Общешкольный проект « Не забудьте птиц зимой!» ( для учащихся 5-8 классов)
методическая разработка по экологии
Тип проекта: информационно- практико- ориентированный
Вид проекта: групповой
Участники проекта: учащиеся 5 — 8 классов ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
Срок реализации проекта: декабрь 2013 г. — апрель 2014 г.
Цель: Оказание помощи зимующим птицам на территории Еврейской автономной области
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение учащихся к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц .
3. Научить учащихся правильно подкармливать зимующих птиц области
Актуальность проекта:
Задача учителей и родителей учащихся - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Ожидаемые результаты:
• Создание необходимых условий по формированию у учащихся целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой) .
• Развитие у учащихся любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekoproekt_ptitsy.doc | 42 КБ |
ptitsy_-zimoy_igrovaya_programma.doc | 27.5 КБ |
viktorina_-ptitsy.doc | 20 КБ |
-_listovka_no_1.doc | 96 КБ |
listovka_no_2.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект « Не забудьте птиц зимой!»
Автор проекта: Номоконова А.А., учитель биологии и географии
Тип проекта: информационно- практико- ориентированный
Вид проекта: групповой
Участники проекта: учащиеся 5 — 8 классов ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
Срок реализации проекта: декабрь 2013 г. — апрель 2014 г.
Цель: Оказание помощи зимующим птицам на территории Еврейской автономной области
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение учащихся к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц .
3. Научить учащихся правильно подкармливать зимующих птиц области
Актуальность проекта:
Задача учителей и родителей учащихся - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Ожидаемые результаты:
• Создание необходимых условий по формированию у учащихся целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой) .
• Развитие у учащихся любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
• Разработка мероприятий экологического проекта
II этап – основной (практический)
- Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний учащихся о зимующих птицах
- Заготовка корма для птиц
- Изготовление листовок «Покормите птиц зимой» для жителей ЕАО
- Организация птичьего кафе «Зернышко» на территории ул . Шолом -Алейхема (район Арбата и городском парке около памятника «Дружба»)
- Ведение дневников наблюдений (7-8 классы). Отбор лучших дневников наблюдений на областной конкурс
III этап-заключительный
- Обработка результатов по реализации проекта
- Презентация проекта и освещение опыта работы в журнале Центра «ЭКОВОЛНА» и в СМИ .
Комплексно - тематическое планирование
Мероприятие | Дата | Классы | Ответственные |
Линейка, посвященная областной акции «Покормите птиц зимой!» | 16.12.13 в 11.05 (после 3-го урока) | 5 -11 | Номоконова А.А. |
Изготовление листовок «Покормите птиц зимой» (на уроках биологии и географии) | 02.12.13 — 17.12.13 | 5, 7,8, 9 | Номоконова А.А. и учащиеся: Валинтелис И., Босяков Д.. Жулич В. |
Акция «Покормите птиц зимой!» и открытие птичьего кафе «Зернышко» | 18.12.13 | Волонтерский корпус | Номоконова А.А. и руководитель волонтерского корпуса Басова И.А. |
Фотовыставка «Зимние кружева» номинации: «У меня за окном» «Зимующие птицы города» | январь | 1-11 классы | Номоконова А.А. Басова И.А. |
Беседа «Синичка - невеличка» | январь | 5-7 классы | Кураторы 5 -7 классов |
Мастерская «Перышко» (выполнение птиц при помощи бумаги) | Январь - февраль | Участники кружка «Город мастеров» | Карепова Ю.Г.,руководитель кружка «Город мастеров» |
Викторина «Где обедал воробей?!» | Март | 5 — 10 классы | Номоконова А.А., учитель биологии |
Выставка мастерской «Перышко» | Март | Участники кружка «Город мастеров» | Карепова Ю.Г.,руководитель кружка «Город мастеров» |
День птиц | 1 апреля | 5 — 11 классы | Номоконова А.А. Басова И.А. Карепова Ю.Г. |
Предварительный просмотр:
Игровая программа «В зимнем лесу»
Проводится в рамках областной акции
«Покормите птиц зимой!»
Составила и провела: Номоконова А.А, учитель биологии и географии
Цель: расширить знания детей о зимующих птицах ЕАО.
Задачи:
1. Развивать у учащихся сообразительность, память, логическое мышление, умения и навыки.
2. Развивать эмоционально - нравственное отношение детей к окружающему миру.
