Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни»
методическая разработка (6 класс)

Планируемые результаты  освоения  учебного предмета

Личностные.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости;  осознание своей национальности; уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою Родину. 

 Принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения. Определять сильные и слабые стороны своей личности с помощью учителя.   

Сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности.                      

 Умения:

устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя,       

объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности.           

 Уважительно относиться к чужому мнению.

 Ставить самостоятельно цели и добиваться результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oszh_6kl_2018-2019.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Лисянская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»                    «Согласовано»                          «Утверждено»

На заседании МО                   Зам. директора по УВР                  Директор МКОУ

                                                                                                         Лисянская  СОШ

                      протокол №_____                  ___________________                ______________

                      от____________                           /ДеревянкинаС.Е. /                /Кириченко Е.В./

                                                                                                                              Приказ №______

                                                                                                                               от ___________

                       Руководитель МО

                       _______________

                      /Ряснянская В.Н./

Рабочая программа

учебного предмета

«Основы социальной жизни»
6 класс

 2018-2019 учебный год

Суркова Е.А.,

социальный педагог

с.Лиски, 2018г.

Планируемые результаты  освоения  учебного предмета

Личностные.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости;  осознание своей национальности; уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою Родину.        

 Принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения. Определять сильные и слабые стороны своей личности с помощью учителя.        

Сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности.                

 Умения:

устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя,        

объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности.        

 Уважительно относиться к чужому мнению.

 Ставить самостоятельно цели и добиваться результатов.

Регулятивные.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.        

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  проявлять инициативу и планировать свою деятельность.        

Умение:

планировать собственную деятельность и вносить свои коррективы, проявлять инициативу,

работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления) осуществлять контроль выполнения точности выполнения операций.

Коммуникативные.        

Умение:

 сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, умение добывать нужную информацию с помощью учителя,

 контролировать и оценивать свои действия с помощью учителя,        

сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своей действий; умение добывать нужную информацию,        

 сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своей действий; умение добывать нужную информацию и применять её,

 контролировать и оценивать свои действия самостоятельно.

Познавательные.        

Умение:

 находить необходимую информацию в учебнике, предложенных учителем наглядных пособиях,

преобразовывать практическую задачу в познавательную,  с помощью учителя,

планировать собственную деятельность на выполнение познавательных задач с помощью учителя.

 Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. Умение планировать собственную деятельность     

К концу 6-го класса

учащиеся планируют освоить:

  • последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
  • правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач;
  • виды одежды и обуви: правила ухода за одеждой и обувью;
  • санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
  • различные меню завтрака;
  • правила поведения за столом;
  • правила поведения при встрече и расставании;
  • почтовый адрес своего дома и школы-интерната;
  • наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;
  • виды медицинской помощи;
  • функции основных врачей-

специалистов.

  • способы вызова врача на дом;
  •  о возможном вреде самолечения;
  • записываться на прием к врачу;
  •  вызывать врача на дом;
  •  приобретать лекарства в аптеке
  • виды детских учреждений иназначение;
  • адрес дома детского творчества;
  •  какие кружки, секции имеются в
  • учреждениях и чем в нихзанимаются дети

учащиеся планируют научиться:

  • совершать утренний туалет;
  • подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезоны;
  • накрывать стол с учетом конкретного меню;
  • тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;
  • учащиеся должны уметь писать адреса на почтовых открытках;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупка билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);
  • соблюдать правила поведение в магазине;
  • оплачивать покупку;
  • выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню.
  • правильно обращаться к
  • работникам учреждений;
  • правильно вести себя во время
  • игры, просмотра фильма илижурнала в читальном зале;
  • соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах

Содержание учебного предмета

После вводного занятия по программе следуют разделы «Личная гигиена», «Одежда и обувь». Изучение этих тем не вызывает трудностей. «Питание»-является одним из наиболее любимых разделов всей программы. Раздел содержит несколько тем разной сложности усвоения. Особое внимание нужно уделять изучению правил техники безопасности. Нарезка бутербродов и овощей для салата требует правильного обращения с кухонным ножом. Также важно соблюдение санитарно-гигиенических правил. При сервировке стола надо обращать внимание не только на последовательность работы, но и на эстетическую сторону.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; организация труда; экономическое и бережное отношение к продуктам, оборудованию;

Строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии.

Следующие разделы «Культура поведения», «Жилище»  - эти темы несложные для изучения, однако определенную трудность представляет выполнение практического задания.

Тематика разделов программы «Транспорт», «Торговля» напрямую связана с местонахождением учебного заведения, дает представление о том, как вести себя в общественном транспорте, о соблюдении правил дорожного движения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, атакже совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые учащимися в повседневной жизни.

.

 Личная гигиена (2 часа)

  1. Основные вопросы

Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила ухода за кожей рук, ног и ногтями.Правила ухода за полостью рта; предметы личной гигиены по уходу за полостью рта; правила ухода за ушами. Правила освещенности рабочего места; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач. Правила ухода за волосами; периодичность мытья головы; средства для мытья головы.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам.

  1. Тематика практических работ

Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

Одежда и обувь (3 часа)

  1. Основные вопросы

Виды одежды и головных уборов, их назначение. Правила ухода за одеждой. Виды обуви и их назначение; правила ухода за кожаной обувью. Правила повседневного ухода за обувью из замши, текстиля, шерсти. Правила подготовки обуви к хранению посезонно.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.

  1. Тематика практических работ

Чистка и сушка повседневной одежды, обуви.

Питание (4 часа)

  1. Основные вопросы

Посуда и столовые приборы, их назначение. Значение питания в жизни и деятельности людей; правила составления рациона питания. Правила безопасной работы режущими инструментами; место приготовления пищи и его оборудование. Правила сервировки стола с учетом различных меню; чайную посуду. Способы заваривания чая. Виды блюд, не требующих тепловой обработки; виды бутербродов. Значение вторых блюд; использование механических и электробытовых приборов, для сил и времени при приготовлении пищи.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Работа с рецептами.  Тестирование.

  1. Тематика практических работ

Сервировка стола к завтраку. Практическая работа по завариванию чая. Приготовление бутербродов. Приготовление вторых блюд.

Семья (2часа)

1. Основные вопросы

Состав семьи учащихся:имена, отчества, возраст,место работы членов семьи.Родственные отношения всемье (мать, отец, брат,бабушка и т.д.)Личные взаимоотношенияв семье.Права и обязанностикаждого члена семьи.

2. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.

3. Тематика практических работ

Рисунок семьи. Имена и родственные связи.

Культура поведения (2часа)

  1. Основные вопросы

Поведение в общественных местах. Поведение при посещении массовых мероприятий.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.

  1. Тематика практических работ

Правила поведения  в массовых местах.

Жилище (3 часа)

  1. Основные вопросы

Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; виды отопления в городе и селе; жилой дом, домашние помещения: зал (гостиная), спальня, кухня, ванная, прихожая; их названия, функциональное назначение. Гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. Гигиенические требования к жилому помещению; инвентарь и виды моющих средств, используемых при уборке. Комнатные растения, их допустимое количество и уход.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.

  1. Тематика практических работ

      Сухая и влажная уборка помещений. Уход за растениями.

Транспорт (4 часа)

  1. Основные вопросы

Основные виды транспортных средств. Стоимость проезда на всех видах городского транспорта (разовый билет, проездной билет, удостоверение); порядок приобретения билетов. Правила поведения в транспорте и на улице. Транспортный и пешеходный маршрут до школы и обратно. Правила дорожного движения. Правила проезда в транспорте; правила передвижения по улице. Пригородные поезда, расписание, направления, приобретение билетов.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.

3. Тематика практических работ

Ролевая  игра "Путешествуем на разных видах транспорта"

Торговля (3 часа)

  1. Основные вопросы

Основные виды магазинов; правила поведения в магазине. Назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции. Специализированные продуктовые магазины. Правила покупки товаров в продовольственном магазине. Порядок приобретения товара.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам.  Тестирование.

  1. Тематика практических работ

      Правила поведения в магазине. Ролевая игра "Покупка товара в магазине".

