Программа по эковоспитанию учащихся "Живи, Земля!"
методическая разработка по экологии по теме
Экологическое воспитание в настоящее время выступает в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Поэтому использование в педагогической деятельности программы по экологическому воспитанию учащихся "Живи, Земля!" очень актуально.
Целью данной программы является формирование экологической культуры учащихся.
Она рассчитана на 7 лет и ориентирована на учащихся 5-11 классов. Программа включает 3 блока: просветительский, познавательно-развлекательный и практический, что позволяет воздействоватьна все сферы личности школьника: интеллектуальную, эмоцианальную и волевую. В год планируется проведение 9 занятий (из расчёта 1 час в месяц), что позволит уделять достаточно времени экологическому воспитанию учащихся как приоритетному направлению и при этом создаст условия для работы в других областях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekovospitaniyu.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Если мы хотим изменить мир,
сначала предстоит изменить человека
систему его качеств и ценностей.
А. Печчеи
В настоящее время проблемы взаимодействия природы и общества приобретают всё большую остроту. Это связано с увеличением численности населения, ростом научно-технического прогресса, неразумным природопользованием. Человек необдуманно и безответственно изменяет природу, потребительски к ней относится, не учитывая экологические законы. Это поставило под угрозу жизнь людей и существование планеты в целом. Учёные предупреждают о том, что от экологической катастрофы человечество отделяют какие-то 30-40 лет. В связи с обострившейся экологической ситуацией XXI век наречён мировым сообществом «столетием окружающей среды». Это означает, что экологическая направленность будет определять и экономику, и образование, и культуру. В этом процессе воспитанию принадлежит главная роль. Ведь нынешнее состояние окружающей среды отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей, нельзя рассчитывать на позитивные отношения в экологии.
Очень важно сформировать экологическую культуру у детей. Ведь недалёк тот день, когда будущее окажется в их руках , и тогда от их истинных ценностей будет зависеть жизнь и будущее планеты. В воспитательном процессе роль семьи, школы, системы дошкольного образования особенна велика, т.к. их воспитательное воздействие длительно и целенаправленно, а также происходит в тот период жизни ребёнка, который отличается восприимчивостью ко всякого рода влияниям. Поэтому воспитание нравственного отношения детей и подростков к людям и к природе поможет внести большой вклад в решение экологических проблем.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется последовательно, поэтапно, из года в год. В младших классах учащиеся получают первоначальные представления о живой и неживой природе, о взаимосвязи живых организмов. В среднем и старшем звеньях на уроках биологии, в рамках региональных курсов «Экология растений», «Экология животных», «Экология человека» ребята углубляют и расширяют свои знания о природе. Однако результаты экологического воспитания не окажутся высокими, если учебная работа не будет сопровождаться внеучебной воспитательной работой, т.к. учебная работа формирует в основном экологическое сознание, а внеучебная воздействует на эмоционально-чувственную сферу и обладает широкими возможностями для организации практической деятельности в природе.
Предлагаемая долгосрочная программа по экологическому воспитанию школьников «Живи, Земля!» рассчитана на 7 лет и ориентирована на учащихся 5-11 классов. Она может быть использована в работе классными руководителями, воспитателями групп продлённого дня, руководителями творческих объединений.
Целью данной программы является формирование экологической культуры учащихся.
Выдвигаются следующие задачи:
- рассмотреть ведущие идеи, основные понятия, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
-научить вести наблюдения в природе, выявлять взаимосвязи живых организмов с окружающей средой;
-совершенствовать умения и навыки учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности;
-способствовать формированию у школьников бережного и уважительного отношения к природе, а также стремления к активной деятельности по улучшению окружающей среды.
В год планируется проведение 9 занятий ( из расчета 1 час в месяц), что позволит уделить достаточно времени экологическому воспитанию учащихся как приоритетному направлению и при этом создаст условия для работы в других направлениях.
Программа включает 3 блока:
просветительский, познавательно-развлекательный и практический, что позволяет воздействовать на все сферы личности школьника: интеллектуальную, эмоциональную и волевую.
Занятия просветительского блока направлены на изучение экологических вопросов и способствуют формированию природоохранных навыков школьников. Познавательно-развлекательный блок вносит в воспитательную работу элемент занимательности, пробуждает интерес учащихся к экологии как науке, обеспечивает повышение активности ребят. Практический же блок позволяет учащимся творчески применять на практике полученные знания и умения, вследствие чего они приобретают качественно новый характер.
Продуманное сочетание мероприятий 3-х блоков создаёт благоприятные условия для развития у школьников познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной, художественно-эстетической, практической, творческой, и исследовательской деятельности.
Блок может включать традиционные и инновационные, групповые и индивидуальные, игровые, исследовательские и творческие формы работы.
Программа «Живи, Земля!» предусматривает проведение диагностики экологической воспитанности учащихся. Для этого в начале и конце года устанавливается уровень экологической культуры школьников. Он может быть высоким, достаточным, средним, недостаточным и низким. Определить уровень воспитанноси учащихся можно, используя методику педагога Бобылевой Л.Д (Бобылева, ). Эта методика основана на изучении деятельности, мотивов, интересов, знаний и чувств учащихся.
Программа «Живи,Земля!» гармонично дополняет учебный курс по биологии, что способствует лучшему усвоению учащимися школьного материала, расширению, углублению и закреплению экологичесих знаний, обеспечивает формирование культуры ребят в целом.
Содержание по возрастным категориям
5 класс
1 Просветительский блок (3часа)
1.1 Вводное занятие:
- природа живая и неживая;
- правила поведения в природе.
1.2 Праздник «Лес – наше богатство».
1.3 Путешествие на поезде «Здоровье»
Детям даётся задание подготовиться к викторинам; название викторины -название станции. Всего 8 станций:
- «Зелёная аптека».
- «Мойдодыр».
- «Кафе Робинзон».
- «Скорая помощь».
- «Спортивная».
- «Неболейка».
- «Вредные привычки».
- «Клуб закаливания».
2 Познавательно-развлекательный блок (3 часа)
2.1 Утренник «Белая берёза».
2.2 Игра-соревнование «Ботанический поезд»
2.3 Игры-загадки «Живая природа».
3 Практический блок (3 часа)
3.1Экскурсия «Осень в жизни растений»
3.2 Занятие-практикум:
- сбор природного материала (листьев, плодов, семян);
- озеленение кабинетов и рекреаций школы;
- уход за комнатными растениями;
- оформление фенологических наблюдений.
3.3 Экооперация «Родная природа»
6 класс
4 Просветительский блок (3 часа)
4.1 Вводное занятие.
4.2 Путешествие в страну «Лекарственные растения»:
- разнообразие лекарственных растений и области их применения;
- правила сбора и хранения лекарственных растений;
- биологические особенности некоторых лекарственных растений.
4.3 Праздник «День леса».
5 Познавательно-развлекательный блок ( 3 часа)
5.1Игра «Поле-чудес»: «Растения- рекордсмены»
5.2 Игры-загадки «Удивительные растения».
5.3Экологический турнир «Процветай, Земля!»
6 Практический блок (3 часа)
6.1Экскурсия «Весна в жизни растений».
6.2Урок «Эстафета любимых занятий»:
- демонстрация коллекций марок и открыток о природе;
- составление композиций из природного материала «Дары осени», «Зимний букет», «Весны очарованье».
- творчество юных поэтов и художников.
6.3Экологический десант «Защитим природу»:
- участие в озеленении классных комнат, рекреаций, учебно-опытного участка;
- работа по благоустройству пришкольной территории;
- уход за аквариумными рыбками.
7класс
7 Просветительский блок (3 часа)
7.1 Введение.
7.2 Зоолого-экологический хоккей «Мир вокруг нас».
7.3 Устный журнал «Рекорды природы»
8 Познавательно-развлекательный блок (3 часа)
8.1 Дидактическая игра «Цветок ромашки»
(на лепестках записываются задания: например, спеть песню о природе, о растениях, о животных, прочитать стих, скороговорку, расшифровать пословицу, отгадать загадку, изобразить поведение животных, угадать звуки природы и т.д.)
8.2 Викторина «Экологический светофор»
(о правилах поведения людей в природе)
8.3 Экологическая сказка «Без чистой воды и ни туда, ни сюда»
9 Практический блок (3 часа)
9.1Мастерская Самоделкина:
- изготовление кормушек, скворечников, гнездовий;
- изготовление поделок из природного материала.
9.2 Трудовой десант «Земляне»
- участие в подкормке птиц и зверей;
- работа по озеленению классных комнат и пришкольной территории;
- выпуск стенгазет «Красная книга-сигнал тревоги», «Люби свой край!», «Природа глазами детей», «Спешите спасти планету» и др.
- выпуск экологических плакатов, листовок, брошюр;
- работа по уходу за аквариумом;
- борьба с сорной растительностью на учебно-опытном участке.
9.3 Экорейд по микрорайону и городу.
8 класс
10 Просветительский блок (3 часа)
10.1 Вводное занятие.
10.2 Защита проектов:
А) «Влияние питания на здоровье человека»:
- экологическое качество продуктов;
- пищевые добавки: добро или зло;
- трансгенные продукты: за и против;
- способы приготовления продуктов;
- традиции в питании;
- диагностика уровня здоровья школьников.
Б) «Город и здоровье человека»:
- особенности городской среды;
- архитектура и экология;
- источники загрязнения среды в городе;
- заболеваемость городского и сельского населения в сравнительном плане;
- стрессы городского человека;
- болезни цивилизации.
10.3 Эрудит-аукцион «Берегите здоровье!»
11 Познавательно-развлекательный блок
11.1Урок-соревнование «Экология и мы».
11.2 Праздник «День леса»
11.3 Игра «Счастливый случай» по теме: «Питание. Пищеварение».
12 Практический блок (3 часа)
12.1 Акции «Подснежник», «Нет вредным привычкам!»
12.2 Защита проектов « Загрязнение воды и её очистка», «Изучение состояния городской среды», «Изучение экологического состояния пришкольной территории».
12.3 Трудовая операция «Природа – наш дом, и мы хозяева в нём»
9 класс
13 Просветительский блок (3 часа)
13.1Вводное занятие.
13.2 Урок –экоинформация «Глобальные проблемы человечества»:
- Демографическая ситуация в мире.
- Истощение природных ресурсов.
- Парниковый эффект.
- Выпадение кислотных дождей.
- Возникновение «озоновых дыр».
- Причины возникновения этих проблем и пути их решения.
- Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека.
13.3 Устный журнал «Экологический бумеранг».
14 Познавательно-развлекательный блок (3 часа)
14.1 Дидактическая игра «Биологический алфавит»
14.2 Турнир знатоков « Юные биологи и химики»
14.3 Экологическая олимпиада.
15 Практический блок (3 часа)
15.1 Экскурсия «Видовой состав растительности пришкольной территории».
15.2 Занятие-практикум:
- работа по благоустройству пришкольного участка;
- выявление источников загрязнения среды в микрорайоне школы;
- уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками;
- участие в фитодизайне кабинета биологии.
15.3 Урок-коллективный зачёт «В мире интересного»
10 класс
16 Просветительский блок (3 часа)
16.1 Вводное занятие.
16.2 Конференция «Вода вокруг нас»
16.3 Защита проектов «Изучение экологического состояния микрорайона МОУ СОШ №21», « Экология классных комнат МОУ СОШ №21», «Изучение шумового загрязнения в моём микрорайоне».
17 Познавательно-развлекательный блок (3 часа)
17.1 Экологическая олимпиада.
17.2 Урок-викторина «Устами природы».
17.3 Дидактическая игра-аукцион «Окружающая нас природа».
18 Практический блок (3 часа)
18.1 Операция «Трудовой десант»:
- изготовление цветочных композиций;
- изготовление стендов «За страницами учебника…», «Сохраним нашу планету», «Летопись природы родного края», «Мир заповедной природы»;
- выпуск экологического вестника «Моя планета», листовок «Пищевые добавки: добро или зло», «Правильное питание-залог здоровья», биллютений «Болезни века», «Б ой вредным привычкам» и др.
18.2 Урок-конкурс «Зелёный мир» (конкурс на лучшее озеленение классной комнаты).
18.3 Итоговое занятие.
11 класс
19 Просветительский блок ( 3 часа)
19.1 Вводное занятие.
19.2 Экологический суд: природа обвиняет человечество.
19.3 Защита рефератов «Лекарственные животные», «Изучение экологических факторов города Мичуринска».
20 Познавательно-развлекательный блок ( 3 часа)
20.1 Экологическая олимпиада.
20.2 Игра «Поле-чудес»: «Растения-рудознатцы».
20.3 Урок-экзамен «Экология и мы»
21 Практический блок (3 часа)
21.1 Акция «Чистый воздух»
21.2 Экодесант «не там чисто, где метут, а там, где не сорят.
21.3 Занятие-практикум: «Береги природу!»
- выпуск стенгазеты «География экологических ситуаций в России и за рубежом»;
- выпуск презентации «Живи, Земля!»;
- изготовление буклетов «Живи, Земля!», «Сохраним нашу планету» , «Тайны природы» и др.;
- выступление членов экологического отряда «Земляне».
Ожидаемые результаты:
- школьники овладеют методикой проектной и исследовательской деятельности;
- научатся пользоваться программами Microsoft Power Point, Word для оформления результатов научно-исследовательской деятельности в виде буклетов, презентаций, брошюр, листовок;
- приобретут навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой;
- учащиеся получат представления об основных источниках загрязнения окружающей среды, о мероприятиях, позволяющих снизить влияние загрязнений среды на здоровье человека;
- научатся составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учётом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;
- выработают умения ухаживать за комнатными растениями, проводить фенологические наблюдения;
- научатся использовать природный материал для создания различных композиций;
- овладеют навыками поведения в природе;
- осознают необходимость бережного использования природных ресурсов, охраны окружающей среды;
- узнают много нового и интересного о растениях, животных, о влиянии пищевых продуктов и вредных привычек на здоровье человека;
- научатся действовать в конкретной экологической ситуации, обсуждать результаты, делать выводы, анализировать природные явления в динамике, во взаимосвязи естественных процессов и антропогенного влияния;
- познакомятся с основами здоровосберегающих технологий и их использованием в процессе обучения.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения |
5 класс | |||
1 | Просветительский блок | 3 | |
1.1 | Вводное занятие | 1 | |
1.2 | Лес – наше богатство | 1 | праздник |
1.3 | Урок «Здоровье» | 1 | заочное путешествие |
2 | Познавательно-развлекательный блок | 3 | |
2.1 | Белая берёза | 1 | утренник |
2.2 | Ботанический поезд | 1 | игра-соревнование |
2.3 | Живая природа | 1 | игры-загадки |
3 | Практический блок | 3 | |
3.1 | Осень в жизни растений | 1 | экскурсия |
3.2 | Эстафета любимых занятий | 1 | практикум |
3.3 | Экооперация «Родная природа» | 1 | Практикум |
6 класс | |||
4 | Просветительский блок | 3 | |
4.1 | Вводное занятие. | 1 | |
4.2 | Лекарственные растения | 1 | Заочное путешествие |
4.3 | День леса | 1 | праздник |
5 | Познавательно-развлекательный блок | 3 | |
5.1 | Растения- рекордсмены | 1 | Игра «Поле-чудес» |
5.2 | Удивительные растения | 1 | Игры-загадки |
5.3 | Процветай, Земля! | 1 | Экотурнир |
6 | Практический блок | 3 | |
6.1 | Весна в жизни растений | 1 | Экскурсия |
6.2 | Урок «Эстафета любимых занятий» | 1 | Практикум |
6.3 | Защитим природу! | 1 | Экодесант |
7 класс | |||
7 | Просветительский блок | 3 | |
7.1 | Вводное занятие. | 1 | |
7.2 | Мир вокруг нас | 1 | Зоолого-экологический хоккей |
7.3 | Рекорды природы | 1 | Устный журнал |
8 | Познавательно-развлекательный блок | 3 | |
8.1 | Цветок ромашки | 1 | Дидактическая игра |
8.2 | Экологический светофор | 1 | Викторина |
8.3 | Без чистой воды и ни туда, ни сюда | 1 | Экологическая сказка |
9 | Практический блок | 3 | |
9.1 | Мастерская Самоделкина | 1 | Практикум |
9.2 | Трудовой десант «Земляне» | 1 | Практикум |
9.3 | Человек-друг природы | 1 | Экорейд |
8 класс | |||
10 | Просветительский блок | 3 | |
10.1 | Вводное занятие | 1 | |
10.2 | Влияние питания на здоровье человека | 1 | Защита проекта |
10.3 | Берегите здоровье! | 1 | Эрудит-аукцион |
11 | Познавательно-развлекательный блок | 3 | |
11.1 | Экология и мы | 1 | Урок-соревнование |
11.2 | День леса. | 1 | Праздник |
11.3 | Питание. Пищеварение | 1 | Игра «Счастливый случай» |
12 | Практический блок | 3 | |
12.1 | Нет вредным привычкам | 1 | Акция |
12.2 | Загрязнение воды и её очистка | 1 | Защита проекта |
12.3 | Природа - наш дом, и мы хозяева в нём | 1 | Трудовая операция |
9 класс | |||
13 | Просветительский блок | 3 | |
13.1 | Вводное занятие | 1 | лекция |
13.2 | Глобальные проблемы человечества | 1 | Урок –экоинформация |
13.3 | Экологический бумеранг | 1 | Устный журнал |
14 | Познавательно-развлекательный блок | 3 | |
14.1 | Биологический алфавит | 1 | Дидактическая игра |
14.2 | Юные биологи и химики | 1 | Турнир знатоков |
14.3 | Экологическая олимпиада. | 1 | Конкурс |
15 | Практический блок | 3 | |
15.1 | Видовой состав растительности пришкольной территории». | 1 | Экскурсия |
15.2 | Зелёная планета | 1 | Практикум |
15.3 | В мире интересного | 1 | Урок-зачёт |
10 класс | |||
16 | Просветительский блок | 3 | |
16.1 | Вводное занятие | 1 | лекция |
16.2 | Вода вокруг нас | 1 | Конференция |
16.3 | Изучение экологического состояния микрорайона школы | 1 | Защита проекта |
17 | Познавательно-развлекательный блок | 3 | |
17.1 | Экологическая олимпиада | 1 | Конкурс |
17.2 | Устами природы | 1 | Урок-викторина |
17.3 | Окружающая нас природа | 1 | аукцион |
18 | Практический блок | 3 | |
18.1 | Операция «Трудовой десант»: | 1 | Практикум |
18.2 | Зелёный мир | 1 | Урок-конкурс |
18.3 | Итоговое занятие. | 1 | Зачёт |
11 класс | |||
19 | Просветительский блок | 3 | |
19.1 | Вводное занятие. | 1 | лекция |
19.2 | Природа обвиняет человечество | 1 | Экологический суд |
19.3 | Изучение экологических факторов города Мичуринска». | 1 | Защита реферата |
20 | Познавательно-развлекательный блок | 3 | |
20.1 | Экологическая олимпиада. | 1 | Конкурс |
20.2 | Растения-рудознатцы | 1 | Игра «Поле-чудес |
20.3 | Экология и мы | 1 | Урок-экзамен |
21 | Практический блок | 3 | |
21.1 | Чистый воздух | 1 | Акция |
21.2 | Не там чисто, где метут, а там, где не сорят | 1 | Экодесант |
21.3 | Береги природу! | 1 | практикум |
Список литературы, рекомендуемый учителям:
1Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя 5-8 классы.- Ростов: Феникс, 2004.-С.320.
2Ашихмина Т.Я.Экологический мониторинг.- М.: Академический проект, 2005.-С.407.
3 Бобылева Л.Д, Мягких Т.П. Экологические игры в школе.- Мичуринск: 2002.-С.92.
4 Балобанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2002.-С.154.
5 Бобылева Л.Д, Петрищева Л.П и др. Неделя экологии в школе: учебное пособие по методике преподавания биологии.- Мичуринск: 2001.-С,110.
6 Бобылева Л.Д, Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеурочной работе: проблемы, теории и технологии.- Мичуринск: 2001.- С.80.
7 Буковский М.Е. Экологические олимпиады: подготовка, проведение, оценка.-Тамбов: 2006.-С.77.
8 Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. Волгоград: Издательство «Учитель»:2001.-С.158.
9 Кривошеева М.А, Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. –М.-Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март»:2005.-С.253.
10 Константинов В.М, Шубин А.О, Околелов А.Ю. Практикум по прикладной и региональной экологии. Мичуринск: МГПИ, 2004.- С.123.
11Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.- Волгоград: Издательство «Учитель»: 2007.-С.91.
12 Литвинова Л.С, Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.: 5 за знания, 2007.-С.207.
13Травникова В.В Биологические экскурсии: учебно-методическое пособие.-СПб.: «Паритет», 2002.- С.256.
Список литературы, рекомендуемый учащимся:
1Блинников В.И. Зоология с основами экологии.-М.: Просвещение, 1990, С.224.
2 Бацылев Е.Г, Благосклонов К.Н. Зоология.- М.: Высшая школа, 1985, С. 367.
3 Лаптев Ю.П. Растения от А до Я.- М.- Колос, С.351.
4 Мамедов Н.В, Суравегина И.Т. Экология: учебное пособие для 9-11 классов.-М.: «Школа-Пресс», 1996.
5 Сабунаев В. Занимательная зоология.- Ленинград: «Детская литература», 1976, С.301.
6 Патури. Растения - гениальные инженеры природы.- М.: Издательство «Прогресс», 1979, С.312.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Детского экологического театра "Земля - наш общий дом"
Дополнительная образовательная программа детского экологического театра «Земля – наш общий дом» соответствует художественно-экологическому направлению. Данная программа направлена на организацию деяте...
Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...
Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...
Игровая часть образовательной программы «Тайны, хранящиеся в земле»
Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Ульяновск 14-15 мая 2009 С.120-123 Школьное время – всегда продолжительная пора, перед педа...
Комплексная образовательная программа«Тайны, хранящиеся в земле»
Летом 2007 года научные сотрудники отдела археологии ГИММЗ совместно с Ульяновским областным Детским Экологическим Центром реализовали комплексную образовательную программу «Тайны, хранящиеся в земле»...
Программа предпрофильного курса «Пролетарская земля – мой родной край».
Я считаю, что одним из приоритетных направлений в предпрофильной подготовке обучающихся по географии является...
Рабочая программа элективного курса "История земли Иркутской"
Данный элективный курс познакомит с историческим развитием родного края....