Оборудование: Презентация «В зимнем лесу», распечатанные предложения, цветная бумага, клей, заготовки силуэтов птиц (снегирей,сорок)
Ведущий 1: Сегодня мы узнаем, кто из вас знает больше о птицах. Кто не слышал пение птиц? Кто никогда не наблюдал за полетом ласточек? Навряд ли мы встретим человека, который на эти вопросы ответит: «Я». Нельзя представить нашу планету без птиц. Они приносят много пользы. Но и о них нужно заботиться, порой и охранять от любителей охоты за птицами.
Ведущий 2: Ребята, к нам пришло письмо от Лесовичка, который пригласил нас на виртуальную прогулку по зимнему лесу и познакомиться с птицами, которые остаются зимовать на территории нашей области.
Ведущий 1: Первая остановка на зимней лесной тропинке «Кто сидит на ветке?»
1.Среди деревьев кузнецы куют.(Дятлы)
2. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
3.Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков и личинок.)
4.Днем слепа, ночью зряча, Мышей ловит, а не кот. (Сова)
5.Каждый год я к вам лечу — Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой ярко красный галстук мой. (Снегирь.)
6.Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях ночует,
Коноплю ворует. (Воробей.)
7.Платье серое надела, и к кормушке подлетела. Стала каркать: «Кар-кар-кар! Что за птичий тут базар? (Ворона)
Молодцы!Вы очень хорошо знаете птиц, которые никуда не улетаю зимовать, а остаются на территории ЕАО.
Ведущий 2:
А теперь – в путь!
Зима спешит, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться
Чтоб выдержать мороз.
А чтобы не замерзнуть в зимнем лесу на нашей зимней тропинке Лесовичок предлагает посетить остановку «Игра в прятки»
Ведущий 2: Ребята, на столе лежат распечатки с предложениями, в которых скрыты названия цветка и птиц. Найдите их!
Ведущий 1: Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. Но знайте в них спрятаны названия не только зимующих птиц, но и птиц, которые с первым теплом весеннего солнца прилетят на территорию РФ. Удачи вам, играя в прятки!
1. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока. (Ромашка, сорока.)
- А задачки-то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шуточки. (Шиповник, уточки.)
- Мы пойдем по тропинке мимо забора, а вы Пьер? (Мимоза, выпь.)
- Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и дома. (Ирис, пеночка.)
Ведущий 2: А теперь нас встречает остановка «По словесному портрету изобразите птицу эту». Интересно, что за птицу просит изобразит Лесовичок?
Ведущий 1: Сороку! И так внимание! Я зачитываю описание сороки, а вы изображаете ее поведение движениями. Начинаем!
Горделива, белобока важно прыгала сорока, (прыжки на двух ногах)
В зеркало гляделась, вокруг себя вертелась, (повороты туловища влево-вправо)
Увидала мошку, прыгнула к окошку (ладонь поднести ко лбу, посмотреть вдаль и подняться на носочки)
Крылышки расправила - ребяток позабавила, (руки на пояс)
Посмотрела влево, вправо, (повороты туловища в соответствующую сторону)
Наклонилась к ним лукаво (наклон вперед)
И задумавшись чуть-чуть (подпереть рукой щечку)
Захотела отдохнуть, (присесть)
Лапку правую поджала, (встать на левую ногу)
Крыло левое прижала, (согнуть в локте левую руку и прижать к туловищу)
Глазоньки закрыла, а потом открыла, (закрывание и открывание глаз)
Поскакала на другой и отправилась домой (подскоки на левой ноге).
Ведущий 1: А пока мы изображали сороку, то совсем не заметили как подошли к самой главной остановке на тропинке зимнего леса « Мастерская Лесовичка» (дети и учителя на этой остановке выполняют из бумаги птиц — сорок и снегирей под голоса птиц)
Ведущий 2: На этом наша виртуальная прогулка по зимнему лесу не закончилась. Ребята, вы же знаете, что птицам зимой очень голодно и мы вас просим помочь им. Это уже сделали многие наши ученики, которые открыли птичью столовую на улицах нашего города. Будет замечательно если вы с родителями сделаете кормушки для зимующих птиц и развесите у себя во дворе.
Ведущий 1: До новых встреч! До встреч на весенних тропиках леса!
Предварительный просмотр:
Викторина о птицах ЕАО
«Соседи по планете»
для учащихся 5 -8 классов
Составила: Номоконова А.А., учитель биологии и географии
Задание № 1: Птицы в загадках
- Простая буква я, ну что же?
