Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни»
методическая разработка (6 класс)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости; осознание своей национальности; уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою Родину.
Принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения. Определять сильные и слабые стороны своей личности с помощью учителя.
Сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности.
Умения:
устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя,
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности.
Уважительно относиться к чужому мнению.
Ставить самостоятельно цели и добиваться результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oszh_6kl_2018-2019.docx | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Лисянская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор МКОУ
Лисянская СОШ
протокол №_____ ___________________ ______________
от____________ /ДеревянкинаС.Е. / /Кириченко Е.В./
Приказ №______
от ___________
Руководитель МО
_______________
/Ряснянская В.Н./
Рабочая программа
учебного предмета
«Основы социальной жизни»
6 класс
2018-2019 учебный год
Суркова Е.А.,
социальный педагог
с.Лиски, 2018г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости; осознание своей национальности; уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою Родину.
Принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения. Определять сильные и слабые стороны своей личности с помощью учителя.
Сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности.
Умения:
устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя,
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности.
Уважительно относиться к чужому мнению.
Ставить самостоятельно цели и добиваться результатов.
Регулятивные.
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, проявлять инициативу и планировать свою деятельность.
Умение:
планировать собственную деятельность и вносить свои коррективы, проявлять инициативу,
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления) осуществлять контроль выполнения точности выполнения операций.
Коммуникативные.
Умение:
сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, умение добывать нужную информацию с помощью учителя,
контролировать и оценивать свои действия с помощью учителя,
сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своей действий; умение добывать нужную информацию,
сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своей действий; умение добывать нужную информацию и применять её,
контролировать и оценивать свои действия самостоятельно.
Познавательные.
Умение:
находить необходимую информацию в учебнике, предложенных учителем наглядных пособиях,
преобразовывать практическую задачу в познавательную, с помощью учителя,
планировать собственную деятельность на выполнение познавательных задач с помощью учителя.
Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. Умение планировать собственную деятельность
К концу 6-го класса
учащиеся планируют освоить:
- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
- правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач;
- виды одежды и обуви: правила ухода за одеждой и обувью;
- санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
- различные меню завтрака;
- правила поведения за столом;
- правила поведения при встрече и расставании;
- почтовый адрес своего дома и школы-интерната;
- наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;
- виды медицинской помощи;
- функции основных врачей-
специалистов.
- способы вызова врача на дом;
- о возможном вреде самолечения;
- записываться на прием к врачу;
- вызывать врача на дом;
- приобретать лекарства в аптеке
- виды детских учреждений иназначение;
- адрес дома детского творчества;
- какие кружки, секции имеются в
- учреждениях и чем в нихзанимаются дети
учащиеся планируют научиться:
- совершать утренний туалет;
- подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезоны;
- накрывать стол с учетом конкретного меню;
- тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;
- учащиеся должны уметь писать адреса на почтовых открытках;
- соблюдать правила дорожного движения;
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупка билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);
- соблюдать правила поведение в магазине;
- оплачивать покупку;
- выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню.
- правильно обращаться к
- работникам учреждений;
- правильно вести себя во время
- игры, просмотра фильма илижурнала в читальном зале;
- соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах
Содержание учебного предмета
После вводного занятия по программе следуют разделы «Личная гигиена», «Одежда и обувь». Изучение этих тем не вызывает трудностей. «Питание»-является одним из наиболее любимых разделов всей программы. Раздел содержит несколько тем разной сложности усвоения. Особое внимание нужно уделять изучению правил техники безопасности. Нарезка бутербродов и овощей для салата требует правильного обращения с кухонным ножом. Также важно соблюдение санитарно-гигиенических правил. При сервировке стола надо обращать внимание не только на последовательность работы, но и на эстетическую сторону.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; организация труда; экономическое и бережное отношение к продуктам, оборудованию;
Строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии.
Следующие разделы «Культура поведения», «Жилище» - эти темы несложные для изучения, однако определенную трудность представляет выполнение практического задания.
Тематика разделов программы «Транспорт», «Торговля» напрямую связана с местонахождением учебного заведения, дает представление о том, как вести себя в общественном транспорте, о соблюдении правил дорожного движения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, атакже совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые учащимися в повседневной жизни.
.
Личная гигиена (2 часа)
- Основные вопросы
Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила ухода за кожей рук, ног и ногтями.Правила ухода за полостью рта; предметы личной гигиены по уходу за полостью рта; правила ухода за ушами. Правила освещенности рабочего места; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач. Правила ухода за волосами; периодичность мытья головы; средства для мытья головы.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам.
- Тематика практических работ
Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Одежда и обувь (3 часа)
- Основные вопросы
Виды одежды и головных уборов, их назначение. Правила ухода за одеждой. Виды обуви и их назначение; правила ухода за кожаной обувью. Правила повседневного ухода за обувью из замши, текстиля, шерсти. Правила подготовки обуви к хранению посезонно.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
- Тематика практических работ
Чистка и сушка повседневной одежды, обуви.
Питание (4 часа)
- Основные вопросы
Посуда и столовые приборы, их назначение. Значение питания в жизни и деятельности людей; правила составления рациона питания. Правила безопасной работы режущими инструментами; место приготовления пищи и его оборудование. Правила сервировки стола с учетом различных меню; чайную посуду. Способы заваривания чая. Виды блюд, не требующих тепловой обработки; виды бутербродов. Значение вторых блюд; использование механических и электробытовых приборов, для сил и времени при приготовлении пищи.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Работа с рецептами. Тестирование.
- Тематика практических работ
Сервировка стола к завтраку. Практическая работа по завариванию чая. Приготовление бутербродов. Приготовление вторых блюд.
Семья (2часа)
1. Основные вопросы
Состав семьи учащихся:имена, отчества, возраст,место работы членов семьи.Родственные отношения всемье (мать, отец, брат,бабушка и т.д.)Личные взаимоотношенияв семье.Права и обязанностикаждого члена семьи.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
3. Тематика практических работ
Рисунок семьи. Имена и родственные связи.
Культура поведения (2часа)
- Основные вопросы
Поведение в общественных местах. Поведение при посещении массовых мероприятий.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
- Тематика практических работ
Правила поведения в массовых местах.
Жилище (3 часа)
- Основные вопросы
Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; виды отопления в городе и селе; жилой дом, домашние помещения: зал (гостиная), спальня, кухня, ванная, прихожая; их названия, функциональное назначение. Гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. Гигиенические требования к жилому помещению; инвентарь и виды моющих средств, используемых при уборке. Комнатные растения, их допустимое количество и уход.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
- Тематика практических работ
Сухая и влажная уборка помещений. Уход за растениями.
Транспорт (4 часа)
- Основные вопросы
Основные виды транспортных средств. Стоимость проезда на всех видах городского транспорта (разовый билет, проездной билет, удостоверение); порядок приобретения билетов. Правила поведения в транспорте и на улице. Транспортный и пешеходный маршрут до школы и обратно. Правила дорожного движения. Правила проезда в транспорте; правила передвижения по улице. Пригородные поезда, расписание, направления, приобретение билетов.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
3. Тематика практических работ
Ролевая игра "Путешествуем на разных видах транспорта"
Торговля (3 часа)
- Основные вопросы
Основные виды магазинов; правила поведения в магазине. Назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции. Специализированные продуктовые магазины. Правила покупки товаров в продовольственном магазине. Порядок приобретения товара.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
- Тематика практических работ
Правила поведения в магазине. Ролевая игра "Покупка товара в магазине".
Средства связи (3 часа)
- Основные вопросы
Основные средства связи. Виды почтовых отправлений. Виды писем.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
- Тематика практических работ
Порядок отправки письма. Заполнение телеграфных бланков. Составление текстов телеграмм.
Медицинская помощь (4 часа)
- Основные вопросы
Медицинские учреждения. Их назначение. Работники медицинских учреждений. Виды медицинской помощи. Использование различных видов медицинской помощи.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
- Тематика практических работ
Схема действий в разных ситуациях, требующих медицинской помощи.
Повторение (5 часов)
Повторение основных тем. Итоговое занятие в виде теста.
Тематическое планирование
Основы социальной жизни
6 класс
№ п.п. | Основное содержание по темам | Количество часов |
1 | Личная гигиена | 2 |
2 | Одежда и обувь | 3 |
3 | Питание | 4 |
4 | Семья | 3 |
5 | Культура поведения | 2 |
6 | Жилище | 3 |
7 | Транспорт | 4 |
8 | Торговля | 3 |
9 | Средства связи | 3 |
10 | Медицинская помощь | 4 |
11 | Повторение | 5 |
Всего: 35 часов |
Календарно-тематическое планирование по предмету "Основы социальной жизни" в 6 классе на 2018-2019 учебный год | ||||
№ п.п | Тема урока | Дата | ||
планируемая | фактическая | |||
I. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА: 2 часа | ||||
1 | Правила личной гигиены в течение дня Предметы и средства личной гигиены | 6.09 | ||
2 | Уход за полостью рта. Уход за ушами Уход за волосами | 13.09 | ||
II.ОДЕЖДА И ОБУВЬ: 3 часа | ||||
3 | Виды одежды и обуви | 20.09 | ||
4 | Мелкий ремонт одежды | 27.09 | ||
5 | Стирка и утюжка основных видов одежды | 4.10 | ||
III. ПИТАНИЕ: 4 часа | ||||
6 | Значение питания в жизни и деятельности людей | 11.10 | ||
7 | Гигиена приготовления пищи | 18.10 | ||
8 | Приготовление блюд из круп, макаронных изделий, овощей | 25.10 | ||
9 | Определение срока годности продуктов | 8.11 | ||
IV. СЕМЬЯ: 2 часа | ||||
10 | Состав семьи.Родственные отношения всемье | 15.11 | ||
11 | Личные взаимоотношенияв семье Права и обязанностикаждого члена семьи | 22.11 | ||
V.КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ: 2 часа | ||||
12 | Поведение в общественных местах. | 29.11 | ||
13 | Поведение при посещении массовых мероприятий. | 6.12 | ||
VI. ЖИЛИЩЕ: 3 часа | ||||
14 | Виды жилых помещений | 13.12 | ||
15 | Гигиенические требования к жилому помещению | 20.12 | ||
16 | Комнатные растения, их допустимое количество и уход | 27.12 | ||
VII. ТРАСПОРТ: 4 часа | ||||
17 | Основные виды транспортных средств | 17.01 | ||
18 | Порядок приобретения билетов | 24.01 | ||
19 | Правила проезда в транспорте | 31.01 | ||
20 | Пригородные поезда, расписание, направления, приобретение билетов | 7.02 | ||
VIII. ТОРГОВЛЯ: 3 часа | ||||
21 | Основные виды магазинов | 14.02 | ||
22 | Правила поведения в магазине | 21.02 | ||
23 | Порядок приобретения товара | 28.02 | ||
IX. СРЕДСТВА СВЯЗИ: 3 часа | ||||
24 | Основные средства связи | 7.03 | ||
25 | Виды почтовых отправлений | 14.03 | ||
26 | Виды писем | 21.03 | ||
X. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ: 4 часа | ||||
27 | Медицинские учреждения | 4.04 | ||
28 | Виды медицинской помощи | 11.04 | ||
29 | Использование различных видов медицинской помощи | 18.04 | ||
30 | Способы вызова медицинской помощи | 25.04 | ||
XI.ПОВТОРЕНИЕ: 5 часов | ||||
31 | Личная гигиена. Одежда и обувь. Питание | 2.05 | ||
32 | Семья. Культура поведения. Жилище | 9.05 | ||
33 | Транспорт. Торговля. Средства связи | 16.05 | ||
34 | Медицинская помощь | 23.05 | ||
35 | Итоговое занятие. Тест | 30.05 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни"
Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни" 5 класс ФГОС...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1))....
Рабочая прогрмма по предмету основы социальной жизни
Программа предназначена для индивидуального обучения обучения в коррекционной школе...
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5-9 классы
Рицензированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5-9 класс...
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5 класс
Рецензированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5 класс...
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни"6 класс
Рецензированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 6 класс...
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» разработана на основе: требований к личностным и предметным результатам освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для 5-9 класса...