Зимний сад как средство формирования экологической культуры личности
опыты и эксперименты (биология) по теме
Предварительный просмотр:
Зимний сад как средство формирования экологической культуры личности.
Зимний сад в нашей школе был создан в 2004 году летом. Надо сказать, что послужило мотивом к его созданию. К этому времени в школе сложилась система экологической работы: был разработан и активно проводился экологический практикум, создана экологическая тропа, закреплена за школой природная охраняемая территория – березовая роща в черте города, работали кружки и факультативы экологической направленности. Большая часть работы выпадала на летний период времени. Поэтому возникла необходимость создания структуры круглогодичной работы. Кроме того мне самой давно хотелось воспроизвести в школе настоящий фрагмент живой природы и создать обстановку, позволяющую получать заряд положительных эмоций. Появилось желание отойти от унылых стройных радов комнатных растений, выставленных в одинаковых горшочках на подоконниках школьных учебных кабинетов. Комнатные растения наши «зеленые друзья», они вселяют веру в свои силы, радуют наш глаз, напоминают нам о великолепии весны, теплом дыхания лета и золотой осени. Ласкают своими красками. Что может прекрасней комнаты, роскошно убранной цветами? Так возникла идея создания зимнего сада.
Члены Научного общества учащиеся (НОУ) вышли с предложением создания зимнего сада в администрацию школы. Директором идея была поддержана, было выделено помещение в 54 м² и работа началась.
Сначала занялись сбором комнатных растений. Большую часть взяли из кабинета биологии. Там, к этому времени, была создана большая коллекция. Много ребята приносили растений из дома, дарили учителя, покупали в магазине, дарили некоторые организации города.
Затем ребята занялись инвентаризацией и паспортизацией собранных растений. В первую очередь надо было определить растения и создать опознавательные этикетки с указанием видового названия на русском и латинском языках и условий их выращивания.
Вот тут то и пригодились знания в области морфологии и систематики. Полученные на уроках биологии. Вооружившись определителями комнатных растений и научно-популярными изданиями, мы начали эту непростую, но интересную и полезную работу. Когда большинство растений было определено, стало возможным составить из них сообщества. Было решено распределить растения по группам по частям света, на территории которых они произрастают в естественных условиях.
Растения были высажены в напольные контейнеры из монолитного железобетона с хорошо дренированным основанием. Но главная форма озеленения – цветочницы – стационарные или передвижные контейнеры разных размеров и форм, расставленные поодиночке или оригинально скомпонованные. Приобрели два флорариума для влаголюбивых растений. Ампельные растения поместили на металлических стойках.
Окна зимнего сада «выходят» на северо-восток, поэтому в осенне-зимний период сочетаем естественное освещение с искусственным.
В ходе паспортизации растений, изучения их потребности в воде и минеральном питании, свете собрали огромный материал видах растений. Сейчас в кабинете биологии 50 книг и журналов по комнатному цветоводству.
На сегодня в зимнем саду размещено 480 растений 123 видов. Коллекция постоянно обновляется и дополняется. В 2008 году выложили каменную горку с фонтанчиком в центре. Его периодически включаем для поддержания влажности воздуха и в эстетических целях во время экскурсий по саду.
Используется наш зимний сад, в первую очередь, для проведения уроков. Прежде всего, это уроки биологии т.к. растения являются отличным наглядным материалом для изучения разнообразия листьев и листорасположения (листовой мозаики), простых и сложных листьев, особенностей листьев разных экологических групп растений. Можно изучить и разнообразие стеблей: прямостоячие, стелящиеся, вьющиеся, цепляющиеся. Тут и видоизменения листьев, стеблей и корней, растения светолюбивые и теневыносливые, адаптации растений к разнообразным природным условиям. Проводим практические работы на уроках по вегетативному размножению растений, изучению цветков и т.д. Начальная школа проводит уроки в зимнем саду. Например 2 класс по теме «Какие бывают растения», 1 класс «Что растет на подоконниках», 3 класс «Размножение и развитие растений».
Идут уроки химии «Биологическая роль биогенных элементов» - 8 класс, географии «Пустыни и влажные тропические леса» - 6 класс.
