Проектная деятельность учащихся в сфере экологии
статья по экологии (8 класс) на тему
Проектная деятельность учащихся в сфере экологии.
Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата. Основной целью проекта является направленное приобретение учащимися опыта организации собственной исследовательской деятельности. Обязательным участником проектной деятельности учащегося является педагог, которому принадлежит организующая и руководящая роль по организации проектной деятельности.
Проектная экологическая деятельность носит выраженную социальную направленность, особенно если разработаны рекомендации, ведущие к конкретному улучшению экологической обстановки.
Исследовательская деятельность по экологии имеет свои особенности:
проблемный характер и поисковую направленность
объективность и достоверность полученных результатов обеспечивается за счет систематических комплексных исследований данного объекта
экологические исследования это сочетание теоретических, практических знаний и экологической культуры
для экологических исследований легко создать мотивацию для учащихся, так как экологические проблемы лежат рядом и доступны обозрению всех
Основываясь на этом, я немного расскажу об исследованиях, которые проводятся в нашей школе:
1 Экологическое состояние парковых озер, земснарядов.
2 Экологическое состояние почв
3Экологическое состояние окружающей среды и его изменение при антропогенном воздействие (по уровню ассиметрии морфологических структур).
На основании исследований мы создаем проекты охраны окружающей среды, проекты озеленения школы и пришкольного участка.
Методики для проведения исследований мы берем из следующих учебников:
1.Пасечник В.В. Школьный практикум. М.: Дрофа,1998.
2.Попова Т.А. Экология в школе. М.:Сфера,2000
Экологическая проектная деятельность развивает экологическую культуру учащихся, влияет на выбор профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность учащихся в сфере экологии | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учащихся в сфере экологии
Сегодня практическая направленность является одним из ключевых принципов проектирования экологического образования. Приоритетом становится не степень осведомленности учащихся в экологической проблематике, а уровень экологической культуры молодых людей, который включает в себя как осознание своей ответственности за дальнейшую судьбу эволюции, так и поведение, действия способствующие решению проблем окружающей среды, ее устойчивому развитию, сохранению жизни на Земле.
Одним из инновационных направлений в экологическом образовании является метод проектов. Хотя данный метод имеет почти вековую историю существования, именно в последнее время, с точки зрения многих экспертов, он выдвигается в ряд ведущих методов. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата. Ярким примером проектных работ школьников могу быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками, по какой- то определенной теме.
Особенности проектной деятельности учащихся в сфере экологии.
Основной целью проекта является направленное приобретение учащимися опыта организации собственной исследовательской деятельности.
Обязательным участником проектной деятельности учащегося является педагог, которому принадлежит организующая и руководящая роль по организации проектной деятельности.
Проектная экологическая деятельность носит выраженную социальную направленность, особенно если разработаны рекомендации, ведущие к конкретному улучшению экологической обстановки.
Исследовательская деятельность по экологии имеет свои особенности:
проблемный характер и поисковую направленность
объективность и достоверность полученных результатов обеспечивается за счет систематических комплексных исследований данного объекта
экологические исследования это сочетание теоретических, практических знаний и экологической культуры
для экологических исследований легко создать мотивацию для учащихся, так как экологические проблемы лежат рядом и доступны обозрению всех
Направления проектной деятельности:
Проекты познавательные (чисто исследовательские).
Проекты практической направленности (включают систему рекомендаций).
Проекты коммуникативного характера (обмен информацией, передача информации).
Проекты комплексного характера
4. Основные этапы исследовательской деятельности по экологии
Подготовительный (литература, оборудование );
Экспериментальный (опыт, описание);
Камеральный (обработка данных);
Аналитический (выявление причинно-следственных связей);
Отчетный;
Информационный;
Практический (участие на конференциях, конкурсах, олимпиадах).
Основные направления экологических проектов.
Экология животных (выполняется на объектах животного мира).
Экология растений.
Почвенная экология.
Экология природных территорий.
Агроэкология.
Гидроэкология.
Промышленная и урбоэкология.
Химическая экология.
Экология человека и социальная экология.
Структура проекта
1.Введение.
1.1.Постановка проблемы (актуальность: теоретическая и практическая значимость).
1.2.Цели и задачи.
2.Материалы и методика.
2.1.Сроки исследования и объём собранного материала.
2.2.Методика проведения исследований (с обязательными ссылками на используемую традиционную методику).
3.Результаты и обсуждение.
3.1.Обзор литературы по проблеме.
4.Практические рекомендации.
5.Заключение (основные выводы по работе).
6.Литература (список используемой литературы)
Основными формами экологической работы в нашей школе являются:
групповая проектная деятельность (научно-исследовательские группы)
научно-практические школьные конференции
участие в олимпиадах
участие в районных и городских НОУ, конференциях
участие в областных научных конференциях
участие в Международном форуме « Великие реки»
городские конкурсы рисунков «Животные Красной книги»
городской конкурс лучший скворечник
экологические кружки
экологическая агитбригада
Основным объектом экологических исследований является экосистема, ее компоненты, а также процессы, в которых она участвует.
Основываясь на этом, я немного расскажу об исследованиях, которые проводятся в нашей школе:
1. Экологическое состояние парковых озер, земснарядов.
2. Экологическое состояние почв
3.Экологическое состояние окружающей среды и его изменение при антропогенном воздействие (по уровню ассиметрии морфологических структур).
На основании исследований мы создаем проекты охраны окружающей среды, проекты озеленения школы и пришкольного участка.
Методики для проведения исследований мы берем из следующих учебников:
1.Пасечник В.В. Школьный практикум. М.: Дрофа,1998.
2.Попова Т.А. Экология в школе. М.:Сфера,2005
Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе.
Экологическая проектная деятельность развивает экологическую культуру учащихся, влияет на выбор профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проектно-исследовательской деятельности учащихся в сфере дополнительного образования.
В данной статье размещен материал о учебном проектировании в дополнительном образоании. Сейчас активно говорят о введении в образовательный процесс инновационных технологий (ТРИЗ, ролевые игры, мозгов...
Развитие креативного мышления учащихся в сфере экологии на уроках технологии и биологии и во внеурочное время с целью максимальной реализации их индивидуальных творческих способностей
Использование различных форм обучения для формирования у обучающихся определенных знаний, умений и навыков к развитию творческих способностей в области экологии....
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"
Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и об...
Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...
Влияние проектной деятельности на мотивационную сферу учащихся
В презентации говорится о методе усиления мотивации учащихся, а именно, проектной деятельности...
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...