Дополнительная образовательная программа кружок "Юный эколог"
рабочая программа по экологии на тему
Программа кружка предназначена для обучающихся средней школы. Занятия проводятся один разв неделю. Цель программы: формирование экологической культуры школьников в процессе кружковой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_ekolog.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Лыжа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖОК «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
(Для обучающихся 11-15 лет))
Составитель: педагог дополнительного образования Кияшева надежда Ивановна
с.. Усть-Лыжа
Пояснительная записка.
Проблемы экологии и охраны окружающей среды в целом по всеобщему признанию стали для человека самыми актуальными, после проблемы ядерной войны. Однако, поскольку ядерный конфликт оказывается невозможным без самоуничтожения человечества, то экологические проблемы становятся первыми в совершенном мире. Экологическое образование считается в мировой практике одной из важнейших мер преодоления экологической опасности, нависшей явной угрозой в XXI столетие над нашей планетой. Современный человек должен хорошо ориентироваться в вопросах экологии охраны окружающей природной среды.
И именно природе отводиться особая роль в формировании личности ребенка, потому что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. У детей рано появляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для них благодаря своему красочному, постоянно изменяющимся миру. К сожалению, в наших дни люди отдаляются от природы все дальше и дальше. Это отчуждение ведет к дефициту эмоций и чувств, что является основной причиной нервозов, психических заболеваний, депрессий алкоголизма и наркомании. По словам В.И. Вернадского, «люди действительно забыли, что физическая и духовная жизнь непрерывно связана с природой и человек есть часть природы».
Работая руководителем экологического кружка, я постоянно задаюсь животрепещущими насущными вопросами:
- Как лучше и правильнее организовать деятельность кружковцев по изучению окружающего мира, мира природы и человека?
- Как сделать эту деятельность творческой желанной и интересной для каждого ребенка?
- Как поддерживать и развивать его врожденный познавательный интерес, стремление проникнуть в сеть явлений, найти ответы на многочисленные «почему»?
- Как посредством естественного окружения, а именно природы, укрепить духовное и физическое здоровье ребенка?
Цель: углубление знаний учащихся в данных областях, формирование экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы предупреждения загрязнения.
- Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.
Воспитательные:
- Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Способствовать развитию у кружковцев ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой; мотивации украшать комнатными растениями квартиры и школьный интерьер.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии.
- Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести дискуссию.
Основные методы работы
Занятия проводятся один раз в неделю в школе. Большое внимание уделяется практике с использованием иллюстративного и природного материала. К практическим занятиям относятся выступления, участие в конкурсах, проведение всевозможных природоохранных мероприятий, изготовление поделок и листовок.
Возраст обучаемых 11–15 лет.
Тематический план.
Номер темы | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | виды практической деятельности | ||
1 | Введение | 3 | 3 | - |
2 | История возникновения и развития экологии | 2 | 2 | - |
3 | Голубая планета Земля. | 3 | 3 | - |
4 | Флора и фауна. | 13 | 9 | 4 |
5 | Вода: её свойства и значения | 3 | 3 | |
6 | Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. | 3 | 2 | 1 |
7 | Почва. Земные недра и их охрана | 4 | 3 | 1 |
8 | Международная деятельность в области охраны природы | 3 | 2 | 1 |
Итого | 34 | 9 |
Содержание учебного материала.
Введение. Что такое экология? Мир глазами эколога.
История возникновения и развития экологии. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.
Голубая планета Земля. Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.
Флора и фауна. Растительный и животный мир Республики коми. Красная книга Российской Федерации и Республики Коми.
Леса – легкие планеты. Лес: проблемы и перспективы. Лесное хозяйство России и Татарстана. Лесные пожары и борьба с ними. Значение леса в жизни человека. Охрана леса и рациональное использование его продуктов.
Экологическая акция «Скворечник»
Разработка и выполнение экологического проекта «Моё животное» (3 часа)
Вода: её свойства и значения. Состав и свойства воды. Классификация природных вод. Запасы воды на Земле. Водные ресурсы Российской Федерации и Республики Коми. Водопользование и водопотребление. Источники загрязнения воды.
Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. Состав атмосферы и потребности в кислороде на Земле. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле. Вопросы эксплуатации автотранспорта и борьба с вредными последствиями. Мероприятия по охране воздушной среды и их эффективность.
НРК: Практическое занятие «Выступление ребят с докладами о проблемах воздушной среды в России и Р.К.
Почва. Земные недра и их охрана. Почвы и её состав. Охрана и рациональное использование почв. Пестициды в почве. Ядохимикаты и фауна.
Экологическая акция «Дым весеннего костра»
Международная деятельность в области охраны природы. Международные организации охраны природы. Их структура и деятельность, печатные издания, акции.
Творческая работа «Плакат «Природа в опасности»
Практическая работа. Работа в интернет-сайтах международных экологических организаций.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Должны знать и уметь
- знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;
- уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
- знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
- уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;
- уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;
- знать представление о свойствах воды, воздуха, почвы и их значении в живом мире.
- знать основные международные организации охраны природы.
Список литературы
- Биология (газеты).
- Биология в школе (журналы).
- В.А. Суворова. Опыт экологической работы со школьниками. Волгоград: Учитель, 2009 -189с.
- В.В. Балабанова Т.А. Максимцева “ Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни”. Волгоград “ Учитель” 2001
- Г.А. Фадеева. Неделя экологии в школе Волгоград: Учитель, 2007-66с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Экология леса"
Целью программы является развитие познавательной активности, формирование экологической культуры и привитие обучающимся любви и бережного отношения к лесу и природе в целом. Курс призван внести ...
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"...
Дополнительная образовательная программа "Экология в городе"
Программа адресована обучающимся в возрасте от 13 до 17 лет с целью воспитания у них экологической культуры....
Дополнительная образовательная программа" Экология растений"
Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один года обучения, 39 часов,(один час в неделю).Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости измене...
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"
Предлагаю программа дополнительного образования эколого-биологического направления для учащихся 7-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС....
Дополнительная образовательная программа "Занимательная экология"
Дополнительная образовательная программа "Занимательная экология" разработана для учащихся начальной школы с целью изучения вопросов экологии, включая вопросы охраны природы родного края. Пр...
Дополнительная образовательная программа «Юный эколог»
Воспитание экологической культуры современных школьников - это веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поко...