Дополнительная образовательная программа "Экология леса"
материал по экологии
Целью программы является развитие познавательной активности, формирование экологической культуры и привитие обучающимся любви и бережного отношения к лесу и природе в целом. Курс призван внести вклад в формирование умения и навыков по изучению и охране лесных биоценозов. При этом учащиеся получат сведения о различных направлениях природоохранной деятельности: экологии, дендрологии, геоботанике. В процессе деятельности в выбранных направлениях им будут привиты навыки научно-исследовательской деятельности. Дополнительное экологическое образование существенно расширит кругозор и диапазон интересов учащихся и поможет в дальнейшем профессионально сориентироваться. Программой охвачены вопросы влияния антропогенных факторов на природные комплексы, охраны и рационального природопользования в условиях тотальной урбанизации окружающей среды. Вопросы эколого-просветительской направленности имеют непререкаемую актуальность для науки, как фундаментальной, так и практической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_lesa.docx | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Алагира
Программа факультативного курса
для учащихся 7 класса.
Автор:
Льянова Залина Казбековна.
учитель биологии МБОУ СОШ №2
2022 г.
Пояснительная записка.
Авторская дополнительная образовательная программа «Экология леса» предназначена для обучающихся 7-8 классов. На реализацию программы биологии предусмотрено 34 часа. Режим обучения: занятия проводятся 1 раз в неделю с группой 12 – 15 человек. Форма занятий: коллективные, групповые и индивидуальные занятия.
Новизна программы заключается в более глубоком изучении биологии и экологии леса и его обитателей. Непосредственная практическая работа проводится в заповеднике, парке или лесу. Отличительной особенностью программы является изучение природы в связи с традицией и культурой народа.
Актуальность данной программы связана с сокращением лесных угодий в Северной Осетии, необходимостью в восстановлении и сохранении лесных богатств района, республики, особо охраняемых природных территорий (СО госзаповедника , святая роща Хетага, пещера – источник и т. д ); огромном взаимовлиянии человека и леса; влияние леса на окружающую среду. Содержание программы имеет профориентационную направленность. Не престижность поступления в СК техникум лесного хозяйства, также, вызвала необходимость её составления и привлечения к её изучению.
Цель программы: развитие познавательного интереса к лесу; формирование экологических знаний и культуры; привитие учащимся правил природопользования, любви и бережного отношения к природе родного края, проводится ориентация на лесохозяйственные профессии. Изучение структуры и свойств биогеоценоза, основ лесоводства и лесоведения, антропогенного влияния человека на лес, методов защиты и охраны леса.
Задачи:
1 .Обучающие:
- Создать условия для выявления и самореализации творческих возможностей и потребностей детей.
- Совершенствование содержания непрерывного экологического образования
- Ознакомление обучающихся со структурой и характеристикой биоценоза, экологическими факторами среды и их связью с лесом,
- Приобщение к национальной культуре и традициям родного края
2. . Воспитательные:
- Вовлечение обучающихся учащихся в творческую, практическую деятельность по охране природы и защите леса, его природных ресурсов для изучения, сохранения и восстановления леса..
- Воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопониманию в коллективе, построению гармоничных, межличностных отношений.
- Формирование активной жизненной позиции.
- Воспитание отторжения вредных привычек.
3 . Развивающие
- Развивать и совершенствовать познавательную деятельность у обучающихся.
- Развивать творческие и организаторские способности
- Развивать навыки групповой работы
- Создать условия для развития познавательного интереса к культурному наследию
Северной Осетии и России.
- Формирование навыков практических знаний природопользованию и лесоразведению.
- Навыков поведения в лесу и бережного отношения к лесу
- Формировать элементы трудовой деятельности.
- Развивать и совершенствовать игровую деятельность.
Программа вносит вклад в формирование экологической культуры личности, формирует умения и навыки по изучению леса, охране леса. В дальнейшем обучающиеся могут более глубоко изучать различные направления природоохранительной работы, специализируясь по экологии, дендрологии, геоботанике, и могут проводить исследовательскую работу. Предусматриваются мероприятия по охране природы к каждому из разделов.
Обучающиеся знакомятся с основами: экологии леса , ботаники, дендрологии и почвоведения, лесными почвами, основными хвойными и лиственными породами. Взаимосвязью экологических факторов среды и леса, общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов, структурой и свойствами биогеоценоза, основами лесоводства, антропогенным влиянием человека на лес, защитой и охраной леса.
В содержание программы входят теоретические занятия и практические работы, общественно полезный труд, наблюдения в природе, методика исследовательской работы по тематике программы.
Большое внимание уделяется экскурсиям, походам, экспедициям с целью изучения природы своего края, знакомства с достижениями в области охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, прививая обучающимся методы исследования растений в естественных условиях, бережное отношение к природе. Научными основами программы являются исследования Г.Ф.Морозова, В.Н.Сукачева, В.И.Вернадского о лесе, биосфере.
Межпредметные связи реализуются при изучении курса.
Основные методы обучения
Словесные: рассказ, индивидуальная беседа, дискуссия, лекция.
Работа с книгой (энциклопедии, Красная книга, учебные пособия, определители).
Наглядные: различные типы иллюстраций, схем, натуральные объекты, таблицы и видеоматериалы.
Практические: упражнения, практические и лабораторные работы, экскурсии, наблюдения, эксперименты, измерения, взятие почвенных проб.
Эвристические: метод поиска, самостоятельная работа обучающихся. частично-поисковые и исследовательские.
Интерактивные: неигровые – дискуссия, проблемная лекция, анализ конкретных экологических ситуаций и т.д.; игровые.
Методы активизации, поддержания внимания и интереса у обучающихся на занятиях.
- Живой и яркий рассказ.
- Использование наглядных пособий.
- Положительный эмоциональный настрой обучающихся.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения определенных программой разделов юннаты
Должны знать:
- Каково значение леса в природе и для человека;
- Основы ботаники и дендрологии;
- Экологические факторы и их влияние на лес;
- Основные сведения о строении древесины и ее свойствах.
- Признаки появления и распространения вредных лесных насекомых и болезней леса.
Должны уметь:
- Определять лекарственные растения, породы деревьев, произрастающие в лесу;
- Определять деревья, подходящие в рубку по лесохозяйственным требованиям при проведении рубок ухода и санитарных рубок.
- Определять насекомых - вредителей леса.
Результаты работы должны быть оформлены в виде отчётов и исследовательских работ.
Формы подведения итогов
В течение года проводятся текущий, тематический и итоговый контроль знаний обучающихся. Текущий и тематический контроль знаний проводится в виде: конкурсов, брейн-рингов, тестов, кроссвордов. В конце года знания обучающихся определяются на итоговом занятии в форме конференции, выставки, викторины.
Итогом работы является научно-практическая конференция.
Учебно-тематический план.
№ | Темы | Всего часов | Теорет часть | Практ. часть |
Раздел 1. Лес в нашей жизни | ||||
Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | |
Основы экологии леса. | 1 | 1 | ||
Леса мира. Леса РСО-Алании. | 1 | 1 | ||
Значение леса. | 1 | 1 | ||
Методы изучения леса. | 2 | 1 | 1 | |
Мероприятие: «Осень золотая». | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Основы ботаники, почвоведения и дендрологии | ||||
Основы ботаники, | 2 | 1 | 1 | |
Лесные почвы. | 2 | 1 | 1 | |
Основные хвойные породы. | 1 | 1 | ||
Основные лиственные породы | 1 | 1 | ||
Основные травянистые растения. | 2 | 1 | 1 | |
Викторины, выставки, ролевые игры | 1 | 1 | ||
Раздел 3: Биогеоценология леса. | ||||
Биогеоценология леса. | 1 | 1 | ||
Экологические факторы среды и лес. | 2 | 1 | 1 | |
Абиотические факторы среды и лес. | 2 | 1 | 1 | |
Биотические факторы среды и лес. | 1 | 1 | ||
Основы лесной энтомологии. | 2 | 1 | 1 | |
Лесные звери и птицы. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 4 :Антропогенное влияние человека на лес. | ||||
Лес и человек | 1 | 1 | ||
Жемчужины природы - заповедные леса. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 5. Биосфера - глобальная экосистема. | ||||
Биосфера - глобальная экосистема. | 1 | 1 | ||
Основы защиты и охраны леса. | 2 | 1 | 1 | |
Итоговое мероприятие | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 20 | 14 |
Содержание программы .
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы, массовыми мероприятиями и общественно полезным трудом в области охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, в которых планируется участие. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1: Лес в нашей жизни.
Тема 1.Основы экологии леса.
Лес как один из элементов биосферы. Понятие о лесном биоценозе. Вклад В.Н.Сукачёва в исследовании леса. Лес, как открытая экосистема. Лес и лесная промышленность. Лесное хозяйство и его задачи.
Тема 2.Леса мира. Леса РСО-Алании.
Общая характеристика лесов мира. Лесопокрытая площадь на различных материках и различных странах. Сохранение тропических и экваториальных лесов. Лесной фонд России. Леса РСО-Алании. Общие сведения о лесных породах: хвойных, твердолиственных, мягколиственных, их характеристика, географическое распространение, биологические свойства и народнохозяйственное значение.
Тема. 3. Значение леса.
Лес как объект природы и хозяйственной деятельности. Средообразующая роль леса. Воздухоохранная роль леса. Экономическое значение леса. Значение леса для народного хозяйства страны; лес и урожай, лес и климат, лес и регулирование водного режима рек, озер, водохранилищ. Роль леса в равномерном распределении осадков, в сохранении влаги, в предохранении почв от водной и ветровой эрозии, в приумножении полезной фауны. Лес и охрана здоровья человека. Фитонциды. Эстетическое значение леса (лес в поэзии, музыке, живописи, литературе). Оборонное значение лесов.
Тема 4. Методы изучения леса.
Методы экологических исследований. Полевые и лабораторные методы изучения леса. Охрана природы и её задачи. Правила поведения в лесу.
Практическая работа: Проведение экскурсии с целью ознакомления с основными породами деревьев и кустарников своего края. Определение деревьев и кустарников. Работа с определителями и литературой. Пропаганда охраны лесов. Методика проведение исследовательских работ
Мероприятие: «Осень золотая».
Раздел 2. Основы ботаники, почвоведения и дендрологии.
Тема 5. Основы ботаники
Жизненные формы растений. Вегетативные и репродуктивные органы растений: корень, стебель, лист, цветок, плоды, семена; их характеристика, строение и функции. Особенности анатомического строения растений. Важнейшие физиологические процессы в жизни растений: почвенное питание, передвижение веществ, фотосинтез, дыхание, размножение, образование плодов и семян.
Практическая работа: Работа с гербариями, коллекциями, натурными образцами по изучению растений, вегетативных и репродуктивных органов.
Тема 6. Лесные почвы.
Понятие о почвах, их типах и строении. Свойства отдельных типов лесных почв.
Практическая работа: Определение физико – химического состава почвы, свойств и качества почвы.
Тема 7. Основные хвойные породы РСО-Алании.
Общие сведения о важнейших хвойных породах: сосна обыкновенная, ель обыкновенная, пихта сибирская, лиственница, сосна сибирская (кедр), можжевельник.
Тема 8. Основные лиственные породы РСО-Алании.
Общие сведения о важнейших лиственных породах: дубе черешчатом, буке лесном, ясене обыкновенном, грабе обыкновенном, березе повислой, ольхе черной и серой, тополе дрожащем (осине), вязе обыкновенном, липе мелколистной, клене и др.
Практическая работа: Изучение в парке, лесу или в лаборатории морфологии хвойных и лиственных пород. Ролевая игра – «Я - дерево».
Тема 9. Основные травянистые растения РСО-Алании.
Основные травянистые растения леса. Лекарственные травы. Растения, занесенные в Красную книгу России, РСО-Алании. Эндемики и реликтовые растения Кавказа.
Практическая работа: Определение растений. Работа с гербариями, определителями.
Раздел 3: Биогеоценология леса.
Тема 10.Биогеоценоз леса.
Биогеоценоз, экологическая система, растительное сообщество леса.
Структура биоценоза, экологические ниши. Характеристика биогеоценоза широколиственных лесов. Гомеостаз и смена биоценоза. Геоботаническое описание участка леса.
Тема 11.Экологические факторы среды.
Экологические факторы среды. Законы зависимости организмов от факторов среды. Действие факторов среды на лес. Основные пути приспособления организмов к среде. Основные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы жизни и приспособительные ритмы жизни.
Практическая работа: Экскурсии в природу с целью выяснения основных форм приспособления организмов к среде, основных сред жизни.
Тема 12. Абиотические факторы среды.
Свет, температура, вода, воздух, почва в жизни растений. Экологические группы растений и животных по отношению к воде, свету, разным свойствам почвы, теплу.
Лес и состав воздуха. Лес и ветер. Лес и свет. Регулирование световой обстановки в лесу.
Лес и тепло. Способность переносить крайности температур. Температурный режим под пологом леса и его регулирование
Лес и влага. Атмосферные осадки. Испарение осадков с поверхности почвы, почвенная влага. Запас воды в растениях леса. Транспирация леса. Роль леса во влагообороте.
Практическая работа: Проведение фенологических наблюдений. Экологические десанты в святую рощу Хетага, по берегам реки Ардон. Субботники по облагораживанию села, исторических памятников.
Тема 13.Биотические факторы среды и лес.
Жизненные формы организмов в лесных биоценозах. Характеристика биотических факторов среды: 1)Фитогенные - влияние растений
2) Микогенные - влияние грибов
3) Микробогенные - влияние различных бактерий, вирусов.
4) Зоогенные - влияние животных.
Значение насекомых в жизни леса. Значение птиц в жизни леса. Лес-среда обитания животных. Типы биотических связей.
Тема 14.Основы лесной энтомологии.
Место насекомых в системе животного мира. Строение насекомых. Размножение насекомых, фазы развития. Классификация и экология насекомых нашего края. Главнейшие виды вредителей леса. Понятие об экологии и этологии насекомых. Признаки плодов, семян, заражённые вредными насекомыми. Хвое - и листогрызущие стволовые проявления вредных насекомых. Полезные насекомые (энтомофаги). Насекомые, внесенные в Красную книгу Российской Федерации и РСО – Алании. Просмотр кинофильмов, диафильмов об охране биоценоза леса.
Практическая работа: Определение вредных и полезных насекомых по биологическим коллекциям, определительным таблицам и образцам типов повреждений, наносимых насекомыми древесным породам. Экскурсии с целью знакомства с весенними проявлениями насекомых. Обследование растений, растительных остатков, пней, почвы для выявления обитающих насекомых, составление учебных коллекций.
Тема 15. Лесные звери и птицы.
Охрана животного мира. Основы классификации животного мира.
Место птиц в системе животного мира. Особенности их строения. Основы классификации. Годовой жизненный цикл птиц. Насекомоядные, хищные птицы нашего края. Роль птиц в жизни леса. Охрана и привлечение птиц. Птицы, внесённые в Красную книгу России и Северной Осетии.
