Дополнительная образовательная программа" Экология растений"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
- Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один года обучения, 39 часов,
- (один час в неделю).
Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.
Опыт показывает, что экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково–исследовательская деятельность школьников. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они осознают значимость своей практической помощи природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_rasteniy.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием администрации Южноуральского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Дополнительная образовательная программа
«Экология растений »
Возрастной диапазон 12-13 лет
Срок реализации 1 год
Автор: Смолина Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
1 категории
Южноуральск
2011
Информационная карта программы
- Тип программы
адаптированный
- Образовательная область
естествознание
- Направленность деятельности
эколого -биологическая
- Способ освоения содержания образования
исследовательский, репродуктивный
- Уровень освоения содержания образования
углубленный
- Уровень реализации программы
основное образование
- Форма реализации программы
групповая
- Продолжительность реализации программы
одногодичная
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один года обучения, 39 часов,
(один час в неделю).
Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.
Опыт показывает, что экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково–исследовательская деятельность школьников. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они осознают значимость своей практической помощи природе.
Работая по программе, школьники получат материалы, позволяющие объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике.
Цель программы: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.
Задачи программы:1. Образовательные:
-вооружение учащихся знаниями о строении и жизнедеятельности растений, многообразие и значение растительного мира;
-стимулирование познавательной деятельности школьников, потребности в исследовании и охране растительного мира родного края;
-подготовка к практическому использованию знаний о растениях.
2. Воспитательные:
- воспитание инициативы, ответственности;
- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;
- привитие любви к родному краю.
3. Развивающие:
- формулировать проблему;
- разрабатывать и проводить эксперимент, исследования;
- делать выводы и предложения;
-претворять предложения в жизнь.
Данная программа составлена с учетом курса экологии, природоведения и биологии . Итоговая аттестация первого года обучения планируется в виде защиты проекта, исследовательской работы.
Виды деятельности учащихся.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Выращивание и уход за растениями;
- Наблюдение и постановка опытов;
- Исследования и эксперименты ;
- Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.
Формы итогового отчета.
- Сообщения о результатах своих наблюдений;
- Выставка рисунков;
- Викторины;
- Конкурсы;
- Оформление наглядных пособий;
- Защиты проекта, исследовательской работы.
Прогнозируемые результаты.
Реализация программы способствует развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира; об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Юные исследователи приобретут первые навыки в опытно-исследовательской работе.
Критерии эффективности курса.
Теоретическая часть.
- Умение пользоваться научно-популярной литературой;
- Знание основных понятий материала курса;
- Умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты;
- Знание правил техники безопасности при работе с острым инструментом и сельскохозяйственным инвентарем.
Практическая часть.
- Умение ухаживать за комнатными растениями ;
- Умение проводить опыты и наблюдения;
- Умение проводить исследования и на основании этого делать выводы;
- Умение изготовить наглядные пособия;
- Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Содержание программы обусловливает необходимость использования различных форм и методов обучения, гармоничного сочетания теоретических занятий: беседы с использованием иллюстративно-демонстрационного материала; проблемные лекции, дискуссии, дидактические игры, экскурсии-практикумы в природу, самостоятельные работы учащихся: фенологические наблюдения, опыты, исследовательские проекты, написание отчётов и др. Программы рассчитано на 39 часов и включает практические работы и экскурсии.
Программа объединения « Экология растений»
Тема 1. Вводное занятие (1 ч)
Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка. Выборы старосты.
Тема 2.Осень в природе. Значение растений в жизни человека (2 ч)
Экскурсия в лес; ознакомление с грунтовыми и комнатными декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения; беседа о значении зеленых насаждений в жизни человека, в народном хозяйстве нашей страны.
Тема 3.Осенние работы на участке. (4 ч)
Понятие о декоративных растениях; их группировка; разнообразие однолетних декоративных растений; их биологические особенности; способы выращивания.
Практические работы: Сбор и изучение строения семян однолетних декоративных растений; сбор листьев;
изготовление наглядных пособий: гербариев и коллекций семян однолетников.
Работа с книгой: выписка кратких сведений об однолетних растениях.
Тема 4 Почва и ее роль в жизни растений. (1ч)
Что представляет собой почва и для чего она нужна растениям. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Улучшение почв человеком.
Тема 5. Биологические особенности комнатных растений (4 ч)
Знакомство с комнатными растениями; значение комнатных растений; их группировка; биологические особенности. Практические работы. Знакомство с комнатными растениями; проведение паспортизации растений.
