Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях
статья по литературе (8 класс)
Данная статья раскрывает способы и методы формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях посредством художественных произведений и учебного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tendentsii_formirovaniya_ekologicheskogo_mirovozzreniya.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Ахмадуллина Э.Ш.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Березкинская основная общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»,
с. Березка, Высокогорский район
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом, и для того чтобы обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями, в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. В самом общем виде можно сказать, что «экологическое мировоззрение» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологического мировоззрения личности должны стать экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Экологическое мировоззрение складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы);
– к себе как составной части природы (экология здоровья);
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе, наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, отсутствие нравственных ценностей, рост жестокости в детской среде, - это и многое другое служат показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры, взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, самоограничении, созидании. Это как раз то, на что мы, учителя, должны обратить внимание и то, что должно стать предметом преподавания. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно относится к природе, к своему здоровью. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в стране. Человека, наделенного экологическим мировоззрением, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В школьные годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим. Президентом России Путиным В.В. в 2002 году был подписан ФЗ-7 «Об охране окружающей среды». И одна из глав этого закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».
Как же всё это реализуется на уроках русского языка и литературы? В Федеральной образовательной Программе (ФОП) в каждом классе большое внимание уделяется работе с текстом. Здесь учителю открывается простор выбора отрывков из художественных произведений и публицистических статей, очерков, формирующих экологическое мировоззрение. Учащимся 5-6 классов можно дать тексты описательного характера. Визуальное знакомство со словесным описанием Ильменского заповедника, что в Челябинской области, Байкальского и Саяно-Шушенского заповедников дает неописуемые впечатления, что невольно появляется чувство ответственности за сохранение этой красоты и богатства.
При изучении морфологии и синтаксиса учитель также подбирает такие предложения, смысл которых обязует бережному отношению окружающей среды. Учащиеся готовят доклады, тексты публичных выступлений, призывающие к ответственному отношению к природе. При изучении имени числительного приводятся примеры в цифровом значении о пользе насекомых и зелёных насаждений, и наоборот, о вреде выбросов в атмосферу и водоёмы. Так, при изучении деепричастия нельзя не обратить внимание учащихся на стихотворение Р. Саути «Лодорский водопад», которое состоит из одних только деепричастий и передает неописуемое образное падение воды с высоты. Естественно, чувство наслаждения красотой одновременно обязывает овладению экологической культурой.
Задания итогового собеседования в 9 классе также подразумевают чтение текстов и составление монологической речи на экологические темы, и, следовательно, в процессе подготовки учащиеся часто обращаются к интернет -ресурсам в поисках информации.
Если затронуть экологию души, то к нам на помощь приходят художественные произведения классиков, пословицы и поговорки, которые несут высокую нравственность и воспитывают в детских душах человечность.
Важное значение приобретает экологическое образование во внеклассной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: экскурсии в природу, занятия в театральном кружке, где пропагандируется здоровый образ жизни;
- участие в конкурсах сочинений на экологическую тему;
- экологические праздники и мероприятия (День Земли, День птиц, праздник урожая);
- практическая помощь природе – развешивание кормушек, скворечников, субботники.
Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся. Совместно с родительской общественностью в школе организуется акция «Бумаге – вторую жизнь».
Итак, формированию экологического мировоззрения способствует широкий спектр образовательного процесса и внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные тенденции формирования экологической культуры школьников
В настоящее время нетъемлемым компонентом общечеловеческой культуры является культура экологическая. то есть культура наших взаимоотношений с природой, стиль жизни. который должен стать нормой. ...
Формирование экологического сознания подрастающего поколения через природоохранную и исследовательскую деятельность
Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира.В. А. Сухомлинский(слайд1) Формирования экологичес...
Формирование экологического сознания воспитанников в условиях образовательного учреждения пансионного типа.
Работая по данному направлению мы стараемся раскрыть весь потанцеал воспитанников. Показать сверстникам, что защита экологии это наша основная задача, которая беспокоит нас уже в возврасте 14-15 лет....
Эссе. Формирование мировоззрения подрастающего поколения.
В работе рассматриваются возможности духовно-нравственного воспитания молодежи. Изучение этой темы является особенно важным, поскольку педагоги сталкиваются с целым рядом проблем....
Формирование экологии мировоззрения подрастающего поколения средствами музыкальной культуры
Статья, посвященная проблеме нравственного воспитания и внутренней культуры современной молодежи, адресована родителям учеников и представляет собой трансляцию собственного опыта в решении данной проб...
Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях.
Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях....
Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников
Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...