Отчет по экоэкспедиции "Кусаган Мастаах".
материал по экологии на тему
Экспедиция «Кусаган Мастаах» - первая экспедиция такого масштаба, осуществленная Чокурдахской средней школой на базе кружка «Познай свой край родной». Кружок получил Грант на проведение исследовательских работ по программе «Леса Якутии» Сети Общественного Экологического Мониторинга Республики Саха. Однако денежных средств Гранта для проведения экспедиции было недостаточно, поэтому были привлечены организации для решения некоторых вопросов. В первую очередь откликнулась Улусная инспекция охраны природы в лице Стрюковой Т.Г., которая не только помогла решить многие вопросы как метериального , так и финансового характера, но и привлекла сотрудников УИОП для участия в экспедиции. В дело посильно включилось Улусное Управление Образования, которое изыскало средства на продукты питания и оплату работы руководителя.
1.Начало мониторинговых наблюдений леса с лиственницами - долгожительницами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_ekoekspeditsiya_kusagan_mastaah.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ
ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Кусаган Мастаах»
Выполнил:
учитель географии Чокурдахской
средней школы
Портнягин П.А.
ЧОКУРДАХ
Наименование экспедиции: экологическая экспедиция «Кусаган Мастаах»
Место назначения: речка Кусаган Мастаах, западный склон г .Ат-Хая,
участок леса с самыми древними лиственницами мира, обнаруженными на Земле Красноярской экспедицией леса.
Маршрут экспедиции: п.Чокурдах-п.Похвальный (заброшенный)-речка Кусаган Мастаах – п.Похвальный – п.Чокурдах
Движение по маршруту: из п.Чокурдах до п.Похвальный – на т/х «Ураган»,
из п.Похвальный до п.Чокурдах – на т/х «Касатка», из п.Похвальный до места назначения – пешим способом
Цели экспедиции: 1.Начало мониторинговых наблюдений леса с
лиственницами - долгожительницами
2.Исследовательские работы по изучению леса, отдельных деревьев
3.Установление биоразнообразия (представителей флоры и фауны) леса
4.Развитие у детей экологической культуры через вовлечение их в различные виды деятельности по изучению и охране уникального лесного биоценоза, вовлечение их в природоохранную деятельность
5.Привлечение общественности к проблеме сохранения лесов, произрастающих на мерзлоте
6.Сбор материала в целях создания в месте произрастания лиственниц-долгожительниц Памятника Природы
Экспедиция «Кусаган Мастаах» - первая экспедиция такого масштаба, осуществленная Чокурдахской средней школой на базе кружка «Познай свой край родной». Кружок получил Грант на проведение исследовательских работ по программе «Леса Якутии» Сети Общественного Экологического Мониторинга Республики Саха. Однако денежных средств Гранта для проведения экспедиции было недостаточно, поэтому были привлечены организации для решения некоторых вопросов. В первую очередь откликнулась Улусная инспекция охраны природы в лице Стрюковой Т.Г., которая не только помогла решить многие вопросы как метериального , так и финансового характера, но и привлекла сотрудников УИОП для участия в экспедиции. В дело посильно включилось Улусное Управление Образования, которое изыскало средства на продукты питания и оплату работы руководителя.
Экологическая экспедиция «Кусаган Мастаах» организована Чокурдахской средней школой по Гранту «ЭЙГЭ» при содействии Аллаиховского УУО и Аллаиховской ИОП
Обязанности сторон по организации экспедиции
Чокурдахская средняя школа | УУО | ИОП |
|
|
|
Структура и состав экспедиции
- Березкин Илья Портнягин П.А. Стрюкова Т.Г. Казак Л.С. 1. Стручков К.К.-инспектор
- Горохов Алеша Стрюков И.С. ГИМС
- Казак Эльвира 2. Черемкин Афоня-
- Федоров Саша учащийся Оленегорской
- Уваровский Вова средней школы
- Сыроватский Ваня
- Амонов Руслан
- Петров Дима
Краткое описание работы
Во время отчетного времени были проведены следующие виды работ:
- Подготовительный период:
а) подготовка материальной базы, оборудования экспедиции;
б) информация об экспедиции (маршрут, цели и т.д.).
