не какое – то другое ?
Учитель :
-А теперь , вспомните , сказку «Хаврошечка».
Я вам сейчас зачитаю несколько предложений из нее , а вы поможете мне ответить на некоторые возникающие вопросы .
1. Косточки коровушкины она в землю зарыла и каждый день в саду поливала .
ВОПРОС (2 уровень)
Что на самом деле должно было попасть в землю , чтобы выросла яблонька ?
2. Много ли времени прошло , мало ли , выросла из них яблонька , а на ней яблоки румяные .
ВОПРОС (2 уровень)
Сколько же примерно прошло времени с момента посева до плодоношения этой яблони?
ВОПРОС ( 3 уровень)
Скажите сколько лет , примерно , еще осталось жить яблоне?
ВОПРОС (2 уровень)
Сколько еще лет она будет давать хорошие урожаи ?
3.Яблочки на ней висят наливные , листья шумят золотые, веточки гнуться от тяжести .
ВОПРОС ( 3 уровень)
Как вы думаете , в какое время года происходят события ? Почему?
ВОПРОС (2 уровень)
Как вы думаете , как выглядели листья этой яблони летом ?
ВОПРОС (3 уровень)
Как вы думаете каким был сорт этой яблони по срокам созревания ?
Почему ?
ВОПРОС (3 уровень)
Как вы думаете , даст ли эта яблоня на следующий год такой же большой урожай ?
Учитель :
-Молодцы ребята , правильно ответили на вопросы . Предлагаю вам следующее задание :
2.Игра «Растеряшки».
- На доске записаны сорта яблонь , но к сожалению в них «потерялись » буквы.
Необходимо добавить эти буквы и назвать эти сорта .
К | О | Р |
| Е | ||||||||||
Ш | Т |
|
| Й | Ф |
|
| Н | Г | |||||
А | Н | О | В | А | ||||||||||
С | А | В | Я | А | ||||||||||
П | П | И | А |
6. Подведение итогов.
Цель: сделать вывод и подвести итог, как класс работал на уроке.
- Домашнее задание.
К следующему уроку прочитайте в учебнике материал «Яблоня» на странице 47-49 .
- Подведение итогов урока.
Учитель :К концу подходит наш урок ,
Давайте подведем итог .
-Ребята , что нового вы узнали на уроке ?
- Скажите , когда вы станете взрослыми и у вас будет свой
сад , разведете ли вы в нем яблони ? Какие это будут сорта ?
Учащиеся отвечают .
- Обсуждение и выставление оценок.
Учитель :
- Встаньте , ребята .
Потрудились вы на славу ,
Вас оценками хвалю .
За активную работу
Я вас всех благодарю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии "Бабочка-капустница.Яблонная плодожорка" в 8 классе специальной (коррекционной) школы
Данный урок дополнен красочной презентацией, которая позволяет учителю активизировать деятельность учащихся и сделять урок более наглядным....
Проект классного часа "Яблочко от яблони всегда недалеко падает?"
Классный час разработан для учащихся 10-11 классов. Тема дает возможность старшекласснику задуматься о роли человека в разв...
Методика создания панно "Яблоня в цвету"
В материате представлена методика выполнения панно "Яблоня в цвету"...
Яблоня сотрудничества
Занятие знакомит детей с понятием "сотрудничество". Дает возможность испытать на практике необходимость сотрудничества....
Родительское собрание на тему: "Сила положительного примера родителей или яблоко от яблони..."
Родительское собрание на тему: "Сила положительного примера родителей или яблоко от яблони..."...
«И В ТУНДРЕ БУДУТ ЯБЛОНИ ЦВЕСТИ…»
Проект посвещен разработке технологии по растениеводству в условиях Крайнего Севера...
Проект "Яблоня – дерево здоровья"
Закрепить правила и навыки экологически безопасного и грамотного общения с живым существом; упражняться в применении приобретенных знаний и умений в посильной практической природоохранной деятельности...