Программа экологического кружка
рабочая программа по экологии (7 класс) на тему

Карасёва Ирина Дмитриевна

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка. 

Программа кружка рассчитана на группу учащихся  7 класса, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:       

  • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
  • овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
  • воспитание понимания эстетической ценности природы;
  • развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
  • формирование положительного отношения к окружающему миру;
  • нравственное развитие личности, воспитание чувств;
  • научить учащихся пользоваться научной литературой;
  • научить любить природу, правильно её использовать;
  • раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
  • воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekologicheskogo_kruzhka.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Луганская средняя общеобразовательная школа I – III ступеней № 18

                                       

Рассмотрено и утверждено

на педагогическом совете

«___» __________ 2014 г.

Директор школы  _________ О.В. Гонтарь

                                                                   

ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

Программу составила

руководитель кружка Карасёва И.Д.

Пояснительная записка

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.  

Экология – это наука о нашем общем доме, в котором  живем все мы – и люди, и животные, и растения,  и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.

    Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и  отдыхается.

Программа кружка рассчитана на группу учащихся  7 класса, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:       

  • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
  • овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
  • воспитание понимания эстетической ценности природы;
  • развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
  • формирование положительного отношения к окружающему миру;
  • нравственное развитие личности, воспитание чувств;
  • научить учащихся пользоваться научной литературой;
  • научить любить природу, правильно её использовать;
  • раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
  • воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Основные направления работы по программе:

познавательно-исследовательское:

  • подготовка исследовательских проектов;

духовно-творческое:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • театрализованные представления;

просветительское:

  • проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;
  • изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
  • выпуск газеты «Экологический патруль»
  • выступления агитбригады перед учащимися школы;

природоохранное:

  • создание и уход за комнатными растениями, домашними животными;
  • изготовление скворечников и кормушек;
  • охрана птиц;
  • озеленение классных комнат;

туристско-оздоровительные:

  • разработка экологических тропинок;
  • экскурсии экологическими тропами;
  • День здоровья.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Режим занятий: 70 часов -  двухчасовые занятия раз в неделю. 

 Ожидаемый результат. В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:

  • познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
  • бережное отношение к природе;
  • творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
  • самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
  • духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.

К концу года учащиеся должны знать:

  • предмет изучения экологии, основные законы экологии;
  • связь между человеком и природой;
  • многообразие экологических групп комнатных растений;
  • основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
  • природу родного края;
  • связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь:

  • изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • осуществлять систематический уход за живыми организмами;
  • изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;
  • вести наблюдения в природе под руководством учителя;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • прокладывать маршрут экологической тропы;
  • уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
  • изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
  • участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.

Формы подведения итогов:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • листовки, буклеты, газеты;
  • тематические альбомы;
  • театрализация.

Ориентировочный тематический план

№ темы

Название раздела

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Экскурсии

Итого

Комплектование группы

2

Вступление

2

2

4

1

Взаимосвязи в природе

5

4

1

10

2

Природа в жизни человека

3

9

2

14

3

Уникальный мир живой природы

6

4

10

4

Охрана природы

1

19

20

5

«Зелёными» тропами

2

4

4

10

Всего часов

19

42

7

70

Вступление (4 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.

Практические занятия:

  1. Изучение календаря экологических дат
  2. Создание «Уголка природы»

Тема 1. Взаимосвязи в природе (10 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки

Практические занятия:

  1. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
  2. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

Экскурсии:

  1.  «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала

Тема 2. Природа в жизни человека (14 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах

Практические занятия:

  1. Оформление выставки «Наши маленькие друзья»
  2. Путешествие на родину комнатных растений
  3. Изучение растений классного зелёного уголка
  4. Составление памяток за растениями в классной комнате
  5. Составление цветочного календаря

Экскурсии:

        1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»

Тема 3. Уникальный мир живой природы (10 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.