Много лет на базе зимнего сада работает кружок «Растения в нашем доме» для учащихся 7-х классов. Создана программа кружка на 34 часа, 1 раз в неделю. Разделы программы:
- Уход за комнатными растениями
- Экология, происхождение, требования к условиям жизни растений зимнего сада
- Изучение приемов пересадки, подкормки, размножения комнатных растений
- Ознакомление с разными видами почвенных смесей и их приготовления
- Аранжировка цветов
- Растения в различных интерьерах
Я уже упоминала, что в школе существует добровольное творческое объединение старшеклассников – НОУ, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях науки, развивать свой интеллект и творческий потенциал, приобретать навыки научно-исследовательской работы. Одно из направлений этого общества клуб «Эколог» где ребята учатся работать с научной литературой, проводить исследования, создавать проекты, писать рефераты, выстраивать выступления перед аудиторией. Из числа этих ребят создана лекторская группа. Ими разработан и проводится ряд лекций. Например, «Комнатные растения в интерьере жилого помещения», «Обзорная экскурсия по зимнему саду», «Целительная сила растения», «Знакомьтесь – кактусы». Лекции читают ребята старшеклассники, учащиеся школы, адаптируя их для восприятия разновозрастными группами учащихся. У членов лекторской группы налажена связь с социумом. Они проводят экскурсии для детских садов, школы искусств, центра внешкольной работы, для родителей, членов Совета школы, для участников разного рода выборных компаний, т.к. школа является избирательным пунктом в городе.
Летом на базе зимнего сада работает экологический практикум. Ребята по итогам своей деятельности создают проекты исследовательских работ, которые представляют на различного рода конкурсах. Например, проекты «Биологические методы борьбы с вредителями комнатных растений», «Вырасти растение из семени», опыты «Влияние удаления увядших цветков на продолжительность цветения Пахистахиса желтого», «Влияние обработки черенков Эпифиллиума Акермана раствором эпина на их укоренение».
Наши проекты социально значимы, получили хорошую оценку. Сложился круг учеников, у которых наметились ступеньки личностного роста. Им интересно заниматься биолого-экологическими исследованиями. Эти дети так же участвуют в олимпиадах разного уровня.
Ребята, занятые в разных видах деятельности зимнего сада участвуют с удовольствием во внеклассных массовых мероприятиях. Таких как «Золотая осень», конкурсе осенних букетов, акции в защиту ели. В дне здоровья в начальной школе «Советы доктора Айболита», конкурс рисунков «Мой любимый комнатный цветок», в праздник широкой Масленицы проводится ярмарка и «Зимний сад» всегда представляет свою продукцию – посадочный материал разнообразных комнатных растений. Классные руководители проводят в зимнем саду классные часы, воспитывая чувство прекрасного. У отдельных ребят растения пробуждают творческие начинания (стихи, рассказы, сказки, фитодизайн). Собраны кружковцами материалы «Стихи и рассказы о зимнем саде», рисунки комнатных растений, выполненные учащимися 1-9 классов, фотоальбом комнатных растений, выставка работ учащихся «Фитодизайн».
Я считаю, что такая организация деятельности позволяет нам формировать экологическую культуру: прежде всего это
- знания на основе изучения природных объектов в течении всего года.
В свете введения федеральных новых стандартов (по которым работает начальная школа) важна предварительная работа, нам надо создать условия для формирования универсальных учебных действий:
- Личностных – формирование ценностных ориентиров, таких как здоровый образ жизни, вообще ценность самой жизни, ценности каждого живого существа, сохранении его, сохранении здоровья.
- Регулятивные – в ходе исследовательской. Опытнической работы ребята планируют свою деятельность, ставят эксперимент, оценивают и корректируют свою деятельность, приобретают навыки исследователя – натуралиста.
- Познавательные – приобретают общедеятельностные умения – выделение цели, поиск информации, структурирование знаний, строят речевые высказывания, выбирают способы решения проблемы, контроль и оценка результатов, передача содержания текста, анализируют, сравнивают, классифицируют.
- Коммуникативные – ребята приобретают умения работы в парах, группах, общение с окружающими, умение вести диалог, участие в дискуссии. Выполняя функции экскурсовод, ребята осваивают методику пропаганды знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуализация деятельностно-практического компонента процесса формирования экологической культуры личности школьника
Методическая статья с обобщением опыта экологического воспитания подростков...
Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные на уроках технологии,находят свое применен...
экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...
"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...
Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...
«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...
Школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся.
,Статья рассматривает школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся....