Методика презентаций в освоении дополнительной образовательной программы эколого - биологической направленности
методическая разработка на тему
Методика презинтаций в освоении образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsii_metodikazak.docx | 43.99 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы над методической разработкой.
- Выбор темы.
- Определение целей и задач.
- Оформление методической разработки по следующему плану.
- Пояснительная записка (определение, виды).
- Цели и задачи презентации в дополнительном образовании детей.
- Преимущества и недостатки мультимедийной презентации.
- Актуальность занятий с применением презентаций.
- Советы для создания презентации.
- План построения презентации.
- Необходимое оборудование для создания и проведения урока в форме презентации.
- Список используемой литературы.
Тема: Методика презентаций в освоении дополнительной образовательной программы эколого- биологической направленности.
Цели: Раскрыть актуальность проведения занятий с детьми с применением мультимедийных презентаций в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
- Расширить методы преподавания учебного материала
- Заинтересовать педагогов компьютерными технологиями
- Сформировать определенный уровень знаний
- Стимулировать творческий подход к работе
- Ознакомить педагогов с возможностями мультимедийных презентаций
- Агитировать педагогов применять в работе мультимедийные презентации
Пояснительная записка.
Презента́ция (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо, один из эффективных методов организации обучения на уроках.
Компьютерная презентация представляет собой набор слайдов (электронных страниц), последовательность показа которых может меняться в процессе демонстрации презентации, применяются для усиления наглядности, для более доступного объяснения сложного нового материала. При объяснении учитель может с помощью гиперссылки перейти к детализации информации, где использованная анимация может «оживить» процесс.
Презентация является мультимедийным документом; каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации (текст, таблицы, диаграммы, изображения, звук, видео), а также включать анимацию появления объектов на слайде и анимацию смены слайдов.
Презентации обычно используются при выступлениях на конференциях и семинарах, при объяснении нового материала на уроке, они могут выступать также в качестве самостоятельных электронных документов.
Презентации бывают:
«Краткая презентация» имеет ознакомительный характер, отличается особой чёткостью и лаконичностью, цель которой, заключается в формировании у детей представления о дальнейшей лекции или является преддверием к целому ряду уроков, объединённых одной темой, изложенной в презентации.
«Полная презентация» широко и образно раскрывает тему урока. Является полной версией урока с ввода в новую тему и заключительными выводами.
Презентации можно условно разделить на несколько видов.
1. «Видеокаталог» - простейший вариант презентации, дающий полную информацию о нескольких видах и свойствах предметов обучения. Например: по образовательной программе « Красная книга Республики Коми» презентация в виде «Видеокаталога» будет представлять собой фотографии животных, занесённых в красную книгу и краткое их описание. По сути, он заменяет обычный печатный каталог, с той лишь разницей, что видео каталог намного удобнее в обращении.
2. Технический видеофильм. Этот вид презентации представляет собой наглядное пособие. По сути это видеоурок по практической деятельности, по овладеванию какими либо новыми для детей навыками. Представленный в виде слайдов и включающий в себя поэтапное описание всех операций. Например: Пошаговая техника создания кормушки для птиц.
3. Презентационный фильм. Этот вид презентации предназначен для заочного знакомства с предметом изучения, его историей. Например: По теме «Красная Книга Республики Коми» в презентационном фильме будет показана Красная Книга, её исторические данные, её предназначение, краткое содержание и т.п.
Презентация может строиться в строгом соответствии с одним из видов или совмещать сразу все варианты. Это зависит от целей презентации и особенностей целевой аудитории.
Цели и задачи презентации в обучении детей.
Цель: Активизировать познавательную деятельность учащихся
Задачи:
- Расширить кругозор учащихся
- Формирование экологической грамотности
- Донести до учащихся новый для них материл
- Заинтересовать
- Сформировать определенный уровень знаний
- Сформировать и поддержать определенные образы и идеи
- Стимулировать работу мысли в требуемом направлении.
Преимущества:
- Использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
- Презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, карт
и быстрота, удобства их воспроизведения.
- Используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамических процессов.
- Проигрывание аудиофайлов.
- С помощью заголовков на каждом слайде можно дать возможность следить за ходом изложения материала.
- Осуществляется интеграция наук, раскрываются межпредметные связи.
- Одновременно содействованы графическая, текстовая, аудиовизуальная информация.