Место зверей в системе животного мира. Краткая характеристика строения и функции отдельных органов. Основы классификации. Годовой цикл млекопитающих. Обзор главнейших видов лесных зверей в жизни леса. Охрана зверей. Редкие и исчезающие виды животных Красной книги. Акклиматизация животных и ее значение. Промысловые звери и птицы. Народная промысловая экология.
Практические работы Подготовка к празднику «День птиц». Привлечение птиц искусственными гнездовьями.
Раздел 4 : Антропогенное влияние человека на лес.
Тема 16. Лес и человек.
Лес и искусство. Лес и здоровье человека. Лес и религия. Природа в культуре, традициях и верованиях осетин. Экономическое значение леса. Пищевые ресурсы леса и их запасы.
Тема 17. Жемчужины природы - заповедные леса.
Особо охраняемые природные территории. Северо-Осетинский государственный заповедник: его цели, задачи, результаты деятельности. Закон об охране природы в республике, мероприятия правительства. Участие России в международных организациях, занимающихся проблемами охраны природы. Создание заповедников как одна из форм сохранения природы для научных и хозяйственных целей. Принцип создания заповедников. Значение национальных парков, дендропарков, ботанических и зоологических садов.
Экскурсия в Северо – Осетинский государственный природный заповедник
Тема 20.Основы защиты и охраны леса.
Охрана растительного и животного мира леса.
Понятие «лесонарушение». Правовая охрана леса.Значение растений и животных в природе и жизни человека. Причины вымирания животных и исчезновения растений. Антропогенное воздействие человека на природу. Охрана животного мира. Красная книга. Значение вопросов охраны природы, охраны и защиты леса. Санитарная профилактика и меры по повышению устойчивости лесов Вредители и болезни леса. Методы защиты леса. Химические методы защиты леса. Биологические методы защиты леса от вредителей. Биоиндикация.
Практические работы. Экскурсии в природу.Ознакомление с представителями флоры и фауны родного края
Подготовка и участие в районном (Республиканском ) конкурсе юных экологов.
.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Бероев Б.М. По тропам родного края. Ир. 1986 г
- Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу. Пособие для учителей средней школы. М., Учпедгиз, 1978
- Зимняя И.А. Современная концепция воспитания. М. 1998 г.
- Лесной кодекс Российской Федерации.
- Мишенко О. Г. Практикум по экономике лесного хозяйства.- М.: 2003
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Яр. 2000г.
- Новиков И,В. 100 поделок из природных материалов. Яр. 2003 г.
- Олисаев В.А. Вагин В.С. Родник здоровья. Влад-з. 1995 г.
- Пасечник А.А. Экология 10 класс.
- Петров В.В. Растительный мир нашей родины. М. 1991 г.
- Попов К.П. Мир растений Северной Осетии. Ир. 1991 г.
- Попов К.П. Растительный мир РСО-Алания. Влад-з. 1994 г.
- Красная книга РСО-Алания. Влад-з. 1999 г.
- Хессайон Д.Г. Декоративные деревья и кустарники. 2001 г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Айларов С.П. Экология. 6-7 класс
- Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Ярославль. 1998 г. Беляева В.С. Василевская С.Г. Изучаем природу родного края. М. Просвещение. 1974 г.
- Браун В. Настольная книга любителя природы. Л. 1985 г.
- Былова А.М. Экология растений 6 класс
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М. Просвещение. 1994 г. Верзилин Н.М. Головкин Б.Н. Я познаю мир. Загадочные растения. Астрель. 2002 г.
- Попов К.П. Памятники природы Северной Осетии. Владикавказ Ир. 1984г.
- Я познаю мир. Детская энциклопед. экология. М. АСТ.
- Красная книга Северной Осетии. Орд-дзе. Ир. 1981 г.
- Красная книга РСО-Алания. Влад-з. 1999 г.
- Красная книга России. М. 1988 г.
- Олисаев В.А. Дары леса и их использование
- Олисаев В.А. Родник здоровья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.
Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...