в) инструктажи по ТБ и ППБ, уроки оказания первой мед. помощи; закупка продуктов;
- Период собственно экспедиции:
а) УИОП (Стрюкова Т.Г.) предоставляет транспорт для заброски участников экспедиции в п.Похвальный; расстояние по реке Индигирка 180 км;
б) из п. Похвальный 4 дня пешего хода до места произрастания лиственниц долгожительниц;
в) изучение леса;
г) первичная обработка собранного материала;
д) установка информационных аншлагов.
е) до п.Похвальный 2 дня пешего хода;
ж) УИОП предоставляет транспорт для возвращения экспедиции.
- Период после экспедиции:
а) окончательная обработка материала;
б) оформление учащимися отчетов;
в) оформление гербария;
г) участие в общешкольной экологической конференции;
Темы лекций, бесед
- Глобальные проблемы человечества. Глобальное потепление климата Земли, ее причины, последствия.
- Лес как естественный биогеоценоз. Типы лесов.
- Происхождение жизни на Земле, гипотезы.
- Экологические факторы, ее действия.
- Лесные пожары, причины, последствия.
- Почвы Аллаиховского улуса.
- Животные Аллаиховского улуса: - млекопитающие
- птицы
- рыбы
- Лиственница как представитель семейства сосновых (Pinaceae Lindl)
- Лиственницы Якутии.
- История обнаружения лиственниц-долгожительниц в Аллаиховском улусе.
- Из отчета экспедиции Красноярского института леса.
- Профориентационная работа: - учебные заведения биологических направлений
- профессии биологических направлений
- профессия - эколог
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
территории леса для полевых работ между группами учащихся
- Левое крыло: Березкин Илья
Черемкин Афоня
2. Центр: Федоров Саша
Амонов Руслан
Петров Дима
3. Правое крыло: Уваровский Вова
Сыроватский Ваня
Маршрут «гербарийщиков»: Казак Эльвира
Горохов Алеша
ИЗМЕРЕНИЕ
показателей лиственниц
Д1, Д2…Дn – порядковый номер дерева
О1 – окружность ствола дерева у основания
О2 – окружность ствола на H=1,5м (уровень груди)
h1 – высота до первой ветви
h2 – высота дерева
h3 – глубина залегания мерзлоты
С – (нач. слова «сухой») верхушка сухая
S – расстояние до ближайшего дерева
В – длина ветви на h = 1,5м
II - дерево «раздваивается»
III - дерево «растраивается»
Данные заносятся в таблицу
Дерево | О1 (см) | О2 (см) | h1 (см) | h2 (м) | h3 (см) | В (см) | S (м) | Примечание | ||
Д1 | 33 | 24 | 150 | 6,2 | 15 | 62 | 5,3 | С |
Этап 2
Постэкспедиционный
- окончательная обработка материала
- оформление учащимися отчетов;
- выступление (публикации) через СМИ;
- участие на общешкольной экологической конференции, ежегодно проводимой ЧСОШ.
Нами УСТАНОВЛЕНО, что
- Площадь леса с лиственницами-долгожительницами составляет 750 км2.
- Древостой разновозрастный.
- Средняя плотность деревьев составляет 52 дер/100 м2.
- Плотность деревьев различна на разных участках леса: а) в центре в среднем 64 дер/100 м2; б) по периферии от 45 (выше по склону) до 55 дер/100 м2;
- Приблизительное количество деревьев 480.000 экз. (вычислено методом экстраполяции).
- Средний диаметр ствола деревьев на уровне h = 1,5 м составляет 26 см.
- Средняя высота деревьев 5,2 м (от 2,1 до 7,4 м).
- Средняя глубина залегания многолетней мерзлоты 21 см.
- Нижние ветви (сучья) в абсолютном большинстве случаев отмершие.
- 62% деревьев имеют сухую вершину.
- 17% деревьев «раздваивается», 4% - «растраивается», вероятно вследствие отмирания или повреждения верхушки в раннем возрасте.
- Деревья произрастают друг от друга в среднем на расстоянии 3,2 м (от 1,8 до 5,8м).
- Сомкнутость не более 0,3.
- Старшее поколение деревьев имеют кору с глубокими трещинами.
- Состояние молодых деревьев (подроста) хорошее, хотя многие (21%) имеют раздвоенные вершины.
- Подроста больше по периферии леса.
- Корневая система деревьев распространяется на относительно большой площади – в среднем примерно на 6 м2.
- Антропогенное влияние незначительно. Обнаружены пни деревьев (2 шт.), срубленных топором, вероятно, в зимнее время, т.к. высота пней 0,8 и 1,2 м, что соответствует высоте снежного покрова.
КРИТЕРИИ ОТБОРА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЭКСПЕДИЦИИ
Для участия в экологической экспедиции отбираются учащиеся:
- на основе добровольности.
- достигшие 12-летнего возраста (7 класс и старше).
- проявившие устойчивый интерес к биологическим наукам, исследовательской деятельности.
- не имеющие противопоказаний врачей для совершения марша.
- с согласия родителей.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ-УЧАСТНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Учащиеся имеют право:
- на бесплатный проезд по маршруту Чокурдах-Похвальный и обратно.
- на бесплатное питание на весь период экспедиции.
- на пользование необходимым оборудованием (кроме особо ценных и опасных для здоровья).
- избирать и быть избранным в органы самоуправления экспедиции.
- принимать участие в обсуждении возникших вопросов, проведении мероприятий, вносить свои предложения.
Обязанности учащихся:
- строго соблюдать ТБ и ППБ.
- соблюдать внутренний распорядок в лагере, движении по маршруту, при полевых исследованиях.
- бережно относиться к природе, оборудованию.
- ответственно выполнять распоряжения и указания руководства.
- следить за своим здоровьем, соблюдать личную гигиену.
- уважать достоинство и мнение других участников экспедиции.
ДЕЖУРСТВО В ЛАГЕРЕ
Дежурные назначаются на 1 день. Старший дежурный назначается из числа взрослых, а дежурные (2 чел.) – из учащихся. В день дежурства дежурные освобождаются от занятий.
Обязанности старшего дежурного:
- берет общее руководство над дежурными.
- отвечает за своих дежурных.
- в отсутствие в лагере руководителя экспедиции отвечает за порядок в лагере, за жизнь и здоровье учащихся.
- разжигает костер, соблюдая ТБ и ППБ.
- в день дежурства следит за расходом продуктов.
Дежурные обязаны:
- следить за чистотой в лагере.
- следить за костром, соблюдая все правила ТБ и ППБ, не отходить далеко от костра.
- помогать повару в приготовлении пищи.
- для своевременного приготовления пищи подготовить дрова, воду.
- обо всех ЧП немедленно докладывать Старшему дежурному и руководителю экспедиции.
График дежурства
Дежурные | 26.6 | 27.6 | 28.6 | 29.6 | 30.6 | 1.8 | 2.8 | 3.8 | 4.8 | 5.8 | 6.8 | 7.8 |
Портнягин П.А. Уваровский Вова Сыроватский Ваня | ||||||||||||
Казак Л.С. Казак Эльвира Горохов Алеша | ||||||||||||
Стрюкова Т.Г. Амонов Руслан Петров Дима | ||||||||||||
Стручков К.К. Березкин Илья Федоров Саша |
РЕЖИМ ДНЯ ЛАГЕРЯ
Время | Мероприятие |
7.00 8.00 8.10-8.30 8.30-8.50 8.50-9.10 9.10-9.20 9.20-9.30 9.30-13.00 13.00-13.20 13.20-13.30 13.30-14.30 14.30-19.30 16.20-16.30 19.30-19.50 19.50-20.00 20.00-21.00 21.00-22.00 22.00-22.15 22.15-23.00 23.00 | Подьем дежурных, повара. Подьем Лагеря. Зарядка Утренний туалет Завтрак Мытье посуды Инструктаж по ТБ и ППБ, уточнение задач на день Занятия согласно плана дня Обед Мытье посуды Послеобеденный отдых Занятия согласно плана дня Полдник Ужин Мытье посуды Личное время Разбор и анализ проделанного за день, обработка материала, заполнение дневников Постановка задач на следующий день Вечерний туалет, подготовка ко сну Отбой Лагеря |
22.15-22.30 | Сдача-прием дежурства |
Руководитель экспедиции: Портнягин П.А.