- Сэкономит время для другой деятельности на уроке, для использования других педагогических технологий. Можно использовать разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом.
Кроме дидактических преимуществ, компьютерные презентации обладают рядом достоинств: созданные на магнитных носителях модели, схемы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты могут компактно храниться в цифровом виде. Они не портятся, не занимают много места, свободно управляются в процессе демонстрации и, при необходимости, легко могут быть модифицированы.
Готовые презентации без особых усилий тиражируются и, следовательно, легко становятся предметом обмена.
Недостатки:
- Быстрая смена слайдов.
- Мелкий нечитаемый шрифт.
- При воспроизведении презентации через проектор необходимо затемнение помещения.
Актуальность проведения презентаций в учреждениях дополнительного образования детей.
Для педагогов: Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Целью дополнительного образования детей является расширение кругозора детей вне школьной программы или в дополнение к ней. Педагог вынужден находить такие средства и приемы, которые позволят сделать урок интересным и насыщенным, а самое главное, помогут вызвать интерес и при этом не переутомлять ребёнка. С появлением информационно-коммуникационных технологий в образовании можно решить эту проблему. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.
Для детей: Применение презентации состоит в том, чтобы превратить встречу учащегося и науки в праздник, в демонстрацию достижений, чтобы снять страх и напряжение ребенка перед учебой, способствовать открытию у него каких-то новых качеств, способностей, умений. ученики учатся думать, добывать знания, нестандартно мыслить, искать ответы на проблемные вопросы.
План построения презентации.
Разработку и последующую демонстрацию презентации можно, а чаще всего нужно, разбить на несколько этапов:
Постановка задачи
На этом этапе необходимо ответить на следующие вопросы:
1) Для какого мероприятия предназначена презентация, от этого зависит форма подачи материала, шрифтовое оформление, наличие или отсутствие звука, диаграмм :
- для проведения урока;
- для внеклассного мероприятия;
- выступление.
2) Тип урока, на котором используется презентация, от этого зависит сложность структурирования презентации, необходимость использования дополнительных возможностей Power Point :
- лекция;
- самостоятельная работа;
- эксперимент;
- контроль знаний.
3) В какой форме будет происходить демонстрация:
- управляемая докладчиком;
- автоматическая.
4) Как будет происходить демонстрация, от этого зависит масштаб элементов на слайдах, цветовые решения, яркость и контрастность презентации:
- на мониторе учительского компьютера;
- с помощью проектора;
- на экране телевизора;
- с помощью распечатанных слайдов;
Планирование презентации
- Отбор медиаматериала: текстовых, звуковых, графических файлов, web-страниц, содержащих нужный материал. При необходимости сканируются и обрабатываются в графическом редакторе выбранные изображения. В книгах, журналах, газетах подбирается текстовый материал.
- Полученный материал необходимо разделить на логически законченные блоки (разделы). Таким образом, мы получим содержание нашей презентации.
- Нужно решить, сколько слайдов будет содержаться в каждом разделе. Это зависит от объема материала.
- Определите порядок следования разделов в презентации. Структура вашего выступления тесным образом должна быть связана с разделами презентации.
- Определить возможные переходы.
- Не забудьте про чужие и ваши авторские права. Добавьте на первом (или последнем) большими (или маленькими) буквами вашу фамилию, имя, отчество, место работы и источники, откуда был заимствован используемый материал.
Некоторые технические особенности при создании презентации
Этап создания презентации характерен, прежде всего, тем, что необходимо за очень короткое время создать грамотный, с дизайнерской точки зрения, проект.
Несколько рекомендаций по оформлению презентаций:
- Вставить любой объект, который хранится как отдельный файл на диске, можно с помощью пункта Вставка
- Вставить отдельный фрагмент какого-нибудь файла можно открыв этот файл в соответствующей программе, выделив его и скопировав в буфер обмена (Редактирование/Копирование), а затем вставив на нужный слайд (Редактирование/Вставить).
- Фон слайдов можно установить с помощью пункта меню Сервис/Фон. Желательно, чтобы фон был одинаковым на всех слайдах, исключение можно сделать для титульного, последнего листа и содержания. Для того чтобы установить одинаковый фон, служит кнопка Применить для всех…
- Переходы между слайдами можно установить с помощью пункта меню Показ слайдов/Смена слайдов. Желательно, чтобы переходы были одинаковыми на всех слайдах (или чередовались два однотипных перехода). Для того чтобы установить одинаковые переходы, служит кнопка Применить для всех…
- Советуем обратить внимание на уже готовые цветовые схемы и оформление слайдов. При этом необходимо, чтобы презентация имела индивидуальные черты. Это не взаимоисключающие требования, этого можно добиться, добавляя свои элементы оформления или изменяя готовое оформление. Выбрать оформление и цветовую схему можно с помощью пункта меню Формат/Оформление слайда.
- Расположение объектов на слайде должно быть однотипным. Для этого лучше использовать готовые макеты страниц Формат/Разметка слайдов.
- Если вы используйте векторные изображения, импортированные из других графических форматов (WMF, EMF, CDR, CCX и др.), то преобразуйте его в рисунок Microsoft Office Рисунок станет выглядеть лучше, т.к. в Power Point встроены средства сглаживания изображения на экране.
- Разрешение картинок и фотографий может быть избыточным, что приведет к большому размеру презентации на диске и к уменьшению скорости работы. Уменьшите разрешение картинок и обрежьте их с помощью пункта Сжатие рисунков на панели Настройка изображения.
- Если вы используйте нестандартные шрифты, то сохраните их вместе с презентацией с помощью пункта меню Сервис/Параметры/Сохранение/Внедрить шрифты TrueType.
- Определите, как будут меняться слайды: автоматически и(или) по нажатию клавиш.
- Навигацию можно реализовать с помощью управляющих кнопок Автофигуры/Управляющие кнопки, хотя можно использовать в качестве кнопок любой объект слайда. Для этого надо выделить объект и настроить его действие с помощью пункта меню Показ слайдов/Настройка действия.
- Часто на всех слайдах присутствуют одинаковые объекты, например кнопка Дальше. Для того, чтобы быстро вносить изменения для таких объектов, их лучше расположить на Образце слайдов (Вид/образец слайдов).
- После того как презентация готова, сохраните её как демонстрацию Файл/Сохранить как…/Тип файла/Демонстрация PowerPoint. Это позволит сразу запустить презентацию в режиме демонстрации.
- Обратите внимание на механизмы управления презентацией. Решите, чем будет управляться презентация: мышью, клавиатурой или пультом. Иногда удобнее управлять клавиатурой:
N, ENTER, PAGE DOWN, СТРЕЛКА ВПРАВО, СТРЕЛКА ВНИЗ — показ следующего эффекта анимации или переход к следующему слайду;
P, PAGE UP, СТРЕЛКА ВЛЕВО, СТРЕЛКА ВВЕРХ — показ предыдущего эффекта анимации или переход к предыдущему слайду;
номер+ENTER — переход к слайду номер;
S или ПЛЮС — остановка или возобновление автоматического показа;
ESC, CTRL+BREAK или МИНУС — завершение показа слайдов.
Замечание: Для вызова списка всех элементов управления во время показа слайдов нажмите клавишу F1.
Советы для создания эффективной презентации.
Содержание | Содержание презентации должно быть четко структурировано: каждый новый слайд должен логически вытекать из предыдущего и одновременно подготавливать появление следующего. Лучший способ проверить, правильно ли построена презентация, — быстро прочитать только заголовки. Если после этого станет ясно, о чем презентация — значит, структура построена верно. |
Краткость. | После того как содержание презентации собрано, с ним следует аккуратно поработать, сократив его насколько возможно. Оптимальным объемом презентации считается 24 традиционных слайда, если презентация умещается в 16 слайдов — еще лучше, ну а 12 и менее слайдов — это то, что редко встречается и крепко запоминается. В среднем, один слайд - это 1,5 минуты выступления. |
Последовательность и единство оформления | Все однотипные элементы должны всегда быть в одном месте, если ребёнок знает, где ждать заголовок, а где график, он лучше схватывает суть дела. Заголовок – всегда в одном месте экрана. График – всегда в одном месте экрана. Однотипные подписи – одинакового цвета и размера. |
Текст |
Arial или Tahoma, способствует более быстрому пониманию смысла сообщения. Так же важен размер и цвет шрифта, наиболее лучшими в этой задаче будут крупный шрифт и контрастные цвета. Текст не должен сливаться с фоном слайдов. |
Видеоролик. | Презентация может включать в себя видеоролики. Важно, что бы они занимали положенное место в презентации. Например, ролик длиной в пять минут посередине просмотра слайдов надолго отвлечёт внимание детей. Ролики лучше вставлять не более минуты и строго ориентированные на подтему. Заключительный видеоролик может послужить подведением общего итога презентации и его лучше поставить в конце презентации. |
Анимация | В титульном и завершающем слайдах использование анимации нежелательно, так как это значительно перегружает восприятие зрителя и отвлекает от главных задач презентации. Анимации наподобие вращающихся заголовков, переворачивающихся слайдов, любые звуки - все это может сильно отвлекать слушателей. |
Цветовая гамма | Если презентация будет цветной, то следует избегать ярких, так называемых чистых тонов — алого, ярко–синего, зеленого, фиолетового (они режут глаз). Такие краски следует зарезервировать для выделения действительно ключевых моментов, а для рядовых изображений использовать пастельные тона и контрастные сочетания цветов шрифта и фона. |
Таблицы и диаграммы | Чтобы использовать в презентации графики, схемы и диаграммы, следует внимательно изучить их виды и оптимальные методы их применения. Гистограммы особенно полезны в том случае, если требуется сравнение информации. Круговая диаграмма предназначена для демонстрации процентных соотношений, сравнения количественных показателей. Линейная диаграмма, как и гистограмма, может быть использована для сравнительного анализа различных показателей в процентном, либо во временном соотношении. Точечные диаграммы лучше всего использовать при презентации научной идеи либо работы, например для демонстрации распределения физических величин. Лепестковая диаграмма может отражать достаточно сложные процессы и события, взаимодействие между ними. График может быть использован для иллюстрации практически любой информации, выражаемой в числах. Блок-схемы удобно использовать для отображения любой последовательности действий, иерархической зависимости, связи между процессами, структурных особенностей. Блок-схемы наглядны и зрелищны. Как вы могли заметить, диаграммы и блок-схемы обычно не подходят для размещения больших объемов текста, при больших объемах они теряют свою наглядность и уже не могут служить полноценным наглядным пособием для наилучшего представления и запоминания аудиторией информации. Поэтому, если в презентации в качестве наглядных пособий для отображения информации на плакатах или слайдах планируется использование диаграмм, графиков, блок-схем, то объем текста для них нужно ограничивать, оставляя лишь функциональные данные, которые легко могут быть восприняты аудиторией и отложатся в памяти. |
Грамотность | Проверяйте правописание! |
Проведения презентации |
|
Заключительный слайд | Заключительный слайд содержит благодарственную надпись за внимание. |
Необходимое оборудование для проведения урока с применением презентации:
- Компьютер с программой Power Point для создания презентации.
- Проектор, телевизор или монитор для воспроизведения презентации.
- Аудитория с достаточным количеством мест, оснащённая необходимым оборудованием.
Список использованной литературы и информационные сайты.
1.Алтынова Т. В., Юдина О. А. «Приглашаем на урок», Волгоград, «Учитель», 2008 г.
2.Захарова Е.Л. Методическая копилка «В ногу со временем», Чебоксары, 2008.
3.Кислицына Н.Г. Методическая копилка «В ногу со временем», Чебоксары, 2008.
4. http:// www.chrio/chebnet/com/wiki/.
5. http:// www.zavuch.info/ «ИКТ в начальной школе»
6. http:// www.21205 so3.edusite.ru/ Опыт работы учителя по применению ИКТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля"
Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля" рассчитана на детей 11-15 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе Авторской образовательной прогр...
Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года".
Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года" рассчитана на детей в возрасте 5-10 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе образовательной прогр...
Образовательная программа дополнительного образования детей эколого-биологического направления. «Юный эколог».
Учебная программа дополнительного образования...
Дополнительная общеобразовательная программа Эколого -биологической направленности «Эколог-исследователь»
Данная программа может быть востребован учителями биологии,географии,экологии и химиии....
Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности (кружок) «Юный географ-краевед»
Рабочая программа...
Дополнительная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Изучаем свой родной край»
Цель – создание условий для формирования убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к личному творческому участию в теоретических и практических делах сбер...
КРАТКОСРОЧНАЯ ( ЛЕТНЯЯ) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА эколого-биологической направленности «Юный эколог»
1. Пояснительная записка. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИПРОГРАММЫ- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;- Приказ Министерства пр...