Программа Детского экологического театра "Земля - наш общий дом"
рабочая программа по экологии (7 класс) по теме
Дополнительная образовательная программа детского экологического театра «Земля – наш общий дом» соответствует художественно-экологическому направлению. Данная программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности, через выступление ДЭТ перед разной аудиторией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
det_sosh_no_56_1_chast.ppt | 1.95 МБ |
det_sosh_no_56_2_chast.ppt | 1.66 МБ |
programma_detskogo_ekologicheskogo_teatra.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЭТ «Земля – наш общий дом»: создан в 2005 году руководитель коллектива - Мясникова Л.Ю. коллектив театра насчитывает 1 5 человек участник и призёр городских фестивалей ДЭТ 2006 и 2008 г. участник и призёр областного фестиваля ДЭТ 2008 г.
Мы сами рисуем декорации, подбираем реквизит, костюмы и конечно выступаем
Цели и задачи: развитие интереса у подрастающего поколения к экологическим проблемам; содействие формированию активной гражданской позиции в деле сохранения и бережного отношения к природе; пропагандистская деятельность.
в 2006 году коллектив участвовал в Х I городском фестивале экологических театров, посвящённом Международному Дню Земли и был награждён Дипломом III степени в номинации «За лучшую режиссуру»
в 2008 году коллектив участвовал в Х III городском фестивале детских театральных коллективов и получил диплом победителя в номинации «Раскрытие актуальных проблем защиты окружающей среды »
Подготовка и выступление на XIII городском фестивале ДЭТ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
22 апреля 2008 года состоялся областной фестиваль ДЭТ коллектив стал победителем в номинации «За лучший сценарий, отражающий проблемное состояние окружающей среды»
Награждение участников областного фестиваля.
Коллектив принимает активное участие в развитие интереса учащихся школы к экологическим проблемам. На протяжении 3-х лет, в рамках школьной научно-практической конференции « Futurum » и предметной неделе естественных наук, коллектив даёт представления перед учащимися школы.
В 2006 году коллектив выступал перед старшеклассниками с программой «Вредным привычкам – нет!»
Выступление на школьной конференции (2008) . Был показан спектакль «Озоновая история», посвященный проблеме озонового слоя Земли.
Выступление в рамках Дней науки и творчества (2009) Новый спектакль «ЧП в государстве Организм» посвящен значению химических элементов- металлов для нормальной жизнедеятельности организма человека.
Внимательные и благодарные зрители
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Автор образовательной
программы Мясникова Лариса Юрьевна
Образование высшее
Место работы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 56»
Должность учитель биологии и химии
Реализация программы 4 года
Эффективность и результаты:
- 2006 год коллектив участвовал в ХI городском фестивале экологических театров, посвящённом Международному Дню Земли и был награждён Дипломом III степени в номинации «За лучшую режиссуру»;
- 2008 год коллектив участвовал в ХIII городском фестивале детских театральных коллективов и получил диплом победителя в номинации «Раскрытие актуальных проблем защиты окружающей среды;
- 22 апреля 2008 года состоялся областной фестиваль ДЭТ, где коллектив стал победителем в номинации «За лучший сценарий, отражающий проблемное состояние окружающей среды»;
- Коллектив принимает активное участие в развитие интереса учащихся школы к экологическим проблемам.
- На протяжении 4-х лет, в рамках школьной научно-практической конференции «Futurum 56» и предметной неделе естественных наук, коллектив даёт представления перед учащимися школы и их родителями.
Комитет по образованию администрации г. Саратова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением иностранных языков № 56 »
Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 56»
« »______________2009 г.
М.Н. Радаева
Согласовано
ИО замдиректора по ВР
« »______________2009 г.
Г.С. Большакова
Дополнительная образовательная программа
детского экологического театра
«Земля – наш общий дом»
Программа рассчитана на детей 10 - 14 лет
Срок реализации 1год
Автор: Мясникова Лариса Юрьевна,
учитель химии высшей категории
Год разработки программы - 2005
Год корректировки программы - 2008
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа детского экологического театра «Земля – наш общий дом» соответствует художественно-экологическому направлению. Данная программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности, через выступление ДЭТ перед разной аудиторией.