Работа, со справочной литературой по комнатному цветоводству.
Изготовление наглядных пособий: карты родины комнатных растений; проведение викторины по распознаванию комнатных растений
Тема 6. Уход за комнатными растениями (3 ч)
Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с его биологическими особенностями растений и временами года.
Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы. Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.
Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах.
Тема 7 . Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (3 ч)
Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей.
Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.
Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.
Тема 8. Зима в природе. Экскурсия. (3ч.)
Практические работы. Оценка состояния условий окружающей среды. Наблюдение за состоянием деревьев и кустарников в зимнее время. Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах, защищенных деревьями и кустарниками.
Тема 9. Семена однолетников и подготовка их к посеву (5 ч)
Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.
Практические работы: Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; стратификация; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.
Наблюдение за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий: коллекции семян однолетников.
Исследовательская работа: Влияние сока алоэ, гетероауксина и других химических препаратов на прорастание семени.
Тема 10. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка (6 ч)
Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.
Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки комнатных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.
Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.
Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию комнатных растений на питательных растворах.
Тема 11. Вегетативное размножение комнатных растений размножение черенками, листьями (5 ч)
Биологические обоснование размножения комнатных растений черенками; растения, размножающиеся черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков. Практические работы: Подготовка горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков, листьев; уход за посаженным материалом.
Наблюдения за укоренением черенков, листьев и их ростом, температурой, влажностью помещения.
Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками, листьями.
Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков.
Тема 12. Итоговое занятие. Защита проектов. (2ч.)
Учебно- тематический план .
Дата | Тема | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. Вводное занятие. | 1 | 1 | - | |
2. Осень в природе. Экскурсия в лес. | 2 | - | 2 | |
3. Осенние работы на пришкольном участке. Практическая работа 1: «Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях». Практическая работа 2: «Составление коллекции семян однолетних декоративных растений». Практическая работа 3: «Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно». | 4 | 1 | 3 | |
4. Почва и ее роль в жизни растений. | 1 | 1 | - | |
5.Биологические особенности комнатных растений. Практическая работа 4: «Ознакомление с комнатными растениями. Паспортизация.» | 4 | 1 | 3 | |
6. Уход за комнатными растениями. Практическая работа 5: «Уход за комнатными растениями, находящихся в кабинете биологии » | 3 | 1 | 2 | |
7 . Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними. Практическая работа 6: «Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми- вредителями » | 3 | 1 | 2 | |
Практическая работа 7 :« Оценка состояния условий окружающей среды» Практическая работа 8: «Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах, защищенных деревьями и кустарниками» Практическая работа 9: «Наблюдение за состоянием деревьев и кустарников в зимнее время» | 3 | 1 | 2 | |
9. Семена однолетников и подготовка их к посеву Практическая работа 10: «Подготовка семян к посеву» Исследовательская работа: « Влияние сока алоэ, гетероауксина и других химических препаратов на прорастание семени». Практическая работа 11: «Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение опытов». Практическая работа 12: «Размножение комнатных растений семенами»
| 5 | 2 | 3 | |
10. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка. Практические работы 13-14: «Распознавание минеральных удобрений», « Проведение подкормок». | 6 | 1 | 5 | |
11. Вегетативное размножение комнатных растений размножение черенками, листьями Практическая работа 15: « Черенкование комнатных растений» Постановка опытов | 5 | 2 | 3 | |
12. Итоговое занятие . Защита проектов. | 2 | 2 | - | |
Итого : | 29 | 14 | 25 |
Литература
1. Былова А. М., ШоринаН. И. Экология растений М. Издательский центр «Вентана -Граф» 2002
2. Балдыш Г.М. Посев и всходы. – М.: Знание, 1983.
3. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1983.
4. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – Л.: Детская литература, 1974..
5.Джейн Куртьер Энциклопедия комнатного цветоводства М. Мой мир 2006
6. Д-р Д Хессайон Все о комнатных растениях М. Кладезь- Букс 2006
7. Жизнь растений:Т.1-4.-М,: Просвещение, 1974-1983.
8. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е.Аспиз.-М.: Педагогика,1986.
9. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т,Я,Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Дополнительная презентация "Комнатные растения", элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс
Дополнительная презентация к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс...
Дополнительная презентация "Декоративные растения в интерьере"к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс
Дополнительная презентация "Декоративные растения в интерьере" к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Удивительный мир растений»
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной программы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых...