Развитие креативного мышления учащихся в сфере экологии на уроках технологии и биологии и во внеурочное время с целью максимальной реализации их индивидуальных творческих способностей
статья по технологии по теме

Абузарова Марина Сергеевна

Использование различных форм обучения для формирования у обучающихся определенных знаний, умений и навыков к развитию творческих способностей в области экологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ С ЦЕЛЬЮ МАКСИМАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Абузарова М.С., учитель технологии,

Рогачева А.С., учитель биологии

МБОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова» г. Братск

    Творчество - это психический процесс, который включает четыре фазы: подготовка - сознательная работа; созревание - бессознательная работа; вдохновение - переход от бессознательной к сознательной работе; развитие идеи - проверка истинности, окончательное оформление - сознательная работа.

   В основе развития творческого начала личности лежат следующие требования:

1.Выделение необходимых и достаточных условий для решения проблемы;

2. Развитие способности отбрасывать прошлый опыт, полученный при решении подобных задач;

3. Способность видеть многофункциональность вещи

4. Способность соединять противоположные вещи из различных областей знаний для решения проблемы;

5. Способность осознавать полярные идеи в данной области освобождаться от их влияния при решении конкретной проблемы.         Экономические, социальные, экологические изменения в России ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большого объёма знаний, интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию. Наиболее эффективно обучение, в условиях которого ученик сам становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать полученные знания.

   Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной школе. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является проектная деятельность школьников в сфере экологии.

   Экологизация — характерная черта современного школьного образования, его ответ на насущные потребности общества. Её итогом должно быть формирование у школьников этического отношения' к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма.

   В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, целью которого является «не только усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Однако из-за отсутствия специального предмета «Экология» в нашей школе, изучение основ экологии проводится на уроках технологии и биологии, а также на спецкурсах и факультативах: «Твои возможности человек», «Растения и животные в жизни человека» «Экология человека».

   Большое значение в формировании экологической культуры и знаний являются внеурочные мероприятия: предметные недели биологии и технологии, традиционный конкурс «Золотая осень», игра «День науки в школе», уборки школьной территории, акции «Накорми птиц», «Посади дерево», городской конкурс «Одежда из отходов», «Поделки из отходов», ежегодная городская выставка «Этот удивительный мир детства», Научно- практическая конференция «Технология - проект - исследование».

Учащиеся МБОУ «СОШ №9» имени М. И. Баркова ежегодно участвуют в городских олимпиадах по экологии. В традиционной городской экологической творческой олимпиаде для старшеклассников «Фабрика проектов» на базе Братского Государственного университета, при поддержке Администрации города Братска, Департамента образования, Отдела экологии и природопользования администрации города. В городском экологическом эрудиционе «Самый умный» на базе МОУ ДОД «Эколого-биологический центр». В городской научно-практической конференции «Природа: проблемы, поиск, решения». Ученики нашей школы являются победителями конкурса «100 классных проектов», проект на тему «Миссия выполнима» (или «Мы за чистый Братск!»). И в школе и на городских мероприятиях ученики защищают свои проекты. Выполнение школьных исследовательских проектов отвечает концепции профильного обучения. Поисковая работа над школьным проектом не только активизирует познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность но и способствует развитию интеграционных связей между школьными предметами. Работа над школьным исследовательским проектом принципиальна для приобретения навыков творческой деятельности, расширения общего кругозора.

    Таким образом, использование различных форм обучения формирует у учащихся определенную совокупность знаний, умений и навыков к развитию творческих способностей в области экологии.

   

  Литература:

1. Гуревич М.И., Сасова И.А., Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителей: Вентана-Графф, 2003. - 296с.

2. Балабанова В.В., Максимцева Т.А., Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Учитель, 2003 – 154с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии

Творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию....

Обобщение опыта по теме:«Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»

Ведущая педагогическая идеяВедущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной  исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в...

Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики

Из опыта работы Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики...

Развитие творческих способностей и креативного мышления учащихся в результате использования инновационных технологий

Обучение русскому языку и литературе по инновационным технологиям это организация учебного процесса по-новому, ориентированная на стремление учащихся к активной коммуникативной деятельности, к диалогу...

«Развитие креативного мышления во время урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета Технология».

В век, когда технологии быстро развиваются, общество претерпевает молниеносные изменения, нам необходимы люди, которые имеют креативный подход к любым вопросам, в том числе и в сфере образования. Люди...