Практические занятия:

  1. В гостях у Флоры
  2. В гостях у Фауны

Тема 4. Охрана природы (20 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта

Практические занятия:

  1. Кинолекторий  «Альтернативные источники энергии»
  2. Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!»
  3. Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес»
  4. Подготовка и проведение музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

Тема 6. «Зелёными» тропами (10 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы

Практические занятия:

  1. Составление экологической тропы нашей школы

Экскурсии:

  1. Экологическая тропа нашей школы
  2. День здоровья

Календарно-тематическое планирование

(70 часов; 2 часа в неделю)

Комплектование группы – 2 часа – 06. 10. 2014, 07. 10. 2014

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

ВСТУПЛЕНИЕ (4 часа)

1

Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка

1

13

2

Правила поведения в природе. Экологические знаки. Инструктаж по ТБ во время экскурсий

1

10

3

Практическое занятие. Изучение календаря экологических дат

1

14. 10

4

Практическое занятие. Оформление «Уголка природы»

1

20. 10

ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (10 часов)

5

Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени

1

21

6

Экскурсия. Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала

1

10

7

Народный календарь

1

27

8

Народные приметы, связанные с поведением живых организмов

1

   10

9

11 ноября – День энергосбережения

1

28

10

15 ноября – День вторичной переработки

1

  10

11

Практическое занятие. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

2

14. 11

 12                                                                                                                                                                                              

Практическое занятие. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

2

21. 11

ТЕМА 2. ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (14 часов)

13

30 ноября – Всемирных день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними

2

28

14

Практическое занятие. Оформление выставки «Наши маленькие друзья»

2

11

15

Практическое занятие. Путешествие на родину комнатных растений

2

05

16

Практическое занятие. Изучение растений классного зелёного уголка

2

12

17

Практическое занятие. Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате

2

12. 12

18

Цветы в легендах и мифах. Практическое занятие. Составление цветочного календаря

2

19. 12

19

Экскурсия. Зимующие птицы.

Акция «Накормим птиц!»

2

26. 12

ТЕМА 3. УНИКАЛЬНЫЙ МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (10 часов)

20

Живые барометры в растительном и животном мире. Растения – хищники, подушки, обереги

2

16. 01

21

Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия

2

23. 01

22

Ягоды и грибы. Основные правила сбора. Профилактика отравлений

2

30. 01

23

Практическое занятие. В гостях у Флоры

2

06

24

Практическое занятие. В гостях у Фауны

2

  02

ТЕМА 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ (20 часов)

25

Рациональное природопользование. Природные ресурсы. Практическое занятие. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»

2

13. 02

26

Практическое занятие. Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!»

2

20. 02

27

Практическое занятие. Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

2

27. 02

28

Практическое занятие. Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

2

06. 03

29

Практическое занятие. Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

2

13. 03

30

Практическое занятие. Театрализация экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

2

20. 03

31

Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

2

27. 03

32

Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

2

10. 04

33

Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

2

17. 04

34

Практическое занятие. Музыкально-литературная композиция «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

2

24. 04

ТЕМА 6. «ЗЕЛЁНЫМИ ТРОПАМИ» (10 часов)

35

Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления.

2

30. 04

36

Практическое занятие. Оформление паспорта экологической тропы

2

08. 05

37

Практическое занятие. Составление экологической тропы нашей школы

2

15. 05

38

Экскурсия. Экологическая тропа нашей школы

2

22. 05

39

Итоговое занятие.

Экскурсия. День здоровья

2

29. 05

Литература

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о  животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997.
  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 1998.
  3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных.  Ярославль: «Академия развития», 1997.
  4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 1995.
  5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
  6. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010. 
  7. Завьялова О.Г.  Азбука экологии.  М., 1997.
  8. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 1971 г.
  9. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
  10. Панарков М.А. Школьные походы в природу.  М.: «Просвещение», 2005.
  11. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
  12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г. 
  13. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф»,  2007.
  14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
  15. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.

Интернет-ресурсы

  1. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.

          http://ecoportal.su/

  1. Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html
  2. Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
  3. Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7
  4. Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
  5. Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
  6. «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического кружка "Росток"

Программа «Росток» имеет экологическую  направленность и разработана на основе программы «_Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2005 года выпуска – авторы ...

Программа экологического кружка.

Программа экологического кружка рассчитана на 2 года, по 108 часов в каждом ( 3 часа в неделю). Программа создана в основном для изучения экологической ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской обла...

Программа экологического кружка

Программа экологического кружка опробирована, показала отличные результаты...

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...

Программа экологического кружка

Программа дополнительного образования творческого объединения « Здоровье человека и окружающая среда» Возраст обучающихся: 10 - 16 лет.Программа рассчитана на 3 года обучения....

Программа экологического кружка "Наш дом -Земля"

Программа  направлена ра развитие экологического образования в школе....

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...