Экологическое образование по данной программе предполагает воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде. В связи с этим, особую роль в школьном обучении приобретают программы дополнительного образования, в процессе которой закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром. В этом и состоит педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы ДЭТ «Земля – наш общий дом».
Школьникам среднего возраста свойственны не только высокая познавательная активность, направленная на изучение окружающего мира, интерес к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, но и желание реализовать свои творческие способности, поэтому целесообразно ввести в учебный процесс современной школы экологический театр.
Новизна данной программы заключается в соединении двух, казалось бы, абсолютно разных направлений, экологических проблем и театрализованного действия. Гармоничное соединение этих направлений как раз возможно при создании детского экологического театра. Экологический театр – синтез многих искусств (литературы, живописи, музыки, вокального искусства, искусства танца) и науки, изучающий природоохранную деятельность человека, его отношение ко всему живому. Это воспитание способствует приобщению школьников к искусству театрального мастерства, экологической направленности многостороннего художественно-творческого развития личности ребенка, расширению сферы его духовных потребностей, обобщению нравственно-эстетических представлений, знаний и навыков.
Мы приближаемся к тому моменту, когда планета не сможет обеспечить всех ее жителей чистым воздухом, водой, почвой. Жизнь на планете Земля станет невозможна. Шанс сохранить на планете жизнь пока есть. И он у нас в руках. Люди должны научиться бережно, относиться к богатствам планеты.
Данная программа направлена на формирование экологической ответственности, а экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. В этом и состоит актуальность данной дополнительной образовательной программы.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.
И особенно важно в данной образовательной программе, что наиболее наглядной, доступной и познавательной формой для воспитания у подрастающего поколения ответственного отношения к природе и являются театрализованные представления экологической направленности. Театрализованные мероприятия играют важную роль в экологическом воспитании школьников, благодаря их мощному воздействию на эмоциональную сферу ребенка.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы «Земля – наш общий дом» является ее форма реализации: экологическое воспитание школьников, через театральные постановки и актерское мастерство.
Цель программы:
формирование таких качеств как экологическая ответственность, познавательная и социальная активность в сфере отношения человека с окружающим миром и развитие творческих способностей учащихся в рамках ДЭТ «Земля – наш общий дом».
Задачи:
1. формировать экологическое мировоззрение, основанное на представлении о своем единстве с природой;
2. развивать стремление оздоровлять окружающую среду, внося посильный вклад в улучшение экологических условий жизни человека;
3. воспитывать экологическую культуру учащихся;
4. расширить творческие способности учащихся через развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
5. овладение навыками общения и коллективного творчества.
Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации и самовыражения.
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы
Для обучения принимаются учащиеся 10-14 лет, талантливые и любознательные, интересующиеся биологией, экологией, химией.
Оптимальное количество детей в группе 15 - 20 человек.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего 72 часа в год: 21 час – на теоретический материал по истории театра и знакомство с основными экологическими понятиями и проблемами современного общества; 51 час – на изготовление декораций, разыгрывание этюдов и импровизаций, репетиции спектаклей.
Форма и режим занятий
Форма занятий: индивидуальная, групповая и массовая. Такая форма занятий дает возможность использовать индивидуальный и дифференцированный подход, развивать навыки сотрудничества при работе в группе и умение работать в коллективе. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
Занятия должны проходить в просторном, светлом и регулярно проветриваемом помещении, где должно быть достаточно свободного пространства для проведения игр, тренировочных упражнений, репетиций. Учащиеся должны приходить в свободной и удобной одежде.
Основные этапы дополнительной образовательной программы ДЭТ «Земля – наш общий дом»:
1 этап – знакомство с основными экологическими терминами, понятиями, проблемами;
2 этап – ознакомление с основами театральной культуры;
3 этап – развитие свободы и пластики движений;
4 этап – развитие культуры и постановки техники речи;
5 этап – постановка спектаклей экологического содержания;
6 этап – отчетные выступления, участие в конкурсах и фестивалях экологического направления.
