Запросы и отчеты в базах данных
план-конспект по информатике и икт на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Создание запросов и отчетов в базе данных.
Интегрированный урок-репортаж «Школьник и его здоровье»
Цель: знать назначение запросов и отчетов в базе данных, технологию их
создания;
иметь представление о распространенных заболеваниях у школьников, причинах и профилактике этих заболеваний;
уметь формировать запрос на поиск информации в базе данных, создавать отчет по запросу.
Задачи урока:
учебные:
познакомить учащихся с назначением запросов и отчетов в базе данных; сформировать представление о распространенных заболеваниях у школьников, причинах и профилактике этих заболеваний; научить учащихся работать со справочной и учебной литературой, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
установить межпредметные связи: информатика – здоровье;
развивающие:
развивать быстроту мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать имеющиеся факты, лаконично излагать свои мысли;
воспитательные:
формировать познавательный интерес, навыки коммуникативного общения, развивать чувство уверенности в собственных силах, умения выступать перед аудиторией.
Тип урока: урок формирования практических умений и навыков (нестандартный интегрированный урок-репортаж)
Оборудование и методическое обеспечение урока: компьютеры, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Здоровье школьника», раздаточный материал (Инструкционная карта: алгоритм создания запроса на выборку, алгоритм создания отчета в Ms Access; карточки с заданием для каждой группы)
Эпиграф к уроку: «Здоровье не все, но все без здоровья – ничто!» Сократ
Ход урока.
- Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
Обратите внимание, мы с вами, к сожалению, не часто говорим друг другу что-то хорошее, редко делаем комплименты. Улыбнитесь своему соседу, скажите ему что-нибудь приятное… Вы улыбаетесь? Отлично! Нет ничего лучше хорошего настроения. Значит, можно начать урок.
Постановка темы и целей урока
Как известно, смех продлевает жизнь, оздоравливает! А здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. К сожалению, мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. «Здоровье не все, но все без здоровья – ничто!» Это слова Сократа.
В последнее время очень остро обозначилась проблема здоровья школьника. По статистике, в наших школах все меньше и меньше здоровых детей. Знаете ли вы, каков процент больных детей? Какие заболевания являются самыми распространенными у школьников? Какова причина этих заболеваний?
Разобраться в проблеме «Школьник и его здоровье» нам поможет система управления базами данных (СУБД) Access, которая позволяет не только хранить интересующие данные, но и осуществлять поиск информации по запросу, выводить по результатам работы отчеты. Таким образом, тема нашего интегрированного урока звучит так: «Создание запросов и отчетов в базе данных. Урок-репортаж «Школьник и его здоровье».
Какие новые термины использованы в теме урока? Можете ли вы их объяснить?
Вы испытываете затруднения, значит, найти ответ на этот вопрос вам надо на уроке.
Сформулируйте цели нашего урока.
- Проверка ранее усвоенных знаний
- Для активизации внимания выполним упражнение «Дерево» (Ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделали спокойный вдох и выдох, плавно подняли руки вверх ладонями друг к другу. Потянулись всем телом. Внимание на позвоночник. Дыхание свободное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Удержите позу 15-20 секунд. Плавно опустите руки, расслабьтесь.
- Поскольку нам предстоит использовать СУБД Access, проверим свои знания и навыки работы в данной программе.
2.1. Компьютерный дифференцированный тест – 6 человек.
2.2. Работа с учителем
А) Предлагаемый перечень слов определяет предметную область некоторой базы данных (БД). Озаглавьте таблицу, задайте ключевое поле, определите типы полей.
Столица, посещал, страна, население, площадь.
Б) Составить на доске схему «Способы поиска записей в БД»
Способы поиска записей в БД | ||||
«Быстрый поиск» | Фильтры | ? | ||
«По выделенному» | «Исключить выделенное» | «По форме» |
В) Каков алгоритм поиска записей при задании фильтра по форме?
- Постановка проблемы
Третьим способом поиска записей в базах данных являются Запросы (Учитель дополняет схему). Их отличие от фильтров заключается в том, что запросы являются самостоятельным объектом базы данных, они не привязаны к конкретной таблице.
Отчет – объект СУБД, предназначенный для вывода на печать таблиц, запросов.
Изучить технологию создания запросов и отчетов в СУБД Access вам предстоит самостоятельно по инструкционным картам.
Каково назначение запросов? (поиск информации). Какую же информацию вам придется искать, обрабатывать?!
Внимание! Формулирую проблему!
В нашем лицее был совместно с медиками проведен мониторинг состояния здоровья учащихся за 3 последних года, в ходе которого были выявлены наиболее распространенные заболевания. Данные по каждому учебному году хранятся в компьютерах в базе данных «Заболевания школьников». Исследования проводить вы будете в группах. (Назвать группы, назначить капитана).
I группа: 1. Найти с помощью запроса записи по заболеваниям учащихся
за 2003-2004 учебный год.
2. Создать отчет по запросу.
3. Выявить 4 самых распространенных заболевания.
II группа: 1. Найти с помощью запроса записи по заболеваниям учащихся
за 2004-2005 учебный год.
2. Создать отчет по запросу.
3. Выявить 4 самых распространенных заболевания.
III группа: 1. Найти с помощью запроса записи по заболеваниям учащихся
за 2005-2006 учебный год.
2. Создать отчет по запросу.
3. Выявить 4 самых распространенных заболевания.
Самостоятельная работа учащихся в группах
(Перед началом работы учащиеся выполняют упражнение для глаз «Жмурки»)
- Знакомство с инструкционными картами.
- Выполнение практической работы.
- Подготовка к выступлению.
- Защита групповой работы
Запускается презентация «Школьник и его здоровье», по ходу демонстрации которой учащиеся выступают с итогами своей работы.
- Подведение итогов урока
- Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали? Чему научились?
- Достигли мы целей нашего урока?
- Каково назначение запросов? отчетов?
3. Дайте сравнительную характеристику фильтру и запросу, назвав черты сходства и различия (сходство: предназначены для поиска записей в базах данных, поиск записей осуществляется согласно заданному условию, возможность сортировки записей; отличия: запросы – самостоятельный объект базы данных, фильтр привязан к конкретной таблице; невозможно вывести отчет для фильтра). Учащиеся заполняют таблицу «Сравнительная характеристика фильтра и запроса»
Параметр | Фильтр | Запрос |
Назначение | Поиск данных | Поиск данных |
Сортировка | Возможна | Возможна |
Сохранение после закрытия программы | Нет: привязка к таблице | Да: самостоятельный объект |
Отчет | Не возможен | Возможен |
- Домашнее задание: Групповое задание (4 человека):
Провести социологический опрос среди своих сверстников и создать базу данных «Мир подростка», включив поля: фамилия, имя, дата рождения. Включить поля, характеризующие увлечения: музыка (поп, рок, классика и т.п.); спорт (футбол, волейбол, роликовые коньки и т.п.); вредные привычки (курение, азартные игры, алкоголь, нецензурные выражения и т.п.)
Включить поля, характеризующие отношение к учебе: любимые предметы; нелюбимые предметы; причины проблем на уроках (сложность, нет учебника, запущенные знания и т.п.); проблемы в жизни (здоровье, родители, психологическое окружение и т.п.)
На основе собранных данных провести исследования:
- мир увлечений;
- проблемы в школе;
- проблемы в жизни.
- Напутствие.
Помните ребята, что ваше здоровье в ваших руках.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
Алгоритм создания запросов на выборку
- В окне созданной БД выбрать объект Запрос – Создание запроса с помощью конструктора
- На диалоговой панели Добавление таблицы выбрать нужную, щелкнуть по кнопке Добавить
- В окне запроса в строке Поле из раскрывающегося списка выбрать имена полей, для которых будут заданы условия
- В строке Условия отбора ввести условия для выбранных полей (Например, =250)
- В строке Вывод на экран задать поля, которые будут представлены в запросе
- Для осуществления сортировки (ЕСЛИ ОНА НЕОБХОДИМА) задать параметр По возрастанию или По убыванию в строке Сортировка
Создание отчетов
Отчеты являются производными объектами БД и создаются на основе таблиц и запросов.
Алгоритм создания отчета:
- В окне созданной БД выбрать группу Отчет – Создание отчета с помощью Мастера
- Указать таблицу или запрос, по которым выводится отчет, выбрать поля
- При необходимости выбрать уровни группировки данных (иначе сразу жми на кнопку Далее)
- При необходимости выбрать поля, по которым будет происходить сортировка (иначе сразу жми на кнопку Далее)
- Выбрать макет отчета, стиль оформления
- С помощью серии диалоговых панелей задать параметры внешнего вида отчета
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №1
1. Открыть базу данных «Заболевания школьников» (файл сохранен на Рабочем столе компьютера)
2. Ознакомиться с инструкционной картой.
3. Создать запрос по заболеваниям учащихся за 2003-2004 учебный год.
4. Создать отчет по запросу.
5. Выявить 4 самых распространенных заболевания.
6. Подготовить выступление: итоги выполненной работы
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №2
1. Открыть базу данных «Заболевания школьников» (файл сохранен на Рабочем столе компьютера)
2. Ознакомиться с инструкционной картой.
3. Создать запрос по заболеваниям учащихся за 2004-2005 учебный год.
4. Создать отчет по запросу.
5. Выявить 4 самых распространенных заболевания.
6. Подготовить выступление: итоги выполненной работы
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №3
1. Открыть базу данных «Заболевания школьников» (файл сохранен на Рабочем столе компьютера)
2. Ознакомиться с инструкционной картой.
3. Создать запрос по заболеваниям учащихся за 2005-2006 учебный год.
4. Создать отчет по запросу.
5. Выявить 4 самых распространенных заболевания.
6. Подготовить выступление: итоги выполненной работы
Фрагмент базы данных: таблица «Заболевания учащихся Октябрьского лицея»
Год | Всего учащихся | Заболевание | Число больных | Процент больных |
2003-2004 | 794 | Нарушение осанки | 89 | 11,2 |
2003-2004 | 794 | Спазм аккомодации | 22 | 2,7 |
2003-2004 | 794 | Сколиоз | 88 | 11,1 |
2003-2004 | 794 | Миопия | 201 | 25,3 |
2004-2005 | 707 | ДЦП | 2 | 0,3 |
2004-2005 | 707 | Ожирение | 2 | 0,3 |
2004-2005 | 707 | Сахарный диабет | 1 | 0,14 |
2005-2006 | 623 | ДЦП | 1 | 0,16 |
2005-2006 | 623 | Ожирение | 6 | 0,96 |
2003-2004 | 794 | Плоскостопие | 61 | 7,68 |
2003-2004 | 794 | Нарушение слуха | 4 | 0,5 |
2004-2005 | 707 | Косоглазие | 10 | 1,4 |
2004-2005 | 707 | Гиперплазия щитовидной железы | 17 | 2,4 |
2005-2006 | 623 | Сахарный диабет | 1 | 0,16 |
2005-2006 | 623 | Косоглазие | 5 | 0,80 |
2005-2006 | 623 | Гиперплазия щитовидной железы | 18 | 2,9 |
2003-2004 | 794 | Врожденная деформация грудной клетки | 7 | 0,88 |
2003-2004 | 794 | Гиперплазия щитовидной железы | 21 | 2,6 |
2003-2004 | 794 | Косоглазие | 4 | 0,5 |
2003-2004 | 794 | Сахарный диабет | 1 | 0,13 |
2004-2005 | 707 | Нарушение слуха | 4 | 0,6 |
2004-2005 | 707 | Плоскостопие | 58 | 8,2 |
2004-2005 | 707 | Спазм аккомодации | 15 | 2 |
2004-2005 | 707 | Миопия | 135 | 19 |
2004-2005 | 707 | Сколиоз | 83 | 12 |
2004-2005 | 707 | Нарушение осанки | 73 | 10 |
2005-2006 | 623 | Врожденная деформация грудной клетки | 12 | 2 |
2005-2006 | 623 | Нарушение слуха | 2 | 0,3 |
2005-2006 | 623 | Плоскостопие | 58 | 9 |
2005-2006 | 623 | Спазм аккомодации | 12 | 2 |
2005-2006 | 623 | Миопия | 159 | 26 |
2003-2004 | 794 | Ожирение | 2 | 0,25 |
2003-2004 | 794 | ДЦП | 2 | 0,25 |
2005-2006 | 623 | Сколиоз | 102 | 16 |
2005-2006 | 623 | Нарушение осанки | 70 | 11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание запросов на выборку в базах данных
Цели практического занятия – познакомить учащихся с понятиями "запрос в БД", “запрос на выборку”, а также показать практическое применение запросов и научить создавать запросы на выборку информации в ...
Запросы к базе данных
конспект урока по теме "Запросы к базе данных"...
Презентация к уроку информатики «Объекты Базы Данных. Запросы»
Данная презентация состоит из разделов:Основные понятия (о запросах);Виды обработки данных;Создание запроса в режиме конструктора;Выполнение запроса;Примеры запросов на выборку;Пример запр...
Базы данных. СУБД MS Access: редактирование таблиц, создание форм и запросов (лабораторная работа 2)
Лабораторная работа "Редактирование таблиц, создание форм и запросов в СУБД MS Access" является второй в комплексе лабораторных работ по изучению указанного приложения и ознакомления учащихся 8-9...
Формирование простых запросов на выборку в базах данных
Конспект урока на тему "Формирование простых запросов на выборку в базах данных"...
Урок по теме: «Создание базы данных и запросов"
Цели урока:Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.Задачи урока:образовательные: закрепление теор...
Учебно - методическое пособие по информатике для учащихся 8 класса «Создание базы данных, запросов, форм, отчетов в Access».
Методическое пособие направленно на формирование общих представлений о возможностях системы по созданию таблиц в базе данных, запросов, разработке форм, созданию отчётов для учащ...