Внеклассное мероприятие "О великий и могучий русский язык!"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Цель : развивать интерес к урокам русского языка, воспитать уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения, культуры речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход мероприятия:
Учитель:
Уважаемые ребята, русский язык – богатый, мелодичный, великий язык.
А хорошо ли мы знаем его? Правильно ли говорим? Бережем ли свой язык?
Сегодня мы получим еще одну возможность погрузиться в наш язык, в его историю. А помогут нам в этом словари, энциклопедии и справочная литература
(дети делятся на группы, придумывают название, выбирают капитана)
Литература для учащихся:
- Занимательная грамматика русского языка.
- Лингвистические словари и справочники.
- Энциклопедии ( дети приносят самостоятельно)
1 задание. Ты и твое имя.
Имя у тебя одно
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.
(Каждая группа должна выбрать имя одного из участников и дать его полную характеристику: его значение и происхождение.)
2 задание. Слова, слова, слова…
Наша речь состоит из…(предложений, слов), а слова – из…(букв). Получите 4 буквы и придумайте из них слова. Запишите их на лист.
(о, т, р, с)
3 задание. Знатоки русского языка
Кто такие языковеды?
Сейчас вам предстоит найти информацию о лингвистах. Помогут в этом энциклопедические словари. В своих рассказах вы должны обязательно использовать данные слова и объяснить их связь с именами ученых.
1 группа: Ф. Фортунатов – русский язык
2 группа: В. Даль - сказки – словарь.
3 группа: М. Ломоносов – химия – русский язык.
4 группа: А. Шахматов – древнерусская литература – словарь.
4 задание. Знакомые иностранцы
Язык – явление развивающееся, одни слова уходят из общего употребления, образуются новые слова. Многие хорошо известные нам слова пришли из других языков. С ними не так-то легко справиться.
Определи род заимствованного слова и составь с ним словосочетание, чтобы род определялся.
(Каждая группа получает одинаковые слова – кофе, шампунь, салями, пони)
5 задание. Что? Где? Куда? Сколько?
1 группа: За тридевять земель. Это сколько?
2 группа: На кудыкину гору. Это куда?
3 группа: Не лыком шит. Лыко – это что?
Как называются эти выражения?
6 задание. В стране Фразеологии
Фразеология – очень интересный раздел языкознания. Фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной.
Вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов со словом голова, нос.
Объясните их значения одного из них.
7 задание. Веселая перемена.
1 группа: Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
2 группа: В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два)
3 группа: В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона)
8 задание. Устами младенца. Узнайте слово по фразеологизмам.
1 группа: Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно договориться; ее просит рваная обувь. (Каша)
2 группа: ЕЕ толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
3 группа: Они не цветут, а вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
Дополнительный вопрос:
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (Ветер).
9 задание. Художники.
За 5 минут нужно нарисовать:
1 группа: обложку книги о русском языке.
2 группа: знак, запрещающий грубую речь
3 группа: иллюстрацию к любому фразеологизму.
10 задание. С русского на русский.
В языке есть слова, ограниченные по употреблению. Одни устарели, другие огрубляют нашу речь. Что это за слова? (устаревшие, жаргонизмы) С такими словами вы сейчас встретитесь. Попробуйте перевести их на современный русский язык.
1 группа: Хелло, чуваки! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы можем клево оторваться на хате. (Привет, ребята! Мои родители сегодня уезжают на дачу, и мы можем отдохнуть у меня.)
2 группа: ланиты, очеса, уста, чело, душегрейка (щеки, глаза, губы, лоб, шубка).
3 группа: мокроступы, (калоши), мирооколица (атмосфера), себятник (эгоист), самоподымальщик (лифт).
Учитель:
Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием для защиты, но может и больно ранить.
Ученик:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Ученица:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Подведение итогов, награждение победителей.
МОУ «Мелеховская средняя общеобразовательная школа №1»
Цель занятия: развивать интерес к урокам русского
языка, воспитывать любовь и
уважение к родному языку,
формировать навыки речевого
общения, культуры речи.
Учитель: Анисимова Елена Валерьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "О великий и могучий русский язык!"
Главной задачей данного урока является формирование знаний о речевой культуре, умений правильно строить свою речь. Через различные формы и способы деятельности обучающиеся анализируют и сопоставляют я...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/28/picture-941762-1503920585.jpg)
Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса.
Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/13/picture-994619-1515831173.jpg)
Паспорт проекта «Великий и могучий русский язык»
. Проект реализуется на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа- интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении&r...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/27/picture-1019013-1522175503.jpg)
Сценарий праздника "Великий и могучий русский язык"
Сценарий праздника предназначен для проведения в коррекционной школе. Мероприятие способствует привлечению внимания учащихся к нарушению норм культуры речи, формирует навыки правильной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-978509-1511701547.jpg)
Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Великий и могучий русский язык!» (8 класс)
laquo;Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет». (К.Г.Паустовский)Цель: привить учащимся любовь к родному языку....