В целях безопасности для здоровья, в связи с высокой температурой воздуха (24-280 с) и сложностью маршрута, на собрании участников экспедиции приняли решение об изменении времени суток движения. В связи с этим разработано новое «Распределение времени при совершении марша»:
Время | Мероприятие |
21.00 22.00 22.10-22.30 22.30-22.50 22.50-23.10 23.10-23.20 23.20-23.50 23.50-0.00 0.00 0.00-4.00 4.00-5.00 5.00-9.00 9.00-10.00 10.00-10.20 10.20-10.30 10.30-10.40 10.40-11.00 11.00 | Подьем дежурных, повара Подьем Лагеря Зарядка Туалет Прием пищи Мытье посуды Разборка лагеря, упаковка вещей и имущества Инструктаж по ТБ и ППБ, уточнение задач и маршрута движения Выдвижение по маршруту Движение Прием пищи Движение Разбивка лагеря Прием пищи Мытье посуды Уточнение задач на следующий день Личное время, туалет, подготовка ко сну Отбой Лагеря |
При движении отдых через 20-30 мин в зависимости от сложности маршрута.
Руководитель экспедиции: Портнягин П.А.
Памятка «Что должно быть в рюкзаке»
- средства личной гигиены (полотенце, мыло, зубная паста, зубная щетка)
- средства защиты от комаров (дэта, накомарник)
- ручка, карандаш, блокнот
- сменная одежда
- кроссовки (легкие ботинки, кеды)
- спальный мешок
- посуда (кружка, ложка, миска)
- нож перочинный (складной)
- нитки, иголка, резиновый клей
- фляжка
Примеч.: Обувь для экспедиции - болотные сапоги; если имеются-фотоаппарат, небольшой бинокль, книга для отдыха.
Информационные щиты (аншлаги), которые мы установили
4 июля проведено первенство экспедиции по борьбе «Хапсагай»,
перетягиванию палки и бегу на 100 метров
- Абсолютный чемпион лагеря по борьбе «Хапсагай» - Сыроватский Ваня.
Приз – банка сгущенного молока
- Абсолютный чемпион лагеря по перетягиванию палки – Березкин Илья.
Приз – видеокассета
- Бег на 100 метров:
I место - Сыроватский Ваня, приз – черная ручка
II место - Березкин Илья, приз – красная ручка
III место – Федоров Саша, приз – коричневая ручка
- Приз зрительных симпатий, за волю к победе – Амонов Руслан
Возникшие проблемы, погрешности в реализации программы экспедиции
- Для пути до места назначения нами было затрачено 4 дня, вместо двух запланированных. Из-за этого на изучение леса оставалось 2 дня, вместо четырех запланированных. Причины: а) из-за «устаревшей» карты маршрут был проложен с погрешностями (неточно); б) не рассчитали вес поклажи – тяжесть значительно уменьшила скорость движения, участники экспедиции уставали. Пути решения – маршрут исправлен с точностью до 10м, вес поклажи установлен в пределах max=25 кг (в среднем 20 кг в зависимости от массы участника).
- Сильно мешали в ходе всей экспедиции комары, высокая температура воздуха. Пути решения – экспедицию целесообразно проводить сразу после ледохода, когда нет комаров и прохладно.
- Конструкция палаток (отсутствие окон, или вентиляционных отверстий) не позволяла полноценно отдыхать при высокой температуре воздуха – в палатках становилось душно. Пути решения – сделать окна в двух противоположных стенках палаток.
- На весь период экспедиции не хватило мази «дэта» (последняя мазь закончилась на обратном пути). Решено в следующий раз установить норму на каждого человека 3 тюбика (бутыли). Желательно приобретать «комаринки» отечественного производства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет об однодневном учебно-тренировочном походе.
Совместное мероприятие с учителями ОБЖ и географии. Изучение родников своей местности: обЪем выхода воды, описание состояния родника и близлежащей территории. Прохождение элементов техни...
Отчет для ШМО по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году
Отчет для ШМО по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году...
творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....
аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних
Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...
Запросы и отчеты в базах данных
Конспект урока информатики...
Отчет о проведении летней оздоровительной кампании "Лето-2011" в ДОЛ "Цветочный город"
На базе ГБОУ СОШ №127 летом 2011 года был организован детский оздоровительный лагерь "Цветочный город", начальник лагеря Раенкова Анна Аркадьевна.Это отчетная презентация...
Отчет учащихся-участников по экоэкспедиции "Кусаган Мастаах".
Наша экспедиция «Кусаган Мастаах» - вторая по счету экспедиция, которая побывала на месте произрастания лиственниц-долгожительниц. Первыми были сотрудники Красноярского Института леса им.В.Н.Сукачева ...