Коль сорок раз меня повторишь,
Так сразу птицей стану я,
Всем вам известною,друзья.
- Сероспинный,красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
- Прошлым летом на лужку
В ямке вывелся, в пушку,
И обсохнуть не успел -
Комара и муху съел.
- Меня ты увидишь лишь в музее,
Крестьяне мной землю пахали всегда.
Но букву одну измени поскорее -
Я очень полезная птица тогда.
- Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает
В полях ночует,
Зерно ворует.
- Платье серое надела
И к кормушке подлетела.
Стала каркать: «Кар-кар-кар! Что за птичий тут базар?
- В воде купался,
Сухим остался.
- Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце.
- Днем спит,
Ночью летает.
Прохожих пугает.
- Не дровосек,
Не плотник,
а первый в лесу работник.
- Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. - Мать, отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду – чужим сбуду.
Задание №2: По словесному портрету догадайся кто же это!!!
- Удивительно красиво белоснежное оперение этой птицы. Весной, с наступлением брачного периода, на её спине вырастают и сохраняются до начала лета особые чудесные перья, напоминающие своеобразную кружевную накидку. Длинные пучки этих перьев. Колыхающиеся при малейшем колебании воздуха, называют эгретками. Перья этой птицы шли на украшение женской одежды и ценились очень высоко, но это привело к почти полному её истреблению. Сейчас охота на эту птицу запрещена. Назовите её.
- Основная пища этих птиц- насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причем из всех пернатых, только они клюют мохнатых гусениц, покрытых ядовитой шерстью. Натуралисты в старину отмечали, что глотка и желудок этих птиц изнутри покрыты мехом. Наблюдение верно, только «мех» этот не собственный. Это многочисленные волоски гусениц, которые впиваются в стенки желудка и глотки птицы. Время от времени они отрыгивают эту шерсть. О какой полезной для леса птицы идет речь?
Задание № 3: Какая птица?
- Какая птица может летать хвостом вперед?
- Какая птица выше всех летает?
- Какая птица в нашей стране самая маленькая?
- Какая птица в мире самая большая?
- Какая птица носит фамилию известного русского писателя?
- У какой птицы самый длинный язык?
- Какая птица имеет самый длинный хвост?
- Какую пользу приносят синицы?
- Когда гуси бывают особенно злыми?
- Дышит ли цыпленок в яйце?
Задание № 4: Продолжите примету
1. Сова кричит … 2. Синичка с утра начинает пищать...
3. Курица на одной ноге стоит … 4. Воробьи в пыли купаются ...
Предварительный просмотр:
Дорогие жители ЕАО!
Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят!
Памятка “Как подкармливать птиц”.
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
- Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир.
- Нельзя давать чёрный хлеб
Предварительный просмотр:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Зимой очень трудно птицам.
Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки.
Не забывайте подсыпать корм.
Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Птицы – наши друзья!
Памятка
“Как подкармливать птиц”.
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы учащихся над проектом по теме «Треугольник Паскаля» для учащихся 7- 9 классов
Разработка содержит дидактический и методический материал для учителя по работе над проектом с учащимися 7- 9 классов по темам "Биномиальные коэффициенты" и "Треугольник Паскаля"....
Проект "Как живется птицам зимой"
Данная работа является презентацией исследовательского проекта "Как живется птицам зимой"...
Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»
Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...
Учебно – методический проект «Формирование навыков математического моделирования у учащихся 5-6 классов»
Одной из важных задач курса обучения детей математике является овладение детьми моделированием. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий работа с моделями составляет обязатель...
Проект "Формирование негативного отношения к курению учащихся 5-9 классов"
Работа представляет способы борьбы с вредной привычкой и предлагает пути решения проблемы курения в подростковой среде.Материал данной работы может быть использован на классных часах, родительск...
Проект «Тьюторское сопровождение развития профессиональных горизонтов учащихся 8 «В» класса».
Для учащихся основной школы должно быть создано пространство выбора для самоопределения с целью конкретного видения своих профессиональных планов: кем быть, где продолжать обучение после 9 класса....
Социально-ориентированный проект «Как помочь птицам зимой» по предмету окружающий мир УМК "Школа России" 1 класс
Социально-ориентированный проект «Как помочь птицам зимой» по предмету окружающий мир УМК "Школа России" 1 класс включает конспекты трёх уроков: окружающий мир, технология, урок-экск...