Ожидаемые результаты к концу обучения:
Обучающийся знает:
- правила безопасного поведения на сцене и обращения со сценическим оборудованием;
- важнейшие экологические понятия и экологические проблемы крупных городов;
- что такое театр;
- чем отличается театр от других видов искусств.
Имеет понятия:
- о глобальных экологических проблемах;
- о возможных путях решения экологических проблем;
- об элементарных технических средствах сцены;
- об оформлении сцены;
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
Умеет:
- направлять свою фантазию по заданному руслу;
- образно мыслить;
- концентрировать внимание;
- ощущать себя в сценическом пространстве.
Приобретают навыки:
- общения с партнером (одноклассниками);
- элементарного актёрского мастерства;
- образного восприятия окружающего мира;
- коллективного творчества.
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Формы подведения итогов
Подведением итогов реализации данной дополнительной образовательной программы является просветительская и природоохранная деятельность через театрализованные представления перед учащимися школы, их родителями, а также участие в экологических конкурсах, конференциях и фестивалях детских экологических театров.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | |
I раздел «Актуальные экологические проблемы современности» | |||
2 | Что изучает экология | 1 | |
3 | Важнейшие экологические понятия | 1 | |
4 | Экологические проблемы крупных городов | 1 | |
5 | Экология города Саратова | 1 | 1 |
6 | Глобальные экологические проблемы | 2 | |
7 | Возможные пути решения экологических проблем современности | 2 | 1 |
II раздел « Основы театральной культуры» | |||
8 | Театральный словарь | 4 | 2 |
9 | Вклад театрального искусства в формирование личности. | 1 | |
10 | Фантазия - источник творческой духовности человека. | 1 | 2 |
11 | Устройство зрительного зала и сцены | 1 | 2 |
12 | Оформление сцены. Декорации | 2 | 3 |
III раздел «Пластика движений» | |||
11 | Игры | 3 | |
12 | Пластические импровизации | 4 | |
13 | Работа с этюдами | 5 | |
IV раздел «Культура и техника речи» | |||
14 | Работа со скороговорками | 1 | 4 |
15 | Развитие правильного дыхания | 2 | 4 |
V раздел «Подготовка спектакля» | |||
16 | Распределение ролей и постановочные пробы | 2 | |
17 | Работа с текстом по ролям | 8 | |
18 | Изготовление декораций и костюмов | 4 | |
19 | Подбор и запись музыкальных композиций к спектаклю | 2 | |
20 | Репетиция всем составом | 3 | |
21 | Отчетное выступление | 1 |
Теория 21 час.
Практика 51 час.
Всего 72 часа.
Содержание дополнительной образовательной программы ДЭТ «Земля – наш общий дом»:
Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается в течение 1 года.
I раздел «Актуальные экологические проблемы современности»
- позволяет учащимся получить необходимые экологические знания;
- понять ответственность за сохранение естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, с которыми он прямо или косвенно связан и на которые оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности.
II раздел « Основы театральной культуры»
- призван познакомить учащихся с театром как видом искусства;
- дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности;
- включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание; участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
III раздел «Пластика движений»
- включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся;
- развитие свободы и выразительности телодвижений.
IV раздел «Культура и техника речи»
- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией;
- включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
V раздел «Подготовка спектакля»
- базируется на авторских сценариях;
- включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.