Средства связи (3 часа)

  1. Основные вопросы

Основные средства связи. Виды почтовых отправлений. Виды писем.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам.  Тестирование.

  1. Тематика практических работ

Порядок отправки письма. Заполнение телеграфных бланков. Составление текстов телеграмм.

Медицинская помощь (4 часа)

  1. Основные вопросы

Медицинские учреждения. Их назначение.  Работники медицинских учреждений. Виды медицинской помощи. Использование различных видов медицинской помощи.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам.  Тестирование.

  1. Тематика практических работ

Схема действий в разных ситуациях, требующих медицинской помощи.

Повторение (5 часов)

Повторение основных тем. Итоговое занятие в виде теста.

Тематическое планирование

Основы социальной жизни

6 класс

№ п.п.

Основное содержание по темам

Количество часов

1

Личная гигиена

2

2

Одежда и обувь

     3

3

Питание

        4

4

Семья

3

5

Культура поведения

        2

6

Жилище

        3

7

Транспорт

        4

8

Торговля

   3

9

Средства связи

        3

10

Медицинская помощь

4

11

Повторение

5

                                                                           Всего: 35 часов

Календарно-тематическое планирование

 по предмету "Основы социальной жизни"

в 6 классе на 2018-2019 учебный год

п.п

Тема урока

Дата

планируемая

фактическая

I. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА: 2 часа

1

Правила личной гигиены в течение дня

Предметы и средства личной гигиены

6.09

2

Уход за полостью рта. Уход за ушами Уход за волосами

13.09

II.ОДЕЖДА И ОБУВЬ: 3 часа

3

Виды одежды и обуви

20.09

4

Мелкий ремонт одежды

27.09

5

Стирка  и утюжка основных видов одежды

4.10

III. ПИТАНИЕ: 4 часа

6

 Значение питания в жизни и деятельности людей

11.10

7

Гигиена приготовления пищи

18.10

8

Приготовление блюд из круп, макаронных изделий, овощей

25.10

9

Определение срока годности продуктов

8.11

IV. СЕМЬЯ: 2 часа

10

Состав семьи.Родственные отношения всемье

15.11

11

Личные взаимоотношенияв семье

Права и обязанностикаждого члена семьи

22.11

V.КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ: 2 часа

12

Поведение в общественных местах.

29.11

13

Поведение при посещении массовых мероприятий.

6.12

VI. ЖИЛИЩЕ: 3 часа

14

Виды жилых помещений

     13.12

15

Гигиенические требования к жилому помещению

      20.12

16

Комнатные растения, их допустимое количество и уход

      27.12

VII. ТРАСПОРТ: 4 часа

17

 Основные виды транспортных средств

     17.01

18

Порядок приобретения билетов

24.01

19

Правила проезда в транспорте

31.01

20

Пригородные поезда, расписание, направления, приобретение билетов

7.02

VIII. ТОРГОВЛЯ: 3 часа

21

Основные виды магазинов

14.02

22

Правила поведения в магазине

21.02

23

Порядок приобретения товара

28.02

IX. СРЕДСТВА СВЯЗИ: 3 часа

24

Основные средства связи

7.03

25

Виды почтовых отправлений

14.03

26

Виды писем

21.03

X. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ: 4 часа

27

Медицинские учреждения

4.04

28

Виды медицинской помощи

11.04

29

Использование различных видов медицинской помощи

18.04

30

Способы вызова медицинской помощи

25.04

XI.ПОВТОРЕНИЕ: 5 часов

31

Личная гигиена. Одежда и обувь. Питание

2.05

32

Семья. Культура поведения. Жилище

9.05

33

Транспорт. Торговля. Средства связи

16.05

34

Медицинская помощь

23.05

35

Итоговое занятие. Тест

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни" 5 класс ФГОС...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1))....

Рабочая прогрмма по предмету основы социальной жизни

Программа предназначена для  индивидуального обучения обучения  в коррекционной школе...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5-9 классы

Рицензированная  рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5-9 класс...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5 класс

Рецензированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5 класс...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни"6 класс

Рецензированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 6 класс...