Организация занятий:
- групповая форма работы со всеми членами кружка;
- индивидуально-групповая форма на отдельных этапах работы над спектаклем;
- работа по группам – декораторов, костюмеров, музыкантов.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
Методические условия реализации программы:
№ п/п | Тема занятия | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Формы подведения итогов |
1 | Введение Правила поведения и техника безопасности | Беседа | Словесный метод | Собеседование |
I раздел «Актуальные экологические проблемы современности» | ||||
2 | Что изучает экология | Объяснение | Словесный метод | Тестирование |
3 | Важнейшие экологические понятия | Объяснение | Словесный метод | Тренинг |
4 | Экологические проблемы крупных городов | Просмотр видеоматериалов, дискуссия | Видеометод, словесный метод | Собеседование |
5 | Экология города Саратова | Экскурсия по Саратову | Наглядный метод | Викторина «Экологические проблемы родного города» |
6 | Глобальные экологические проблемы | Лекция с опорой на компьютерную презентацию | Словесный и наглядный методы | Тренинг |
7 | Возможные пути решения экологических проблем современности | Дискуссия | Словесный метод | Творческая работа |
II раздел « Основы театральной культуры» | ||||
8 | Театральный словарь | Объяснение | Словесный метод | Викторина по театральной терминологии |
9 | Вклад театрального искусства в формирование личности | Рассказ | Словесный метод | Собеседование |
10 | Фантазия – источник творческой духовности человека | Образное представление неодушевлённых предметов | Наглядный метод | Мини-конкурс на лучшее образное представление |
11 | Устройство зрительного зала и сцены | Экскурсия в ТЮЗ | Наглядный метод | Игра: «Что можно взять с собой в театр?» |
12 | Оформление сцены. Декорации | Лекция с опорой на компьютерную презентацию | Словесный и наглядный методы | Создание эскизов к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» |
III раздел «Пластика движений» | ||||
13 | Игры | Упражнение: «Муравей», «Кактус и ива», «Превращение комнаты» и др. | Практический метод | Конкурс «Самый лучший» |
14 | Пластические импровизации | Выполнение действий с воображаемыми предметами | Практический и наглядный методы | Мини-конкурс на лучшую пластическую импровизацию |
15 | Работа с этюдами | Этюды на повадки животных, эмоции человека и др. | Практический и наглядный методы | Мини-конкурс на лучший этюд |
IV раздел «Культура и техника речи» | ||||
16 | Работа со скороговоркам | Упражнение | Практический метод | Конкурс на лучшую скороговорку |
17 | Развитие правильного дыхания | Упражнение, игры со свечой, «мыльные пузыри» и др. | Практический метод | |
V раздел «Подготовка спектакля» | ||||
18 | Распределение ролей и постановочные пробы к отчетному спектаклю | Репетиция | Практический метод | Выступление на конкурсе |
19 | Работа с текстом по ролям | Упражнение, демонстрация | Практический и наглядные методы | |
20 | Изготовление декораций и костюмов | Мастерская | Практический метод | |
21 | Подбор и запись музыкальных композиций к спектаклю | Практический метод | ||
22 | Репетиция всем составом | Упражнение, демонстрация | Практический и наглядные методы | |
23 | Отчетное выступление | Конкурс | Словесный и наглядный методы |
Список литературы:
- А.А. Горлов. Жить в согласии с природой. – М., 2003
- А.А.Кияновский, С.Н. Санько «Школьный театр в начальной школе» М. Чистые пруды. 2007
- А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего возраста)», М, 2003.
- А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «Начала мудрости: 50 уроков о добрых качествах (сказки, пословицы, игры и творческие задания)», М, 2003.
- А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «600 творческих игр для больших и маленьких», М., 2004.
- В.С. Мурманцев, Н.В. Юшкин. Человек и природа. – М.: 2001
- Савинова Е.Е. и др. Программа курса «Азбука Гармонии» по духовно-нравственному воспитанию учащихся 1-4 классов //Сборник авторских программ по духовно-нравственному воспитанию: Выпуск 1, Пенза, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.
Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования....
Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.
Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования....
Реализация ФГОС на ступени начального общего образования. Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ
Программа ставит цели и задачи, описывает принципы оргнизации деятельности с учащимися, основные направления, содержание работы по формированию экологической культуры и ценностного отношения к ...
Программа детского экологического объединения "Юный эколог"
экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия н...
Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»
При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...
Программа детского летнего экологического лагеря "Зеленая планета"
Здесь вы найдете паспорт программы, пояснителную записку, основные программные мероприятия, план-график реализации программы и др. документацию....
Программа "Детский экологический театр"
Дополнительная общеобразовательная программа детского экологического театра соответствует естественно научному направлению. Данная программа направлена на организацию деятельности обучающихся по изуче...
Комментарии
Как раз то, что искала.
Как раз то, что искала. Надеюсь, вы не будете против того, что я воспользуюсь ею. С некоторыми изменениями, конечно. В пояснительной записке будет отражено ваше авторство. Спасибо! Вы молодчина!